Наши верные друзья

        Опять завожу речь о самых преданных друзьях.  Почти год не было собаки в нашем дворе после Бобика.  До чего же мы к нему привыкли! Думала, что  не появится уж  теперь  у нас  собачка.
      Но подросла внучка и запросила собачку, кошка у нее уже была. Сначала  я отнекивалась, а потом сдалась.   Вспомнила  родительский дом, как в нашей семье  все любили Каштанку;  мы, ребятишки, играли  с ней, с  очень верткой и умной,  длинношерстной  собакой. Из ее шерсти даже варежки  вязали.  Вспомнила, как меня  провожала и встречала  Каштанка, когда я училась в школе.               
          Особенно  зимой  было страшновато  в темное время суток (утром-вечером) уходить из дома в школу или возвращаться из школы, которая находилась от моего дома очень далеко. Вот тогда-то  и была я  безмерно благодарна  Каштанке, сопровождавшей меня.  Я и сейчас не могу  понять, как она знала, что я  возвращаюсь домой, ведь порой она меня встречала в отвалах, чаще – на просторном лугу, продуваемом со всех сторон ветром;  а расстояние  немаленькое – около полутора километров, а то и больше.
       Хорошо, если  луна на небе, от  снега  какой-то  свет, но  были и вечера темные – претемные. В лунную пору  видно было, как стремглав несется  черный  комок.  С радостным  визгом подбегает, погладишь ее,  обрадуешься не меньше, чем она, и  уже  веселее шагать  дальше.
      Да и вообще, животные  подпитывают нас  такой энергией, которую ни с чем  другим и сравнить – то  нельзя, являются  антистрессовыми существами.   Какое наслаждение  играть  с собакой, смотреть в ее глаза!               
Кошка, та сама  по себе,  да и диктовать любит свои порядки. Например, был у нас громадный породистый кот Кондрат. Умный  «интеллигент».  Любил  находиться  рядом с людьми, но  на руки шел только к избранным. Весной  среди ночи  начинал ходить по подоконнику, стуча когтями. 
         Проснешься,  заругаешься  на него – притихнет,  думаешь, что успокоился. Засыпаешь сладко, а в это время  Кондрат опять ходит  и вздыхает, не орет, а вздыхает,  если не поднимешься и не отпустишь его через окно,  далее  будет  хождение  и «нечаянное»  сталкивание  каких – то предметов со стола.  Обычно летели  карандаши, книги, тетрадки.               
       Когда выпустишь, то жди  от 20 минут  до  3 часов, иначе явится и  устроит за  окном царапание стекла, а это так противно.                Лиза, кошечка – британочка, устраивала  хождения с  голосом.  Тут уж сразу вставай и открывай ей дверь или окно, а то хуже  будет:  оборвет шторы,  половики соберет в кучу, да и мяуканье  ни за что не прекратится, пока не исполнишь ее волю.
      На мой взгляд,  собака покладистее кошки.  Правда, на своем опыте испытала, что не все  собаки покладистый норов имеют.  Была  у нас когда-то собака-волк, прожившая  12 лет с  нами. Взяли  щенка, уж подрос он, а хозяйка и говорит, что ее овчарка гуляла  с волком.               
          Дом  у хозяйки рядом с лесом, и она видела свою Матильду с крупным волком. Когда появились щенки, волк  как  добропорядочный папаша  стал  наведываться  с  добычей.  Потеряв бдительность,  появлялся  во дворе  то с зайцем, а то и с курицей. Охотники выследили его  и убили. А нам что делать? Не выбрасывать же  на улицу хорошенького кутенка!
               
        Сначала было не так уж  заметно, что наш Бим  наполовину волк. Ушки, как у овчарки, да и окрас чепрачный, может, серой шерсти больше. Сын  маленький  все время с ним играл.  Но через  год пес стал показывать  свой волчий характер. Все  чаще  нами замечалось  его  агрессивное поведение.  Почему-то глаза  (белки) у него стали красными, шерсть на загривке становилась дыбом. Он не был пустолайкой, подавал  знак, если  только кто-то подходил к воротам.
               
       Однажды привезли  овцу и оставили в ограде.  А она  возьми да подойди  к  будке  Бима.  Мы  (4 человека) беседовали с пастухом тут же  рядом. Вдруг видим -  нос  овцы  в пасти собаки! Кинулись отнимать, но пес не мог разжать свои челюсти.  Вот после этого случая  мы поняли, что сторож у нас очень серьезный,  с ним надо быть поосторожней. На улицу  его не выпускали. Он  установил дистанцию между ним и хозяевами;   играть, «сюсюкать»  не любил, разве что  позволял себя  погладить, почесать за ушком.               

         И еще  одна собака  необыкновенная вспомнилась;  по паспорту, что был при ней, собачка имела  элитных родителей, участвовавших  в различных соревнованиях и  имевших  много наград.  Взяли ее через клуб собаководства, когда она только открыла глазки. Повозиться с ней пришлось первое время, потому что жили в городе, а для животных квартира – это тюрьма.               

          Правда, через  какое – то время  переехали в сельскую местность, где  Райт  чувствовал себя вольготно, да и мы радовались простору.   Собака  изменила  нашу  жизнь.  Забот стало больше, конечно, но и счастья  - не меньше  от общения с четвероногим другом!               

