1. А. К. Дойл. Баскервиль-холл и его обитатели

Илл.1 Артур Конан Дойл. Илл. 2 Карта Девоншира.


А.К.Дойл. Баскервиль-холл и его обитатели

М.А.Рушева


Баскервиль-холл, согласно повести Артура Конан Дойла (АКД) «Собака Баскервилей», впервые напечатаннoй в ежемесячном журнале «Strand Magazine», август 1901 г. - апрель 1902 г., был расположен на юге Англии, в Среднем Девоншире, в районе Дартмура с его холмами и торфяными болотами. В тексте упоминались Грипенская трясина, Гнилая топь и ближайшие поселения вокруг Баскервиль-холла, представленные бывшим домом фермера Меррипит-хаус, деревушками Гримпен и Кумб-Треси, Лефтер-холлом, двумя фермами «Каменные столбы» и «Гнилое болото» и Принстаунской тюрьмой (вскользь упоминаются Торсли, Хай-Бэрроу и деревушка Фернворси). Ко времени событий, произошедших в 1889 г., семейство Баскервилей обитало в своём доме уже пятьсот лет. Таким образом, родовое гнездо ("дом Баскервилей"), было известно с XIV в.:


ПОЗДНЯЯ ВИКТОРИАНСКАЯ ЭПОХА (1879 - 1901). ГАННОВЕРСКАЯ ДИНАСТИЯ - КОРОЛЕВА ВИКТОРИЯ (1837 – 1901). Последним владельцем Баскервиль-холла, известным  читателям по повести АКД, стал баронет Генри Баскервиль, бывший канадский фермер. Известно, что до 13 лет он жил в маленьком коттедже на южном побережье Девоншира вместе с отцом. Генри уехал к друзьям в Америку после смерти отца и вернулся в Англию осенью 1889  г., чтобы  принять наследство бездетного Чарльза Баскервиля, старшего брата отца.
 
На это наследство тайно претендовал его кузен Джек Баскервиль, проживавший  с 1888 г. в Мэррипит-хаусе, недалеко от Баскервиль-холла. Джек был известен местному обществу только как энтомолог и ботаник Стэплтон, но годами ранее, после приезда из Южной Америки, будучи директором школы на севере Англии, носил фамилию Венделер. Джек Баскервиль, сын самого младшего брата Чарльза Баскервиля, завёл огромную собаку, придал ей светящимся раствором образ чудовища и добился тем самым смерти своего дяди. Это случилось в первой половине 1889 г., когда Чарльз Баскервиль вышел в тёмное время на болота и умер там от сердечного приступа, спасаясь от собаки. Джек, однако, не смог погубить тем же образом кузена Генри и, будучи разоблачённым, утонул в Гримпенской трясине, так и не добившись наследства. Его принадлежность к Баскервилям была определена в повести АКД несомненным сходством с портретом Гуго Баскервиля, растерзанного в XVII в. чудовищным псом, который имел прозвище собаки Баскервилей. После его смерти возникли подозрения, что четыре грабежа с убийством, произошедших  в западных графствах за последние три года, совершались именно Джеком Баскервилем-Венделером-Стэплтоном.


РАННЯЯ ВИКТОРИАНСКАЯ ЭПОХА(1837 - начало 1879). ГАННОВЕРСКАЯ ДИНАСТИЯ - КОРОЛЕВА ВИКТОРИЯ (1837 – 1901). В тексте повести приводятся некоторые сведения о предыдущем владельце поместья, сэре Чарльзе Баскервиле, чья жизнь, как и жизнь его  поколения, соотносились, в основном, с ранне-викторианским периодом. В 1887 г. он вернулся в Англию после долгого отсутствия, будучи бездетным вдовцом, и начал перестраивать поместье. За два года сэр Чарльз успел приобрести в Дартмуре репутацию щедрого благотворителя. О нём писали газеты, и на предстоящих выборах его рассматривали как возможного кандидата от партии либералов. Известно, что перед вступлением в наследство сэр Чарльз собрал значительный капитал в Южной Африке. Он имел двух братьев – среднего, умершего в Англии (имя неизвестно, он был отцом Генри Баскервиля), и младшего, Роджера, считавшегося в семье black sheep «паршивой овцой» и умершего в Южной Америке в 1876 г. от жёлтой лихорадки. Роджера считали копией легендарного семейного злодея Гуго  Баскервиля. О его сыне, Джеке Баскервиле, сведений не было, и единственным отпрыском в роду Баскервилей считался Генри, сын среднего брата Чарльза.

