Черная дыра и искривление пространства

По следам очень хорошей статьи Анны Филимоновой о черных дырах:

http://www.proza.ru/2019/09/27/33

Привожу моё небольшое дополнение. Может оно кому-то сделает этот феномен более понятным.

Однажды в глубокой юности я увидела какой-то фантастический фильм, где была показана якобы черная дыра. Это выглядело вполне как галактика, и мне было довольно смешно - как можно увидеть черную дыру, если из нее не может выйти свет? Много позже я поняла - да, хоть изображение в кино не соответствовало никакой действительности, и да, конечно, мы не можем увидеть эту дыру, но все же вокруг нее будет очень много интересного, что можно увидеть. Так вот что именно можно пронаблюдать?

Сначала представьте себе Сатурн с его величественными кольцами, а потом представьте себе этот Сатурн стал черным, невидимым - и вы поймете ситуацию. Есть сверкающие кольца, которые вращаются вокруг чего-то, чего мы на самом деле не видим. Но оно там есть. Эти кольца, вернее это вещество, притянутое черной дырой, вращается с огромной скоростью и расположено в экваториальной плоскости - как и в любой другой галактике, сформированной вокруг любого массивного небесного тела. Это не спокойные ледяные кольца, которые неторопливо кружат вокруг нашего родного газового гиганта Сатурна, это вполне разогнанная до почти световых скоростей материя, которая может быть плотной и разогретой около этого небесного тела и более разреженная и медленная на удалении. Еще это можно представить в виде водоворота - только очень быстрого.

Хорошо, это понятно. Но на картинке (слева) это не очень похоже на кольца. Это скорее похоже на странный смайлик без лица, но в шляпе, которую наверное некоторые зрители видели в фильме Интерстеллар. Дело в том, что пространство искажено, и то, что позади этого небесного тела, мы видим частично поверх и частично ниже него. Картинка словно вывернута. То есть изображение это все же подобно кольцам Сатурна, отраженным в кривом зеркале или вернее видимым через сильную линзу.

Не поленитесь сходить по ссылке (внизу) и посмотреть в динамике - это совершенно бесподобное зрелище, на которое можно смотреть очень долго.

Также если вы не видели фильма Интерстеллар, то тоже очень рекомендую его посмотреть. В его съемках принимала участие группа ученых, а Кип Торн (Kip Thorne) даже написал об этом книжку с научными объяснениями "The Science of Interstellar", где рассказал, как они задались целью создать образы и визуализации, максимально приближенные к тому, что на самом деле известно науке или по крайней мере использовать реальные научные гипотезы. Поэтому в том, что касается визуализации черной дыры, были использованы настоящие научные работающие модели, и видеоряд был сделан по последним научным представлениям. Что и доказала недавняя реальная фотография черной дыры (фото в центре).

Однако это не все понимают - почему же мы видим всё в такой форме? И чтобы понять простоту и красоту этого феномена, найдите в поисковике изображения по словам космическая линза или гравитационная линза. Добавьте слово gif - этот компьютерный формат позволяет анимацию. И вы увидите что-то подобное. (Фото справа. Здесь к сожалению не разрешен этот формат, потому можете пойти в мой жж по ссылке внизу, где статья приведена с живыми картинками.)

https://nebula8.livejournal.com/325723.html

На этой визуализации очень легко увидеть в динамике, почему у колец вокруг черной дыры такая странная форма. На изображении показана компьютерная модель, как бы выглядело прохождение черной дыры на фоне далекой галактики. Заметьте, что сама галактика не затронута, она находится далеко, и ничего с ней не происходит. Меняется только изображение ее - это выглядит как если бы вы взяли толстую круглую линзу и проносили бы ее на фоне той же галактики или простого геометрического рисунка. Если у вас есть такая линза или стеклянный шар, то не поленитесь это сделать. Это самый простой эксперимент, который поможет понять явление.

