Памятники. К ним не зарастет народная тропа?

Начну со слов великого пролетарского поэта Владимира Маяковского.
«… Если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно!».

Каждый может вместо словосочетания «звезды зажигают» подставить любое другое, и вся фраза наверняка всегда будет справедлива.
Я подставлю «ставят памятники», издалека прикоснувшись к теме, которая давно занимает.

Несколько лет назад, по моему мнению, где-то после проведения в Сочи олимпиады и после того, как отжали Крым у Украины, а может быть и раньше, началась реконструкция великого прошлого России, путем установки памятников деятелям, которые до этого не были на слуху в общественном поле, но были изрядно легендированы.

Кстати, к числу памятников можно отнести и  новодел – Храм Христа Спасителя, благодаря деятельности бывшего мэра Москвы Лужкова, вполне возможно ему подсказанной властью РФ, заново воссозданный на месте бассейна Москва.

Бассейн Москва был построен на руинах прежнего Храма, взорванного большевиками в 30 – е годы прошлого столетия в период борьбы с религией, со всеми религиозными конфессиями, и провозглашения новой коммунистической религии – марксизма-ленинизма.

Нет сомнений, что в каждом случае создание  и установку памятников вполне можно назвать коммерческими проектами.
 А сами памятники были всего лишь инструментом, как всегда с возможностью украсть какую-то часть бюджетных средств, как это было и ранее с десятью тысячью Дедов Морозов, продефилировавших по центральным улицам Москвы, с раскраской специально изготовленных деревянных скамеек и фанерных коров в натуральную величину.

Кстати, и с изготовлением и распространением гвардейских ленточек.
Идею с гвардейскими ленточками вполне можно признать идеологической диверсией и девальвацией изначального значения, поскольку  гвардейская лента имеет 200-летнюю историю и  с начала 19 века гвардейская перевязь в России служила своеобразной наградой  и визуальным обозначением  проявленной индивидуальной воинской доблести.

Можно еще припомнить и затраты, связанные с подготовкой и проведением парада в честь парада 7 ноября 1941 года.
Ведь, в каждом случае необходимо было вбросить в общественное публичное пространство некую идею, подключив к распространению этой идеи все ТВ – каналы.

Сразу становится ясно, откуда все исходит.
Затем, самое главное, необходимо было выделить деньги на воплощение в жизнь этой идеи – изготовление одежды для участников парада, повторяющей экипировку участников в 1941 году, восстановление или даже изготовление техники военных лет и т.д. 

Дальнейших рассуждений и не требуется, принимая во внимание упомянутую выше фразу В. Маяковского!

Распад Советского Союза привел к отказу от использования многих прежних идеологических установок, символов и лозунгов. По мнению властных структур, появилась необходимость создания новых российских символов. И на их основе создания нового прошлого России.

Можно сказать, что сегодня эпопея создания нового прошлого  уже завершена, если вдуматься в содержание многих выступлений президента РФ. В те же тезисы его речи на военном параде 9 мая 2019 года.

Подробный  анализ этой речи выполнил бывший советник президента Андрей Илларионов. Добавить нечего.
Квинтэссенция содержания этой речи может быть изложена всего одним предложением:
«Тысячелетняя история России говорит, что ее всегда хотели уничтожить, а во время войны 1941 – 1945 г. Россия в одиночку противостояла Гитлеру».

Согласиться с подобным утверждением, разумеется, более или менее грамотному человеку, невозможно.

Тем самым, возникла новая историческая реальность, новое,  изрядно перелицованное поношенное прошлое, рассчитанная, скорее всего, на поколение, родившееся и выросшее после издыхания и распада Советского Союза.
Не стану на этом останавливаться.

К сожалению, наблюдающаяся интеллектуальная деградация всех слоев населения России, занятого не столько собственным интеллектуальным развитием, сколько поисками путей выживания, привела к удивительным общественным мифам.

Как-то я увидел по зомбоящику, по-моему, лет 10 назад, как корреспондент бродит с микрофоном по Москве и задает разнообразным группам молодежи с разным уровнем образования  один и тот же вопрос: «За что Пушкин застрелил Лермонтова?».
Вы бы послушали эти ответы! Полная деградация!

Конструирование нового прошлого началось еще при Ельцине.
Вполне возможно, что его согласие с новым историческим трендом, внушенным ему кем-то из ближайшего окружения, показалось ему полезным для формирования новой общности населения нового государства, возникшего на руинах СССР - Российской Федерации, отказавшейся от прилагательного «социалистическая».