***

Дальнейшие сведения о династии Баскервилей могут быть почерпнуты из описаний АКД фамильных портретов картинной галереи Баскервиль-холла (с некоторым восполнением данных). Приводятся даты, упоминаемые в повести АКД, а также их привязка к событиям английской истории:


ЭПОХА ГАННОВЕРСКОЙ ДИНАСТИИ – ВИЛЬГЕЛЬМ IV (1830 – 1837), ГЕОРГ IV (1820 – 1830), ЭПОХА РЕГЕНТСТВА (1811-1820, правление принца-регента, будущего короля Георга IV, при номинально царствовавшем Георге III).  В картинной галерее Баскервиль-холла фигурировал портрет безымянного Баскервиля, отца трёх братьев (Чарльза, отца Генри и Роджера), в тексте он назван щёголем времен Регентства (именно тогда в обществе стал формироваться образ денди). Это был самый последний по времени портрет в веренице портретов предков.


ЭПОХА ГАННОВЕРСКОЙ ДИНАСТИИ - ГЕОРГ III (1760 – 1811). В тексте АКД фигурировал Вильям Баскервиль, сын Роджера (или Джона) Баскервилей, председатель комиссии Палаты общин при Питте (Питт Вильям-старший (1708 -1778) – английский государственный деятель из партии вигов; назначен вице-казначеем Ирландии и главным казначеем вооружённых сил в 1946 г., руководил военными операциями англичан в Семилетней войне, с 1766 по 1768 год был в должности премьер-министра). Очевидно, Вильям Баскервиль состоял председателем комиссии Палаты общин, когда Питт занимал должность премьер-министра (1766 - 1768). Синий сюртук и свиток в руках красовались именно на его портрете.

Роджер и Джон Баскервили,  их сестра Элизабет. Один из братьев (Роджер или Джон, судя по очередности записи в рукописи, старшим сыном был Роджер) получил в наследство Баскервиль-холл. Он (или его брат) служил под командованием Роднея в Вест-Индии, имел чин контр-адмирала (Адмирал Родней Джордж Брайджес (1718 - 1792) - английский адмирал, чин получен в 1778 г. Участвовал в войне с Францией (1744 -1748). В Семилетней войне (1756 -1763) командовал линейными  кораблями «Игл» и «Дублин», а при взятии о. Мартиника (1762) - соединением кораблей. Семилетняя война шла как в Европе, так и за океаном: в Северной Америке, в странах Карибского бассейна, в Индии, на Филиппинах. Назначен в Вест-Индию в 1780 г., вернулся в Англию после заключения Версальского мира в 1783 г.). Таким образом, Баскервиль мог служить в Вест-Индии под началом Роднея в период 1780 – 1783 г.г., и портрет контр-адмирала с подзорной трубой принадлежал именно этому Баскервилю, одному из упомянутых выше братьев.


ЭПОХА ГАННОВЕРСКОЙ ДИНАСТИИ – ГЕОРГ II (1727 - 1760), ГЕОРГ I (1714 - 1727). Автором рукописи о злодеяниях предка и его встрече с чудовищной собакой являлся Гуго Баскервиль (Второй), отец Роджера, Джона и Элизабет. Он записал семейную легенду о Гуго Баскервиле (Первом) в 1742 г. и передал рукопись своим сыновьям с просьбой оставить её в тайне от дочери Элизабет. В рукописи было наставление не поддаваться грехам и  никогда не выходить ночью на торфяные болота, где властвуют силы зла. Гуго Баскервилю (Второму) принадлежал портрет толстого джентльмена в парике кисти Джошуа Рейнольдса (1723-1792), известного лондонского портретиста времён «трёх Георгов», ряд портретов которого изображали джентльменов в припудренных париках.


ПОЗДНЯЯ ЭПОХА РЕСТАВРАЦИИ СТЮАРТОВ (1689 – 1702) - МАРИЯ II СТЮАРТ (1689-1694, соправительница  Вильгельма III), ОРАНСКАЯ ДИНАСТИЯ - ВИЛЬГЕЛЬМ III ОРАНСКИЙ (1689-1702, супруг Марии II), АННА  СТЮАРТ (1702 – 1714). В 1674 г. в Лондоне появился немецкий художник Годфри Неллер (1648 - 1723 ). Именно ему, согласно тексту повести АКД, принадлежал портрет дамы в голубом шёлковом платье (кисти Неллера принадлежал целый ряд портретов дам в голубом, но наиболее известный из них принадлежал Саре Черчилль, герцогине Мальборо (1464 – 1744). Эта дочь английского политика Дженнингса сблизилась с Анной, дочерью герцога Йоркского, в 1675 г. и играла в дворцовые игры со времён правления Марии Стюарт и Вильгельма III. Во времена правления Анны Стюарт супруг Сары Джон Черчилль получил титул герцога Мальборо, а герцогиня Мальборо стала фавориткой королевы и получила несколько придворных должностей).


РАННЯЯ ЭПОХА РЕСТАВРАЦИЯ СТЮАРТОВ  (1660 – 1689). КАРЛ  II СТЮАРТ (1660-1685), ЯКОВ II СТЮАРТ (1685-1689). Безымянный Баскервиль, отец автора легендарной рукописи мог устно сообщить своему сыну Гуго Баскервилю (Второму), названному им в честь предка, легенду о собаке Баскервилей. Портрет в картинной галерее Баскервиль-холла не упомянут.