https://www.youtube.com/watch?v=_NgBE1pMRJM

Так что самая большая трудность понимания в том, что картинка для нас статична. Как только вы ее видите в динамике, то происходит "узнавание" явления, и теперь уже нет проблем понять, почему вы видите кольца и вокруг тени черной дыры, и сверху, и снизу. Просто посмотрите это видео!

https://www.youtube.com/watch?v=o-Psuz7u5OI


Более того, возможность увидеть изображение в динамике, позволяет также открыть новые черные дыры. Как только астрономы заметят, что целый сектор прежде знакомой картинки стал вести себя несколько странно - как будто через лупу - одни звезды смещаются вверх, другие вниз, изображение размазывается, то это верный знак того, что между этой фоновой картинкой и вами есть невидимый объект, который и искажает эту самую фоновую картинку. Совсем недавно объявили о том, что в нашей родной и казалось бы слегка изученной солнечной системе нашелся именно такой объект - где-то позади Нептуна. Именно благодаря микро-линзовому эффекту, замеченному в этом районе (насчитали шесть событий), ученые предположили наличие экзотического неопознанного пока объекта, и это могут быть либо крупные планеты-странники либо первичные черные дыры, которые образовались из сверхплотной материи в момент начала расширения Вселенной.

https://arxiv.org/abs/1909.11090
https://lenta.ru/news/2019/09/27/hole/

Кстати эффект космической линзы был открыт Эйнштейном и блестяще доказан во время солнечного затмения в начале прошлого столетия, когда свет от звезды, проходящий рядом с Солнцем, отклонялся от своего первоначального направления обтекая Солнце, потому звезды оказывались видимы не на положенным им местах, а на большем расстоянии от Солнца.

Так что наблюдайте звездное небо - может быть удастся заметить необычное поведение звездного фона и по этому поведению найти новые не замеченные прежде объекты. Правда наблюдать придется долго.

С картинками этот же текст находится здесь:
https://nebula8.livejournal.com/325723.html


Рецензии
  Ха.
  
  Гифка, которая не отображается на этом чудесном сайте, напоминает мне стекло в детской комнате моей первой квартиры: сейчас уже не вспомню, кто-как-и-зачем - да это и не важно - выстрелил из игрушечного пистолета в это самое стекло, но пластмассовая пулька, размером чуть больше гречневого зёрнышка, не смогла разбить стекло, но вот след оставила. После попадания на стекла образовалась небольшая ямка-углубление, которая выглядела при этом как вздутость - лишь на ощупь можно было понять, что этот крошечный кусочек стекла вогнут во внутрь, а не наружу!
  А вот если посмотреть на пейзаж за окном через эту точку - на скрывающие металлический забор деревья, что плотным кольцом укрывали детский сад по всему периметру, буквально скрывая-и-пряча тот от взглядов проходяих внутри дворов - то можно было заметить искажённое изображение, которое один в один повторяет то, что продемонстрировано на гифке.
  Прошло уже больше полутора десятков лет с тех пор, как я была последний раз в той квартире, однако этот момент в памяти отложился очень хорошо. Я провела на мало часов глядя на строение детского садика, в который сама же и ходила, искажая его стены, а так же всё то, что находилось вокруге - а если повезёт, то ещё и деформируя даже ЛЮДЕЙ, что ходили у меня под окном: я целилась этой ямочкой, глядя через неё прикрыв один глаз, и подобно какой-то неизвестной мне магии изменяла внешний вид и оболочку всего, что было вокруг... а потом чуть-чуть сдвигала голову в сторону и всё тут же возвращалось на свои места - всё было в целости и сохранности.
  