Нужны были новые визуальные символы, которых прежде не было.
Нужна была новая национальная идея!
Кому? Наверняка, такие люди были.
Смотрите на фразу В. Маяковского!

Не стану приводить слова академика Дмитрия Лихачева о том, что любая национальная идея, в конце концов, приводит к фашизму. Каждый сможет самостоятельно оценить, к чему привела национальная идея в одной христианской европейской стране в середине прошлого века.

Члены окружения Ельцина, в числе которых были историки и  гуманитарии, понимали, что без великого прошлого невозможно создать великую нацию.
Народа, убежденного в своем величии, но потерявшего ориентиры и идеалы после распада СССР. А на что опираться?

Вполне естественно, была выбрана опора на религию, на религиозную историю и символы. И не следует ссылаться на Конституцию РФ, в которой сказано, что религия отделена от государства. В эту статью вполне можно добавить слова «… не всякая», учитывая все, что мы наблюдаем сегодня!

В качестве такой опоры была выбрана Русская православная церковь (РПЦ), деятельность которой еле теплилась во времена советской власти и была, исходя из обстоятельств ее создания Сталиным 8 сентября 1943 года, подконтрольна сначала НКВД, а затем и КГБ.
Почему теплилась?

Потому, что она не решила тех задач, ради которых была придумана Сталиным, не сумела консолидировать русское население за границей для оказания материальной помощи воюющей с Германией страны.

Но сегодня роль РПЦ в жизни страны радикально изменилась! Как сказали бы сегодня, РПЦ – это не просто религиозный институт власти, но скорее госкорпорация.

Как вам уже не режущее сегодня слух словосочетание «православный коммунист», в свете последних событий в Грузинском парламенте, когда депутат от КПРФ Российской Госдумы, ранее уличенный в участии в войне против Грузии в Абхазии, расселся в кресле спикера парламента Грузии?

Не правда ли нонсенс, такое же, как и словосочетание, скажем, мусульманин – атеист!

Но возвращаюсь к памятникам.
После распада советского государства возникла волна избавления от символов этого государства и, прежде всего, от памятников вождям, революционерам и деятелям международного коммунистического движения. 

Ради справедливости следует упомянуть, что многие из этих памятников являются выдающимися произведениями монументального искусства и созданы знаменитыми скульпторами, являясь своеобразным художественным наследием этих мастеров.
А все эти памятники, вместе взятые, являются характеристикой прошедшей эпохи.

Надо признать весьма разумной и плодотворной идею сохранения этих памятников в одном месте, превратив место их хранения в своеобразный музей под открытым небом.
Идея создания такого музея  появилась в 1991 году, когда по решению властей в Москве были демонтированы многие из них.

Они были свезены в сквер у Центрального дома художников на Крымской набережной. И это место было названо  «Парком  искусств Музеон».
Понятно, что отношение к этим памятникам – символам эпохи двойственное.

С одной стороны – это произведения искусства, а с другой – это увековечение в камне откровенных мерзавцев, не побоюсь этого слова, людоедов, виновных большей частью в гибели огромной массы ни в чем не повинных людей.

Но если рассматривать марксизм – ленинизм как своеобразную религию тоталитарного государства под названием СССР, а все соответствующие признаки религии налицо, включая обрядность, то вполне можно утверждать, что это памятники религиозным деятелям – апологетам новой религии,  за 70 лет достигшей в Советском Союзе некоторого расцвета.

И сохранение их на прежних местах означало бы, что пришедшие к власти люди наплевали на память уничтоженных сограждан и, чего уж греха таить, своих предков!
Разумеется, нельзя исключить, что могли найтись люди, считавшие увековеченных в камне личностей героями, святыми новой пролетарской религии.
Поэтому, правительство Москвы поступило мудро, демонтировав почти все памятники, чтобы исключить раскол в обществе.

Почему почти?
Потому что до сих пор не уничтожен самый главный памятник – мавзолей Ленина.
И люди ходят смотреть на труп, которому скоро будет 100 лет.
Зачем? Чтобы понять, почему земля его не принимает?

А если труп Ленина захоронить в земле, то существование самого мавзолея, без его содержания теряет смысл. Надо признать, что здание мавзолея входит в привычный архитектурный облик Красной площади столицы, наравне с Кремлевской стеной, Спасской башней, зданиями  Исторического музея и ГУМа, Храмом Василия Блаженного.

Но легко понять, что рано или поздно, труп Ленина будет захоронен в земле, поскольку даже в современной России, не говоря даже о будущей России этот человек, стоявший у истоков страшнейшей диктатуры 20 века, давно не считается положительной личностью.
Поэтому существование мавзолея в качестве усыпальницы является просто пережитком прошлого.

