Жизненный путь в образах колоды Пророчица Сердца


С колодой Sibyl of the Heart (Пророчица Сердца) я познакомилась накануне дня Святого Валентина. И, хоть я и не поклонница – сторонница отмечать этот праздник, мне показалось это символичным. Влюбленные поздравляют друг друга, что называется, от всего сердца. И тут – сердце, которое изображено практически на каждой карте.
В ходе моего сотрудничества с создателем этой колоды, итальянским эзотериком Джордано Берти, я узнала Пророчицу еще ближе, и мой интерес, возраставший все более и более, было уже не остановить.
Будучи практиком Таро, я, приобретя новую колоду, стараюсь познакомиться с ней посредством задаваемых вопросов. Например, Кто я для тебя, какой ты меня видишь?
Я проделала то же самое и с Пророчицей Сердца. На первый вопрос я получила ответ – карта Подготовка. И это было изумительно! Я только-только поступила в МААП на программу «Юнгианская психотерапия», только-только начинала читать литературу по данному направлению и пребывала в некотором состоянии хаоса. Это было состояние новичка, который мечется и не знает, с чего начинать и как это пропускать через себя.
Шло время. Эта колода сопровождала меня во всех путешествиях. Совершенно не факт, что я обращалась к ней в это время с какими-то вопросами. Она просто была со мной.   
По мере углубления в карты для меня раскрылось необыкновенное поле символов во всем их многообразии. Постепенно я начала многое воспринимать в ключе юнгианской психологии. А когда начала читать книги Юнга «Психология переноса» и «Психология и алхимия», порой у меня создавалось ощущение, что временами я встречаю упоминание именно о своей любимой колоде.
Немного об истории создания колоды «Пророчица Сердца»
Создателем изображений, взятых за основу для данной колоды, является Даниэль Крамер, последователь ордена Креста и Розы.
Розенкрейцеры - Всемирное тайное братство, унаследовавшее «древнюю эзотерическую мудрость». Название происходит от тайных символов ордена – розы и креста. Учение розенкрейцеров сочетает элементы оккультизма с разнообразными религиозными верованиями и обычаями.
Происхождение розенкрейцеров окутано тайной. Орден впервые упоминается в «Славе Братства», опубликованном в 1614 г.; возможно, эта книга и послужила первым толчком к возникновению движения. В «Славе» рассказывается о путешествиях Христиана Розенкрейца, предполагаемого основателя ордена. В наше время эта фигура считается мифической, а рассказ об основании ордена розенкрейцеров – легендой. Розенкрейц получил тайные знания во время путешествий в Египет, Дамаск, Дамкар (Аравия) и Фес (Марокко); по возвращении в Германию он передал древнюю мудрость трем ученикам. Когда число последователей увеличилось до восьми, они разбрелись по всему свету.
Некоторые исследователи полагают, что подлинным основателем розенкрейцерства был швейцарский алхимик Парацельс.
В 1617 году Д.Крамер, автор серии трудов - исследований работ Аристотеля, опубликовал трактат, в котором были необычные гравюры: 40 символов, сопровождающихся библейскими цитатами.
  Этот трактат назывался Societas Jesus et Rosae Crucis Vera (Истинное Сообщества Иисуса и Розенкрейцеров).
Современный исследователь алхимии Адам Маклин отметил, что данная работа содержит отсылки к Розенкрейцерам не только в названии, а еще и в некоторых фигурах, которые символизируют розу, сердце и крест.
Маклин обращает внимание на связь немецкого богослова с издателем Лукой Дженнисом из Франкфурта, который опубликовал много трудов Розенкрейцеров. В новом издании работы Крамера шотландский ученый пытается объяснить возможное применение 40 символов, так или иначе связанных с символикой сердца, которое присутствует на всех изображениях.
Вот что пишет А.Маклин:
«сердце, которое присутствует практически на всех изображениях, принимает участие в различных процессах и получает опыт проходя через 40 этапов цикла. Таким образом, мы можем видеть длительные практики Розенкрейцеров, в которых им помогает центр человека – его сердце».

Путешествие

Вышеупомянутые гравюры стали основой для создания колоды Пророчица Сердца, главным героем которой является сердце.
Данная работа – это лишь небольшая часть моих исследований, ассоциаций и размышлений. В первую очередь мне хотелось бы проследить этапы путешествия сердца как процессы становления личности, индивидуации, в том числе в терминах юнгианского анализа.
Иллюстративным материалом служат 40 карт из колоды. Как уже отмечалось, сердце является главным героем, своеобразной красной нитью, проходящей практически через все изображения.
Согласно традиционным представлениям, сердце – это место пребывания разума, а мозг – лишь его орудие; античные толкования глубоких и устойчивых аналогий между понятиями выводили отсюда соответствие Луны мозгу, а Солнца – сердцу.
Сердце символически может обозначать любовь как центр света и счастья и окружается такими атрибутами, как пламя, крест, лилия или корона.
Юнг писал о том, что в стародавние времена сердце считалось реальным местоположением души и говорит о сердце как о чувстве, наделяющем постоянной ценностью нечто, понятое нами.
Индивидуацию можно описать как цель существования психе, то есть как достижение целостности, к которой стремится архетипическая структура души. Юнг считал такую целостность психологической реальностью и указывал на то, что она совпадает с предметом поиска всех мистиков.