Безымянный Баскервиль, дед автора легендарной рукописи Гуго Баскервиля (Второго). Этот Баскервиль, вероятно, мог приходиться сыном Гуго Баскервилю (Первому), но его  портрет в картинной галерее Баскервиль-холла АКД не упомянут. Рассказ об обстоятельствах гибели Гуго Баскервиля (Первого), по всей видимости, начал обретать статус устной фамильной легенды. Сведения об этих обстоятельствах, судя по легенде, могли быть получены семьёй деда автора рукописи от очевидцев происшествия, пьяных сквайров.


ЭПОХА СТЮАРТОВ – ЯКОВ I (1603 – 1625), КАРЛ I СТЮАРТ (1625-1649), ЭПОХА ВЕЛИКОГО ВОССТАНИЯ (1640 – 1660) - РИЧАРД КРОМВЕЛЬ (1658-1659), ОЛИВЕР КРОМВЕЛЬ (1653-1658). Во времена Великого восстания Гуго Баскервиль (Первый), человек жестокий и безрассудный, похитил дочь фермера, земли которого лежали поблизости от поместья Баскервилей. Дочери фермера удалось сбежать из Баскервиль-холла, и, когда Гуго настиг её со сворой своих собак, то следом бежала огромная собака. Девушка умерла от страха при виде погони, а затем появилось чудище и оно растерзало горло Гуго на глазах у подоспевших дружков, пьяных сквайров. Упоминаемое в легенде Великое Восстание – это Английская революция, завершившаяся победой парламента над силами короля Карла I, которой тремя годами ранее предшествовали восстания в Шотландии. Король был арестован в 1647 г., а в 1649 г. обезглавлен по решению суда. Портрет Гуго, фигурировавший в картинной галерее Баскервиль-холла, написан в 1647 г., сам он изображён в широкополой шляпе с плюмажем, чёрном бархатном камзоле с белым кружевным воротником и с длинными локонами, обрамлявшими суровое узкое лицо. Гуго Баскервиль был, по-видимому, сыном или внуком  вельможи елизаветинских времён. 


ЭПОХА ТЮДОРОВ (1485 - 1603; Ренессанс) - ЕЛИЗАВЕТА I (1558 – 1603), последняя представительница царствовавшей династии  Тюдоров. В картинной галерее фигурировал портрет Баскервиля (имя его неизвестно), вельможи королевы Елизаветы. Это был самый ранний портрет в веренице портретов предков Баскервиль-холла.


ЭПОХА ТЮДОРОВ (1485 – 1603; Ренессанс) – ГЕНРИХ VII (1485 – 1509), ГЕНРИХ VIII  (1509 – 1547), ЭДУАРД  VI (1547 – 1553), ЛЕДИ ДЖЕЙН ГРЕЙ (1553, «Девятидневная королева»), МАРИЯ  I  КРОВАВАЯ (1553 – 1558), ФИЛИПП (1554 – 1558, супруг Марии I). В 1485 г. престол перешёл от Йорков к Генриху Тюдору, потомку Ланкастеров и основателю династии Тюдоров. Портреты Баскервилей этой эпохи в тексте АКД «Собака Баскервилей» не упоминались.


ЭПОХА ЙОРКОВ (1461 – 1485) - ЭДУАРД IV (1461 – 1470, 1471 – 1483), ЭДУАРД V (1483, коронация  не состоялась), РИЧАРД III (1483-1485). К 1461 г. относится война Алой и Белой розы с победой Эдуарда Йорка, представителя одной из ветвей династии Плантагенетов, свергнувшего Генриха VI  из династии Ланкастеров, другой ветви Плантагенетов. Последним из Йорков был "белый боров" Ричард III. Портреты Баскервилей эпохи Йорков в галерее Баскервиль-холла не упоминались.
 

ЭПОХА ЛАНКАСТЕРОВ (1399 – 1461) – ГЕНРИХ V (1413 – 1422), ГЕНРИХ IV БОЛИНГБРОК (1399 – 1413),  (ГЕНРИХ VI (1422 – 1461, 1470 – 1471).  Портреты Баскервилей эпохи Ланкастеров в галерее Баскервиль-холла не упоминались.


ЭПОХА ПЛАНТАГЕНЕТОВ  (1154 – 1399). РИЧАРД II (1377 – 1399) и ещё  9 монархов из Плантагенетов от ГЕНРИХА II КОРОТКИЙ ПЛАЩ (1154 – 1189) до ЭДУАРДА III Виндзорского (1327 – 1377).  Пятисотлетнее пребывание семейства Баскервилей в Баскервиль-холле началось, как следует из повести АКД «Собака Баскервилей», в правление Ричарда II. Портреты Баскервилей эпохи Плантагенетов  в галерее Баскервиль-холла не упоминались.

 


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.