Но как только труп Ленина окажется в земле, неизбежно встанет вопрос о сохранении кладбища позади мавзолея, в кремлевской стене.

Впрочем, наличие усыпальниц отнюдь не влияет на возможность использования Красной площади для разнообразных увеселительных  мероприятий. Своего рода эклектика.
Как в любимом мной фильме «Тот самый Мюнхгаузен» по сценарию Григория Горина  «Самый правдивый», давно разобранном на цитаты.
 
«Сначала намечались торжества, потом аресты. Решили совместить!»
В этом ключе вполне уместно применительно к площади сказать: «Сначала были усыпальницы, а теперь площадка для веселья, катков…»  Ну и так далее.

Как провидчески написал около 50 лет назад Игорь Губерман, разумеется поплатившийся за это в 70-е годы прошлого века отсидкой и проживанием в местах, не столь отдаленных:
«…Не будет никогда порядка в доме,
Где есть непохороненный мертвец!».
 
Но, как мы знаем, свято место пусто не бывает! Это я опять про памятники.
В нашем случае, это означает, что монументальное пространство Москвы следовало чем - то заполнить. И стали заполнять!
Памятниками личностям, опять же, с не вполне однозначно понимаемыми заслугами.

В связи с этим неизбежно возникает вопрос о принципах оценки заслуг этих личностей, с каких позиций это рассматривать.
В  День славянской письменности и культуры 24 мая 1992 года на Лубянском проезде в центре Москвы был открыт памятник Кириллу и Мефодию.

Кто это - Кирилл и Мефодий?
По одним данным – это греки, а по другим – два сирийских провославных монаха, Сирия в те времена была христианской страной, якобы направленные в 9 веке Константинопольским Патриархом в командировку в Моравию по просьбе тамошнего правителя с задачей придумать славянский алфавит для осуществления перевода святых книг христианства.

Но, как известно лингвистам, «славянского языка» не существует; есть группа, или семья славянских языков. Кирилл и Мефодий не могли сделать перевод на все славянские языки сразу, потому что эти языки требуют перевода между собой. Отметим это противоречие. Хотя это никоим образом не влияет на дальнейшие рассуждения!

Для ясности, Моравия – это сегодняшняя Чехия.
Понятно, что Моравия в те времена представляла государство, окруженное странами с развитой письменностью, пусть даже на латинице.

Итак, правитель Моравии связался с Константинопольским Патриархом, в то время представлявшим христианскую церковь греческого обряда.
Почему именно с ним, а не с тем, кто был несколько ближе, с тем же Папой Римским?

Надо думать, письмо к нему шло несколько месяцев.
И сразу же вопрос, а на каком, понятном обоим и правителю Моравии и Патриарху языке оно было написано?
Например, могло быть на греческом.

Но греческий язык явно не был ни письменным, ни разговорным языком Моравии. Ведь речь в письме шла об алфавите славян. Нужном позарез!
Может быть на латыни? 

И следующий вопрос: если они, эти ребята, могли вполне общаться, значит какая – никакая азбука уже была. Чего вдруг возник вопрос о создании славянской азбуки.
Кстати непонятно, для какого из славянских языков? Славянских племен в Европе было много.

И что, ближе, чем Сирия или Греция не было возможности найти поближе, в той же стране германских княжеств, какого- нибудь грамотного и культурного человека, для разработки символики нового  алфавита?

Или все до единого человека вокруг были заняты лишь военными разборками, приумножением контролируемых территорий?
Вопросы риторические.
Ладно, не будем придираться. В легенды можно верить, когда хочется!

Но возникает и еще один вопрос: какое отношение Кирилл и Мефодий, канонизированные как святые РПЦ, имеют отношение к России.
На землях, которые много веков спустя, станут Россией, они не бывали, даже проездом. Бизнес на этой земле не вели. Собственности и родственников здесь не имели.
Ах да!

Единственной причиной канонизации этих святых именно в российской церкви традиционно считается принадлежность России – наследнице Московии, к числу славянских государств. Поскольку якобы население Московии – это потомки восточных славян.

Однако давно доказано, что никаких восточных славян никогда не существовало. Это подробно разбирается в романе – исследовании Владимира Белинского «Страна «Моксель», в котором описаны результаты археологического исследования в конце 19 века на территории Российской Империи почти 8 000 могильников, среди которых ни одного славянского!

Существование на территориях Московского государства восточных славян – это миф, рожденный после переименования страны Московии в Руссию в 1721 году для придания Руссии древности.  Переименования Петром Первым, который сам имел татарское происхождение .