Самость содержит в себе всю психе – как сознание, так и бессознательное. На самом глубоком уровне бессознательное оказывается безграничным и неотделимым от бессознательного других. Этот уровень, который Юнг называет коллективным бессознательным, можно приравнять к алхимическому Одному Миру (Unus Mundus).
Юнг писал: «Индивидуация имеет 2 основных аспекта: во-первых, это – внутренний, субъективный процесс интеграции, а во-вторых – это процесс установления объективных взаимоотношений, без которых также нельзя обойтись. Ни один из этих аспектов не может существовать без другого, хотя иногда преобладает один, иногда – другой».
При помощи алхимии Юнг пришел к выводу о том, что психе трансформируется или развивается через взаимоотношения между сознательным (Эго) и бессознательным.
Мне не близка нумерация карт в колоде в смысле хронологии (порядка следования карт). По этой причине я предпочитаю разместить карты как аллегорию пути в другом порядке. Но тем не менее, нумерология дает некие свои «подсвечивания», и, мне кажется, достаточно важно рассмотреть ее в аспекте определенных карт.
Итак, в путь…

I
      
Несмотря на то, что карта 40 (Испытания) завершает колоду, для меня она ее открывает. Ведь для того чтобы родиться, человеку приходится пройти испытания. Ведь и нахождение в утробе мамы, порой не всегда проходит без отклонений и сторонних вмешательств, что не может не затрагивать ребенка. Но вот наступает этот момент его появления на свет. Это, на мой взгляд, своего рода смерть и рождение. Ведь заканчивается жизнь в том пространстве, ставшем привычном и понятном, и начинается знакомство с миром неизвестным, с миром, в который буквально приходится вторгаться. Это сложный момент – я уже не там, но еще не здесь. Кто я вообще и для чего я нужен? Первое жизненное испытание, первый опыт. Мы встречаемся с этим на разных этапах своей жизни, и каждый раз проживаем по-разному.
Путь героя совсем не легок. Ему предстоит совладать со многим, в том числе и с бушующей стихией. В этом есть и сопротивление, и стимул. Уже невозможно находиться там, поэтому нужно прибыть сюда.
Изображенная здесь раковина как будто бы является знаком благоприятного путешествия. С раковиной как с символом очень тесно связан жемчуг. Ведь раковина скрывает в себе жемчужину. И если она способна ее родить, значит, и для нас возможно найти решение в себе, нигде больше.
Число 40 в свою очередь означает пробу, испытание, посвящение, смерть.
Как уже отмечалось, эта карта сродни состоянию кризиса. Когда то, что было, уже не устраивает, но новое еще не построено и приходится просто лавировать в водовороте состояний и событий.
«И ты не презирай эту черноту, или черный цвет, но упорствуй, пребывая в нем, в страдании и в молчании, покуда не пройдут его сорок дней искушения, не исполнится число дней несчастья и не пробудится к жизни зерно жизни, и восстанет, вознесется и прославится, преобразится в белизну, очистит и освятит себя, придаст себе красноту, иными словами – преобразует и установит свою форму» (К.Г.Юнг «Психология переноса», 2016 г., с. 200).
Далее мы видим материнский символ – печь (Карта 1- Подготовка), в которой горит огонь. Эта печь  - как символ чистого, духовного вынашивания плода. Огонь в свою очередь рождает, согревает, дает надежду и поддержку.
Нужно помнить о том, что огонь одновременно и хозяин, и раб, так как он зависит от того, есть ли дрова и есть ли тот, кто подкинет эти дрова, разведет огонь.
Это очень важный этап – то, как человек появляется на свет, а точнее, как его встречают. Теплый ли огонь или обжигающий. Хотят ли его поддерживать для обогрева младенца. 
Это основа, подготовка к новым ощущениям. Первая попытка адаптации. Ребенка уже куда-то «определили», но он все еще помнит тепло материнской утробы - того мира, той уединенности.
Он еще не знает, как и что будет происходить. Это неведомое путешествие. Поэтому так важны первые впечатления.
 На карте – пара рук, как будто образовавшаяся из облака. В печи ярко горит огонь, из трубы валит дым. Процесс начинается. Мы как будто видим действие перед действием. Для того, чтобы началось то, что задумано, нужно поместить сердце в печь, в которой горит огонь. Это своего рода аллюзия на мать, но уже не только на ее матку. Это и о том, что и мир может быть матерью, материнской, женской системой.
Юнг приводит цитату из письма английского теолога и алхимика Джона Пордеджа: «Тебе известен огонь философов, бывший тем ключом, который они хранили спрятанным... Огонь - это любовное пламя, жизнь, истекающая от Божественной Венеры, или Божья Любовь; огонь Марса слишком холеричен, слишком резок, слишком силен, так что он может высушить и сжечь материю, поэтому один лишь любовный огонь Венеры имеет качества надлежащего огня» (К.Г.Юнг «Психология переноса», 2016 г., с. 198).
Полагаю, неслучайно этой карте присвоен номер 1. Это о единстве, которое представляется Первоматерией – неделимой, незримой, нерушимой субстанцией, из которой все вещи происходят и к которой они возвращаются. Алхимики называли Первоматерией исходное вещество, или сырье, над которым совершается Великое Делание.
