Санти сиу

    Санти, также известные как дакота или восточные сиу, прежде жили на берегах Миннесоты и Миссисипи (штаты Висконсин и Миннесота). Четыре племени санти – мдевакантон, вахпетон, вахпекьюте и сиссетон – лишь слегка отличались между собой по языку и культуре. Считается, что сиссетоны являлись неким культурным мостом между лесными и равнинными сиу. Восточные сиу жили на берегах озера Верхнего, когда в 1635 году европейцы впервые встретили их. Пребывание санти в лесах изобиловало периодами вражды, перемирий, культурных обменов и межплеменных браков с оджибвеями. В XVII веке алгонкиноязычные оджибвеи и сиуязычные санти часто сражались из-за охотничьих угодий и рисовых полей. Дакота не испытывали трудностей до начала или середины XVIII века, когда французы начали скупать у оджибвеев пушнину. С возникновением конкуренции в пушной торговле старый антагонизм между двумя народами значительно расширился. Оджибвеи, получив в обмен на пушнину ружья, сумели вытеснить дакота из окрестностей озера Верхнего. В то время как оджибвеи теснила дакота с севера, сауки и фоксы совершали на них набеги с юга.
    К 50-м годам XIX века дакота оказались в западной Миннесоте, где ощутили присутствие военных США из форта Снеллинг. Давление могущественных вражеских племен лесной полосы ускорило усвоение восточными сиу культурных черт равнинных народов. Особенно это отразилось на сиссетонах.
    Когда они жили в лесах, санти, кроме сбора дикого риса, кореньев и фруктов, занимались охотой и трапперством. И хотя дакота жили у кромки бизоньих пастбищ, они каждый год, с мая по сентябрь, охотились на бизонов. Охота обычно проходила в прериях к западу от Миссисипи. Как и у большинства равнинных племен, охота на бизонов у санти была самым массовым мероприятием. Она организовывалась опытными людьми, знавшими маршруты передвижений бизонов, способными общаться со сверхъестественными силами, ответственными за успех охоты и здоровье охотников.
После успешной охоты разделкой туш занимались женщины. При перекочевке мясо хоронили в разных местах и извлекали наружу на обратном пути к зимним стоянкам.
Осенняя охота на оленей, по организации схожая с бизоньей, проводилась в октябре.
    Зимой дакота охотились как на оленей, так и на лосей и медведей. В это время года мясо трудно было добыть, и всегда маячила перспектива голода, несмотря на то, что мясо делилось между всеми членами племени. В январе мужчины возвращались с охоты, а в марте добывали пушных зверей и готовили кленовый сахар.
    У санти было четкое разделение труда между полами. Женщины производили одежду, обувь и домашние принадлежности и собирали дары леса: дикий рис, кленовый сок и ягоды, а также плоды прерий-лук и картофель.
    До 60-х годов XIX века деревни санти были организованы по групповому признаку. Положение в племени достигалось только благодаря постоянному участию в делах селения. Перед контактами с европейцами вожди у дакота, по всей видимости, не имели большой власти. Роль лидеров играли шаманы, военные вожди и предводители охотничьих отрядов. Вождям же отводилась роль посредников в улаживании конфликтов между людьми и с врагами.
    В 30-е годы в пределы страны санти хлынули толпы колонистов и миссионеров, а правительство США, кусок за куском, принялось отбирать у них землю. К 1857 году дакота в Миннесоте жили на узенькой полоске земли вдоль южного берега Миннесоты. В августе 1862 года негодование санти достигло точки кипения. Насекомые уничтожили урожай маиса; правительство урезало погодную ренту; склады агенства, переполненные запасами пищи, приказали закрыть; торговцы отказались выдавать кредиты, что было обычным делом в прошлом.
    Разочарованные и голодные санти отыгрались на белых поселенцах. Искра конфликта вспыхнула из-за спора между молодыми воинами. Суть спора - кто отважится стащить у фермера куриные яйца? В итоге фермер, двое других белых и две женщины были убиты. Молодые воины рассказали вождям о происшествии и подтолкнули их к принятию решения о всеобщей атаке на белых, пока те не напали на них.
    У санти были успехи в этой войне, но они выдохлись. Даже несмотря на бушевавшую Гражданскую войну, армия сумела собраться с силами и сломила сопротивление дакота. 1 800 индейцев посадили в тюрьмы (и не принимавшие участия в восстании оказались среди этого числа). Брошены были за решетку даже те, кто спасал жизни белым людям. В конечном итоге 33 санти были повешены в городе Манкато, и это является самой массовой казнью в истории США.

источник: David Wooley. The Santee Sioux. The First Voices. Nebraska Aland Magazine. Vol. 62. №1. 1984.


Рецензии