Биографии известных индейцев прошлого

(Cеверный Вудлэнд и Юго-восток) 

Источник: Bruce E. Yohanssen and Donald A. Grinde. The Encyclopedia of Native American Biography. New York. 1997.

Абомазин
абенак-норриджевок
    Абомазин был вождем норриджевоков или кеннебеков и принимал деятельное участие в войне 1689-1697 гг. в Мэне. В 1693 году он подписал мирный договор с Колонией Массачусетского Залива, но снова ступил на Тропу Войны после того, как в 1694 г. под флагом перемирия был схвачен в форте Пемаквид и брошен в тюрьму. Он воевал и в Войне Королевы Анны (1701–1713). Абомазин вместе с вождями других племен подписал договор, остановивший эту войну. Он был убит в августе 1724 г., когда отряд капитанов Хэрмона, Мултона и Брауна напал на поселок Норриджевок, где жил знаменитый иезуит Отец Рэль.

Адарио (Кондиаронк)
гурон
ок. 1650 – 1700
    Адарио противился установлению мира между французами и Конфедерацией ирокезов, что послужило причиной для последних атаковать поселки Новой Франции. В 1688 г. он заключил военный союз с французами, но те вскоре попросили его оставить Тропу войны, ибо делегация ирокезов была на пути к Монреалю для подписания мирного договора. Подозревая, что это соглашение даст возможность ирокезам напасть на его гуронов, Адарио из засады атаковал делегацию и потом распространил слухи, что сделал он это по совету французов. Он отпустил всех пленников, кроме одного. Того убили те французы, которые не слышали о желании ирокезов заключить мир. Адарио уведомил Великий Совет ирокезов о смерти их соплеменника от рук французов. Ирокезы поверили в ложь гурона, и 25 августа 1689 г. напали на Монреаль силой в 1 300 воинов, убив сотни поселенцев и спалив большую часть города. В конце жизни Адарио принял крещение и оставался ярым приверженцем французов.

Александр (Wamsutta)
вампаноаг
был активен в 1660-х гг.
   Массасойт был отцом трех сыновей и дух дочерей. Двух младших сыновей, будущих вождей вампаноагов, он назвал Вамсутта и Метаком,  у англичан же они были известны как Александр и Филипп. Александр стал главным вождем племени после смерти Массасойта. Филипп, названный впоследствии англичанами Королем Филиппом, сменил брата на посту вождя вампаноагов, все более и более недовольных поведением англичан, после его кончины в 1662 г.
    Александр был вождем менее года, когда англичане пригласили его в Плимут, чтобы учинить разнос за его якобы недостаточную верность. Он приглашения не принял, тогда отряд колониальных солдат прибыл в индейскую деревню и в унизительном порядке принудил-таки его ехать. Александр отправился в путь в сопровождении 80 своих людей, включая жену, Витаму, которая была вождем вампаноагов (покассетов). Во время пребывания в Плимуте Александра скрутила лихорадка, и он попросился домой. Англичане позволили вождю покинуть Плимут, но в заложниках оставили двух его сыновей. Индейцы понесли Александра на носилках, однако в пути ему стало хуже, и он испустил дух. Многие вампаноаги были уверены в том, что в смерти вождя повинны англичане – он умер, по их мнению, либо от горечи унижения, либо от яда. На самом же деле, Александр, похоже, пал жертвой переносимого ветром вируса, свирепствовавшего в колонии.
    И в этой-то накаленной обстановке бразды правления перешли в руки Метакома, кульминацией жизни которого cтала Война Короля Филиппа, разразившаяся спустя полтора десятка лет.

Аллигатор (Халпаттер Тустенугги)
семинол
ок. 1795 – ок. 1850
    Аллигатор был главным вождем во Второй Семинольской Войне (1835-1842). Еще юношей он переселился в центральную Флориду из земель криков в Алабаме и Джорджии. 28 декабря 1835 г. вместе с Прыгуном (Оте Эматла) и Миканопи он коммандовал 300 воинов в схватке с отрядом майора Френсиса Дэйда, который направлялся в форт Кинг. Из 108 солдат уцелели только трое. В тот же день Оцеола уничтожил отряд индейского агента Томпсона. Тремя днями позже индейцы Аллигатора и Оцеолы разбили войско генерала Клинча из 500 волонтеров и 300 солдат на берегах реки Уитлакучи. В декабре 1837 г. у озера Окичоби семинолы Аллигатора, микосуки Миканопи, афроамериканцы и семинолы Дикого Кота сразились с отрядом полковника Тэйлора. В результате беспощадной политики выжженой земли во флоридских болотах, Аллигатор был вынужден сложить оружие в марте 1838 г. После неудачного побега в том же году, его отправили на Индейскую Территорию.
    В 1843 году он побывал в Вашингтоне с делегацией племени для урегулирования земельных споров между семинолами и криками на Индейской Территории.

Аннаван (Командир)
вампаноаг
был активен в 70-ых гг. XVII в.
    Во время войны Короля Филиппа, Аннаван был главным военным советником Метакома. Солдаты Бена Черча загнали его в болота недалеко от Тонтона в Массачуссетсе. В течение нескольких дней Аннаван успешно уходил от погони, но пленный воин привел солдат к месту его укрытия. Сам Черч подполз к спящему вождю и уже поднял над его головой томагавк, когда он проснулся и попросил пощады. По пути в Бостон, где его собирались судить, Аннаван подружился с Черчем. Черч попытался спасти вождя, но ему не удалось убедить разгневанную толпу. Аннаван был обезглавлен.

Арпейка (Апайяка Хаджо)
cеминол – микосуки
ок.1765 – 1860
    Арпейка был духовным лидером и вождем во Второй Семинольской Войне (1835-42). Считают, что он родился в Джорджии и переселился во Флориду в юности вместе с другими микосуки. Современный город Арпейка во Флориде стоит на месте главной деревни вождя к северу от Тампы на Уитлакучи Ривер. В 1841 г. его деревня стояла в нескольких милях к северу от озера Окичоби. Когда закончилась Третья семинольская война (1855-1858), Арпейка ушел на юг, в болота Биг Сайпресс. Его считают самым воинственным из всех вождей семинолов, сопротивлявшихся переселению из Флориды на Индейскую Территорию. В 1835 г. он посоветовал Оцеоле отомстить индейскому агенту Томпсону. Во Второй семинольской войне он обвинил белых в двойной игре и нарушении договоренностей. В декабре 1837 г. он вместе с Диким Котом и Аллигатором принял участие в битве при Окичоби. Американцы в той битве понесли большие потери, но семинолы вынуждены были оставить поле боя. Хотя большинство семинолов покинуло Флориду к 1860 г., Арпейка и его сподвижники остались на своей Родине. Он и Билли Боулегс успешно пресекали все попытки переместить их и в Третьей Семинольской Войне (1855-58). И когда Боулегс все же согласился на переселение, Арпейка продолжал жить в Эверглэйдс. В 1860 г. он скочался в этих болотах. Микосуки утверждали, что он умер в возрасте ста с лишним лет.