          Летом  на  Ононе не только купались и загорали, а еще  и дрессировали  своего  четвероногого  питомца.  Сначала он спасал куклу, которую бросали  подальше от берега, а потом  спасал  хозяина,  заплывавшего на середину реки.   Самое трудное, как оказалось, встретить подплывающего пса, потому что он не ведал, что когти  его  доставляют,  мягко говоря, неудобства человеку.  Да и сначала он бросался обниматься в воде с хозяином, потом уж разворачивался, позволяя держаться  за  него.               
         Через несколько занятий он все усвоил, и не стало проблем -  быстро подплывал к хозяину, позволял ухватиться  за него и тащил человека к берегу.  Силища у пса  была большая. Сама испытала.  Берег реки очень крутой, забираться тяжело, выручал Райт.  На поводке лихо затягивал меня на берег.  Райт очень любил игры, сам их провоцировал; например, сидим  на берегу или дома на ступеньках крылечка вечером, он подойдет, стащит  с головы хозяйки шляпку или кепку с хозяина и давай дефилировать  вокруг, призывая, чтоб за ним бегали.
        Он очень хотел служить людям, поэтому вырывал ведро и нес  сам, высоко поднимая голову;  встречал  на дороге, когда хозяева возвращались  с работы  домой, у  хозяина  «забирал»  портфель и  важно нес  его в зубах.   А то  находил палку, приносил к ногам хозяев и выразительно  смотрел прямо в глаза, призывая с ним поиграть. «Апорт!» -    И игра началась!               
         Дочке исполнилось  четыре года, а  Райту  не было еще  и года,      и  они   ни  дня не  находились друг без друга.  Очень хорошей нянькой оказался пес.  Любили  маленькие друзья  играть в прятки  или   бегать  друг за другом  с платком.  Однажды слышу  вместо  заливистого смеха своего ребенка  плач.  Выхожу  во двор  и что вижу!   Ножонки дочки по воздуху летают из стороны в сторону!  Подбегаю, оказывается, зубы Райта запутались в вязаной шапочке дочки, и пес мотает головой из стороны в сторону.               

        Он  не  мог сам освободить свои клыки от петель вязаной шапочки. Когда  я подошла, он встал «смирно», и  я  легко сняла петельки шапчонки с его  нижних клыков. Думала, что  ребенок  обидится на собаку  и уйдет, но я ошиблась – игра продолжилась, пес схватил маленький мячик и  побежал, дочка – за ним.                               

      Когда выросла овчарка, я уже не боялась оставаться дома с ребенком, если муж уезжал в командировку.  Райт уже один раз нас защитил  от самоуверенного наглеца.  Я только привела ребенка из садика и занялась  домашней работой, как услышала  грозный лай  собаки.  Вышла  к калитке; незнакомец, вооружившись палкой,  пытался пройти в  ограду, но  на его пути  стоял пес.  Увидев меня, «гость» смело  шагнул  вперед, взмахнул палкой, желая ударить собаку, но Райт,  отпрянув назад,  через мгновение  ринулся на мужчину и схватил его за  руку.

        Конечно, я очень была напугана. Благо, что овчарка быстро среагировала на мое «Фу!»  А  мужчина, злобно ругаясь, ретировался.
        Летом, получив отпуск, мы семьей поехали в гости к родителям, собаку оставили на соседей. Райт – дружелюбный  пес, хорошо  знавший соседей, не вызывал у нас  ни малейшего  опасения.
Когда через три недели  приехали домой, мы  были  шокированы.  Пес  вылетел нас встречать с  радостным визгом, рычанием, лаем!  Он поочередно подбегал к нам,  вставая на задние лапы, старался лизнуть  лицо.  После бурной встречи мы разглядели, наконец - то, что Райт очень худой.
        Пришедшая соседка рассказала, как он тосковал по нам, отказывался есть, пил  только водичку.  «Ляжет  возле будки, голову положит на  передние лапы и  так лежит  часами.  А потом совсем ослаб.  Глаза загноились.  Заболел, думала, пропадет, как буду  оправдываться перед вами?  Давай  с ним разговаривать.  Принесу  яиц, разобью их в чашку его  и говорю : «Ешь, папа дал!  Ешь, папа дал!» Что уж повлияло, не знаю, но яйцами его и выходила, а потом еще молочко парное подливала.  Вот кое-как и направился Райт, никогда не видела, чтобы так животные любили своих хозяев и так сильно по ним тосковали»,- говорила  нам  соседка. А тем временем девочка и собака  радостно  резвились  на полянке.
         Время шло, подрастали друзья. Один раз, когда  дочка училась в первом классе, Райт  даже приютил ее в своей конуре. Отец был в командировке, я на собрании  задержалась, а дочка одна оставалась дома. Зимой  рано темнеет,  тут еще погас свет в домах по всей нашей улице. Я домой мчалась со скоростью ракеты!  Прибежала, а дом на замке. Темно.  Побежала  искать дочку у ближайших ее подруг, но,  увы!  Вернулась домой, стою, думаю.  Наконец – то, дали свет;  ограда  освещалась, и я увидела собаку, как – то необычно сидящую в будке. Подхожу и слышу всхлипывания.  Как же я раньше не догадалась заглянуть  к Райту!  В глубине будки дочка в пальтишке, шапочке, сапожках.  Райт  около нее сидит  и слизывает слезки.
  - Мама, ты почему долго не приходила? Свет погас, и я боялась,  на улице  тоже было темно, когда я  пошла к Райту.       
- Девочка моя, ты замерзла?
- Нет, мы немного посидели.
Ну, конечно, я чувствовала себя очень виноватой перед ребенком и была благодарна собаке.               


Рецензии