Единица – это и число действия. Она - Символ мудрости…
В какой непринужденной позе сидит эта красивая женщина (Карта 17 – Надежда). От нее буквально веет спокойствием. Движения размеренны, продуманы. Она успевает все, безо всякой суеты.
Эта картина напоминает фигуру Милосердия из итальянской живописи XIV в. – фигура женщины-матери, которую обступают трое или четверо младенцев, один из которых обычно у груди.
Она занята хозяйством, при этом старается не забывать о детях. Самый маленький – у нее на руках, видимо, как нуждающийся больше всего в данный момент в ее заботе. У ног – малыш постарше. Он протягивает к маме ручку, но в данный момент объятия мамы предназначены другому, более слабому. За спиной у нее – по-видимому, старший ребенок, который следит за огнем, весело и ярко горящим. Есть кому позаботиться о поддержании огня, но этому нужно было научить. Сложно отказать во внимании одному ради другого.
Нелегкая задача для сиблингов, непонятная ситуация для них. Младшему же кажется естественным, полагаю, что рядом с ним мама и, думается, так будет всегда.
Наш герой выходит на передний план на следующей карте (31 – Незрелость).
Символически ребенок олицетворяет будущее, в противоположность старику – прошлое. Но есть тут и некое двойное дно – ведь ребенок может обозначать и тот период жизни, когда старик, преображаясь, достигает новой простоты.
Ребенок занят своими делами. Видимо, играет в придуманную им игру. Скачет на игрушечной лошадке, пытаясь верховодить ею.
Я полагаю, данная карта может говорить о зарождении комплексов, свойственных данному периоду развитию. Например, вспоминаются слова Шапиро: «Необходимо отделить и детей, и взрослых от их отца и матери, влияние которых, как видно из нашего опыта, оказывается особенно пагубным. Наш опыт свидетельствует о том, что, хотя причину можно понять далеко не всегда, именно влияние матери причиняет серьезный вред, поскольку она не слышит никаких аргументов и в основном лишь кричит изо всех сил» (Л.Л.Шапира «Комплекс Кассандры. Современный взгляд на истерию», электронная версия, с.46).
Но если говорить о более позднем периоде жизни – это, как примеры, и своего рода отражение инфантильности, несоответствие тому, что окружает, потеря адекватности поведения, уход в себя с целью самозащиты.
Число 31 как бы нумерологически нам на это также намекает. Оно символизирует неуверенность и одиночество. Говорит о том, что может не хватать дружелюбного окружения, что приводит, к примеру, к самоизоляции, упрямству, скрытности, требовательности.
Это то, что может проявить себя значительно позже. «Определенно, не идеальный способ поведения для человека – всегда оставаться ребенком, жить в постоянном состоянии самообмана, сваливая все неприемлемое на своих ближних и отравляя им жизнь своими предрассудками и проекциями» (К.Г.Юнг «Психология переноса», 2016 г., с. 114).
 «Сквозь тернии к звездам» - так можно охарактеризовать то, что изображено на Карте 3 – Рост. Смотришь на нее. И создается ощущение, что кто-то невидимый покрыл землю колючей проволокой. И отверстия, из которых выбиваются колосья пшеницы - это скорее всего раны, которые герой получает в процессе своего «выхода» на поверхность. Но раны эти не кровоточат. Они дают жизнь новому, стремящемуся.
«Прошу тебя, взгляни мысленным взором на то, как растут невысокие колосья пшеницы во всех подробностях, и ты поймешь, что сможешь посадить дерево философов» - упоминает Юнг в своей книге «Психология и алхимия», цитируя текст анонимного автора (глава «Ментальное отношение к OPUS», электронная версия, п.357)…
…пшеница – зерно, которое непосредственно относится к трансмутации».
Человек растет и с каждым днем все больше и больше чувствует себя другим. Это совсем непросто – пробираться сквозь толщу проволоки. Все новое, незнакомое, не всегда понятное. Что-то манит, что-то пугает. Это все большее и большее понимание того, что я не один, нас уже не двое, а трое. А может быть, еще больше.
 Число 3, присвоенное карте говорит о вечно юном, постоянно обновляющемся, являющем на свет то, чего прежде никогда не было! Три сущности связаны с Платоновой теорией о трех частях души: о душе голода (теле), душе воли (уме) и душе разума (духе).
«Триада выступает в качестве «мужского начала», то есть активно действующего, agents, алхимический эквивалент которого – «движущееся вверх». Психологические эквиваленты триады – потребность, желание, инстинкт, агрессия, решительность» (К.Г.Юнг «Психология переноса», 2016 г., с. 101).
Безусловно, для существования нужна и крыша над головой (Карта 2 – Дом).
В доме важно и нужно поддерживать тепло и уют (изображен огонь). Жизнь продолжается, процессы идут, на что намекает башня, которая в основе своей – восхождение. Это еще и аллегория атанора (алхимической печи), который получил форму башни со значением – метаморфоза материи подразумевает процесс подъема.
Нерваль (в «Аврелии»), ссылаясь на символику башни, говорит: «Я обнаружил, что нахожусь внутри башни, фундамент которой столь глубоко погружен в землю, а верхушка столь высока и, как шпиль, устремлена в небо, что, казалось, здесь я обречен все отпущенное мне время жизни проводить в восхождениях и спусках». 