Аспенквид
абенак
был активен в середине и конце XVII в.
    Аспенквид был в числе первых коренных американцев, обращенных в христианство французскими иезуитами. Рожденный в конце XVI столетия (точная дата рождения неизвестна), он прославился в Новой Англии и восточной Канаде как искусный проповедник и оратор. После его смерти, cлучившейся, видимо, в 1682 г., долгие годы в Новой Шотландии, в Галифаксе, праздновался День Аспенквида.

Аспинет
вампаноаг
был активен в 20-ых гг. XVII в.
    Верховный вождь наусетов жил поблизости от современного г. Истхэм, мыс Кэйп Код. Аспинет помог белым колонистам там утвердиться, хотя и напал на разведывательный отряд с корабля  «Мэйфлауэр». В 1621 г. он вернул им заблудившегося мальчика, а в следующем году снабдил их бобами и маисом. В 1623 г., однако, до Массасойта дошли слухи, что Аспинет состоит в сговоре с несколькими вампаноагскими вождями, которые планировали сбросить колонистов в Атлантику. Аспинет погиб, скрываясь от колонистов.

Ассакумбуит
абенак
был активен в начале XVIII в.
    Ассакумбуит постоянно поддерживал французов в их войнах с англичанами. 1706-1707 гг. он провел во Франции, где Людовик XIV посвятил его в рыцари и подарил великолепную саблю за то, что вождь приложил руку к гибели 150 врагов Франции. В 1696 г. он помогал французам в битве при Сент-Джоне, в Ньюфаундленде, также был их союзником в нападениях на поселки Новой Англии в войне Королевы Анны (1701-1713).

Аттакуллакулла (Маленький Плотник)
чероки
ок. 1700 – 1778
    Вождь чероки был небольшого роста. Его настоящее имя – Белая Сова, Уваникуа - на языке чероки. Он был союзников английских колонистов, мирным вождем, дядей Нэнси Уорд и отцом Тянущего Каноэ. Первое упоминание о нем появилось в 1730 г., когда он с группой черокских вождей посетил Лондон. Делегацию известных индейских лидеров принимал сэр Александр Каминг.
    В 1738 г. Аттакуллакуллу избрали мирным вождем чероки, а Оконостоту – главным военным вождем. Первый был зятем последнего. К 1750 г. Аттакуллакулла прослыл известным оратором и держал речи от имени вождя Канаготоги – Старого Хопа. На мирных переговорах с Джоном Гленном из Южной Каролины в 1750 г. он являлся основным оратором, хотя и не был главным вождем чероки. Он хорошо относился к белым, и сумел спасти жизнь уполномоченному Уильяму Бирду, когда недовольные чероки спланировали на него покушение. В 1775 г. он способствовал строительству на уступленных черокских землях Форта Доббс. Ему был пожалован чин в британской колониальной армии. На мирном совете 1756 г. он высказался за усиление влияния властей Южной Каролины на чероки. В 1759 г. он добился освобождения Оконостоты, которого держали в плену в Южной Каролине.
    Во время черокской войны 1760-1761 гг. он спас от смерти полковника Джона Стюарта, когда того схватили воины Оконостоты в Форте Лоудон на востоке Теннесси. Под эскортом Аттакуллакуллы Стюарт благополучно добрался до Виргинии. После войны Стюарта назначили на должность суперинтенданта Южного Департамента. Для утверждения мира он собрал в 1763 г. в Огасте конференцию, на которой присутствовали не только Маленький Плотник со своими людьми, но и чокто, чикасо и крики. Несмотря на пробританские наклонности, он принял сторону американских колонистов в Войне за Независимость и собрал под своим началом 500 воинов чероки, чтобы помочь им. Возможно, его возмутила политика англичан, постоянно требовавших новых земельных уступок. До своей смерти в 1777 или 1778 г. он оставался значительной фигурой во взаимоотношениях между индейцами и белыми на Юго-Востоке.

Ахатсистари
гурон
был активен в 40-ые годы XVII в.
    Ахатсистари возглавил несколько набегов на ирокезов. В 1641 г. ведомые им гуроны напали на большой ирокезский отряд, плывший в боевых каноэ по оз. Онтарио. В этой схватке 50 гуронов сумели уничтожить более 300 врагов. Летом 1642 г., возглавляя гуронов и французов, Ахатсистари попал в плен к мохавкам на оз. Сент Питер. Мохавки приговорили его к смерти.

Белая Тропа
чероки
1763 – 1855
    Белая Тропа родился недалеко от Терниптауна, штат Джорджия. В годы Американской революции он под началом Тянущего Каноэ совершал налеты на деревни поселенцев. Во время войны криков (1813–1814) он, однако, вместе с американцами сражался против Красных палок Уильяма Уизерфорда. Белая Тропа владел небольшой фермой и был вождем Терниптауна. Он также являлся членом Племенного совета чероки. В ноябре 1825 г. он противился поспешной аккультурации. За то, что Белая Тропа осудил многие принятые племенными лидерами законы и что не терпел присутствия миссионеров, его лишили места в cовете. В феврале 1827 г. он и другие традиционалисты создали альтернативный cовет в Элиджей, который был против выработки черокской конституции Джоном Россом. Оппозиция Белой Тропы оказалась несостоятельной. Тем не менее, 28 августа 1827 г. он был переизбран в cовет племени.

Белоглазый
делавар
ок. 1730 – 1778
    Белоглазый получил свое имя из-за своих светлых глаз. Подружившись с полковником Джорджем Морганом, индейским агентом Национального Конгресса, он во времена Американской революции был настоящим индейским дипломатом. В 1778 г. он подписал договор, по которому нация делаваров должна была приобрести статус 14-ого штата США. В 1776 г. Белоглазый стал верховным вождем огайских делаваров.
    В начале Революции он ратовал за нейтралитет, но принял сторону колонистов после того, как вождь делаваров Хопокан присоединился к англичанам. Белоглазый уверовал в то, что конфликт уничтожит племя, и говорил, что лучше погибнет на полях войны, чем увидит свой народ растерзанным на части враждующими группировками.
    В 1778 г. он был среди делегатов делаваров при подписании первого договора с новым государством – США. Договор знаменит тем, что очерчивал план штата делаваров с его представительством в Конгрессе. Этот план так и остался на бумаге. Через 2 месяца после подписания договора Белоглазый оказался в проводниках у генерала Лахлина Макинтоша, который возглавил экспедицию против форта Сандаски. Вождь погиб в ней при странных обстоятельствах, возможно, от пули самих американцев. Чтобы скрыть гибель союзника, солдаты заявили, что Белоглазый умер от оспы.

