Самозанятые

   


   Андрей  Кравчук  и Серега Тупикин   -  друзья со школьных лет.  Обоим им уже перевалило за сорок.  Внешне  они совсем разные. Андрей рослый, худой, светловолосый, а Серега невысокий, смуглый   и полноватый.  Друзья  вместе учились  в одном классе, вместе  лихо танцевали на школьных дискотеках, а потом  служили в армии,  женились, завели семьи. У Андрея жена  -модница.   Наташа  чернобровая, стройная, красивая,  она спуску мужу не дает. У  супругов  подрастают две дочки.

    А Сергей долго не женился, попивал, пока не встретилась блондиночка Оля и прибрала к рукам.  Она родила мужу сына и дочку и стала полновластной хозяйкой в его доме.

 Работают друзья вместе –  ставят  пластиковые  окна заказчикам.  Работа не из легких и  в основном сезонная.  Заказы они получают  у одной фирмы, с которой заключили договор. Фирма поставляет окна клиентам, а заказы выполняют Кравчук  и Тупикин.  Деньги за выполненную работу получают друзья от клиентов.

   Клиенты попадаются разные – одни добрые и душевные, другие себе на уме, жадные и скупые. Чаю работягам  не нальют за весь день. А работа тяжелая. Надо силу иметь большую физическую, чтобы таскать тяжеленные стеклопакеты, выворачивать  и убирать старые окна, ставить новые. Пока уберешь старье, пыли наглотаешься досыта, да поставишь  новые  - работы хватит на целый день,  а то и больше.

  Но рады  мужики этой работе, где лучше-то найдешь? А женам деньги надо. Андрея жена четко контролирует – в  конце рабочего дня приезжает за мужем на машине и забирает деньги,  а на другой день покупает себе обновку.  Она любит модно одеваться.  Красивые вещи – это ее стихия. Два шкафа уже переполнены  её вещами, а  Наташе  всё мало.
  Муж на траты жены смотрит сквозь пальцы. Он любит свою красивую Наташу,   и   когда усталый приезжает домой,  помоется после грязной работы, наденет чистую футболку и трико, поест, что подаст жена, сядет с газетой на диван у телевизора  и  нечаянно тут же заснет от усталости, даже  не  поговорив с детьми…
- Опять развалился на диване! – кричит  жена. – Иди спать!   Я постелила  уже, - сердится Наташа.

  И Андрей уходит в их маленькую уютную спальню, ложится на супружескую широкую кровать и моментально засыпает.  И только утром,  почувствовав  рядом теплое нежное тело жены,   тормошит её и исполняет супружеский долг. И так день за днем, месяц за месяцем и год за годом.
 
  Иногда  Андрею  вспоминается детство. Оно было голодным. Мать с отцом разошлись, когда Андрюшке было  десять  лет.   Отец  работал на заводе, пока его не закрыли в перестройку, и тогда   отец стал пить горькую от безнадеги. Мать тоже потеряла тогда работу.  Ткацкую фабрику, где она работала,   тоже закрыли.
 
    Она  долго не могла найти работу, но  не растерялась. Нет.  Она  пошла  работать кондуктором, а  чтобы прокормить мужа и сына,  работала в две смены. Но долго выдержать такую жизнь мать не смогла. Пьянство все сильнее затягивало  мужа. Приезжает  жена  домой ночью, а муж пьяный в стельку и сын голодный.  Они разошлись.  А через год матери не стало,  умерла как  -то странно. Приехала с работы ночью, прилегла отдохнуть   и не проснулась – сердце отказало…
 
 Андрей стал жить у дедушки с бабушкой.  Дедушка Василий  Кузьмич  - осанистый старик с пышными седыми усами в  юности побывал на фронте и иногда рассказывал внуку, как пришлось воевать   -  он любил вспоминать прошлое:
  -   Когда   мне  повестка из военкомата пришла,  мать перекрестила меня,  заплакала, сунула узелок с  лепешками  и повезли нас на фронт необстрелянных юнцов.  Политрук  поднимает  нас   в атаку, а  мы смерти  боимся,  не идем, тогда он встает в полный рост под огнем противника и кричит нам:
- За мной, ребята!  Отступать дальше  некуда! За Родину!  За Сталина! Вперед! –   тогда мы за ним побежали.  Пули свистят, а мы бежим в атаку.
Я думал,  убьют меня  в  этом бою.   Сначала я боялся немцев, боялся  смерти. Чешут они из автоматов,  а  у нас винтовки – трехлинейки  одни.  Воевать  немцы  умели тогда, а мы желторотые,  и лейтенант  у нас  был  молодой, неопытный.   А потом и мы драться и бить фрицев  научились. Ярость у нас была против них огромная.  Шли мы по разоренной земле, а кругом пожары и виселицы…

   Дед рассказывал, а сам с горечью усмехался  в седые прокуренные усы.
 « Мы за советскую власть воевали,  а щас   опять капитализьм, как при царе.  Учись, Андрюшка, а то трудно тебе в жизни придется,    -   говорил дед и трепал внука  за  вихры.

