Переживание эмоционального потрясения. Эссе

Когда для человека наступают трудные времена, а такое почти всегда неизбежно, потому как в жизни полно неожиданностей и невозможно предвидеть все, и зачастую даже самое прочное основание теряет опору. Известно, что камень точит камень не силой, но частым падением, так и человека закаляют испытания. Легкость и комфорт не дают такого эффекта. Когда человек имеет многое из того что может предложить материальный мир и расслабляется, то неожиданные испытания, если он не был к ним готов заранее, могут подкосить его волю. Выражение «Praemonitus, praemunitus» - для людей закаленных временем, чей кругозор широк, а воля сильна. Такие не думают в настоящем о возможных бедствиях в том смысле, чтобы мешать жизни, но если они случается, - они к ним готовы. В конечном счете, это личное дело каждого, как относиться к тем или иным событиям, которые бывают более или менее тягостными. Но события, если подумать, какие бы они не были, имеют причины и следствие, и зачастую лишь редкая доля из них, именуется роком, посланием судьбы. Еще многие события, переживаемые человеком, были прожиты или проживаемы другими. Все мы созданы по образу и подобию Божьему, имеем самосознание и чувства, но переживаем мы их в большей или меньшей степени по-разному. Один способен пережить влияние бедствия очень остро и болезненно, но потом через какое-то время быстро восстанавливается, другой же, не так болезненно, однако переживает в продолжительные сроки. Различие между людьми существует подобно тому, как уживается в вещах мира - мягкость и твердость. Это следует понимать и никогда не осуждать тех, кто от нас отличается мягкостью, хотя бы потому, что мягкий человек проходит свой экзамен, и если он не сдаст его с первого раза, то пересдаст в следующий.  Так уж устроено, что переживать следует по-настоящему и извлекать уроки, тем мы и отличаемся от животного мира, что имеем самосознание. Пренебрегать самосознанием видно со стороны Вселенной вещь неблагоприятная.  Ситуации в жизни могут меняться, и перемены неизбежны. Жизнь – это река. Динамичность жизни – рост. Застой – смерть. Чтобы не происходило в жизни человека, он может встречать это твердо, оттачивая дух. Есть, конечно, и выбор отчаяния, безверия, опускания рук. Такое случается даже с сильными людьми.  Бывают минуты, когда, кажется, что все тщетно, напрасно, что нет больше сил. Но в такие минуты  следует думать о тех, кому хуже всего.  На земном шаре живут огромное количество народов и некоторым ввиду экономической и политической несбалансированности их стран, живется очень тяжело. Очень много бедных и голодных людей, войн и катаклизмов. Тогда следует думать о том, что для кого-то счастье в обычном глотке воды.
Говоря о боли, то здесь я хочу сказать, что ее нужно научиться переживать внутренне со всей готовностью.  Боль часто дает осознать что-то важное, за ней скрываются причины наших переживаний.  Если же боли бояться и убегать от нее путем развлечений и других занятий, загоняя глубже в подсознание, она никуда не денется, и будет давать о себе знать. Если же боль встречать мужественно, переживать ее по-настоящему твёрдо, не бояться эмоций, то рано или поздно, боль отступит. Само устремление  жизни к росту и гармонии не даст ей задержаться долго. Тит Нат Хан, буддийский учитель учит приему разговаривать с внутренней болью, претворяя ее в образы, например, маленького мальчика, который рассержен и в слезах, и разговаривая с болью учиться понимать ее и отпускать.
Нам, людям, нужно научиться расширять границы внутренней свободы, потому как внешняя свобода относительна. Можно стать творцом в собственной душе, если неуклонно упражняться в мысли и духе. Не за счет бегства от себя самого во внешние стимулы и отвлечения, но путем самопознания. Читать наследие наших великих предков, постигать их идеи, прикоснуться к сокровищнице истории. Мудрецы на зря прожили жизни, стараясь для тех, кто придет после. Помнить о тех, кто пережил тяжелейшие испытания и остался человеком. Встречать боль с мужеством и непременно находите занятие по душе. Не искать крайних точек опоры, выраженных в советах знатоков или софистов, которые говорят, что нужно не думать о боли, загоняя ее на самом деле,  еще глубже, что нужно доказывать миру силу своей личности. Доказывание своих лучших черт несмотря ни на что можно перейти в плоскость невротической болезненности, когда обратный принцип лежит в области самосознательной деятельности, направленной на улучшение человеческих качеств во имя спокойного мирного и радостного человеческого существования.
Признаться в том, что я уязвлен в настоящий момент - самая настоящая честность. Быть честным, искренним с самим собой необходимо и также важно признаваться в слабостях. Сильный оказывается тот, кто видит все внутреннее в себе, тогда ему легче найти нужный курс. Сбиться же с верного пути возможно от невежественного знания, заблуждения. Вопросы, которые задает Вселенная человеку, лежат в его душе, но нужна храбрость  и усердие, чтобы найти их в глубинах своей человечности и дать ответ. Не вопрошать небо, потрясая кулаками, когда небо вопрошает. После каждой грозы небо проясняется, после холодной зимы наступает оттепель. Радость и печаль идут вместе рука об руку, дополняя друг друга. От тяжелейших депрессий страдает тот, кто бежит от боли, не проживая ее, ведь опыт этот, бесценен. Боль способна облагородить человека, но ожесточает только тех, кто не распознал ее, не пережил и не отпустил. В каждом человеке заложен огромный потенциал, он – море, полное диковинных сокровищ. Сокровищница в человеке. Выражение «Fortes fortuna adiuvat», говорит о том, что даже давние люди, жившие далеко прежде нас, преподносившие и чтившие силу множества богов, не исключали участие человека в сложении своей судьбы. А Новалис как-то написал «Судьба и нрав суть имена одного понятия». Довериться себе, найти же внутри опору.