Большой Воин (Tustennugee Thlocco)
крик
был активен в начале 1800-х гг.
    Возможно, что Большой Воин по происхождению был майами или шауни. Вождь деревни верхних криков Тукахатчи с преобладанием традиционалистов Красных палок, он, тем не менее, стал верховным вождем Белых палок нижних криков, которые симпатизировали американцам в Войне криков 1813-1814-х гг.
   Когда Большой Воин и его люди захватили и убили лидера Красных палок Маленького Воина, это разожгло напряженность внутри конфедерации криков и в немалой степени спровоцировало начало крикской войны. Во время войны 1812 г. Маленький Воин командовал проанглийским отрядом в резне при Райзин Ривер. Большой Воин и его последователи также атаковали несколько поселков по р. Огайо. Союзник прогрессивной фракции криков, ведомой Уильямом Макинтошем, Большой Воин вел войну против традиционалистов Красных палок, возглавляемых Меневой и Красным Орлом (Уильямом Уизерфордом). Когда Красные палки осадили его деревню, ему на помощь пришли Белые палки. В результате дом Макинтоша в Ковете стал штабом Большого Воина до окончания столкновений.
    Когда Война криков прекратилась, Селокта и Большой Воин были главными ораторами фракции Белых палок на переговорах с Джексоном. Подписав договор в форте Джексон (14 августа 1814), проамериканские Белые палки почувствовали себя обманутыми, когда их союзник, Джексон, заявил, что они должны компенсировать издержки Войны криков земельными уступками. Из-за двуличия Джексона, Большой воин в отношении голодных до земли американцев стал в итоге приверженцем политических взглядов Красных палок. 

Болек (Boleck, Bowlegs)
семинол смешанного происхождения
был активен в начале 1800-х гг.
    Болек был вождем семинолов, сражавшихся в 1812 г. с армией США на границе Джорджии и Флориды. Его деревня располагалась на берегу р. Сувани в западной Флориде. В 1812 г. он принял сторону старшего брата, Короля Пэйна, мешая жителям Джорджии преследовать бежавших рабов, стремившихся пересечь южную границу штата. Несколько афро-американцев уже были женаты на женщинах-семинолках. Болек и его брат приняли участие во многих стычках на границе двух штатов. В одном из столкновений с жителями Джорджии, командовал которыми Дэниэль Ньюмэн, Король Пэйн был убит, а Болек ранен. Пограничная напряженность сохранялась и после окончания войны 1812 г.
    В Первую войну семинолов (1817-1818) войска генерала Эндрю Джексона вторглись в северную Флориду (номинально под испанским колониальным правлением, но контролируемую британцами) и, захватив деревню микосуков вождя Киначи, а также английский город Сэнт Маркс, направились к деревне Болека. Семинолы покинули ее, но люди Джексона захватили двух англичан, Роберта Амбристера и Питера Кука. Подданных Британии доставили в Сент Маркс, где Джексон приговорил их к смерти за помощь индейцам. Этот инцидент привел к международной напряженности и едва не погубил будущую политическую карьеру генерала. После этого Джексон вновь взял Пенсаколу. Договор 1819 г. между Испанией и США дал американцам право выкупить Флориду. 
    По смерти Короля Пэйна верховным вождем семинолов стал Болек, но он ушел из жизни вскоре после окончания Первой семинольской войны. Наследовал ему Миканопи, внук Короля Пэйна.

Большое Солнце (Grand Soleil)
натчез
ок. 1700 – 1730
    «Большое Солнце» – это давний наследственный титул у натчезов, даровавшийся главному вождю или императору. К сожалению, в анналах белого человека сохранились сведения лишь об одном Большом Солнце. Он правил вначале XVIII в., когда французы обосновались в устье Миссисипи. Первую миссию у натчезов они основали в 1706 г., а десятилетием позже, чтобы сохранить мир и наладить торговлю и дипломатические отношения с индейцами, воздвигли также форт Розали. Французский форт не контролировал ни Миссисипи, ни селение Большого Солнца. После основания форта Большое Солнце начал прислушиваться к советам антифранцузской фракции племени. Cир Шепар (Сhepart), вновь назначенный губернатор Луизианы, потребовал, чтобы деревня Большого Солнца была включена в пределы его плантации. Большое Солнце отказался.
    Вскоре с согласия своих шаманов и воинов он замыслил восстание против французов. Натчезы решили послать в другие деревни пучки палочек, обозначавших якобы количество урожая, но в действительности говоривших о часе начала восстания. 30 ноября 1729 г., c первым осенним заморозком, воины натчезов атаковали форт Розали и другие поселки вдоль Миссисипи, уничтожив более 500 противников. В этом числе оказался и Шепар.
    После того как французские солдаты и воины чокто отбили форт Розали, Большое Солнце согласился на условия мира, но ночью сумел ускользнуть с группой своих сторонников. Он отвел их вверх по течению Ред Ривер. Cпустя год французы их обнаружили и, навязав сражение, заставили Большое Солнце капитулировать.
    Считается, что Большое Солнце и многих его людей доставили в конце 1730 г. в  Новый Орлеан, где и расстреляли. В результате французского завоевания большинство натчезов переправили в качестве рабов на плантации Карибских островов. Остальные последователи Большого Солнца стали беженцами и, возможно, расселились среди других племен.

Босомворт, Мэри (Mary Musgrove or Matthews, Coosaponskeesa)
крик смешанного происхождения
ок. 1700 – ок. 1763
    Рожденная на берегах р. Чаттахучи в будущем штате Алабама, Мэри была дочерью женщины криков и ее белого мужа торговца. Когда ей исполнилось 7 лет, отец отвез ее в Южную Каролину, где она поступила в школу и стала членом англиканской церкви. В возрасте 18 лет девушка вернулась к народу cвоей матери. Босомворт впоследствии, занимаясь торговлей, стала важной переводчицей и лидером криков.
    После выхода замуж за торговца Джона Мусгроува, она основала с ним в 1733 г. на р. Саванна в Ямакро Блаф (нынешний г. Саванна, Джорджия)торговый пост. В 1733 г. Мэри стала служить переводчицей у сэра Джеймса Оглторпа, основателя Джорджии, который платил ей около 500 долларов в год. Вторая торговая фактория была вскоре основана Мусгроувами на берегу р. Алтамаха в Маунт Вентча. Сила и влияние Мэри среди криков росли. Проанглийски настроенная она убеждала их держать сторону Британии против Испании в колониальной борьбе за Юго-восток. В 1739 г. Мэри овдовела, но через некоторое время вновь вышла замуж за Джона Мэтьюса, капитана английской армии. В 1742 г., проживая в Саванне, она овдовела во второй раз. В 1749 г. Мэри связалась узами брака с преподобным Томасом Босомвортом, таким образом, приняв фамилию, под которой она и известна. Ее муж стал агентом Южной Квролины у криков вскоре после женитьбы. Приблизительно в это время Мэри заявила, что она владеет не только островами Сапело, Оссабо и Сент-Кэтрин (прибрежные острова у Джорджии), но и значительными участками земли в самой Джорджии. В 1749 г., чтобы утвердить свои земельные притязания и указать на неспособность колониальных властей должным образом оплачивать их услуги, Мэри с мужем привели отряд воинов криков в Саванну. Власти же, не принимая во внимание эти декларации, арестовали чету Босомвортов, подкупив подарками крикских воинов так, что те вернулись домой.
    Вскоре после освобождения Босомворты отправились в Англию, чтобы продолжить законную борьбу с британской короной. Получив в 1759 г. некоторую компенсацию за свои земельные притязания и услуги, они с разрешением на руках продали острова Сапело и Оссабо. Четырьмя годами позже Мэри Босомворт, cамозванная «императрица» криков, скончалась на острове Сент-Кэтрин.

