C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

2. А К Дойл. Собака Баскервилей. Времена и Дартмур

Илл. 1 Карта «Стоячие камни Дартмура»: сайт Тима Сандлза «Легендарный Дартмур»*.
Илл. 2. Портрет Вильгельма Завоевателя (автор неизвестен).
Илл.2. Портрет Ричарда III Йорка (автор неизвестен).
Илл.3. Портрет Карла I Стюарта (автор Эдвард Бауэр).
 

А.К.Дойл. Собака Баскервилей. Времена и Дартмур

М.А.Рушева

            По одной капле воды... логически мыслящий человек способен
            догадаться о существовании Атлантического океана… (А.К.Дойл)


Автором повести «Собака Баскервилей», вышедшей в свет в 1901 – 1902 годах, является английский писатель ирландского происхождения сэр Артур Конан Дойл (1859 – 1930). В качестве судового врача Артур Конан Дойл (АКД) совершил плавание в Южную и Западную Африку, ходил на китобойном судне в Арктику, во время англо-бурской войны служил полевым хирургом. АКД был известен как спортсмен (гольф, регби, крикет, футбол, велогонки, регата и прочее), как изобретатель, адепт сциентизма и исследователь спиритуализма, но всемирную известность ему принесли писательские труды, в частности, серия детективных повестей и рассказов. Следует отметить, что особый интерес АКД с юности питал к истории.  Повесть «Собака Баскервилей», содержит, помимо основной детективной линии, множество деталей, благодаря которым в истории дома Баскервилей и графства Девоншир как в капле воды проглядывает история Британских островов. Дартмур, где происходили события повести АКД «Собака Баскервилей», является центральной частью Девоншира – холмистой и болотистой.

***

Самые древние времена Дартмура всплывают в главе VII «Стэплтоны из Меррипит-хауса». Первая встреча доктора Ватсона с Джеком Стэплтоном на дороге из деревушки Гримпен в Баскервиль-холл сопровождалась диалогом, в котором затрагивалась эта тема:
– Что и говорить, места таинственные. Посмотрите на тот холм. Что это такое, по-вашему?
Крутой склон был покрыт как бы кольцами из серого камня. Я насчитал их около двадцати.
– Что это? Овчарни?
– Нет, это жилища наших почтенных пращуров. Доисторический человек густо заселял торфяные болота, и так как после него здесь никто не жил, то весь этот домашний уют остался в целости и неприкосновенности. Только крыши сняты. При желании можно пойти туда и увидеть очаг и ложе.
– Да это целый городок! Когда же он был обитаем?
– Неолитический человек – точный период не установлен.
– А чем этот человек занимался?
– Пас стада здесь же, на склонах, а когда каменный топор начал уступать первенство бронзовой палице, научился добывать олово. Видите вон тот  ров на противоположном холме? Это следы его работы.

В главе VIII «Первый отчёт доктора Ватсона» имеются строки:

«Стоит мне только выйти на них, и я чувствую, что современная Англия остаётся где-то позади, а вместо неё видишь вокруг лишь следы жилья и трудов доисторического человека. Это давно исчезнувшее племя напоминает о себе повсюду – вот его пещеры, вот могилы, вот огромные ка¬менные глыбы, оставшиеся там, где, по-видимому, были его капища. Глядя на иссечённые примитивным орудием склоны холмов, на которых темнеют эти пещеры, забываешь, в каком веке живёшь, и если бы вдруг под низким сводом одной из них появилось одетое в звериную шкуру волосатое существо и вложило бы в лук стрелу с кремнёвым наконечником, вы почувствовали бы, что его присутствие здесь более уместно, чем ваше. Страннее всего то, что эти люди так густо заселяли здешние неплодородные места. Я не археолог, но, по-моему, это было отнюдь не воинственное, а скорее угнетённое племя, которое довольствовалось тем, от чего отказывались другие».
«На днях, точнее, в четверг, у нас завтракал доктор Мортимер. Он производил раскопки кургана в Длинной низине и нашёл там череп доисторического человека, что повергло его в неописуемый восторг».
«Если б мистер Френкленд употреблял свою нерастраченную энергию только на это, всё было бы прекрасно, но ходят слухи, будто он собирается привлечь к ответственности доктора Мортимера за то, что тот разрыл какую-то могилу, не заручившись согласием ближайших родственников погребённого. Как вы догадываетесь, речь идёт о черепе неолитического человека, обнаруженном при раскопке кургана в Длинной низине».