А истоком населения Московии являются языческие племена угро-финнов, тюркское население  Золотой Орды и булгары, сегодня называемые татарами.

Да и русский язык, несмотря на то, что он основан на болгарском церковнославянском языке, языке не разговорном, а канцелярском, можно отнести к категории славянских разговорных языков с очень большой натяжкой.
 
К тому же сегодня имеется большой, даже не большой, а огромный цикл работ по лексике болгарского  и  русского языков, выполненных С.Н. Колибабой.
Например, работа  «Обретение земли обетованной болгарами-тюрками»
 из которой  следует, что основой лексики обоих языков является лексика языка Библии – иврита! Рекомендую ознакомиться!

И подозрительно, что в Чехии, ради которой Кирилл и Мефодий выдержали непростое и длительное путешествие, они не канонизированы и их даже нет в мартирологе  памяти чехов.

Впрочем, как сказано выше, учитывая историю рождения РПЦ, можно сказать начатую 08.09.1943 г. с чистого листа осетином Иосифом Сталиным, придумавшим и название церкви, список святых РПЦ можно было им же наполнить любыми личностями.

Тем более, в уставе этой придуманной Сталиным религиозной организации, как сегодня сказали бы – госкорпорации, отсутствуют упоминания о том, что эта церковь является преемницей прежней Российской православной греко – кафолической церкви, фактически Сталиным уничтоженной. 

Не следует последние два абзаца  рассматривать как нападки на РПЦ. Это всего лишь констатация фактов.

А выбор Кирилла и Мефодия вполне можно признать удачным.
Красивая легенда!  Не звери, людей не убивали.
Были заняты вполне богоугодным делом просвещения народа, пусть далекой, но близкой по духу, как нас уверяют,  единоверной территории!

Следующий памятник был установлен 8 мая 1995 года на Манежной площади перед Историческим музеем.

Памятник  не вполне однозначной личности - Маршалу Жукову, на совести которого не один миллион загубленных жизней соплеменников. 

Про этот памятник мною написано эссе «Памятник Жукову. Эпитафия»,  о моем отношении к личности Жукова. Поэтому не стану концентрировать на нем свое и ваше внимание.

Следующим по значимости памятником в монументальном пространстве Москвы стал памятник Петру Первому (1672 - 1725), открытый  в сентябре 1997 года, высотой 98 метров.
Памятник Петру I в Москве – один из самых грандиозных монументов, воздвигнутых в столице в 20 веке.

Скульптуру критиковали за нарушение пропорций, несоответствие важным историческим деталям, неуместность в расположении в историческом центре.
Но самое главное – установка памятника Петру была  неоднозначно воспринята общественностью.

Почему?

Исключительно из – за отрицательных человеческих качеств Петра, о чем  написано – перенаписано.
Но и из-за его деятельности на троне, отбросившей развитие государства на несколько веков назад и уничтожившего все достижения своих предшественников по превращению державы в современное по тому времени государство.

Сразу вспоминается фраза, запущенная в общественное пространство не иначе как графом Алексеем Толстым, приглашенного Сталиным в СССР с целью написания литературного труда, посвященного превращению Петра в национального героя.

Фраза эта:  «Петр пробил окно в Европу».
Разумеется, как говорит история отечества, ничего он не пробил.
Да и незачем было это делать, поскольку его предшественники давно установили легко открывающуюся дверь в Европу, через которую уже шло взаимополезное общение в обоих направлениях.   

С подачи А. Толстого произошла своеобразная инверсия представлений о Петре – вместо отрицательного персонажа отечественной истории он превратился в национального героя.

Облик национального героя много лет закреплялся в сознании населения СССР не только  «правильными» публикациями, но и в целом не плохим фильмом, играть героев которого были приглашены известные и талантливые актеры.

А ведь именно Петр фактически превратил территорию державы в оккупированную,  со всеми признаками оккупации. Превратил население, даже не в крепостных, а рабов, вне зависимости от статуса в государственной иерархии и происхождения.

Впрочем, не стану дальше описывать прегрешения этого исторического персонажа. Об этом очень подробно написал А.А. Бушков в книге «Россия, которой не было -1».
Я же приведу всего лишь небольшую цитату, которая многое объясняет в отношении населения к личности самодержца.

«…Зато отрасли, либо сделанные «казенными», либо находившиеся под бдительным присмотром государства, постепенно хирели и чахли — металлургия, судостроение, домостроение…

Плюс ко всему — чудовищная милитаризация. В 1701 г. армия и флот поглощали три четверти доходов государства, в 1710-м — четыре пятых (78%), в 1724-м (когда никакой войны не было) — две трети.