Боул (Diwali)
чероки смешанного происхождения
1756 – 1839
    Боул, главный вождь западных чероки, был рожден в Северной Каролине, а вырос в деревне Чикамуга в Теннесси. Он являлся сыном Боулза, торговца ирландско-шотландского происхождения, и женщины чероки. Его имя Diwali с языка чероки переводится как «Чаша для черного напитка». Техасцы его называли также полковник Боулз.
    О детстве Боула известно мало. Впервые о нем услышали как о лидере большой группы пробританских чероки во времена Американской революции, в которой он сражался вместе с Тянущим Каноэ. После революции он избегал контактов с новой американской нацией и продолжал поддерживать англичан. В 1791 г. Боул был вождем деревни чероки у Running Water в Джорджии.
    В июне 1794 г. он и его воины совершили налет на поселок белых у Muscle Shoals на р. Теннесси в Алабаме, убив нескольких поселенцев. Чероки под командой Боула уяснили для себя, что поселенцы обманывают их в торговле. Впоследствии члены племенного совета чероки осудили этот налет и даже предложили американским властям помощь в поимке Боула. Чтобы избежать преследования, тот переправил своих людей через Миссисиппи  в теперешний Арканзас. Но после так называемой «Покупки Луизианы»  в 1803 г. Боул снова оказался под юрисдикцией США.
    В 1820 г. из-за действий правительственных инспекторов и поселенцев ведомые Боулом чероки покинули Арканзас и, переправившись через Сабину, оказались в Техасе, заняв вместе делаварами, шауни и кикапу земли, окруженные реками Анжелина, Нечес и Сабина. Эти группы индейцев убедили обосноваться в тех местах мексиканские власти, которые надеялись уберечь Техас от американской экспансии и налетов кайова и команчей. В 1827 г. Боула произвели в подполковники за его усилия в умиротворении мятежа против мексиканского правления.
    Когда в 1835 г. техасцы отделились от Мексики, чероки Боула, чтобы удержать свои земли, вынуждены были просить заключения нового договора. Этот договор с правительством Техаса, инициированный Сэмом Хьюстоном, был подписан в феврале 1836 г. Он позволил чероки оставаться в Техасе. Договор, однако, не был ратифицирован сенатом независимой республики оттого, что многие техасцы требовали удаления всех индейских народов. Они боялись, что индейцы с мексиканцами станут против них плести заговоры. В 1839 г. техасский губернатор Мирабо Б. Ламар, приемник Хьюстона, попытался заключить с Боулом договор о переселении. Когда чероки отказались покидать свои дома, в июле 1839 г. из Техаса были высланы против них войска. Чероки были разбиты в двух схватках на берегу Анжелины, в кровавой неразберихе погибли военные вожди Hard-Mush и Боул. Их сподвижники были изгнаны на север от Техаса. Мертвого Боула нашли сжимавшим в руках металлический ящик с договором 1836 г. внутри.

Боулегс, Билли (Holata Mico)
семинол
ок. 1810 – 1864               
    Билли Боулегс, потомственный военный вождь (также известный под именами Holata Mico, Halpatter-Micco и Halpuda Mikko, в переводе Вождь-Аллигатор) возглавлял одну из последних групп Семинолов, оставшихся во Флориде и сражавшихся с США. Он был рожден на месте современного г. Кусковилла во Флориде от чистокровных родителей семинолов. Его отца звали Секоффи. Есть мнение, что свое прозвище он перенял от видного торговца Болека или Боулека. Общее предположение, что он cтал косолапым от езды на лошади, не выдерживает критики. Предполагают, что вождь Миканопи приходился ему дядей.
    Хотя он подписал договор у Пристани Пэйна в 1832 г., Боулегс избегал перемещения своих людей на Индейскую Территорию на протяжении более чем 20 лет. Он был искусным воином и ускользал от армии США много позже пленения кланов Дикого Кота, Оцеолы и других вождей семинолов. Прекрасное знание Эверглейдса позволяло Боулегсу и его группе сохранять независимость почти до кануна Гражданской войны.
   Билли Боулегс наравне с Арпейкой, Оцеолой, Миканопи, Прыгуном, Диким Котом и Аллигатором был лидером во Второй войне семинолов 1835–1842 гг. Даже после смерти Оцеолы и сдачи в плен Миканопи, верховного вождя семинолов, в 1837 г. Боулегс и его две сотни воинов продолжали сопротивляться перемещению на Индейскую Территорию. В отчете правительства от 22 июля 1839 г. имя вождя упомянуто в связи c нападением на Кэмп Хэрни. Этот налет значится в числе успешной серии набегов Боулегса, нового вождя флоридских семинолов, против армии и поселенцев. Партизанская тактика позволила ему 14 августа 1842 г подписать договор, положивший конец семилетнему противостоянию. Эта война обошлась США в 30 миллионов долларов и полторы тысячи убитых. Чтобы упрочить мир и впечатлить Боулегса и других семинольских вождей американской мощью, группу лидеров семинолов отвезли в Вашингтон.
    В результате с 1842 по 1855 г. во Флориде преобладало относительное затишье. В 1855 г. небольшая группа армейских инженеров и инспекторов вторглась во владения Боулегса в Грейт Сайпресс Свамп, воруя урожай, срубая банановые деревья и уничтожая собственность всего в двух милях от главной деревни Боулегса только за тем, чтобы посмотреть на его реакцию. Это спровоцировало, как некоторые полагают, Третью войну семинолов. Когда индейцы предстали перед инженерами и инспекторами, те не предложили семинолам возмещения и не чувствовали никакого раскаяния. Как следствие, семинолы Боулегса ответили двухлетними спорадическими набегами на белых трапперов, поселенцев и торговцев южной Флориды. Поселенцы потребовали от правительства открытия военных действий, чтобы удалить из Флориды всех оставшихся семинолов. Наказать боевых индейцев оказалось и на этот раз непросто. В 1858 г. во Флориду из Индейской Территории привезли группу западных семинолов под предводительством Дикого Кота, чтобы убедить Боулегса и его последователей в целесообразности ухода на запад. Узнав о приезде Дикого Кота, Боулегс заявил: «Скажите ему не приезжать в нашу страну, пока я не пошлю за ним». Вождю обещали заплатить 10 000 долларов, а каждому из его воинов 1 000 долларов, если они дадут согласие уйти на Индейскую Территорию. Флоридские семинолы отказались, опасаясь плохого к ним отношения на западе. Испытывая сильнейшее давление, Боулегс и 123 его последователя, плюс 41 пленник, наконец, согласились переселиться в 1858 г.
    По прибытии на запад Боулегс оставался важным вождем. В начале Гражданской войны он возглавил партию сторонников Союза (верных Cеверу семинолов), сражаясь со своим отрядом в Канзасе. Капитан Первого полка индейской стражи воевал с отличием, пока в 1864 г. не пал жертвой эпидемии оспы.