II
      
Рано или поздно наступает день, когда нужно переступить порог дома и выйти в «свет» - так сказать, себя показать и на других посмотреть. Следует отметить, нижеизложенное может касаться различных этапов жизни человека по объективным и субъективным причинам.
Итак, начинается своего рода путешествие (Карта 18 – Путешествие).
Со спиритуалистической точки зрения путешествие – это не столько пересечение пространства, сколько выражение страстного желаний открытий и перемен, которые его сопровождают. Таким образом, изучать, исследовать, разыскивать, жить впечатлениями новых и прошлых опытов – все это значит путешествовать, или же, иными словами, все это – символические значения слова «путешествие». Герои всегда путешественники, и в своем пристрастии они неугомонны. По Юнгу, путешествие – символ страстного стремления, неудовлетворенного желания, в принципе не достижимого, но могущего быть искомым. Архетипом путешествия является поиск «Центра» или святого места, что олицетворяет путь из мрака. Прежде всего путешествовать – значит искать.
Мост на карте как бы символизирует связь того, что может быть понято, с непостижимым. Мост, как правило, означает и переход из одного состояния в другое – изменение или желание перемен.
Число 18 как бы оттеняет данную идею. 18 – знак того, что остается много непознанного даже для того, кто вполне продвинут на своем пути.   
Человеку предстоит встреча с первыми угрозами (Карта 11 – Угроза). Причем это может быть, как нечто извне, так и в контексте «бойтесь своих желаний». Сложно распознать эту угрозу, увидеть ее в реальном свете.
Череп (мертвая голова), так же, как и коса, и старуха, входят в основную матрицу символов смерти. Череп является атрибутом многих изображений христианских апостолов и святых. Отшельники часто изображаются с черепом, что свидетельствует об их размышлениях о смерти. В алхимии «мертвая голова» - остатки в тигле, бесполезные для дальнейших действий и превращений продукты алхимических распадов. В переносном смысле – нечто, лишенное всякого содержания, мертвая форма, своего рода шлак.
Змей, выползая из черепа, шипит, как бы предупреждая, усиливая ощущение чего-то, мягко говоря, неприятного. Змей холоден, жесток, его укус часто ядовит. Невольно вспоминается змей, ужаливший Вещего Олега в самый неожиданный момент. Так и в жизни, порой что-то «налетает», набрасывается, когда этого совсем не ждешь. Число 11 вторит общей тематике карты – оно связано с грехом, нарушением закона, опасностью.
Не обойдут стороной и зависть с ревностью (Карта 38 – Зависть). Мы видим сердце, обвитое шипами. Оно как будто сковано болью. Это очень болезненный удар, опыт. Схожий с предательством. Но это знакомство дает свои ростки, не окрашенные злостью, а наоборот, очищающие.
Лилии, которые здесь изображены, свидетельствуют об этом. Хочется сказать о том, что лилия – один из наиболее многоплановых и даже противоречивых символов среди цветов; он отождествляется с христианской религиозностью, чистотой, невинностью.
Христиане считали, что лилия проросла из слез Евы, когда та покидала рай. Также это эмблема Девы Марии, которая имела еще и имя Мадонны лилии. Тройная лилия – символ Троицы и трех добродетелей: Веры, Надежды и Милосердия. Лилия была также атрибутом многих святых. Архангела Гавриила часто изображали с лилиями в руках в сценах Благовещения.
Это весенний цветок, распускающийся во время Пасхи, его белизна символизирует непорочность.
В классической мифологии лилия как символ чистоты восходит к изображению молока, льющегося из груди богини земли Геры, супруги Зевса.
Пожалуй, в данной карте есть и небольшой подтекст в разрезе «не все то золото, что блестит». Порой то, что кажется невинным и чистым, по факту оказывается иным. Поэтому не стоит терять бдительность и довольствоваться тем, что только внешне кажется благополучным. Имеет смысл прислушаться к своим внутренним ощущениям.
«Проводники» указанного выше опыта – своего рода враги (Карта 16 -  Враг). Они пытаются что-то доказать, перенося свои проекции на окружающее. И приносят с собой очень много хаоса, ненужной борьбы, и как следствие, траты важных ресурсов (энергии, времени и т.д.)
Но также это встреча с врагами как реальными, так и с внутренними. Например, с теми инстинктами и желаниями, которые буквально могут разрывать на части.
В сердце когтями вцепился ворон, который клюет, ранит и мучает.
В алхимии ворон является олицетворением Тьмы, предшествующей Свету, черноты (nigredo), умерщвления плоти, означающего смерть по отношению к материальному миру, необходимую для духовного очищения и возвышения.
Это момент получения ран, глубоких, очень болезненных, о которых хочется побыстрее забыть и не вспоминать. В некоторый период жизни это может быть и первая встреча со своей Тенью, то, что гложет, ранит, и чему пора выйти наружу для осознания и понимания.
Ну и как же обойтись без лицемерия? (Карта 39 – Лицемерие) Оно не менее обезоруживает, ошарашивает, к нему невозможно быть готовым.
Мы видим хамелеона, который расположился на сердце, и, видимо, прекрасно себя чувствует.
Символически хамелеон – элемент воздуха, предполагалось, что он питается ветром. В христианстве хамелеон означает Сатану, принимающего различные облики, чтобы обманывать человечество.