В вышеприведённых цитатах из повести АКД речь шла о временах, начиная с британского неолита (4000 – 2750 лет до н.э.) и до бронзового периода включительно (2100/2150 -  700 лет до н.э.), вместе с промежуточной стадии хальколита (2600 -  2150 лет до н.э.). В этот интервал времени укладываются сведения АКД о присутствии в Дармуте  мегалитических памятников типа стоячих каменных столбов (tors), пирамид из камней (cairns; в переводе И.Волжиной - «долмены») и каменных колец (circular rings of stone). Более двадцати каменных колец, представляющих остатки хижин бронзового века, находятся в месте Grimspound на востоке Дартмура (Грим или Гримнир – имя англосаксонского бога войны, известного также как Один; основу grim АКД использует в повести для топонимов Гримпен и Гримпенская трясина).


В тексте повести довольно часто упоминались каменные столбы, один из которых описан как «расщеплённый столб» (Сleft Tor), он же, как представляется, фигурировал как гранитный столб с неровной вершиной: «Луна была справа от нас; неровная вершина гранитного столба четко вырисовывалась на фоне ее серебряного диска (The moon was low upon the right, and the jagged pinnacle of a granite tor stood up against the lower curve of its silver disc)», или как «чёрный столб (Black Tor)», где Ватсон увидел ночью силуэт таинственного созерцателя (особенность этого столба состоит в том, что на его вершину можно забраться и стоять там; по всей видимости, имеется в виду не тор-менгир, а скалы на вершине холма). Упоминались «фантастические очертания [Белливер] и Лисьего столба (fantastic shapes of Belliver and Vixen Tor; слово Belliver в известном переводе И.Волжиной опущено, возможный перевод его: «Бёльверк», одно из имён Одина или «колокол»)», название фермы «Каменные Столбы» (High Tor «Высокий Тор»; возможно, столб встроен в каркас здания), также «каменный столб с двумя каркающими воронами» близ тропы, ведущей в Меррипит-хаус, и некие «отдалённые столбы (distant tors)» Дартмура.


Особо следует отметить местоположение двух «неровных столбов (rugged tors)»,  узкий проход между которыми вёл в лощину и выводил там на лужайку, где, согласно легенде XVII века, произошла трагическая встреча Гуго Баскервиля с чудовищной собакой. В очередном письме в Лондон Ватсон писал, что посередине неё [лужайки] воздымаются «два огромных камня, суживающиеся кверху и напоминающие гигантские гнилые клыки какого-то чудовища (In the middle of it rose two great stones, worn and sharpened at the upper end until they looked like the huge corroding fangs of some monstrous beast)».


Общее число сохранившихся в Дартмуре каменных столбов-торов установить, исходя из текста АКД начала XX века, невозможно. Спустя сотню лет исследователи Дартмура (Тим Сандлз, основатель сайта «Легендарный Дартмур»*)  насчитали 12 сохранившихся  столбов, называемых торами или менгирами (рис.1. «Стоячие камни Дартмура»*). Отмечается, что столб Oxenham Menhir был встроен в стену ресторана в South Zeal, а стоячий камень Maximajor является придорожным менгиром. Таким образом, уцелело всего 14 древних менгиров, не считая ещё одного, возведённого совсем недавно, в 1999 г. С одним из столбов с названием Висячий Камень или Наклонная скала (Hanging Stone), связана легенда о преступнике, похитителе овец, который при преследовании свалился с камня и сломал шею. Не исключено, именно эта ходячая легенда была использована АКД для описания смерти Селдена, беглеца из Принстаунской тюрьмы. Определённые доказательства тому можно найти в тексте письма доктора Ватсона о Селдене: «Любая из пещер могла бы служить ему пристанищем. Но ведь без еды не проживёшь. Разве только он ловит и убивает овец».