Брант, Мэри (Дегонвадонти)
мохавк
ок. 1735 – ок. 1795
    Мэри Брант, сестра Джозефа Бранта и жена сэра Уильяма Джонсона, пользуясь значительным влиянием по обе стороны фронтира, в годы Американской революции привела под знамена Англии многих ирокезов. Родилась она в Каннаджохари, нынешний штат Нью-Йорк. Отцом ее был мохавк Никлаус Брант, а матерью – женщина мохавков со смешанной кровью. Мэри росла с братом Джозефом в родительском доме в Долине мохавков. Она встретила Джонсона в 1753 г., когда ей было 18 лет. До 1774 г., года смерти мужа, она родила ему 9 детей.
    Во время Войны за независимость Мэри Брант довелось пострадать от рук патриотов. Грабеж ее дома в 1777 г. своими же ирокезами, cоюзниками патриотов, это целое исследование в микрокосме разногласий, терзавших Конфедерацию ирокезов в это время. В налете на дом председатель Комитета по безопасности одного из округов вывозил добро из ее дома повозками. Патриоты также побуждали онейда в Ориске возместить свои потери в налете на мохавков. Многие мохавки жили лучше, чем нуждающиеся белые поселенцы, поэтому последние рады были пограбить дома индейцев. Беглый взгляд на некоторые вещи, взятые в налетах, позволяет судить о богатстве индейских общин. Среди награбленного, сельскохозяйственные продукты такие, как маис, репа, а также скот, повозки, фермерские орудия. Многие дома мохавков были добротно сделаны, имели стекла в окнах, что было редкостью на фронтире. Грабежи убеждали мохавков, что их единственный союзник – это британское правительство.
    По своему статусу Мэри фактически имела больше влияния в Конфедерации ирокезов, чем ее брат. Как мать клана и супруга сэра Уильяма Джонсона, в традиционных рамках она являлась сильной фигурой. Она также хорошо знала обычаи белых людей. Один безвестный свидетель написал: «Одно ее слово важнее, чем тысячи слов любого белого человека».
    Осенью 1777 г. майор Джон Батлер вернулся в форт Ниагара и посоветовал Мэри основать дом на фронтире. Мать клана ирокезов колебалась, не желая восстановить против себя друзей и родственников (at Cayuga). Позднее она все-таки приехала на Ниагару. Ее дом был открыт для всех влиятельных мужчин и женщин Конфедерации. Форт Ниагара был оживленным местом, для торговли ирокезы туда приходили постоянно. Мэри свободно давала политические советы и просила своих людей оставаться верными делу Британии, с участием прислушиваясь к горестям влиятельных вождей и консультируя сомневающихся.
   После Войны за независимость Мэри с другими индейцами клана брата Джозефа ушла в Канаду, детали ее дальнейшей жизни отрывочны. Вероятно, скончалась она около 1795 г. в Брэнтфорде, провинция Онтарио.

Буконгахелас
делавар
был активен в 1800-х гг.
    Рожденный в середине XVIII столетия в западном Огайо, Буконгахелас сопротивлялся экспансии белых, но делал это гуманно, чем не могли не восхищаться даже его враги. Будучи вождем делаваров на реках Майами и Белой, он пытался убрать своих людей с путей евро-американской иммиграции, уйдя в 1781 г. в верховья Майами.
    Позднее он оказался среди лидеров восстания, которое возглавил майами Маленькая Черепаха. Буконгахелас принял участие в разгроме генерала Артура Сент-Клера в 1791 г. и в поражении индейского альянса в битве при Фолен Тимберс в 1794 г. В следующем году он подписал договор в Гринвилле.
    Буконгахелас умер в 1805 или в 1806 г. Случилось это, вероятно, на берегах р. Белой невдалеке от нынешнего г. Мунси, штат Индиана.

Бушихед, Дэннис Вулф (Унадути)
чероки смешанного происхождения
1826 – 1898
    Рожденный в Теннесси на Маус Крик возле Кливленда, Бушихед был сыном преподобного Джесси Бушихеда, черокского священника-пресвитерианина. Юный Дэннис, cтавший впоследствии главным вождем западных чероки, учился в школе при миссии на Востоке до тех пор, пока его отец в 1838-1839 г. не повел группу из 1 200 чероки по Дороге Слез на Индейскую Территорию. В 1841 г. он вошел в состав делегации соплеменников, посетившей Вашингтон. В 1844 г. поступил в Принстонский университет, но не окончил его, уехав в Оклахому, где принял дела отца в форте Гибсон.
    В 1848 г. Бушихед стал клерком Черокского национального комитета. В следующем году, однако, он отправился в Калифорнию, чтобы попытать счастья в разразившейся золотой лихорадке. И хотя Бушихед не наткнулся на золотую жилу, он был более успешен, чем многие из «forty-niners». Вернулся на Индейскую Территорию он после Гражданской войны, обосновавшись в 1868 г. в Талегуа. В 1871 г. он принял должность казначея нации чероки. В 1879 г., возглавляя национальную партию, он стал главным вождем, прослужив два срока (1879–1887).
    Будучи прогрессивистом смешанного происхождения, Бушихед в 1887 г. приветствовал Общий закон о наделении землей, в то время как многие из традиционалистов Общества Китова осуждали законопроект, разделявший общинные земли на фрагменты. В 1889-1890-х гг. в поддержку закона он посещал Вашингтон, но чероки традиционалисты свели на нет его усилия. Ему обычно отводили место в авангарде прогрессивистов, но сам Бушихед считал себя сторонником компромисса. Он хотел, чтобы все чероки получили образование, экономическое же развитие видел в сдаче в аренду железной дороги, лесов и пастбищ племени. Умер Бушихед в Талегуа в 1898 г., за несколько лет до провозглашения Индейской Территории и Территории Оклахома штатом Оклахома.

Вабан
нипмук
ок.1610 – ок. 1677
    Рожденный на месте нынешнего Конкорда в штате Массачуссетс, Вабан был, возможно, первым влиятельным коренным американцем, обращенным в христианство. Обратил его в 1646 г. миссионер Джон Элиот. Пятью годами позже Вабан основал в Натике деревню «молящихся индейцев», где служил мировым судьей. В 1676 г. он оповестил колониальные власти о начале войны Короля Филиппа, но был брошен вместе с последователями за решетку из-за того, что некоторые пуритане подозревали его в пособничестве Метакому. 

Ванналансет
пеннакук
ок. 1625 – 1695
    Как и его отец, Пассаконавей, Ванналансет делал все возможное, чтобы жить в мире с колонистами Массачуссетского Залива. Несмотря на это многие из пеннакуков попали за решетку во время войны короля Филиппа, а деревню Ванналансета сожгли до основания активисты пуритан, которые расправлялись с дружественными индейцами точно так же, как и с союзниками Метакома. По грубым подсчетам около 200 людей Ванналансета были проданы в рабство после того, как они прибыли в Довер в поисках убежища от войны. 200 пеннакуков сумели ускользнуть в Канаду, где и окончились дни Ванналансета.