Его никак не сдуть, не убрать. Хамелеон способен адаптироваться к любым обстоятельствам. Главное его желание – подмять все под себя. И при встрече с ним важно не обольщаться, не очароваться, выстоять и отстоять свое, дабы избежать потерь.
Тщеславие считается большим грехом (Карта 27 – Тщеславие). Мы видим руку, которая держит весы. Весы символизируют справедливость, беспристрастие, суд, оценку достоинств и недостатков человека. Символ равновесия всех противоположностей и дополняющих друг друга факторов.
Человек, согласно модели весов, должен сохранять равновесие между своими внутренними противоположными устремлениями. В качестве аллегории справедливости знак символизирует внутренние и сдерживающие влияния самоконтроля. Как символ внутренней гармонии и взаимосвязи левым (бессознательным, или материей) и правым (сознанием, или духом) он представляет «Соединение».
Но здесь нет равновесия. По-видимому, данная карта говорит об испытаниях вновь двояких. Это может быть встреча с людьми тщеславными, высокомерными, которые оставляют горечь в душе. Но это еще может быть и о том, что не всегда получается уравновесить разум и чувства. И решения принимаются либо сердцем, либо холодным рассудком. Мы видим две крайности, компромисс не найден.
Также не стоит забывать об общественных рамках, с которыми приходится сталкиваться (Карта 34 – Неволя). Они не всегда комфортны и не всегда дают простор свободе. Для выхода из этих рамок требуется много сил. Выходом я называю адаптацию, которая поможет функционировать на продуктивном уровне, а не на деструктивном (вечное недовольство). А также желание и способность привнести что-то новое, свое, что позволит расширить собственную зону комфорта. Безусловно, имеются ввиду конструктивные новшества. Но, увы, порой это не всегда так. Ведь мы не можем исключить, к примеру, неадекватные поступки, вызывающее поведение, сопровождающееся хамством и т.д.

III
       
Время идет, и предстоит еще многое узнать, со многим познакомиться (Карта 7 – Время).
Как гласит Википедия, в философии – время – это необратимое течение, протекающее лишь в одном направлении – из прошлого, через настоящее в будущее. Символ времени – песочные часы, символ отмеренного времени и вечного движения, олицетворяют скоротечность времени и мировой порядок. На карте два времени суток– день и ночь. Быть может, это и о состоянии души, в котором может быть как светло, так и темно. На мой взгляд, здесь отражена идея длительности, неотвратимости, неумолимости.
Человек учится общаться на протяжении всей своей жизни. Если следовать смыслу из Карты 24 - Сообщение, то опыт достаточно противоречив.
Очень много из того, что написано, зачеркнуто. Вероятно, это о том, что не все контакты и опыт оказались по душе, что есть сожаления, о которых хочется забыть, вычеркнуть их из памяти. Но также это может быть и о том, что можно либо принимать все сказанное в твой адрес, либо можно пропускать сквозь фильтр – это я беру, а вот это не обо мне, а вот об этом я подумаю позже. Также это о способности донести свою точку зрения до оппонента.
Не всегда все сказанное радует, оно может и печалить (Карта 35 – Печаль). Мы видим стрелы, пущенные и попавшие в сердце.
Стрела – оружие Аполлона и Дианы, означающее свет верховной силы. Стрела представляется символом мужского начала и традиционных мужских добродетелей – целеустремленности, непреклонности и мужества. Стрела, пущенная в небо, символизирует восхождение к небесному. А еще стрела – символ молнии, а также указатель пути.
Для нас здесь это, с одной стороны, «добрые» слова, метко пущенные в цель, которые доходят до человека и впиваются настолько глубоко, что он буквально обездвижен, не имеет потенциала двигаться дальше от неожиданности («как будто ноги подкосились»).  Но это и то, что, «зацепив» очень сильно, потом является стимулом к осознанию нового и движению.
Это также и про первый любовный опыт. Ведь стрелы Купидона, пронзающие сердца – традиционный эротический символ.
Если ты не позволяешь сломать себя, значит, ты не только целеустремлен, но и настойчив (Карта 12 – Настойчивость).
Сердце, пригвожденное к кресту... Символически Крест – образ человека с распростертыми руками. Он являет собой прямой образ Страстей Христовых.
Сердце – центр человеческий эмоций – страданий, переживаний, радости. Здесь оно не перестает страдать. Причин этому у него очень много, в зависимости от ситуации. Это от слепого доверия и до уязвленного самолюбия. Но это не повод для того, чтобы отказаться от всего задуманного. Это скорее посыл идти намеченной дорогой.
 «Христианский символ распятия оказывается своего рода прототипом, «вечной» истиной. Существуют средневековые изображения, на которых Христа пригвождают к кресту его собственные добродетели. Другие люди терпят ту же долю из-за своих пороков. Никто, вступив на путь целостности, не может избежать характерного взвешенного состояния, обозначаемого распятием. Ибо он неминуемо наткнется на то, что будет «перечить», препятствовать ему: во-первых, на то, чем он не имеет желания быть (тень); во-вторых, на то, чем он не является («другой», индивидуальная реальность «Ты»); в-третьих, на свое психическое не-эго (коллективное бессознательное)» (К.Г.Юнг «Психология переноса», 2016 г., с. 163).
