Ранние миграции. Сиуязычные племена

 
   При слове «сиу» у многих из нас непроизвольно возникает в голове образ яркого всадника в великолепном головном уборе из орлиных перьев, мчащегося с томагавком в руке навстречу ветру и неприятелю. Литература и кинематограф постарались на славу, чтобы возникала эта ассоциация. Но были и другие сиу. Этнолог Д.Р. Суонтон, к примеру, насчитывал 4 лингвистические группы сиу – северо-восточная: вымершие сиуязычные племена Виргинии (тутело, сапони, оканичи), хидатса, дакота, билокси и офо; юго-восточная: вымершие племена двух Каролин (катавба, эно, пиди, санти-уоккон); юго-западная: 5 племен группы дхегиа (канза, куапо, омаха, оседжи, понка); северо-западная: племена группы щивера (айова, ото, миссури). Советские ученые в группу мандан включали виннебаго, дакота, кроу, манданов и хидатса. Американские ислледователи языковую семью сиу подразделяют на 4 подгруппы – 1-я: дхегиа, шивера, хо-чанк (виннебаго), дакота; 2-я: офо, билокси и сиу Виргинии; 3-я: кроу и хидатса; 4-я: мандан.   
   Ученые полагают, что прародиной сиуязычных племен была долина р. Огайо. За 200 лет до нашей эры они жили в ней более или менее компактно. В V-VI вв. нашей эры шивера, виннебаго и дакота стали уходить из долины на север и северо-запад. Р.Л. Рэнкин полагает, что шивера, виннебаго и дакота отделились от дхегиа, приблизительно, между 400 и 600 гг. нашей эры. По другим данным, айова, ото и миссури, составляли одно целое с виннебаго, от которых откололись у залива Грин Бэй. Айова остановились на берегах Айова Ривер, миссури и ото продолжили движение к западу. У устья Гранд Ривер в результате какого-то спора ото покинули родственников и пошли вверх по Миссури, а миссури основали свое селение в районе Большой Излучины.
    По мнению Рэнкина, раскол в дхегиа, спустившейся всем составом к устью Огайо, произошел в 700-х гг. нашей эры. Древнее племя омаха, включавшее в себя оседжей, понка, канза и куапо, поднялось по Миссисипи до устья Миссури. Около XI в. омаха и понка пошли своим путем, канза обосновались в устье р. Канзас. Куапо отделились от оседжей в начале XIII в.   
    Родство западных сиу с сиуязычными племенами восточного побережья было обнаружено только во второй половине XIX в. Первым подметил сходство языка катавба, живших на территории двух Каролин, с языком дакота Льюис Морган. Позднее связь между языком тутело c языками других племен группы сиу нашел Г. Хейл. Язык тутело он называл старейшим среди языков сиу. В 1881 г. лингвист А. Гэтчет посетил катавба и отметил, что их язык в чем-то схож с языком оседжей и куапо. Он не замедлил поделиться открытием с экспертом по западным сиу Джеймсом Дорси, который заключил, что катавба был диалектом языка сиу.
  Рэнкин полагает, что катавба отделились от собственно сиу около 4 000 лет назад. На языке катавба разговаривали также уоккон, вымершие к началу 1700-х гг.
    Осознание того, что языки тутело и билокси имели много общего с языком дакота, было, несомнено, настоящим открытием. Г. Хейл предположил, что в далекие времена предки всех сиу жили к востоку от Миссисипи, возможно даже, на атлантическом побережье, на территории будущих двух Каролин. В 1909 г. Д.Р. Суонтон своим исследованием племени офо или мосопела, жившим в северной части нынешнего штата Миссисипи, помог дополнить картину миграции на запад и юго-запад из долины Огайо. Ч. Ханна в 1911 г. утверждал, что офо жили в 8 укрепленных деревнях между реками Muskingum и Scioto к северу от Огайо Ривер. До 1684 г. они были вынуждены покинуть родные места из-за налетов ирокезов. Еще одним доказательством того, что прародина сиу-катавба располагалась на востоке, служит язык мичигамеа, отнесенный Д. Кунцом к группе сиу. Это племя входило в конфедерацию иллинойев и говорило якобы на диалекте языка майами-иллиной, распространенного от северного Арканзаса почти до озера Мичиган. Любопытно то, что в XVII в. мичигамеа были кем-то вроде посредников между иллинойями и жившими поблизости сиуязычными куапо. Кунцу хватило нескольких сохранившихся предложений, чтобы отнести язык мичигамеа к группе дхегиа.
    Некоторые топонимы и этнонимы, задокументированные испанскими путешественниками Эрнандо де Сото, Тристаном де Луной и Арельяно и Хуаном Пардо, также подкрепляют идею о том, что сиуязычные племена заселяли когда-то атлантическое побережье.
    Не вызывает сомнений, что сиуязычные племена обитали в районе Великих Озер. Переселяться на запад, за Миссисипи или на юго-восток, их заставляли европейская колонизация и Бобровые войны алгонкинов и ирокезов. В 1990 г. Ф. Дженнингс отметил, что в 1648 г. лакота жили возле нынешнего Чикаго. Миссисипи они пересекли на рубеже веков. Точно так же были изгнаны ирокезами с плато Пидмонт манахоаки, самоназвание которых идентично тому, как называли себя тутело.
    К языковой семье сиу многие относят и язык племени ючи. С этим можно согласиться, если сравнить несколько слов из их языка со словами других языков. Так, дерево на ючи это «ya», на катавба – «yana», на уоккон – «yonne», на сиу – «wi-yaa». Пепел на языке катавба «yaci», на ючи – «yase».
    На момент контакта с белыми колонистами ючи жили в долине верхней Теннесси, откуда их вытеснили более многочисленные чероки. В течение всего XVII в. они двигались к югу и остановились в месте соприкосновения границ нынешних штатов Алабама, Джорджия и Южная Каролина. Большинство племени в начале XIX в. проживало в северной Джорджии, соседствуя с криками и входя в состав их конфедерации. В 1836-1840 гг. многих из них принудили уйти на Индейскую Территорию, остальные отступили во Флориду, где смешались с семинолами.
    Остается сказать, что ныне сиуязычные народы живут в отведенных для них резервациях.

Источники:

Hale, H. Indian migrations, as evidenced by language. Chicago. 1883.
Jessica D. Palmer. The Dakota Peoples. 2008.
Jacob F. Lee. Masters of the middle waters. 2019.
Kazak, R.M. A distant genetic relationship between Siouan-Catawban and Yychi. 2016.


Рецензии