Вейанданч
монтаук
ок. 1600 – 1659
    Вейанданч, Мудрый Оратор, стал вождем монтауков в 1653 г. после смерти брата, Погатакута. Его деревня стояла на восточном конце Лонг-Айленда. Вейанданч был последним великим сахемом Конфедерации монтауков. В том же, 1653 г., ниантики, ведомые Нинигретом, напали на свадебный кортеж дочери Вейанданча, Куашаван, и похитили ее. Лайон Гардинер, которому Вейанданч ранее продал часть племенной земли, заплатил выкуп за похищенную. Вождь вознаградил англичанина правом выпаса на земле монтауков.
    Вейанданч умер в 1659 г., вероятно, от эпидемии оспы, уничтожившей, как известно, большое количество его соплеменников. В честь Вейанданча назван город на Лонг-Айленде.

Витаму
покассет
ок. 1650 – 1676
    Рожденная около современного г. Фолл-Ривер, Массачусетс, Витаму (Возлюбленная) была одной из нескольких женщин главных вождей, живших в Новой Англии по-cоседству с первоначальными колониями. Она поддержала Метакома и погибла в 1676 г. во время Войны Короля Филиппа.
    Родственные узы связывали Витаму со многими лидерами, союзниками Метакома. Ее сестра, Вутенекоски, была женой последнего. Сама Витаму являлась вдовой Александра, брата Метакома. После смерти супруга, Витаму вышла замуж за Кинапена (Quinapen), еще одного вождя, вставшего на сторону лидера вампаноагов. Современники описывали ее высокой, мускулистой, готовой постоять за себя в битве наравне с мужчинами. В особых случаях она любила одеваться по-королевски, и многие англичане называли ее Скво Сахем.
   Ближе к концу войны, после поражения в битве при Грейт Свамп, Витаму, чтобы избежать встречи с колониальными войсками, отступила в болота. Во время отступления, переправляясь через Тетикут Ривер, она утонула. Белые достали из воды тело Витаму, отрубили голову и выставили ее напоказ в Тонтоне.

Гараконти
онондага
ок. 1600 – 1676
    Дэниэл Гараконти (Скользящее Солнце), родившийся в Онондаге, был союзником французов на протяжении всей своей жизни. В юности он провел несколько лет в Монреале и подружился со многими монреальцами, которые очень ценили его за то, что он мог выручить французов из ирокезского плена. В 1658 г. он также помог иезуитам избежать спланированной ирокезами резни. К 1661 г. Гараконти стал одним из наиболее влиятельных лидеров в Великом совете ирокезов и, должно быть, избирался Тададахо, спикером конфедерации.
    В том же 1661 г. Гараконти пригласил иезуита отца Симона Лемуана к онондагам, превратив свою хижину в миссионерскую часовню для религиозных отправлений. Год спустя он предотвратил попытку убийства Лемуана. Гараконти временами подвергался насмешкам за его пассивное принятие белых и их религии, но он говорил, что они были чересчур сильны, чтобы им эффективно сопротивляться. Он также советовал индейцам отказаться от алкоголя и указывал на преимущества образования. И все это время он продолжал неустанно вызволять французов из ирокезского плена. Он к тому же искал мира с англичанами.
    Гараконти был обращен в христианство в 1669 г., когда ему было около семидесяти. Он умер в Онондаге в 1676 г. По просьбе вождя его похоронили по христианскому обряду.

Гелелемунд
делавар
ок. 1722 – 1811
    Гелелемунд родился в Пенсильвании. Его отцом был Килбак. Имя Гелелемунд означало "Лидер", оно было принято им в более поздние годы. В 1778 г., после смерти Белоглазого, Гелелемунд за его мудрость и дипломатические способности был избран вождем делаваров. Он принял моравскую христианскую веру и получил имя Уильям Генри. В то время как Гелелемунд стоял за мир с американскими колонистами, Хопокан, лидер фракции войны у делаваров, пока длилась Американская революция, проводил прямо противоположную политику. В конечном итоге, аргументы Хопокана в пользу войны возобладали, и Гелелемунд со своими сторонниками, опасаясь репрессий Хопокана, согласилcя поселиться на острове реки Аллегейни (по утверждению американского боевого офицера западной Пенсильвании). Однако группа Гелелемунда во время Американской революции на самом деле пострадала несколько раз от рук американцев, а не от репрессий Хопокана. В 1782 г. американцы вырезали около 100 крещеных индейцев в Гнаденхуттоне, а также нескольких людей Гелелемунда после того, как они вернулись в свои дома на берегу Аллегейни Ривер. Гелелемунд и другие ускользнули от белых, бросившись в воду и переплыв на другой берег. Во время заплыва вождь потерял договорные бумаги, выданные его племени в 1682 г. Уильямом Пенном.
    Гелелемунд стоял за мир с американцами, но его христианство и белые друзья способствовали тому, чтобы он стал подозреваемым среди собственного народа. Чтобы избежать гнева соплеменников, обвинявших его в атаках белых на их поселки, вождь перебрался на жительство в Питтсбург. Он умер в нем в 1811 г.

Грангула (Haaskouan)
онондага
был активен в 1680-х гг.
    Французы дали Грангуле имя Большой Рот за его ораторские способности и мастерство дипломата. В переводе с ирокезского языка имя означало «Его Большой Рот». Грангула умело играл на разногласиях Англии и Франции. В 1684 г. он пренебрег требованиями французов отказаться от торговли с англичанами. В 1688 г. Грангула повел в Монреаль 1 200 воинов, чтобы организовать переговоры о перемирии. После того как предварительные условия перемирия были достигнуты, двуличие вождя гуронов Адарио заставило ирокезов напасть на Монреаль.
    В 1684 г. Грангула был, по всей видимости, Тададахо, спикером Конфедерации ирокезов во время встреч с англичанами и французами. На них он отказался от союза, как с первыми, так и со вторыми, говоря, что ирокезы были рождены свободными и что они не зависят ни от тех, ни от других. «Мы можем идти, куда нам вздумается, и нести с собой то, что нам нравится. Если ваши союзники рабы, относитесь к ним как к таковым». Большой Рот был против увеличения европейских армий в Америке, объясняя, что это приведет к исчезновению «дерева мира» и безопасности Ирокезской конфедерации. Агрессивные шаги, как англичан, так и французов, заставят ирокезов «откопать топор из-под корней Великого дерева мира», говорил он.