На жизненном пути встречаются различные неожиданности (Карта 28 – Сюрприз). Они могут быть разной природы. Не факт, что любому стоит радоваться. Это может быть, например, нечто, стремительно ворвавшееся в спокойный, устоявшийся уклад жизни. И это нечто может иметь и разрушительные последствия. Но это всего лишь один из аспектов. Обратимся к символизму элементов карты.
Вдалеке виднеется корабль. Изображенный на монетах корабль, бороздящий моря, являлся эмблемой радости и счастья. Но наиболее глубокий смысл плавания подразумевал Помпей Великий, сказав: «Мне нужно плавать, а в том, чтобы жить, нет необходимости!». Этим он, вероятно, имел ввиду, что существование распадается на два основных уровня: существование, которое он понимал, как жизнь для себя или в себе, и плавание или мореплавание, под которым он подразумевал жизнь, выходящую за пределы себя, или то, что говорил Ницше с его пессимистической точки зрения: «жить для того, чтобы исчезнуть». 
Рыба (мы видим на карте много рыб) в широком смысле является существом, обладающим психикой, или олицетворяет «проникающее движение», наделенное «повышающей» силой в отношении низких склонностей, то есть исходящих из бессознательного. По замечанию Шнайдера, рыба – это мистический Корабль Жизни, иногда кит, иногда птица, иногда просто рыба или летающая рыба, «но во всех случаях это веретено, разматывающее нить жизни согласно рисунку лунного зодиака».
Рыбная ловля приравнивается к извлечению бессознательных элементов из глубоко запрятанных источников – «ускользающего сокровища» легенды, иными словами, мудрости. Ловить души, прежде всего, означает знать, как ловить в душе. Рыба – это мистическое и обладающее психикой существо, которое живет в воде (а вода является символом разложения и одновременно обновления и перерождения). Рыболов способен – как лекарь – работать с самими источниками жизни, т.к. он понимает их.   
Поэтому эта карта в том числе сулит знакомство с чем-то, что спрятано далеко, глубоко. На мой взгляд, это и своего рода аллюзия на психотерапию.
Но открытия, благодаря сюрпризам, влекут за собой странные, неожиданные встречи (Карта 15 – Искушение).
Зеленый Дьявол с рогами, устрашающего вида когтями и с крыльями летучей мыши за спиной несется на всех парах, буквально преследует сердце, наделенное крыльями. Он стремится завладеть сердцем. Но, вопреки всему сердце летит и, наконец, взмывает вверх к солнцу.
На мой взгляд, на этой карте очень важно присутствие солнца. Пусть его здесь совсем немного. Но это солнце непобедимое, солнце спасения, солнце справедливости. Ведь Солнце – Божественное око. Значит, есть надежда.
Очень интересна игра образов. Вот он, дьявол, внизу. Пытается прыгнуть и догнать. И вот оно солнце, наверху. Тихо и спокойно светит себе, маня по-теплому своими ласковыми лучами. Тьма и свет. А между ними – сердце. Можно пробраться, пролететь к свету. Главное – успеть.
Бывает, что человек охвачен инстинктами, не ведает, что творит. И не-понятно, прислушается ли он к голосу разума или поддастся чему-то низменному. Всегда есть надежда выбраться. Вот только не всегда в это верится.
Одержимость материальностью - также своего рода искушение (Карта 26 – Деньги). Есть соблазн возвыситься за счет, к примеру, финансовой стороны, не задумываясь о моральных аспектах.
На карте изображен мужчина, стоящий на коленях. Руки его сложены таким образом, что создается ощущение того, что мужчина взывает к небесам посредством молитвы. Он очень сосредоточен, но взгляд его направлен не вверх, как наверно, было бы ожидаемо, а устремлен вниз, на содержимое сундука. Чуть поодаль, за спиной, церковь. Храм, в котором, вероятно, молитва могла бы быть услышана. Недалеко от самого человека – камень. Если он встанет и начнет двигаться, а взгляд его останется там же, где и сейчас…Так ведь и упасть можно…Да и какое направление движения он выберет?
Символика золота здесь не однозначна. С одной стороны, это универсальный символ Солнца, Божественного озарения, мудрости и бессмертия. Драгоценный металл, ценимый за то, что не ржавеет. Это знак мудрости и знания, знак света.
Алхимическое золото считалось символом внутренней трансформации – просветленной и спасенной души, которая воспринималась как «золото философов». Получение «золота философов» было подлинной целью алхимии, результатом поисков и обретений. Золото для алхимиков было знаком нетленности души и ее способности свечения.
С другой стороны, это может быть сильный соблазн – уж больно много золота. И настораживает углубленность человека внутрь. Даже если это знания, то не слишком ли он ими поглощен? Ведь таким образом можно не увидеть все то, что происходит вокруг, утратить бдительность, быть невнимательным к родным и близким и т.д.
В негативном аспекте золото является символом идолопоклонства и корыстолюбия. В этом смысле Христос говорил своим ученикам: «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои». Также это символ тщеславия и суетности: «чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами».
Не обойтись здесь и без знакомства с обманом (Карта 29 – Ложь).
На карте уже известная нам фигура дьявола. Он держит в руках раздувающиеся меха, и ими бьет, буквально буравит сердце. В результате из растревоженного сердца выползают зеленые змейки.