Чтобы добывать деньги на военные забавы, Петр пошел по пути, от которого отказались его предшественники.
При Федоре и Софье жалованье тем, кто работал на государство, было повышено — Петр его не единожды урезал.
При Федоре и Софье снижались налоги — при Петре же…

Согласно сделанным еще до революции подсчетам (П. Н. Милюков), за время царствования Петра прямые и косвенные налоги возросли в пять с половиной раз, и эта цифра не учитывает еще огромную инфляцию.

Рассмотрим новые налоги, введенные Петром.
1. «Орленая» бумага (все официальные документы, от договоров по мелким сделкам до прошений в гос. учреждения должны были подаваться на гербовой бумаге)
2. Сбор на рождение (родился ребенок — плати).
3. Сбор на похороны (помер близкий — плати).
4. Сбор на заключение брака.
5. Сбор на составление завещания.
6. Налог на пшеницу.
7. Налог на свечи.
8. Налог с владельца лошади.
9. Налог на конскую шкуру (сдох у тебя конь, ободрал ты его — плати).
10. Налог на конские хомуты.
11. Налог на упряжные дуги.
12. Налог на ношение бороды.
13. Отдельный налог на ношение усов.
14. Каждый десятый поросенок от каждой свиньи должен сдаваться в казну.
15. Налог на домовладение (в Москве).
16. Налог на ульи (по всей России).
17. Сбор с покупки кровати.
18. Банный сбор (с каждой баньки).
19. Мельничный сбор и сбор с владельца постоялого двора.
20. Трубный сбор (есть у тебя печь с трубой — плати).
21. Сбор с дров, купленных для собственного употребления.
22. Налог на орехи (купил орехи, а в их цену включен и налог).
23. Налог на арбузы.
24. Налог на огурцы.
25. Налог на питьевую воду.
26. Налог на продажу лошадей.
27. Налог на частные рыбные ловли.
28. Налог на покупку гробов.

Кроме того, источником вышибания денег стали так называемые «казенные монополии» на тот или иной продукт или товар, над производством и продажей которого государство осуществляло контроль и по своему усмотрению регулировало на него цену.

В этот перечень входили: все виды спиртного, смола, деготь, рыба, рыбий жир, масло, мел, ворвань, поташ, ревень, свиная щетина, сибирские меха, шахматы, игральные карты, лен, табак, соль (что до соли, ее указом от 1705 г. предписывалось продавать со стопроцентной «накруткой», и люди, которым не по силам было платить бешеные деньги, из-за отсутствия соли болели и умирали).

Однако и этого не хватало, чтобы прокормить государственных монстров, отрицавших все нормальные законы экономики.

Тогда грянуло невиданное в России новшество — подушная подать. Как многое нововведения Петра, позаимствованная во Франции.
Вместо принятой раньше податной единицы, «двора», отныне брали с каждой живой души — от младенцев до стариков. Эту систему отменил лишь в 1887 г. Александр III…

Петр тем не менее не достиг в увлекательном деле измышления все новых податей подлинных высот.

…Стоит еще добавить, что попутно сдирали колокола с церквей, дабы переплавить их на пушки, забривали в солдаты монахов и всех «праздношатающихся»…

Подобное налоговое ярмо требовало драконовских мер для его выполнения — а потому по всей стране были расквартированы войска, которые и взяли на себя функцию сборщиков налогов.

Выглядело это так. Была произведена «раскладка полков на землю», и по всей стране разместили воинские части, которые население обязывалось взять на полное содержание. Денежки должен был вышибать особый комиссар, избиравшиеся из дворян данной губернии.

Полк, разместившийся в конкретной местности, не только жил за ее счет, но и брал на себя массу полицейских функций: ловлю воров и разбойников, удержание крестьян от побегов и ловля беглых, искоренение незаконного винокурения и контрабанды, содействие лесничим в борьбе против незаконных порубок, надзор за гражданскими чиновниками».

И не могу не упомянуть об изобретательском  приоритете Петра в изобретении «троек», т.е. внесудебных расправ, взятых на вооружение пару столетий спустя продавшимся большевикам «великим» царским генералом Брусиловым, а потом и Сталиным!

Да, чуть было не забыл – автор изобретения под названием «заградотряды» - тоже Петр.

В. О. Ключевский пишет: «…пастьба полковых лошадей и домашнего офицерского и солдатского скота на общих выгонах, право военного начальства требовать в известных случаях людей для полковых работ и подвод для посылок, право общего надзора за порядком и безопасностью в полковом округе — все это должно было создавать постоянные недоразумения у войскового начальства с обывателями».