 А учиться  пацану  не хотелось  – глупый   тогда был. У деда голуби были,  Андрюшка  голубей гонял, летом  с мальчишками  в футбол на пустыре играл  допоздна, а зимой  на речке катался на коньках. Кое-как девять классов  окончил  и  дома  баклуши бил, пока  в армию не забрали. Попал Андрюха  на Дальний Восток  в  Хабаровский край и радовался, что не в Чечню – там как раз вторая  чеченская война шла…
  Одно было плохо – деды донимали, да кормили неважно – несвежей кетой в основном…
А еще старшина   злой попался – за любую провинность наказывал жестко,  мог и ударить…

  Андрей тогда  хлибенький  был, худущий.  Доставалось ему,  почем зря,  и болел часто – то фурункулы, то ангина, то грипп.
Единственная радость – посылка от деда с бабушкой, сало, конфеты, носки, перчатки теплые. Ребята,  конечно, сразу посылку на стол и откроют. Мало что Андрею доставалось от посылки из дома.
 
 Отслужил  в  армии  и  опять  к деду  с бабкой. Бабушка жалела его и все подкармливала блинами да борщом, а дед работать заставлял:  «Не хочешь учиться  -  иди, работай.  На государство  да на нас  стариков не надейся».

  А тогда только окна появились пластиковые,  и  дед на свои сбережения решил их в своей квартире поставить, пригласил мастера. Тот окна замерил, о цене с дедом договорился  и через несколько дней вставил новые,  светлые.   Просто  чудом  казались они тогда!
 
 Потом  дед   как-то  сказал: « Работай сам на себя.  Заводов и фабрик теперь у нас нет в городе.  А окна людям всегда нужны будут – это свет, для людей радость. Кумекай,  что к чему,   -  и старик поднял руку с прокуренными дожелта пальцами  и показал на  новенькие сияющие окна.
 
 И пошел Андрей к мастеру, подучился у него, а потом Серегу, старого школьного  друга,  уговорил  работать вместе  - вдвоем  сподручнее. Так и пошло у них.

   Давно уже не стало деда и бабушки – оба друг за дружкой ушли, успев  дарственную  на квартиру на любимого  внука  оформить. Пожил Андрюшка один, а через год  Наташу встретил  и влюбился с первого взгляда. Уж больно красивой показалась ему эта дивчина с  голубыми глазами. Расписались они в загсе и стали в любви и согласии жить. Потом дети пошли у молодой пары.

  И нет для Андрея ничего дороже семьи. И как бы ни тяжела работа, делает он ее с душой, на совесть   - и людям приятно и на жизнь хватает для семьи. Постепенно и на машину  денег скопил,  и купили с Наташей подержанную, но хорошую иномарку.

 Серега пока машину не завел – ездит  на автобусе. Его жена Оля тоже любит денежки. После удачного заказа накрывает она хороший стол, готовит мужу вкусный  ужин, надевает красивый шелковый халатик, наливает себе и мужу вина,  и пьют  они  за удачу и чтобы деньги водились,  и работа всегда была.
  А зимой работы нет и,  бывает,   приходится  туго. И тогда берутся мужики за любую работу, за любой ремонт – благо за эти годы многому они научились. И когда их кто-то  теперь  спрашивает из   бывших одноклассников:
-  Где работаете?
- Да   так,  самозанятые  мы, - отвечают они и посмеиваются.
 И   рады друзья  своему  маленькому тихому счастью, которое для них  всего дороже…


Рецензии
Добрый вечер, Татьяна.

Хороший рассказ о хороших парнях.
Слава богу, работа у самозанятых есть, в отличие от времен детства Андрея, когда отец запил.

Я в те годы служил в частной телекомпании. Раз одна из журналисток у меня спрашивает: что такое петроглифы? Честно говоря, я не знал. А рядом уборщица полы протирает. И отвечает ей вместо меня: - Наскальные изображения или надписи.
Я удивился и очень даже, спросил: откуда такие познания? Ответила: я кандидат исторических наук. Тогда многие женщины семьи свои от голода спасали, не чураясь никакой работы. Как и мать Андрея.

С уважением,

Николоз Дроздов   26.11.2023 18:58     Заявить о нарушении
Да, это так. Я знаю некоторые и до сих пор работают на рынке, бросив учить детей или лечить больных...
А петроглифов много у нас на Алтае. оставили нам древние люди свои "автографы".
Спасибо большое Вам, Николоз!
С уважением.

Татьяна Шмидт   26.11.2023 19:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 58 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.