Полагаю, это более глубокое знакомство с тенью, которое рано или поздно предстоит каждому. Змея является символом энергии как таковой – силы в чистом виде; и отсюда вытекает ее амбивалентность и многозначность. Змеи являются стражами источников жизни и бессмертия, а также того недосягаемого богатства духа, которое подразумевает символ скрытого сокровища (клада). Поэтому здесь можно говорить и о так называемом золоте Тени.
Внутренняя противоречивость этого символа, а также то, что змея является почти единственным существом, обитающим в пустыне, обусловливает смысл змеи как силы разрушения, преследующей всех, кому удалось пересечь Красное море и покинуть Египет; в этом смысле змея связана с «искушениями», встающими перед теми, кто преодолел ограничения материи и проник в реальность чистого духа.
«Признание существования тени – достаточный повод для скромности по причине прирожденного страха перед пропастью внутри человека. Предосторожность подобного рода весьма полезна, ибо человек без тени считает себя безобидным именно потому, что он о ней ведает. Человек же, распознавший свою тень, прекрасно знает, что он не безобиден, поскольку тень вводит в контакт с сознанием целый мир архетипов, архаическую психе, и наполняет сознание архаическими воздействиями» (К.Г.Юнг «Психология переноса», 2016 г., с. 138).

IV
      
Ни одна из встреч не остается в душе без следа. Накапливаемый опыт способствует формированию своей позиции, мнения, которого человек предпочитает придерживаться на протяжении своей жизни. Это новые знания, переживания, впечатления. И мудрость (Карта 21 – Мудрость).
Здесь вновь некая двусмысленность. Неоднозначность карты заставляет о многом задуматься. Змей-искуситель, обвивая крест, ползет вверх. А наверху у нас – сердце (слева), глаз (справа). На самом верху – голубь. О чем же эта картина?
На смысл символа глаз указывает изречение Плотина о том, что глаз не мог бы смотреть на солнце, если бы в каком-то смысле сам не был солнцем. Исходя из того, что солнце – это источник света и свет является символом разума и духа, процесс видения представляет собой духовный акт и символизирует понимание.
Относительно одного глаза значение двойственно: с одной стороны, он означает получеловеческое, т.к. это меньше, чем два (два глаза приравниваются к норме); но, с другой стороны, располагаясь во лбу, выше места, обычно отведенного для глаз, он, видимо, намекает на сверхъестественные силы, которые в действительности – в мифологии – присущи циклопам. Глаз также обозначает представления – как внутренние, так и внешние.
По поверию славян, душа умершего превращается в голубя. Эта птица включает общий символизм всех крылатых существ, т.е. духовности и силы сублимации. Голубь как символ души – мотив достаточно распространенный. Символ высшего виденья реальности, а также мира и спокойствия.
Полагаю, все эти фигуры в совокупности говорят о том, что нужно внимательно относиться ко многим вещам – как к тем, что находятся буквально под носом, так и к тому, что находится за линией горизонта. Следует замечать каждую деталь, обращать внимание на мелочи. В алхимии число 21 символизирует 21 день, необходимый для превращения неблагородных металлов в серебро.
«Алхимия учит, что напряженность распределена по четырем направлениям, так что образует крест, коим представлены четыре враждующих элемента. Минимальным аспектом рассмотрения такого состояния тотальной оппозиционности является кватернион. Крест как форма страдания выражает психическую реальность, и «нести свой крест», таким образом, - адекватный символ целостности, а также претерпевания, усматривавшегося алхимиком в своем делании» (К.Г.Юнг «Психология переноса», 2016 г., с. 207).
Чем более многогранным осознает себя человек – тем сложнее ему, на мой взгляд. Здесь есть место беспокойству (Карта 33 – Беспокойство). Человек сталкивается с ним, так как, например, не понимает чего-то, и это его тревожит.
Изображенная чаша выражает идею собирания. Романтический символ сердечных устремлений к духовной и физической пище, психического здоровья и бессмертия. Она символизирует духовное просветление или знание, искупление грехов и бессмертие. Но многие знания – многие печали. Отсюда такая противоречивая плеяда чувств. Вроде бы доступно многое для понимания, но это не может не будоражить.
Карл Г. Юнг рассматривает чашу как символ стремления человека найти собственный центр и, по существу, как женский символ, который принимает и отдает.
На мой взгляд, с самого рождения человеку необходимы забота и опека (Карта 14 – Забота). Очень важна поддержка как со стороны, так и своя собственная, если ты на нее способен.
Очень красиво здесь изображен данный процесс. Из волшебного кувшина как будто льется живительный эликсир, исцеляя раны и даря спокойствие. Под сердцем горит огонь. Возможно, это о бремени человеческих страстей, которые кипят на сердце, и жидкость из кувшина помогает их затушить.
Кувшин выполняет роль сосуда. Непосредственное значение сосуда в плане символическом – тот контекст, в котором происходит смешение сил, дающих начало материальному миру, в данном случае – дающих оживление, некую регенерацию.
После достаточно сложных встреч невольно пытаешься защитить себя, остерегаешься опрометчивости (Карта 36 – Осторожность). Не даром говорят: «Обжегшись на молоке, дуешь на воду».   
Улитка как будто говорит нам о том, что вряд ли речь идет о чем-то быстром. Она медленно преодолевает узкий мост, проложенный над бурлящей рекой и скалами.
