Ранние миграции. Ирокезы

    Кто не слышал об ирокезах, воинственных и отважных племенах, военные отряды которых наводили ужас от берегов Атлантики до Миссисипи и от французской Канады до Джорджии. Их боевой клич раздавался в землях могикан и иллинойев, монтанье и катавба. Немногие могли похвастать победами над Пятью, а затем и Шестью Нациями. Они держали слово, но не забывали обид, возмездие их было неотвратимо.
   Откуда же пришли предки ирокезов в район Великих Озер, где их застали европейцы? На этот счет существует несколько предположений. К примеру, исследователь Паркер полагал, что прародина ирокезов находилась возле устья р. Огайо. Будучи уже оседлым народом, жившим в укрепленных деревнях, ирокезы по каким-то причинам предприняли миграцию вверх по Огайо. Впереди шли чероки, первыми повстречавшие строителей маундов и перенявшие у них некоторые обычаи. Других ирокезов одолела зависть, и они вместе с союзниками делаварами прогнали чероки за Аппалачи. Затем, страдая от налетов чероки, гуроны и нейтральные стали прокладывать путь  на юго-запад будущей провинции Онтарио, в то время, как другие группы пробивались вдоль северного берега оз. Онтарио к устью р. Cв. Лаврентия. Между тем, эри, сенека, сусквеханноки и тускарора обосновались к югу от Великих Озер. Какое-то время главная деревня тех, что расселились вдоль берега р. Св. Лаврентия, располагалась в окрестностях будущего Монреаля, что подтвердил П. Перро, отмечавший, что ирокезы прежде жили в районе Монреаля и Труа Ривьер. Онондага затем пошли на юг, чтобы осесть в будущем штате Нью-Йорк, в округе Джефферсон. Впоследствии набеги адирондаков принудили мохавков, онейда и онондага создать союз, к которому позднее присоединились сенека и кайюга. 
    Историк из племени тускарора Д. Касик утверждал, что ирокезы жили в долине Св. Лаврентия, но из-за нападений врагов они вынуждены были оставить ее и отступить на юго-восток будущих Штатов, на родину тускарора, откуда потом вернулись обратно. Приведем и другое его любопытное суждение. Он писал, что в древнее время, когда гуроны и ирокезы были одним народом, они создали конфедерацию, верховный вождь которой отправился на юг, чтобы повидать «великого императора, проживавшего в Золотом Городе, столице обширной империи». Золотой Город это,  видимо, Медный Город. У строителей маундов медь из района Великих Озер, должно быть, ценилась так же, как золото у ацтеков и инков. Поездка верховного вождя успеха не имела, аллигевы продолжали строить форпосты, цепочка их протянулись почти до оз. Эри. Терпение северных племен истощилось. Они выкопали Топор войны и, учинив разгром аллигевам, сравняли их деревни и форпосты с землей.
    В 1870 г. гурон Питер Дуйентат Кларк показал, что раньше, в начале XVI в., сенека и вендат(гуроны) соседствовали у Монреаля, живя в разных деревнях. Там их и повстречал Жак Картье. В результате ссоры из-за убийства отношения между племенами испортились, сенека переселились к югу от Великих Озер, а вендат остались в Канаде. К концу XVI в. они  переместились в окрестности будущего Торонто. Затем, в страхе от набегов ирокезов, бежали на север, к оз. Гурон.
    В 1894 г. лингвист и этнолог Г. Хейл издал книгу, в которую вошли рассказы гуронов об их прошлом. Старики, жившие в резервации у Виндзора, провинция Онтарио, показывали, что родина гуронов – окрестности Квебека. Языки гуронов и мохавков Хейл считал старейшими из ирокезских. По его мнению, родина ирокезов находилась в восточной Канаде, возможно, в окрестностях Монреаля.
    По версии другого ученого, Моргана, ирокезы жили у Монреаля в подчинении у адирондаков, которые научили их земледелию. Попытавшись избавиться от адирондакского ярма, ирокезы потерпели неудачу и вынуждены были бежать к р. Сенека. Освоившись на землях к югу от оз. Онтарио, они объединились в Великую лигу.
    Г.М. Ллойд пошел дальше других, утверждая, что ирокезы предприняли долгую миграцию с другого конца Северной Америки, с берегов Пьюджент Саунд, где жили индейцы с такими же, как у ирокезов, матрилинейными кланами. Дойдя до Миссисипи и, переняв у местных племен навыки земледелия, путешественники двинулись дальше. Чероки в ходе марша отделились первыми, а онондага, онейда, мохавки и гуроны вместе достигли земель к северу от оз. Эри. В начале XVI в. гуроны уже выращивали маис на берегу Джорджиан Бэй. Кайюга, сенека и эри поселились к югу от Великих Озер, тогда как онондага, онейда и мохавки, продолжили движение вдоль северного берега оз. Онтарио на восток. Поблизости от будущего г. Кингстон онондага повернули на юг, чтобы занять земли, где их обнаружили европейцы. Мохавки продвинулись по северному берегу р. Св. Лаврентия до местоположения будущего Квебека. Там они и встретили Жака Картье. Другие индейцы юго-западной части будущей провинции Онтарио, гуроны, перебрались к Хочелаге, но после 1535 г. мохавки прогнали их оттуда. Здесь они основали главную деревню, держа в своей власти большую часть долины р. Св. Лаврентия. Их близкие родственники, онейда, наладили контакт с онондага, и около 1540 г. онейда, онондага, кайюга и сенека создали ядро ирокезской конфедерации. Где-то около 1570 г. мохавки стали пятым членом союза после того, как из-за охотничьей ссоры с алгонкинами объединенные силы алгонкинов и гуронов напали на них и изгнали из Хочелаги. 
