Слово - это образ

05.10.2020 новая редакция записи

Автор научных статей о словах считает: «Мы не знаем, что такое мысль, и как она трансформируется в слова» (Инна Беленькая. Статьи. Портал «Заметки по еврейской истории» Е. Берковича). «Почему же не знаем?», – легкомысленно отвечал я, – «мысли и слова человека определяются его мышлением. Мысли – это слова человека, не произнесённое им вслух».

В своём возражении я не определил понятие «слово». Я выразил, считаю, верное утверждение, что понятие «мысль» и понятие «слово» тождественные. Мысли – это слова, не произнесённое человеком вслух. Слова – это мысли, произнесённые человеком вслух. Но я сделал утверждение, что слово и мысль есть продукт мышления. Сейчас я так не думаю, я ошибался.

Профессор Исидор Левин (1919-2018) сказал: «Влияет ли язык на сознательное мышление, на мировоззрение? Я перестал считать это мистикой. Такое влияние есть» (И. Левин. «Еврейские знания начинающим». Издательство «Haus der Wissenschaftler e. V.». Гамбург, 2014).

Слово или слово про себя (мысль) влияют на процесс мышления человека.

Характеристику понятия «мыслительный процесс человека» я позволил определить, сравнивая понятие «мышление» с процессом человеческого организма – пищеварением.

Пищеварительный процесс служит для усвоения органических веществ, получения энергии человеку. Мыслительный процесс обрабатывает слова (мысли) и даёт знания для инстинктивных или осознанных волевых действий человека. В том числе команды горловым связкам  произносить слова как звуки. Поэтому создаётся обманное впечатление, что слова создаются мышлением.

Действие слова на процесс мышления не имеет мистический характер, само же слово — понятие мистическое.

       Толкование библейского текста о слове

В Библии говорится, как Бог создал человека: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему. […] И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Бытие 1:26-27).
Мысль о физическом сопоставлении человека и Бога абсурдна. Ведь человек является животным по строению организма, разделён по половому признаку, и не сильно выделяется от животного своими природными инстинктами. Как можно понять выражение «сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» (Бытие 1:26-27)?

Философ Барух Спиноза (1632-1677) сказал: ««Познание всего […] вещей, содержащихся в Писании, должно быть заимствуемо только из самого Писания, подобно тому, как познание природы – из самой природы. […] Итак, все познание Писания должно заимствовать из него одного» (Б. Спиноза «Богословско-политический трактат». Глава 7. «Об истолковании Писания»). Логичным будет предположение, что смысл библейского выражения о Боге, сотворивший человека «по образу Нашему, по подобию Нашему» (Бытие 1:26-27) сообщен в Библии, причём в той части, которая предшествует библейскому рассказу о том, как Бог создал человека.

Выскажем предположение, что сообразность («по образу») человека Богу заключается в наличии у человека некой творческой способности, Данная способность подобна («по подобию») элементу могущества Бога.

Сформулировать высказанную догадку позволят ответы на два вопроса.
Первый вопрос. В Библии написано: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Бытие 1:3). Как можно понимать творческую способность Бога, сообщенной нам в части Библии, которая предшествует рассказу о создании Богом человека?

Бог сказал "свет" (Бытие 1:3) и появился свет. Бог говорил слова и появлялись в своём развитии в отношении друг другу составные части природы, материальные вещи: вода, земля, небо. 

В отличие от античной идеи творения мира из первичного вещества, иудаизм и христианство объясняют, что мир сотворен Богом из «ничего» Своим словом.
Вот библейские слова:
«Словом Господа сотворены небеса […] ибо Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось» (Псалтирь 32:6, 32:9).
«Все сотворил Бог из ничего» (2 Мак 7:28).
«Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» (Апостол Павел «Послание к Евреям»).
Ислам объявляет, что мир сотворен Богом Своим словом: «Ведь для всего, что мы желаем есть Слово, сказанное Нами: «Будь! – И вот оно уж есть» (Коран 16, 40).
Ответ на первый вопрос. В Библии показано  совершенство Бога: мир создан, сотворено всё материальное из небытия словом, которое было сказано Богом.

Второй вопрос. Какую способность Бог передал человеку?
Ответ в словах Библии: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Бытие 2:7). Автор Торы рассказывает: «И сформировал Господь Б-г человека – прах с земли, и вдохнул в ноздри ему дыхание жизни, и стал человек живым существом» (Берешит 2,7).
В Талмуде есть упоминание о том, что в конце I века н.э. Тора, написанная на древнееврейском языке, была переведена римлянином-прозелитом (одобрена еврейскими мудрецами) на арамейский язык, разговорный язык евреев и других народов на Ближнем Востоке. В переводе выражение «стал человек живым существом» (Берешит 2,7) звучит «стал человек душой говорящей» (Таргум Онкелос).
Ответ на второй вопрос. Человек получил способность, которая есть у Бога: возможность сказать слово.

