О научной фантастике в настоящей реальности

Жанр научной фантастики вобрал в себя поистине невероятные творения: как произведения, так и их авторов, чья задумка, отпечатанная чернилами на бумаге, оставила свой след в умах многих людей. Лично для меня данный жанр видится исключительным в своем роде и потому одним из избранных. Главная причина тому – неограниченность, широта размаха не только фантазии, но и Сознания в целом, поскольку сюжет и идея произведений научной фантастики выходят за грани обыденного. Итак, сейчас я постараюсь отразить суть самого жанра на примере ряда произведений.

Первая книга в перечне – «Роза для Экклезиаста» Роджера Желязны. Действие разворачивается на Марсе, в эпоху, когда цивилизации людей и марсиан общаются между собой. Однако кроме таинственного и желанного контакта с инопланетянами рассказ поднимает вопросы религии жителей разных миров.

Роман «Голова профессора Доуэля», вышедший из-под пера А.Беляева, обращает внимание на «безразличность» науки, ведь она служит любому человеку, как с благими, так и с дурными намерениями. Сообразен ли колоссальный прорыв в медицине нечеловеческим средствам, которыми он был достигнут? Ответ на этот вопрос можно отыскать между этого романа. Талантливый и хладнокровный ученый Керн стремится буквально оживить мертвецов. Так, он дает вторую жизнь голове профессора Доуэля, ставшего жертвой алчных экспериментов молодого хирурга…

Продолжая тематику медицины, упомяну повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце». Опыт отважного доктора Преображенского, казалось бы, удался: путем пересадки органов ему удалось сделать из собаки человека! Но какого… Поневоле стоит задуматься, не фантастика ли, что бродячий пёс Шарик благонравнее и воспитаннее человека, которым впоследствии он стал и в котором ничего человеческого и не осталось.

И.А. Ефремов в романе «Туманность Андромеды» обращается к туманному будущему через описание мировых, космических порядков. В произведении описываются галактические приключения героев, чудеса техники, но также красной линией проходит тема гармоничного существования людей друг с другом.

Сложное и неоднозначное произведение «Солярис» Станислава Лема окунается в философскую бездну. Это можно увидеть как в языке самого повествования, так и в тех вопросах, перед которыми поставлен читатель.  Действие романа разворачивается в Космосе, на планете Солярис, которая почти полностью является сплошным мыслящим существом – Океаном. Помимо этой загадки, «планеты-существа», роман выводит читателя за грани привычных мысленных форм, заставляет, например, думать вне системы «моральное-аморальное», размышлять над истинными смыслами и универсальными ценностями человеческой жизни.

Научная фантастика - широкоформатный полигон, в дискурсе которого раскрывается множество проблемных сторон. В первую очередь, роль и влияние технического, цивилизационного прогресса на духовный аспект жизни человечества, ведь нередко технически развитая и обеспеченная фракция или составляющие её элементы (т.е. непосредственно сами люди или герои) могут прийти к полному краху потому, что в ней подавлена моральная составляющая. Жанр научной фантастики в условиях современности является идеальным «инструментом» для отображения, анализа и прогноза тех процессов, которые происходят в мире в настоящее время и подчас ведут по вектору саморазрушения.


Рецензии