Легенды связаны и с другими столбами-торами, естественными или обработанными в той или иной мере. В Дартмуре, недалеко от деревни Manaton достопримечательностью служит отдельно стоящая скала около семи метров высотой, представляющая останец выветривания из стопок гранитных отдельностей и известная как Нос Бауэрмана. Бауэрман, судя по местной легенде, являлся егерем времён Вильгельма Завоевателя, то есть во второй половине XI века (фамилия Бауэрман встречается также на кладбищенской плите XVII веке около села Houndtor и в регистре села Dean Prior XVIII века). Каменные глыбы, в которые по легенде превратились собаки охотника видны на вершинах cкал Houndtor. Егерь и гончие были таким образом наказаны водяницами, за то, что нарушили их покой. Считается, что эта легенда также вдохновляла автора «Собаки Баскервилей», как и легенда о  злом сквайре Ричарде Кэбелле III (XVII в.), который продал душу злу и преследовал со своими собаками деревенских девушек и свою жену (в версии имеется убийство супруги), пока любимая собака женщины не разорвала ему горло. Могила злого сквайра припечатана тяжёлой плитой, укрыта гробницей и окружена железным забором, но по ночам с болотных пустошей слышался вой этой собаки. 

***

Докельтское население Дартмура времён неолита, хальколита и  бронзы (4000 – 700 лет до н.э.) было представлено в повести АКД «Собака Баскервилей» археологическими находками. Интенсивное переселение кельтов из континентальной Европы, отмечалось с 750/700 лет до н.э.  Оно начинало британский железный век, закончившийся в 43 г. н.э. завоеванием Британии Римом. Британские кельты получили название бриттов. В Девоншире, который в кельтский период был известен как Думнония, страна бриттов-думнонов, находятся укрепления железного века (Хембури Форт), но археологические находки железных изделий редки в связи с высокими кислотностью и влажностью торфяных почв. Во времена бронзового и железного веков в Дартмуре велись разработки добычи олова.


Римский период продлился до середины V века и сменился британским средневековьем. Часть городской стены Эксетера,  столицы Девоншира, образована из камней римского периода, там же имеются другие остатки римских строений и находки многочисленных римских монет. Следует отметить, что материальные следы римского завоевания характеризуют более британские города, нежели сельские местности вроде Дартмура, и, видимо, поэтому римский период не находит заметного отражения в повести АКД.

***

Раннее средневековье характеризовалось выходом Британии из Римской империи. Оставшееся бритто-римское население было завоёвано германскими племенами континентальной Европы (англы, саксы, юты, фризы), тогда же получили распространение предания бриттов о короле Артуре и борьбе против англосаксов. Позднее произошла интенсивная христианизация Британии и началось образование множества мелких королевств. С 793 г. известны нашествия викингов (скандинавов и данов). Уэссекская династия монархов Англии (871 – 1013, 1014 - 1016) сменилась датскими королями (1013 – 1014, 1016 – 1042), затем произошла реставрация Уэссекской династии (1042 – 1066).


Длительный англосаксонский период (450 – 1066) в истории Британии завершился нормандским завоеванием и воцарением в Англии герцога Нормандии Вильгельма Завоевателя. С нормандским завоеванием произошли такие события как ослабление связей со Скандинавией, уничтожение прежней англо-саксонской военно-служилой знати, ориентация рыцарской культуры на французские традиции, начало строительства феодальных замков. Во времена Средневековья весь район болот Дартмура был объявлен королевскими охотничьими угодьями, тем не менее в болотах Дартмура вплоть до XIX века кустарным способом добывали олово, серебро, железную руду, медь, марганец. Судя по повести АКД, недалеко от Меррипит-хаус находилась заброшенная шахта, огромный ворот и лачуги рудокопов, а у перекрестка тропы в Меррипит-хаус с проезжей дорогой в теле гранитного холма располагалась старинная каменоломня.