В указе Сената 1727 г. говорилось прямо: «Бедные российские крестьяне разоряются и бегают не только от хлебного недорода и подушной подати, но и от несогласия офицеров с земскими правителями, а у солдат с мужиками».

Драки солдат с мужиками происходили постоянно — до нашего времени дошло немало повествующих об этом судебных дел.
Всего тяжелее приходилось при сборах подушной подати, которую собирали земские комиссары с прикомандированными к ним воинскими отрядами.

«Каждый объезд продолжался два месяца; шесть месяцев в году села и деревни жили в паническом страхе под гнетом или в ожидании вооруженных сборщиков»».

Итак, небольшой итог, обсуждаемый памятник посвящен не Петру, а некоей инвертированной легенде о Петре.
Сразу же возникает вопрос о том, была ли российская власть проинформирована историками о давно известных личных качествах Петра, несомненно, отрицательных?

Или власть руководствовалась соображениями о необходимости в обновленной России национальных героев, пусть и неоднозначных?

С течением времени о личных качествах этих личностей забудут, а монументальная символика станет просто украшением столицы!

Или же все знали, но «пипл схавает»!
Я на критике памятника Петру, его художественных достоинствах и недостатков не буду останавливаться, не специалист.

И невозможно не упомянуть про памятник еще одной мутной личности, некоему Калашникову, назначенному властью создателем автоматической винтовки, названной его именем.

Человек оказался в нужное время в нужном месте.
Там, где трудился вывезенный из Германии после войны коллектив ведущих немецких оружейников под руководством Хуго Шмайсера, включающий 474 человека, которые в 1946-1952 годах трудились над новыми образцами советского оружия в Ижевске!

Калашников на самом деле к знаменитому оружию никакого отношения не имел.
Автомат Калашникова - это модернизированная Шмайсером уже в Ижевске копия германской штурмовой винтовки 1944 года, разработанной конструкторским бюро опять же самого Хуго Шмайсера.

До конца войны немцы успели выпустить примерно 450 тысяч автоматов этого образца.
А когда стали думать, как назвать новое оружие, оказалось, что видным советским конструкторам-оружейникам, таким как Георгий Шпагин или Василий Дегтярев, совестно было ставить свое имя под чужим изобретением.
Хотя это не было изобретением, а скорее модернизацией с доработкой конструкции затвора для возможности улучшения технологии его изготовления штамповкой.

Другое дело юный самородок Михаил Калашников, не имевший, никакой специальной подготовки, который в то время был комсоргом завода.
И после отъезда коллектива Шмайсера в 1952 году в Германию Калашников с 1947 по 2013 больше не создал абсолютно ничего.

Со временем Михаил Тимофеевич искренне уверовал, что именно он изобрел знаменитый автомат, и столь же искренне возмущался тем, что за рубежом его тиражируют без покупки российской лицензии.

В нашей стране технология создания легенд и мифов, надо признать, стояла на высоком уровне!

И не могу не сказать еще про один памятник.
Памятник легенде.
Причем легенде церковной.

Возникшей в 1635 году и перекочевавшей позднее в литературный фальсификат, труд, считающийся древней летописью – «Памятник временных лет».
Хотя вполне может быть, что все было в обратном порядке.

Для моего дальнейшего обсуждения – это не принципиально.   
Если ехать по Пречистенке в сторону Кремля мимо Храма Христа Спасителя, то при выезде на Боровицкую  площадь взгляд упирается в каменного истукана, который с момента его установки называют «Лыжник в шапочке», имея ввиду шапку Мономаха на голове истукана, к которой этот персонаж легенд не мог иметь никакого отношения.

Это памятник киевскому князю Владимиру, якобы крестителю Руси в 988 году. Опять же не стану, да это здесь и не имеет смысла, останавливаться на визуальных особенностях памятника.

Но не лишне будет упомянуть об известных поведенческих характеристиках князя.
Это – патологический садист, насильник и серийный убийца, по сравнению с которым Андрей Чикатило вполне может быть признан праведником.

Главное понять, что подразумевается под словом Русь и какое отношение она имеет к другому государству – наследнику Золотой Орды, столица которого Москва, основанная через несколько веков позже, расположена за тысячи километров от Киева.

Отношение?
Да никакого!

Итак, что же мы имеем, если подвести промежуточные итоги.
Два памятника, основанные на церковных легендах, посвящены личностям, принадлежавшим к иным этносам и жившим в иных странах, к России не имеющие никакого отношения.

