Ранние миграции. Маскоги или крики

    Легенды маскогов, самоназвание – «живущие в низинах», или криков (от. англ. creek, «ручей») говорят о том, что их первоначальная родина – запад Америки. Решившись на переселение, они избрали восточное направление, навстречу восходящему солнцу, их божеству. Преодолев высокие горы, которые они назвали Хребтом Мира, и, переправившись через широкую и мутную реку, маскоги с оружием в руках завоевали для себя новую родину. На ней они разделились на две группы. Верхние крики поселились на берегах рек Куса, Таллапуса и Алабама, тогда как Нижние крики облюбовали берега рек Флинт, Чаттахучи и Окмалги. Предки криков колонию на р. Окмалги, согласно легенде, основали в X-XI вв. нашей эры. Сusseta и Cowetа – дочерние «города» этой колонии.
    По мнению ученых, предками маскогов могли быть строители курганов Миссисипской культуры и представители культуры Утинахика южной Джорджии. Предположительно, строители курганов смешались с одним из народов Мексики, что повлияло на антропологию и культуру маскогов – крики одни самых высокорослых и стройных индейцев Северной Америки.
    Археологические свидетельства показывают, что крики жили в укрепленных «городах», в центре которых высились пирамидальные курганы с плоской вершиной. В XV в. Миссисипская культура стала клониться к упадку. Возможно, половина предков криков говорила на языке маскогов, распространенном на берегах Кусы и Таллапусы, те, что жили вдоль Чаттахучи, использовали, скорее всего, языки хитчити и ючи.
    К следующей версии миграций маскогов ученые относятся с большой долей скептицизма, но мы не можем не ознакомиться с ней. Ее донес до широкой публики французcкий офицер и авантюрист Жана-Луи Ле Клерк, иначе, Луи Милфорт (1751–1820/1823), проживший среди криков около 20 лет. Его женой была Жанет Макджиливрэй, сестра вождя Верхних криков Александра Макджиливрэя. Мы не станем заострять внимание на том, что маскоги жили когда-то, если верить Милфорту, в пределах Мексики и сражались вместе с Монтесумой против Кортеса. «Предпочтя свободу», маскоги оставили родные места и в течение 15 дней добирались до истоков Ред Ривер. Оттуда они 8 дней шли вниз по реке через прерии, пока не обнаружили пустые землянки. Какое-то время они жили на Ред Ривер, обрабатывая поля маиса. Однажды военный отряд племени алабама убил нескольких криков. Те решили мстить и напали на деревню алабамов, стоявшую на берегу Миссури. Алабамы, понеся потери, всем племенем бросились бежать вниз по Миссури, переправились через Миссисипи и углубились в восточные прерии. Маскоги шли за ними по пятам сначала до р. Огайо, затем через Кентукки до страны индейцев язу. Алабамы, тем временем, остановились на берегах Кусы. Преследователи – туда, но алабамов на реке уже не было. Часть из них устремилась к владениям племени мобиле, другие – в земли племени чокто. Тогда-то маскоги и расселились по берегам рек Куса, Таллапуса, Чаттахучи, Флинт, Окмалги, Большой и Малой Огичи. Впоследствии они помирились с алабамами, приняли их в свою конфедерацию и выделили землю вдоль р. Алабама.
    Первоначальными, «материнскими", поселками криков были Абика, Куса, Ковета и Тукабачи. Главным «городом» cчитался Куса, стоявший на р. Кусаватти в верховьях Кусы. Но после того, как экспедиция Эрнандо де Сото в 1540-х гг. прошла через поселок, влиянию его пришел конец. Принесенные испанцами болезни быстро распространились среди индейцев, они гибли, словно мухи. Выжившие жители Кусы спустились вниз по реке до Алабамы, где смешались с беженцами из других «городов», таких, как Абика.
    В начале XVIII в. более 20 000 криков, объединенных в конфедерацию, проживали в 50 «городах». Жилища Верхних криков стояли на берегах Таллапусы в северо-западной Джорджии, дома Нижних криков – в юго-восточной Алабаме, вдоль Чаттахучи и ее притоков.
    В XIX в. крики, за исключением небольшой группы, были переселены на Индейскую Территорию.

Источники:

Gatschet, A.S. A Migration Legend of the Creek Indians. 1884.
https://www.everyculture.com/multi/Bu-Dr/Creeks.html
https://ru.wikipedia.org/wiki


Рецензии
О криках, их истории хорошо у А.Зорина написано, конечно Зорин использовал англоязычную литературу в том числе и вышеуказанную вами работу, но тем не менее нам всем недостает в литературе по индеанистике русскоязычного почерка. Были ли предки маскогов строителями курганов вопрос открытый до сих пор, ибо сами маскоги в ХVIII веке являли себя откровенными дикарями, и в своей экспансии на юг весьма преуспели став наследниками завоеванных ими народов, которые в действительности были строителями курганов. Так что маскоги в этом отношении, выражаясь современным языком, скорее копирайтеры.

Игнат Костян   13.09.2019 18:20     Заявить о нарушении
Солгасен, Игнат. Ясности в этом вопросе нет и поныне, и маскоги, по всей видимости, были лишь пришлым народом, сменившим на землях юга строителей маундов.

Сергей Юров   13.09.2019 19:57   Заявить о нарушении