 
Из уст баронета Генри Баскервиля известно, что Баскервиль-холл служил родовым гнездом на протяжении пятиста лет, то есть со времён царствования Ричарда II Плантагенета. АКД, автор повести «Собака Баскервилей», умудрился поведать читателям более раннюю историю Баскервилей, вложив эти сведения в уста Джеймса Мортимера, сельского врача, члена Королевского хирургического общества, известного по работам в сравнительной патологии и изучению явлений атавизма. Одним из учёных занятий  доктора Мортимера были изыскания антропологического свойства, в рамках которых  он поведал Ватсону и баронету Генри об особенностях строения головы покойного Чарльза Баскервиля: «У покойного сэра Чарльза было совершенно редкостное строение черепа – наполовину галльское, наполовину – иберийское».


Галлы, племена кельтской группы, проживали с начала V века до н.э. до римского периода на нынешней территории Франции, Бельгии, а также на прилегающих частях территорий Швейцарии, Германии и Сев. Италии. Иберия – это иное название Пиренейского полуострова. В зоне контакта иберийского и галльского населения находятся нынешние территории компактного проживания басков: юго-западный район Франции  и северо-западный регион Испании. В VII – IX веках близкую территорию занимало каролингское герцогство Васкония (от племени васконов, предков басков), с IX века – герцогство Гасконь, объединённое в 1058 г. с Аквитанией.  Баскервили, судя по всему, происходили из этой контактной зоны и попали на Британские острова в составе армии Вильгельма Завоевателя, собранной из воинов Нормандии и добровольцев из числа рыцарей разных регионов Франции и других европейских стран.


Таким образом, история Баскервилей в Британии началась, по всей видимости, со второй половины XI века и ко времени приезда баронета Генри Баскервиля насчитывала более восьмиста лет, но родовой замок Баскервиль-холл был связан с семейством последние пять веков. Относительно головы самого баронета, как девонширца по рождению, Мортимер высказал мнение, что: «Одного взгляда на круглый череп нашего друга достаточно, чтобы обнаружить в нём представителя кельтской расы…» (не исключено, кстати, что галло-иберийские предки Баскервилей смешались с бриттами).   

   
Нормандская династия (1066  – 1154)  сменилась Плантагенетами, династией французского происхождения (1154 – 1399), затем династиями Ланкастеров (1399 – 1461, 1470 – 1485) и Йорков (1461 – 1470, 1471 – 1485). Эпоха английского Ренессанса связана с правлением Тюдоров (1485 – 1603), утвердившихся на престоле после победы над силами короля Ричарда III Йорка в битве при Босворте (1485) и окончанием войны Алой и Белой Роз. Исторические пласты, так или иначе, упоминались в беседах героев повести АКД, и, в частности, при осмотре портретов различных эпох, начиная с давних времён королевы Елизаветы I, последней из династии Тюдоров, и кончая эпохой Регентства, связанной с Ганноверской династией**. Определённая информация содержалась также и в наблюдениях доктора Ватсона.

 
Первая встреча доктора Ватсона с Джеком Стэплтоном проходила в сопровождении двух воронов, каркавших на столбе у тропы в Меррипит-хаус, что рождает в романтической атмосфере повествования читательскую аллюзию относительно воронов Хугина («мысль») и Мунина («память»)  из древнегерманских мифов. Это  легендарные вороны Одина, и Один (Водан, Вотан)  являлся водителем «дикой охоты». В охотничьем гоне его сопровождали всадники призрачного войска, из числа павших воинов, и свора охотничьих собак. Носители одинических мифов принадлежали многочисленным германским племенам, но со временем мотив «дикой охоты» получил весьма широкое распространение в европейском фольклоре, и при этом возникали региональные версии мифа с разными историческими именами водителей «дикой охоты» и в контаминациях с местными преданиями и библеизмами. Уйдя в легенду, кавалькада Гуго Баскервиля со сворой собак впереди, и чёртовой дюжиной всадников позади, приобрела некоторые черты «дикой охоты».