Гуясута
сенека
ок. 1722 –1794
    Рожденный на берегах Genesee River Гуясута был противником вторжения белых в долину Огайо. Сведений о нем немного, но мы знаем, что в 1753 г. он служил разведчиком у Джорджа Вашингтона в его первой военной компании.
    Едва англичане изгнали французов из Северной Америки, как коренные американцы попытались избавиться от британского влияния. И первыми в этом были сенека. В 1761 г. группа племени, включая Гуясуту, дядю по матери Красивого Озера, по решению Совета в Онондаге отнесла красный пояс вампума (знак объявления войны) в форт Детройт.
    Понтиак не придерживался плана сенека в деталях, но именно он помог ему организовать внезапные нападения на фронтире весной 1763 г.  Понтиак первоначально не планировал поднять всеобщее восстание индейцев, однако несколько факторов помогли ему в его начинании. Метод ведения боевых действий проистекал из первоначального плана сенека.
    В более поздние годы Гуясута был больше известен как оратор, а не воин. В Американскую революцию он советовал своему народу сохранять нейтралитет, но ему пришлось принять позицию большинства сенека, ратовавшего за союз с Британией. Он принял участие лишь в одной битве при пенсильванском Ханнастауне в 1782 г. Умер Гуясута от оспы в 1794 г.

Деканисора
онондага
ок. 1650 – 1730
    Деканисора был главным лидером ирокезов в их борьбе с гуронами в конце XVII в. Он также являлся выдающимся оратором и членом Великого совета ирокезов, занимая, возможно, пост спикера, или Тададахо. В 1688 г. он был в числе ирокезов, отправившихся в Монреаль для мирных переговоров и попавших в плен к вождю гуронов Адарио, который хотел разжечь франко-ирокезский конфликт. Деканисору и других ирокезов пытались убедить в том, что в смерти одного из воинов, оставшегося в плену у Адарио, повинны французы, в результате чего ирокезы напали на Монреаль, убив нескольких поселенцев.
    Ораторская слава Деканисоры достигла ушей историка Кэдвалладера Колдена, который признавал, что он был одним из лучших спикеров в мире. Деканисора часто выступал от имени ирокезов на советах с англичанами и французами и пытался не допустить их сближения как с теми, так и с другими. Умер вождь на переговорах в Олбани в 1730 г.

Доннакона
гурон
был активен в 1530-х гг.
    Доннакона, как вождь Стадоконы, деревни на р. Св. Лаврентия возле нынешнего Квебека, встретил французского исследователя Жака Картье в 1534 г. В качестве проводников он отрядил Картье двух своих сыновей. В 1536 г. Картье вернулся во Францию с Доннаконой, жертвой похищения, на борту. Вождь, один из первых коренных американцев, посетивших Францию, умер в ней в 1539 г. Похищение Доннаконы так разгневало ирокезов, что в 1580 г., более, чем 40 лет спустя, они отказались предоставить французам доступ к р. Св. Лаврентия.

Даблхед
чероки
ок. 1755 – 1807
    Даблхед, как спикер нации чероки между 1796 и 1807 гг., уступил большие куски земли правительству США. И хотя в 1793 г. он возглавил отряд воинов, уничтоживший двух белых в отместку за нападения на черокские деревни, переговоры с представителями правительства от имени своего народа вел именно он. Оставаясь важным лицом в 1798, 1804 и 1805 гг. на переговорах об уступках обширных площадей земли чероки, он, по мнению многих, получил взятки за все эти сделки. В 1807 г. чероки убили его за предательство.

Дайкс, Джозеф
чокто смешанного происхождения
1811 – 1861
    Джозеф Дайкс, рожденный в Миссисипи, учился в религиозных школах, затем был переводчиком у нескольких миссионеров, живших с чокто. Он оказал помощь в создании книги по грамматике языка чокто и словаря. Хотя Дайкс после перемещения чокто остался в Миссисипи, на Индейскую Территорию он прибыл позднее. В 1851 г. он начал сотрудничество по переводу Библии на язык чокто. Через год перевод был завершен.

Джолли, Джон (Oolooteskee, Oolooteka, Ahuludegi)
чероки
был активен в начале XIX в.
    Выросший на острове Хивасси, где сливаются реки Хивасси и Теннесси, Джон Джолли повстречался с молодым Сэмом Хьюстоном в восточном Теннесси около 1806 г. В детстве Хьюстон 3 года жил среди чероки. Соответственно Джолли усыновил его и принял в племя. Позднее Хьюстон женился на одной из племянниц вождя.
     В 1818 г. Джолли по совету Хьюстона, нагрузив 4 килевых яхты и 13 плоскодонок добром, с тремя сотнями своих людей перебрался на Запад. Оказавшись на другом берегу Миссисипи, они поднялись по р. Арканзас и воссоединились с черокской общиной р. Арканзас, возглавлял которую брат Джолли, Tahlonteskee. Брат, наравне с Боулом, был главой западных чероки. Когда Tahlonteskee умер, вождем западных чероки стал Джолли.

Дикий Кот (Сoacoochee, Cowacoochee)
семинол
ок. 1810 – 1857
    Дикий Кот, родившийся около 1810 г. в семинольской деревне Юлака на берегу Джонс Ривер в северной Флориде, по слухам, имел сестру-близняшку, умершую вскоре после рождения. Будучи близнецом, он якобы был наделен особым даром. Дикий Кот мужал, чтобы стать главным лидеров во Второй семинольской войне (1835–1842). Он был племянником Миканопи.
    Когда в 1822 г. Флорида стала территорией США, трения между правительством США и семинолами усилились. Штаты желали прибрать к рукам индейские земли, а семинолы развили политику приема беглых рабов в племя. В начале Второй семинольской войны девятнадцатилетний Дикий Кот возглавил группу семинолов и беглых рабов (главным образом, из Джорджии). В 1837 г. его отец, Король Филипп, или Эматла, был схвачен американскими войсками и брошен в застенки форта Мэрион.
    В октябре 1837 г. Дикий Кот оставил флоридские болота в качестве посланника Оцеолы. Он принес трубку, украшенную белым пером мира, и сказал бледнолицым, что Оцеола готов к мирным переговорам. В последовавшей встрече генерал Томас С. Джесап пленил под флагом перемирия всех семинолов и афро-американцев, включая Оцеолу. Дикий Кот и восемнадцать его людей постились шесть дней, чтобы похудеть, проникнуть сквозь решетку подвального окна и совершить дерзкий побег из Мэриона. Оцеола остался и умер в тюрьме. 
   В ответ на предательство Джесапа Дикий Кот стал главной фигурой во Второй семинольской войне. На Рождество 1837 г. он бок о бок с Аллигатором и Арпейкой сразился на оз. Окичоби с войском полковника (вскоре получившего чин генерала) Захари Тэйлора. Хотя армия и выстояла, победы она не добилась, ибо индейцы, понеся некоторые потери, отступили в болота Эверглейдса. Впоследствии Дикий Кот со своими людьми оказался на Индейcкой Территории.
    В 1843 г. Дикий Кот и Аллигатор во главе делегации семинолов приехали в Вашингтон, чтобы просить помощи для своих обедневших людей. Они не добились успеха. Cитуация на Индейской Территории ухудшилась из-за больших наводнений и работорговцев криков, похищавших афро-американцев Дикого Кота для продажи на невольничьих рынках. В 1849 г. Дикий Кот с сотней последователей (афро-американцев и семинолов) покинули Техас. В попытке сформировать новую общность к ним присоединились около 1 000 кикапу. В итоге мексиканское правительство подарило семинолам кусок земли за их службу против налетчиков апачей и команчей. За свои заслуги Дикий Кот получил звание полковника в мексиканской армии. В 1857 г. он заболел оспой и умер в мексиканском Альто, в Коауилле. Его сына, возглавившего изгнанников, звали Гато Чикито, Юный Дикий Кот.