Выражение Библии «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему. […] И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Бытие 1:26-27) понимать можно так: по Его слову был создан материальный мир. Человек словом создаёт видения, образы несуществующего мира.

Разница между понятием «слово» Бога и понятием «слово человека». Слово Бога определяет, назначает образ, который мгновенно, как мы читаем в Библии, осуществляется в веществе физического мира или в виде мгновенного взаимодействия (результата) материальных веществ. Слово человека создаёт в его сознании образ нематериального мира, создаёт в сознании человека воображаемый мир.

Характеристики воображаемого мира позволяют человеку приобрести знания о существующем физическом мире.

          Воображение и знания

«Воображение важнее, чем знания. Знания ограничены, тогда как воображение охватывает целый мир, стимулируя прогресс, порождая эволюцию» (Альберт Эйнштейн). Мысль А. Эйнштейна (!879-1955), возможно, понимается так: воображаемый в сознании мир, вызванный словами (мыслями), может дать знания, неизвестные ранее человеку, о материальном мире.

В словах языка человека пишет филолог А. Потебня (1835-1891) «как бы изначально заложен творческий потенциал. Причем каждый акт говорения является творческим процессом, в котором не повторяется уже готовая истина, но рождается новая» (А. Потебня. «Мысль и язык», 1862). Можно понять мысль учёного так: слово или мысль человека – это не материальная вещь (только слово Бога есть материя), но творческое действие, создание образа в сознании человека.

Сознание человека – это физическое состояние человека, которое определяется возможность сказать в слух или про себя: есть мир и я существую в нём. Слово человека создаёт в сознании человека образ, воображение, которое даёт знание. Такое утверждение о слове можно увидеть в библейских словах: «произведением уст своих он насыщается» (Притчи 18:20).

                Дар Бога человеку
Людям в отличии от животных Бог вручил дар творить и создавать как в своём воображении так и в природе. Если не сказать слово (мысль), то ничего в сознании человека, воображение, образ, план не появится. Все какие-нибудь образы, воображения с вещами и действиями в человеческом сознании, включая такие, которые называются фантазиями, осуществимы человеком в физическом мире. Достижение цели определяется только в продолжительности во времени метаморфозы образа в материальную действительность, а также способностями и духовными качествами человека. Вся деятельность человека даёт непрерывные, видимые (особенно на примерах жизни гениальных людей) примеры этих утверждений.

                Как можно понимать слово Бога
Понятие «слово Бога», возможно, связано с библейской «премудростью», которая заявляет о себе:
«Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной. Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, Когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: Тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время, Веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими» (Притчи 8:22-31).

Библейское выражение «премудрость» – это слово Бога (существующая Вселенная, образ мира), непознанное человеком. Мы схожи с муравьём, который, передвигаясь по мячу, не понимает отличие поверхности шара от плоскости футбольного поля.

«Но где премудрость обретается? и где место разума? Не знает человек цены ее, и она не обретается на земле живых. […] Бог знает путь ее, и Он ведает место ее. » (Иов 28:12-13). В свете вышесказанного, надо понимать, что библейская «премудрость» – это тайна образования и существования материального мира.

Слово Бога можно образно сравнить со светом, с помощью которого невидимое и неизвестное «нечто», связанное с Его творчеством («премудростью»), для человека мгновенно делается видимыми элементами материального мира.

Слово человека, думаю, понятие неизвестное. Но авторы библейских книг связали жизнь человека с божьей «премудростью». Сказала Премудрость: «Тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время, Веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими» (Притчи 8:22-31). Видимо, библейская «премудрость» проникает в сознание человека через слово. Слово человек вслух или про себя в уме произносит непрерывно, если он в сознании: «Уста мои изрекут премудрость, и размышления сердца моего – знание» (Псалтирь 48:4).

                Заключение:

1. В Библии есть слово Бога и слово человека. Бог говорит слово (на иврите «давар»), и появляются физические вещи (на иврите «давар»), появляется нечто (на иврите «давар»). Человек говорит слово – и это его творческое действие создаёт образ, видение не материального мира в своём сознании. Не реальный мир, созданный словом, позволяет человеку узнать тайны реального мира.

2. Возможен ли взгляд на слово, как физическое действие? О слове человека в Библии сказано: «От плода уст человека наполняется чрево его; произведением уст своих он насыщается. Смерть и жизнь – во власти языка» (Книга Притчей Соломоновых 18:20-21). Можно предположить, что слово человека обладает физическими свойствами, нам не известными.