  Забавно, что меня на протяжении всей жизни, так или иначе, окружали или просто сопровождали преломления, искажения, различные зеркала и линзы - и вообще куча всего, что попадает под категорию вещей, которые способны изменить зрительное восприятие окружающих меня объектов, но лишь визуально. Физику же в школе я полюбила в тот момент, когда мы впервые проходили тему линз и призм, и я как-то сходу и не задумываясь отвечала на вопросы учителя по поводу того, как и куда должны падать лучи, проходя через ту или иную линзу - я НЕ понимала происходящего, но отвечала мгновенно и правильно *пожимает плечами* как-это эта тема воспринималась... логичной и естественной для меня?..
  Я полюбила физику, да, но она мне не нравилась. Но тяги к ней у меня не было - странно, да?.. У меня мало приятных воспоминаний, что были бы связаны со школой, но вот уроки физики, толстая тетрадь с записями (которыеоказались совершенно бесполезными для меня), а так же учитель, с которым мы были дружны на уроках, но холодны-и-чужими в другое время - это те из немногих приятных моментов. А ещё Тот-Самый урок про линзы: возможно именно по этому, в последний раз зайдя в кабинет физики - и зная, что больше в него никогда не попаду - я украла одну из трапецивидных призм, унеся её с собой в кармане...

  Я помню те призмы: когда наш класс их впервые увидел, их было у учителя больше двух десятков - и они были красивы! Просты, изящны и математически точны, хоть и не всегда симметричны, но красивы. К моменту моего выпуска в кабинете физики их осталось не больше семи штук, и куда они пропали я поняла лишь в момент, когда мою голову посетила странная, несвойственная мне мысль...
  
  "Их всё равно украдут. Не сегодня, так через месяц. Их украдут и выбросят куда-нибудь об школьную стену со стороны курилки, чтобы глянуть, как много ударов они смогут выдержать; или чтобы узнать, что окажется прочнее - толстое стекло или красный кирпич! Их всё равно украдут".

  И тогда я решила, что пусть хотя бы одну из призм украду Я... ведь я не буду ни кидать её, ни плавить, ни разрезать - всё тем же школьным - станком по обработке дерева. Нет, я украду её себе на память о школе: о школе, в которой я провела столько лет, а вспомнить могу лишь несколько дней; на память об учители и наших парадоксальных отношениях; на память о Том-Самом уроке и о том, какое вдохновение он в меня вселил. А ещё на память о том, как близки-и-дороги мне линзы и зеркала.
  Из всех оставшихся призм я выбрала ту, которая была не симметричной, одновременно и с прозрачными и с матовыми стенками; эта призма и по сей день стоит у меня на столе, входя в число тех единичных предметов, которые украшают мой стол.. Я не разбила её, не расплавила и не распилила - и даже не пыталась. Зато нарисивала её - и у меня вышло отлично! И это смешно, ведь рисовать я совершенно не умею, но тут я смогла одной лишь гелевой ручкой показать-и-передать и глубину, и тени, и даже небольшой прямоугольничек-преломление. А позже, я ещё и посвятила небольшой текст этому украденному куску стекла...
  
  
  Призма - это одна из двух вещей, которые так или иначе связаны с темой искажения, и которым я выделила особое место в своей памяти. Второй де "вещью" является то самое стекло в моей комнате, где ма-а-ленькая пластиковая пулька для игрушечного пистолета - я знаю это наверняка, хоть и не помню, кто именно стрелял - оставила свой след: маленькая воронка-завитушка, похожая одновременно и на ракушку, и на капельку масла с "глазом" (была такая игра, когда требовалось капнуть масло в это же самое масло, создавть некое подобие глаза), и на что-то ещё е совсем понятное; та самая воронка, глядя через которую я могла искажать окружение...

  
  Удивительно: никогда бы не подумала, что смогу вновь взглянуть через ту точку-на-стекле - на какой-то случайной гифке в интернете.
  
  
  
  
  И.С.

Ильюкова Светлана   21.08.2022 03:39     Заявить о нарушении
Спасибо, Светлана, вы рассказали интересную историю. Действительно, так много чудесного можно увидеть даже вокруг себя - даже если это просто дырочка в стекле!

Соня Ляцкая   22.08.2022 23:54   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.