Етоу-О-Коам (Николас)
мохавк (могиканин)
был активен в начале 1700-х гг.
   В 1710 г. четверо мохавков по приглашению королевы Анны посетили Англию. Визит явился частью дипломатической активности Лондона привлечь мохавков и других ирокезов на сторону Британии в ее конфликте с Францией. Один из четырех визитеров, Хендрик, позднее прославился как союзник Англии и участник конгресса в Олбани в 1754 г. Во время визита Етоу-О-Коама называли «Королем речного народа». По рождению он, возможно, был из schacooks или могикан, которых англичане называли иногда «речным народом». Он был принят в племя мохавков в клан черепахи.

Енагуста (Тонущий Медведь)
чероки
ок. 1760 – 1839
    Енагуста, мирный вождь горных чероки Северной Каролины, был известным оратором и дипломатом. Первоначально горные чероки жили на берегах Tuckaseigee, но после 1819 г. переселились в район р. Оконалуфти. В возрасте 60 лет Енагуста сильно заболел и впал в кому. Уверившись в его смерти, люди начали оплакивать его. Позднее он пришел в себя и заявил, что видел мир духов. В результате этого видения он стал пророком. Его учение запрещало употребление алкоголя.
    В 1829 г. Енагуста и 58 горных чероки откололись от нации чероки и стали гражданами округа Хейвуд в Северной Каролине. Получив в собственность кусок земли через посредничество Уилла Томаса, юриста и приемного сына Енагусты, они избежали перемещения на Индейскую Территорию.

Кровавый Малый (Искагуа, Чистое Небо)
чероки
был активен в конце XVIII в.
    В 1770-1780-х гг. во время и после Американской революции чероки чикамуги восточного Теннесси безнаказанно терзали Юго-восток. Частично это проистекало от того, что их хорошо вооружали и снабжали англичане в Пенсаколе, Флорида. Возглавляли налеты на поселки южного фронтира Кровавый Малый и Тянущий Каноэ.
    В 1791 г. Кровавый Малый посетил столицу страны, Филадельфию, чтобы поговорить о мире с президентом Джорджем Вашингтоном и военным министром Генри Ноксом. Разговоры эти ни к чему не привели. Вернувшись домой, вождь продолжил натравливать американцев и испанцев друг на друга. В 1794 г. в блокгаузе Теллико состоялось подписание мирного договора, по которому Кровавый Малый и его чикамуги наконец-таки согласились прекратить военные действия против южных колонистов.

Канассатего
онондага
ок. 1690 – 1750
    В середине XVIII в. Канассатего был Тададахо, спикером Конфедерации ирокезов, главной фигурой в дипломатических связях с французскими и английскими колонистами. Его совет, что колонии должны сформировать объединение похожее на Конфедерацию ирокезов, повлиял на планы Бенджамина Франклина по созданию союза колоний в 1754 г. Позднее вымышленный Канассатего стал фигурировать в английской социальной сатире и других жанрах.
    В 1744 г. пенсильванские официальные лица встретились с сахемами ирокезов в Ланкастере. Эта встреча была в числе самых значительных дипломатических переговоров между британскими колонистами, ирокезами и их союзниками. Она предшествовала Франко-Индейской Войне и помогла очертить ее исход. Канассатего жаловался на встрече, что колонии, не имея централизованной власти, не способны сдержать вторжения поселенцев на земли коренных американцев. В этом контексте Канассатего и посоветовал колонистам образовать союз подобный Конфедерации ирокезов:
    «Наши праотцы основали союз и дружбу между Пятью Нациями. Это сделало нас сильными, это дало нам большой вес и авторитет во взаимоотношениях с соседними племенами. У нас сильная конфедерация и, следуя примеру наших предков, вы можете получить такую же силу и авторитет. Поэтому, что бы ни случилось с вами, никогда не распадайтесь».
    Делегат от Пенсильвании Ричард Питерс описал Канассатего на встрече в Ланкастере как «высокого, хорошо сложенного человека» с «широкой грудью и бронзовыми членами, смелым выражением лица и доброй улыбкой. Ему было около 60, он отличался активностью, силой, речи произносил с удивительной бодростью».
   Во время встречи в Ланкастере Франклин, филадельфийский издатель, печатал расшифровку индейских договорных советов в виде буклетов, хорошо продававшихся как в Англии, так и в колониях. Отчет о ланкастерском договоре был одним из дюжины ему подобных, изданных Франклином между 1736 и 1762 г. Он читал речи Канассатего прямо из-под пресса; он стал адвокатом союза колоний с начала 1750-х гг., когда приступил к своей дипломатической карьере, как делегат от Пенсильвании к ирокезам и их союзникам. В письме к партнеру-издателю Джеймсу Паркеру от 1751 г. Франклин побуждал британские колонии объединиться по образцу Конфедерации ирокезов, выработав план союза в 1754 г.
    После того как он посоветовал лидерам колоний на совете в Ланкастере 1744 г. объединиться в федеральный союз, Канассатего стал фигурировать также и в британской литературе. Джон Шеббир сделал его героем своего романа «Лидия, или сыновняя почтительность», изданного в 1755 г. Реальный Канассатего умер в 1750 г. С цветистым красноречием, ценимым романтическими писателями его времени, Шеббир изобразил Канассатего как нечто большее, чем человек – даже нечто большее, чем «Благородный Дикарь», который был так популярен в просвещенной Европе. Избавив в пути беззащитную английскую девушку от коварных планов хищного капитана английского корабля, Канассатего, оказавшись в Англии, становится судьей и судом присяжных всего противоречивого и извращенного в Англии середины XVIII в.
    Cлова Канассатего, усиленные талантом Франклина, как автора и издателя, эхом отдались накануне Американской революции. В 1775 г. совет Канассатего вспомнили на подписании договора между представителями колоний и лидерами ирокезов недалеко от Олбани. Комиссионеры сообщили сахемам, что они прислушались к совету, данному предками ирокезов американским колониям в пенсильванском Ланкастере в 1744 г. Они процитировали Канассатего: «Братья, мы, Шесть Наций, сердечно рекомендуем союз и доброе соглашение между вами, нашими братьями, никогда не ссорьтесь, но сохраняйте дружбу, и вы, так же как мы, станете сильнее. Наши мудрые праотцы основали союз и дружбу между Пятью Нациями… Мы сильная конфедерация… и если вы последуете нашему примеру… вы обретете новую мощь».

 


Рецензии