Сцена первой встречи Ватсона и Стэплтона имела резкое звуковое сопровождение не только в форме карканья воронов, но также страшного воя собаки и криков тонущего в болоте пони, и последнее предстаёт неким намёком на одну из «чёрных легенд» Англии. В 1485 г.  король Ричард III Йорк погиб в последнем из крупных сражений войны Алой и Белой Роз. Его конь застрял в болоте, Ричарду пришлось спешиться и он был зарублен валлийскими копьеносцами Тюдоров, и эта битва при Босворте признана переломным моментом в истории Англии от Средневековья к  Ренессансу. Коронация Ричарда III состоялась за два года до его гибели, и тогда он выбрал для своего нагрудного знака изображение белого вепря. Утверждается, что на коронацию в 1483 г. было заказано 13000 эмблем с этим знаком, и слова «белый боров» стали прозвищем Ричарда III (Джон. Фоли «Энциклопедии знаков и символов». М.: ВЕЧЕ  АСТ, 1996).


При въезде в Баскервиль-холл доктор Ватсон обратил внимание на две привратные обомшелые колонны, которые «увенчивались кабаньими головами - гербом Баскервилей» (summounted by the boars' heads of the Baskervilles), овалы гербов также виднелись на самом доме. В одном из писем доктора Ватсона рассказывается о посещении Джеком Стэплтоном, Генри Баскервилем и Ватсоном злополучной лужайки, места легендарной гибели Гуго Баскервиля. Посреди лужайки, как и в ту давнюю злополучную ночь, посетители увидели «два огромных камня, суживающиеся кверху и напоминающие гигантские гнилые клыки какого-то чудовища». Изъеденные временем каменные клыки (fangs), свидетели трагедии, могли принадлежать легендарному гигантскому борову, и это зрелище ещё раз напоминало о «чёрной легенде», связанной с Ричардом III Йорком.


Гибель Гуго Баскервиля была связана АКД, автором повести «Собака Баскервилей», с событиями более молодой «чёрной легенды», связанной с арестом и казнью короля Карла I Стюарта в переломные для страны годы Английской буржуазной революции середины XVII в. В описании портрета Гуго Баскервиля, где фигурируют широкополая шляпа с плюмажем, чёрный бархатный камзол с белым кружевным воротником и длинные локоны, обрамлявшие суровое узкое лицо, угадывается сходство с портретами Карла I Стюарта кисти Эдварда Бауэра, Антониса ван Дейка, Дэниэла Майтенса. Таким образом, в повести между строк, так или иначе, подчёркнуты три переломные эпохи в истории Баскервилей и всей Англии: эпоха завоевания территории нормандским герцогом Вильгельмом, эпоха окончания  войны Алой и Белой Роз и начала тюдоровского Ренессанса, и эпоха ограничения парламентом королевской власти, начавшая Новое время. 

* - см. «Легендарный Дартмур»
http://www.legendarydartmoor.co.uk/bone_the.htm

** -  см. эссе М.А.Рушевой «1.А.К.Дойл «Баскервиль-холл и его обитатели» http://www.proza.ru/2019/10/19/1036


Рецензии
Интересный подход. Вы акцентировали внимание на том, что торопливый читатель просматривает по диагонали. А между тем, это интересный фон для основного сюжета. Да, Конан Дойл-историк хорошо виден во всех этих деталях. На мой взгляд, "Собака Баскервилей" вообще лучшее из того, что он написал (к тому же все остальные повести о Шерлоке Холмсе, кроме, быть может, "Этюда в багровых тонах", получились откровенно слабыми).

Константин Рыжов   15.12.2019 20:52     Заявить о нарушении
Благодарю за рецензию. Да, Вы правы… Во всех пяти заметках акцент смещён с героев детективной серии на самого автора, Артура Конан Дойла. Безусловно, «Собака Баскервилей» его лучшее творение, и текст повести интерактивен, за кратким абзацем или предложением может стоять намёк на некие информативные бездны…

Мара Рушева   15.12.2019 21:18   Заявить о нарушении