    Ирокез Теанеторенс писал, что много зим назад Люди Длинного Дома жили там, где росла высокая трава, по которой бродили бизоны. Их соседями и союзниками были люди Волчьего Народа, пауни. Однажды, по неизвестной причине, ирокезы погрузили свои пожитки на спины и побрели на восток, вверх по течению Огайо к Великим Озерам, к восходящему солнцу. Гуроны осели у залива Джорджиан, к югу от них поселились тиононтати, Люди Табака. Другие, гагуагаоно или эри, основали свои деревни вдоль южного берега оз. Эри. Ативатарун, нейтральные, облюбовали берега Ниагары, а вероронон, венро, построили свои жилища на землях к юго-востоку от них. Сусквеханноки, конестога (white minquas) обосновались на одноименной реке, к западу от них, на берегах верхней Огайо, – ониасонткерон, black minquas. Вверх по Kanawha откочевали ноттовеи и мехерины. Далеко к югу, за Аппалачами, на землях будущих Каролин, поселились ойятагеронон, чероки. Основная группа ирокезов пошла вниз по р. Св. Лаврентия. Здесь им повстречалось иное, отличное от них племя охотников. Ходенасони прозвали их адирондаками или дикобразами потому, что все свои блюда они приправляли корой. Два народа не стали друзьями. Ирокезы долго сражались с Едоками Коры, но потерпели поражение и вынуждены были платить победителям дань шкурками и убитой дичью. Долго так продолжаться не могло, и одной темной ночью ирокезы отставили свою деревню и поплыли на каноэ вверх по Св. Лаврентию, мимо Тысячи Островов, к устью Осуиго. Адирондаки, организовав преследование, догнали их в устье названной реки. Разгорелась битва, перевес, казалось, был на стороне преследователей, и тут разразилась буря. Множество каноэ врагов пошло ко дну, а те из адирондаков, что выжили, вернулись домой. В устье Осуиго ходенасони и основали свое селение. Впоследствии группы ирокезов в поисках лучших охотничьих угодий стали покидать селение и уходить на юг, восток и запад. Люди Кремня, мохавки, поселись на берегах Mohawk River, Люди Стоящего Камня, онейда, – на оз. Онейда, Люди Гор, онондага, – на берегах Онондага Крик, Люди Великой Трубки, кайюга, – на берегах оз. Кайюга, Люди Великой Горы, сенека, – на берегах оз. Канандайгуа. Акотаскароре, тускарора, ушли далеко на юг.
    Языки ирокезов подразделяются на две главные группы: южных ирокезов, т. е. чероки, и северных ирокезов, сенека, кайюга, онондага, онейда, мохавк, вендат (гурон), вайандот (петун) и тускарора, а также исчезнувшие ныне сусквеханнок, ноттовей, мехерин, нейтральный, венро, эри и лаврентийские языки хочелага и стадакона. Язык ноттовеев и мехеринов схож с тускарорским, тогда как языки сусквеханноков, нейтральных, венро, эри и лаврентийцев ближе к тем, на каких и ныне говорят бывшие озерные ирокезы. Чероки к приходу европейцев жили, главным образом, на землях современных штатов Северная и Южная Каролины, Джорджия и Теннесси, Пять Наций, венро, эри, лаврентийцы – в штате Нью-Йорк, суквеханноки и эри – в Пенсильвании, нейтральные, вендат и вайандот – в южной части провинции Онтарио, лаврентийцы – в западном Квебеке и на р. Св. Лаврентия, тускарора – в Северной Каролине, ноттовеи и мехерины – в Виргинии.
    Cовременные ученые, такие, как Дэвид Стозерс и Дин Сноу, прародину ирокезов видят вне пределов штата Нью-Йорк и провинции Онтаро. Первый считает, что она находилась на Среднем Западе (4-й век до нашей эры – 6-й век нашей эры), другой – что ирокезы первоначально жили в центральной части Пенсильвании (8-й век до нашей эры – 14-й век нашей эры). Как бы то ни было, а к контакту с европейцами миграции ирокезов привели их туда, где  располагаются нынешние штат Нью-Йорк, провинция Онтарио и Квебек. Ирокезы юга – чероки, тускарора, ноттовеи, мехерины – могли оказаться в своих землях в результате отдельной миграции в предистории, либо остались жить там, где, возможно, и была прародина протоирокезов – в центральной части Аппалачей.
    Версий миграций, как мы видим, предостаточно, но очевидно одно: в  конце своих путешествий ирокезы создали самый могучий племенной союз, который когда-либо существовал в Северной Америке. Великая Лига умело играла на амбициях англичан и французов, входившие в нее племена долгое время сохраняли свою независимость, но и они, в конечном итоге, оказались в резервациях. 

Источники:

Hale, H. Indian migrations, as evidenced by language. Chicago. 1883.
Journal of anthropological research. July 2017.
B.G. Trigger. Strategy of Iroquoian prehistory. 1969.
Tehanetorens. Migrations of Iroquois. 1976.
Ващенко, А. В. Историко-эпический фольклор североамериканских индейцев. Типология и поэтика. - М.: Наука, 1989.


Рецензии
Дмитриевич, как Вас тут не хватало. Спасибо за Труды!

Юрий Дым 61   07.09.2019 04:40     Заявить о нарушении