3. Слово создаёт народы. В Библии говорится о решении Бога образовать разные народы и расселить их друг от друга по всей земле. Началась человеческая история: гибель и возникновение народов во времени и на земных пространствах. Причины такого решения Бога мы не знаем. Знаем о способе решения проблемы. Бог, чтобы получить разные народы, смешал у людей не цвет кожи, не разрез глаз, не форму скул. Он слова в их речи перемешал. В Библии читаем: «На всей земле был один язык и одно наречие. […] И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык. […] Сойдем же, и смешаем там язык их, так, чтобы один не понимал речи другого» (Бытие 11:1, 11:6-7). Были смешаны слова одного существующего языка. Люди одни и те же предметы и одни и те же явления стали называть разными словами. Одно и тоже слово стало обозначать разные понятия, и люди стали отделятся друг от друга.

Философ А. Потебня считал, что «человек, высновывая из себя язык, тем же актом вплетает себя в его ткань; каждый народ обведен кругом своего языка и выйти из этого круга может, только перешедши в другой». То есть, можно понять слова учёного, народ – это люди, которые говорят и думают на одном языке. Слова языка общие для группы людей, определяют этих людей как народ.
4. У людей до строительства вавилонской башни был один язык. После вмешательства Бога в дела людей появилось много новых языков. Но наука под названием «этимология» не родилась. Наука родилась, когда языки стали разделятся, языки стали быть не похожими друг на друга, или наоборот, проникать друг в друга. Этимология не является наукой о словообразовании. Эта наука о истоках языка, родстве разных слов одного языка или о родстве, связи слов из разных языков. История слова языка позволяет постигать историю народа, носителя и создателя этого языка.

Есть видимая связь слов одного языка и связь слов разных языков (этимология). И есть часто неясная история рождения слова (генезис слова).

Всегда будут попытки, пишет филолог В. Гумбольдт (1767-1835), «проникнуть в словообразование, в эту самую глубокую и загадочную сферу языка». Под словами «загадочная сфера языка» можно понимать неизученные свойства восприятия слова? Человек имеет органы чувств, которые формируют восприятие окружающего мира: зрение (глаза), слух (уши), вкус (язык), обоняние (нос), осязание (кожа), ощущение равновесия, ускорение и веса (вестибулярный аппарат). Человек, вероятно, имеет орган чувств, который воспринимает слова, не как звуковые колебания воздуха (для этого имеется орган слуха), а как некую информацию, объём и значение которой для человека невозможно определить. Возможно, у человека существует такой орган чувств, который принимает слова, может образовывать слова, может выдавать слова вслух (слова) или слова про себя (мысли).

5. Язык образует мышление. Мышление – это работа мозга, как пищеварение – есть работа желудка. Мышление не может быть древним или современным. Мышление – природное качество человека, является простыми характеристиками его ума (объём, скорость). Мышление может быть быстрым или медленным, это известный факт. Выговоренные в уме мысли или произнесённые слова в слух задерживают мышление. Например, мысль «упадет на меня дерево или не упадет?» или произнесённые вслух эти слова, задерживают мышление. Продуктом  мыслительного процесса человека являются знания: «Уста мои изрекут премудрость, и размышления сердца моего – знание» (Псалтирь 48:4).

Как через произнесённое слово возникает в сознании человека воображение, образ, идея, план, схема – непонятно. Но природным образом устроено так, что для создания воображения в сознании человека, слово должно быть произнесено вслух или про себя (мысль).

6. Слово (мысль про себя) вызывает образ, воображение в сознании человека. Воображение в сознании человека возникает всегда, машинально, когда слово произносится вслух или слово произносится как мысль в уме. Мысль и слово понятия тождественные. Мысли – это слова, не произнесённое человеком вслух. Слова – это мысли, произнесённые человеком вслух. Данное утверждение легко проверить. Любую мысль человек проговаривает словами про себя, не в слух. Мысль, если её не выговорить про себя словами, не существует. Если слово, например, название предмета, не произнести вслух или не подумать об этом предмете, то воображение предмета в сознании человека не возникнет. Данное утверждение легко испытать. Невозможно начертить на бумаге что-то, не называя вслух или мысленно предмет, например, квадрат. Пока мысленно или вслух не будет сказано слово «квадрат», то эту геометрическую фигуру вообразить и изобразить на бумаге невозможно.

7. Родной язык – это когда слово автоматически вызывает в воображении образ, определяемый этим словом. Слова чужого языка образ в сознании человека не вызывают. Слова языка есть творчество народа. Они отражают историю совместного проживания разных народов. Толкование слов языка народа – это изучение истории народа.

8. Язык является народной собственностью у человека. Тело его – от родителей, а язык – от его народа. Из языка родится человек как личность. Родина человека – это не страна, где он родился, не государство, в котором он живет, а язык, на котором он говорит и думает. О словах родного языка желательно как можно больше знать, так как «любящие его вкушают от плодов его» (Притчи 18:22).

9. Слово человека – понятие мистическое. Оно есть свидетельство и продукт библейской «премудрости».


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.