А три памятника – это памятники  не людям, а легендам о людях, скорее всего, созданным в одной и той же идеологической организации.
Впрочем, все памятники, о которых здесь речь – это памятники не людям, а легендам о них!

И вдруг, в году 2014-м, некий орловский губернатор выступил, с показавшейся поначалу странной  инициативой, несомненно, подсказанной ему властью, постепенно реабилитирующей представление в народном сознании личности Иосифа Сталина, давно оцененной как преступной.

Об этом, например, свидетельствует множество бездарнейших фильмов, появившихся в последние годы и в обязательном порядке показанных на главном Первом  канале телевидения. Не стану их перечислять. Не стоит им делать рекламу. Фильмы проходные и руководство  Первого канала вряд ли решится их повторно демонстрировать.

Все эти фильмы в совокупности и неизменно о Сталине, хотя имеют разные сюжеты.
А в этом 2019 году дошло и до того, что на первом канале был показан сюжет о возложении венков к его бюсту у Кремлевской стены, тем самым легититимизируя возвращение личности диктатора в публичное пространство, тем самым, наплевав  на память миллионов уничтоженных им людей!

Что же это за инициатива?
Поставить в Москве памятник Ивану Грозному.

Еще одному патологическому садисту, насильнику и серийному убийце, по сравнению с которым уже даже не Чикатило, а  такой же мерзавец, князь Владимир, выглядит праведником!

Приведу цитату из статьи Е. В. Анисимова "Поставить памятник Ивану Грозному – настоящее кощунство".

Евгений Викторович Анисимов  (род. 1947) – доктор исторических наук, профессор, специалист по политической истории России XVII–XVIII веков.

С 2012 года преподает в НИУ ВШЭ на факультете истории. Участвует в просветительской деятельности на телевидении. Автор и ведущий программ по истории «Дворцовые тайны» (50 передач, 2000–2003) и «Кабинет истории» (с 2005) на телеканале «Культура».

«Инициатива орловских властей привела меня, историка древней России и гражданина современной России, в состояние шока и изумления.
Поставить памятник Ивану Грозному – настоящее кощунство, нарушение всех мыслимых этических норм и традиций России.

Когда в 1850-х годах, при императоре Александре II, обсуждались кандидатуры исторических государственных и общественных деятелей, которых нужно отразить на памятнике «Тысячелетие России» (его предполагали установить в Великом Новгороде), в кругах интеллигенции и в придворной среде развернулись жаркие споры о многих исторических персонажах.

И только в одном все были единодушны: персона Ивана Грозного не должна ни в каком виде быть на памятнике, ИБО ЭТО ПОЗОР И НЕСЧАСТЬЕ РОССИИ.
В ее истории никогда не было такого омерзительного злодея, каким был этот первый царь России.
И это было сказано при самодержавии!

Можно говорить о реках крови, которые пролил Иван в собственной стране, о чудовищных, жесточайших репрессиях, которым он подвергал своих подданных.
Речь идет о тысячах и тысячах людей.
Напомню лишь одну абсолютно достоверную историю боярина и главы Боярской думы, авторитетнейшего Ивана Петровича Федорова-Челяднина.

Грозный обвинил его в несуществовавшем заговоре с целью захвата власти, заставил боярина надеть царские одежды, посадил на свой трон и, глумясь над стариком…, ВЫРЕЗАЛ У НЕГО НОЖОМ СЕРДЦЕ.

Тело несчастного было брошено в навозную кучу, и его раздирали бездомные собаки.
Но царю этого было мало: началась дикая расправа с родственниками и слугами Федорова.

Как писал современник, «умертвив таким образом Иоанна, его семейство и всех граждан, тиран, сев на коня, почти год объезжал с толпой убийц его поместья, деревни (Федоров был богат), производя повсюду истребление, опустошение и убийства.

Захватив в плен его воинов и данников, тиран велел обнажить их, запереть в клетку и, насыпав туда серы и пороху, зажечь, так что трупы несчастных, поднятые силой взрыва, казались летающими в воздухе.
Тиран очень забавлялся этим обстоятельством.

Весь крупный и мелкий скот и лошадей, собранных в одном месте, тиран приказал рассечь на куски, а некоторых и пронзить стрелами, так что он не пожелал оставить живым в каком-либо месте даже и маленького зверька.
Поместья и скирды хлеба он зажигал и обращал в пепел.

Он приказывал убийцам насиловать у него на глазах жен и детей тех, кого он убивал, и обращаться с ними по своему произволу, а затем умерщвлять.