Все мы равны в том, что у нас имеется «душа», явление, присутствие, необъяснимое, имеющие далекие корни.
Из всех вещей, которые сложно распознать или дать им хоть какую-то объективную оценку, именно «душа» не может быть понята всесторонне. Научное знание исключается; можем лишь гадать, что есть душа и откуда она взялась. У каждого человека может быть свой ответ, и если такой ответ помогает лучше понять себя, то, как мене видится, это полезное понимание.
Иметь собственное мировоззрение, уметь мыслить в отношении самого себя и окружающего мира, значит быть исследователем, скитальцем и мыслителем.
Многие роковые события, происходящие с человеком, проистекают часто по его вине допущению и  без того, что называется «Способностью видеть». Истинное видение, это способность давать отчет в том, что я вижу и чувствую в конкретный момент времени, что я мыслю и почему мыслю именно так, а не иначе. Такому подходу не учат в образовании. Представляется, что в рамках социального ориентирования человек ответствен за свою жизнь. Но что значит быть ответственным? И с чего надо начинать? Прежде всего, ответственность начинается с глубокого познания внутренних качеств, противоречий и импульсов. Научиться быть осознанным и чутким к жизни, к окружающему миру. Научиться распознавать свою душевную боль и не бояться ее. Если я испытываюсь злость, страх или беспокойство, признаться, что я их испытываю. Если нам удалось это, задать и другой вопрос: «Почему?». Если не получается найти ответ, не нужно рационализировать, постараться успокоить ум и расписать на листке бумаги, что  я чувствую и каковы истоки этого ощущения. Человек - сборное существо. Чтобы лучше понять такую аналогию можно представить картину-образ, несущий определённый смысл. Образ наполнен разными деталями и в совокупности друг с другом рождается картина. Есть фон, и есть человек. Человек наполнен различными деталями, которые вкупе обрисовывают его. Но человек еще обладает самосознанием – он  обладает волей. Его воля – это его инструмент, чтобы добиваться целей, мотивировать себя на свершения.  Без внутренней воли человек, как существо не смог бы добиться многого… 
Говоря о том, что человек бежит от самопознания, говорит еще то, что он редко признается в боли. Он считает, что открытое признание в болезненном состоянии - проявление  слабости, мягкости, ранимости. 
Один раз я стал свидетелем того, как маленький мальчик упал с велосипеда и разодрал коленку до крови. Но за место того, чтобы заплакать, хоть и сморщившись, он, потирая ее, стал проговаривать как ему больно и как он не сможет дальше кататься. Он все время говорил об этом, и я понял, что не плачет он потому, что распознает боль, он признается в том, что  упал и не боится оказаться в неловком положении. Нам взрослым есть чему поучиться у детей. Окружающее влияние социума оказывает свое действие, и мы наполнены разными шаблонами, такими как "мужчины никогда не плачут", а "женщины должны подчиняться и во всем слушаться мужчин".  Разных шаблонов множество; можно написать целую книгу о современных стереотипах мышления, от которой разум затрещит по швам. Социальные ограничения и паттерны помимо положительной роли в обществе имеют вред отрицательный. Любая культура не может быть совершенной в том смысле, что вкусы и пристрастия людей легко манипулируемы извне. Вопрос этики, особенно гуманистической, когда человек учится у самого себя в понимании добра и зла весьма абстрактен, однако это совсем не означает, что человек не способен учиться на поступках и приобретать опыт, позволяющий ему поступать в будущем с пользой для себя и мира. Вопрос этики авторитарной - постоянен и конкретизирован, но он лишает способности к избирательному поведению человека, как меры всех вещей.
Душевная боль должна быть распознана без прикрас. Человек сознается в том, что он ощущает и не боится неодобрения. Мне представляется, что человек способен на внутренние преобразования тогда, когда он понимает и принимает свой внутренний мир. Не внутренняя борьба с недостатками и болью должна проистекать внутри, а осознание, понимание души, пусть сугубо субъективное; осознание является светом, несущим истину или то, что называется проблеском. Осознанное всегда несет преображение. Осознанное, проявленное и прочувствованное. Человек меняется под воздействием понимания своей внутренней природы.
Некоторые люди находились в таких тяжелых и трудных ситуациях, что, казалось бы, боль должна их сломить.… Но несмотря ни на что, они сказали жизни «Да». Утвердительный ответ в принятии правильной жизненной позиции именуется «принятием бытия». Эти люди не потеряли себя, а укреплялись, выбрав жизнь, а не смерть. Именно эти люди обладают большой рефлексией и способностью к самоанализу. Они всегда готовы удержать себя от необдуманных действий, быстрее переживают душевную боль, и самое важное они полны ощущения жизни и сострадания к другим, ибо переживая боль во всей ее полноте, они переживают ее подлинно, как подобает людям. Мифические сказания о героях, их образы, воплощаются в таких личностях.
Если бы могли понимать себя, понимать и принимать свою боль, свободные хотя бы более или менее от навязанного нам общественного  мнения, если бы мы обладали мудростью, пусть не такой, какой обладал Сократ или Сенека, но ощущали бытийность, способность к реальному сопереживанию, то мы приблизились бы и к ощущению любви. Такой любви, какая  описана в святых текстах.


Рецензии