Что же касается жен крестьян, то он приказал обнажать их и угонять в леса, как скот, причем там тайно были расположены засады из убийц, чтобы мучить, убивать и рассекать этих женщин, бродивших по лесам.

Таким образом, уничтожил он род и все семейство столь великого мужа, не оставляя в живых совершенно ни одного его свойственника или родственника…».

Во время зверств в вотчинах Федорова царь особенно издевался над женщинами: «Женщин и девушек раздевали донага и в таком виде заставляли ловить по полю кур».

Воспоминания подтверждаются записями самого Грозного, который в преклонные годы, чтобы вымолить у Бога прощение, завел «Синодик (поминальник) опальных» – убитых и замученных им лично людей за всю свою жизнь.

К самым жестоким расправам применялся весьма любопытный глагол – «отделать» (о людях Федорова там сказано: «В Бежецком Верху отделано Ивановых 65 человек, да 12 человек ручным сечением»).

Значит, последние 12 человек из людей Ивана Петровича приняли еще легкую смерть от меча или топора, в сравнении с первыми, которые были как-то особо «отделаны» – сожжены, утоплены, распилены и т.д.
Всего было казнено таким образом более трехсот людей Федорова».
Прошу меня простить за столь объемную, но многое объясняющую цитату.

Надо быть справедливым.
Нынешняя власть России отреагировала на инициативу орловского губернатора, запретив установку памятника в Москве.

Но не столь резко, как могло бы быть в демократическом государстве.
Тем не менее, памятник все же был установлен в Орле.

Нет сомнения, что по  прошествии некоторого времени  он будет уничтожен, или, возможно,  и несколько реконструирован для превращения в памятник другой легенде.

Например, рекомендую, с минимальными затратами превратить в памятник былинному герою Добрыне Никитичу, родному дяде крестителя Руси князя Владимира.
По совместительству, так уж получилось, руководителю его собственной гвардии.

Добрыня Никитич, согласно легенде, после завершения обряда крещения Владимира, занялся индивидуальной трудовой деятельностью.
Сначала воюя с некрещеным населением княжества, тем самым превращая его в крещеное, а затем, в порядке расширения бизнеса, занялся тем же самым в более дальних землях!

А еще можно превратить в памятник Мазепе в порядке признания вины за анафему, объявленную московской церковью.
Тоже неплохо.

Но возникает и другой вопрос.
Что помешало орловскому губернатору, ради сохранения порядочности отказаться не только от озвучивания инициативы про памятник, но и от выделения ассигнований на его создание и установку. Неужели только коррупционные соображения.

К чести президента РФ, он достаточно оперативно отправил в отставку губернатора Вадима Потомского, который  в сентябре 2014 года, от КПРФ, чуть ли ни с 90 % выиграл выборы в Орловской области.

А в кресле руководителя региона он  просидел всего 3 года и один месяц.
Причиной отставки, скорее всего, стала скандальная история с установкой в 2016 году памятника Ивану Грозному.

И в обществе, и на Орловщине кипели горячие споры: кого прославляем, увековечиваем?
Царя-сыноубийцу, который к тому же загубил тысячи и тысячи невинных душ в империи?

Бывший орловский губернатор, комментируя слухи о его грядущей отставке, ранее не раз заявлял, что ничего об этом не знает. И что сам он заявления о сложении полномочий не писал.
Еще раз про памятники.
Из шести описанных памятников, треть посвящена церковным легендам, христианским легендам.
Учитывая, что следующая наиболее многочисленная группа населения это мусульмане, как вы считаете, стоит ли ждать установки в Москве памятника Магомету?

Я даже представляю, как бы он мог выглядеть.
На круглом постаменте возвышается фигура человека с Кораном подмышкой. А на постаменте по кругу – «Нет бога, кроме Аллаха» на арабском и русском языках!

Впечатляет?
А что вы скажите про установку памятника Моисею, например, сгорбившегося под тяжестью каменных  скрижалей  завета, стоявшего у истоков трех религий?

И если уж поставлен памятник Калашникову, можно сказать, укравшему труды коллектива немецких оружейников, 6 лет трудившихся в Ижевске над модернизацией немецкой автоматической винтовки, то могу выдвинуть предложение об установке в Москве заслуженного памятника,  несомненно, великому человеку – Борису Львовичу Ванникову, бывшему во время войны наркомом вооружений.

Трижды Герою социалистического труда, награжденному за воссоздание оборонной промышленности во время войны, а также за создание атомной и водородной бомб. Заслуги которого, не идут ни в какое сравнение с мнимой заслугой Калашникова!
 


Рецензии