Река как символ направления определяет судьбу. Она еще и символ движения, которое заканчивается в великом океане. Каждая ее капля впадает в океан и растворяется в нем.
Скала ассоциируется с замком, который обычно строился на скальной вершине горы, и потому с рыцарством и рыцарским кодексом чести, в котором главное – быть твердым и верным, как скала. Скала символизирует устойчивость, надежность, честность, прямоту, стабильность, постоянство, силу.
После долгого путешествия хочется выдохнуть и немного перевести дух (Карта 30 – Отдых).
Мы видим голубку, которая держит в клювике веточку. Сюжет сродни изображенному на карте 16. Однако насколько контрастные это изображения. Там – черный ворон, намеренно причиняющий боль. Здесь – белая птица, несущая жизнь. Вполне вероятно, что она решила помочь оживить сердце. Ведь из него вроде бы растет дерево, но мы не видим листочков, плодов. И, быть может, это момент перед тем, как все расцветет? 
 «…цветок спускается сверху… его приносит голубь Святого Духа – аналог голубя Ноя, несущего в клюве оливковую ветвь примирения» (К.Г.Юнг «Психология переноса», 2016 г., с. 107).
Интересно число 30, закрепленное за этой картой. Это число тщательного обдумывания, ретроспективы и умственного превосходства над окружающими.
Может быть неизвестно, к чему же приведет подобный отдых – к внутреннему застою, попытке уйти от окружающих либо к движению вперед. Это некий период тишины, внутреннего созерцания (Карта 13 – Гроб).
Свечи по обеим сторонам как бы символизируют канал связи с Богом, Космосом, иными мирами, определяя точку встречи посюстороннюю с потусторонним. Она сохраняет для человека живой огонь. Ты не один, о тебе помнят. Но свеча – и символ течения жизни человека. Недаром существует выражение «жизнь угасла как свеча». Поэтому стоит помнить о том, что жизнь скоротечна, и, если ты хочешь что-то предпринять – просто сделай это.
Эта карта, на мой взгляд, отражает и кризисные моменты в жизни.

V
   
Практически из любого кризиса рано или поздно находится выход (Карта 19 – Возрождение). Только-только зажгли новую свету. Она как будто говорит об обновлении, возрождении.  Кость – также символ жизни. Еврейское слово «luz» означает мандорлу, само дерево и его внутреннюю, скрытую и неприкосновенную сущность. Однако, согласно еврейской традиции, оно связано также с неделимой материальной частицей, чьим воплощением является очень крепкая кость; следовательно, она символизирует веру в воскресение и сравнима с образом куколки, из которой появляется бабочка.
«Праздник жизни сменился погребальным песнопением. Когда противоположности соединяются, вся энергия исчезает: никакого течения больше нет. Это putrefaction, разложение, распад некогда бывшего живым существом. Однако разложение одного есть зарождение другого; это служит указанием на то, что изображенная здесь смерть представляет собой промежуточную стадию, за которой последует новая жизнь. Как говорят алхимики, новая жизнь не может возникнуть, если не умрет старая» (К.Г.Юнг «Психология переноса», 2016 г., с. 159).
Пожалуй, имеет смысл оставить в той, «старой» жизни, все то, что мешает двигаться дальше (Карта 5 – Освобождение). Мы видим балласт – очень тяжелый металлический шар, препятствующий взлету. Рука ножом пытается перерезать путы, связывающие сердце и его тяжелую ношу. Мы как будто бы наблюдаем процесс освобождения. Еще не все путы сняты, но сердце уже взмывает ввысь, расправляет свои крылья. Под ним остается все то, что тянет вниз: излишне преувеличенные по значимости ценности, в том числе материальные, предрассудки и разговоры людей, мифическая слава. Ничто так не важно, как свобода, освобождение.
Следующие две карты (Карта 8 – Равновесие и Карта 4 – Постоянство) отражают идею нахождения некоего баланса, комфортного для жизни. С учетом полученного опыта и знаний, с позиции обретенной мудрости и т.д.
На карте 8 изображены своеобразные весы – мистический символ справедливости (правосудия), т.е. соответствия и равенства вины и наказания. В эмблемах, знаках и аллегориях весы часто изображаются внутри круга, увенчанного геральдической лилией, звездой, крестом или голубем. Символическое начертание Огдоады, знак 8, - это переплетающиеся змеи на кадуцее Гермеса Трисмегиста, которые олицетворяют совершенство и бесконечность. Баланс противоположных сил или равноценность власти духовной и природной.  Вечное спиралевидное движение небес. Знак Огдоады состоит из двух окружностей – верхней, символизирующей победу, и нижней, символизирующей поражение.
Кажется, во все стороны света сердце транслирует свою силу, знания, любовь. Пытается рассказать о том, как верно оно и преданно. И, быть может, его пытаются «погасить», или раздуть огонь внутри посильнее, но ничто не влияет на устойчивость. Все достаточно оно ровно, вопреки всему, несмотря ни на что.
Число 4 символизирует целость, совокупность, полноту, солидарность, порядок, рациональное, меру, относительность, устойчивость. В алхимии четыре первоэлемента распределяются по их отношению к четырем состояниям материи: твердому, жидкому, газообразному, огненному. Все твердое называется «земля», все жидкое – «вода», все газообразное входит в категорию «воздух», все огненное, то есть тепло и свет, - в категорию «огонь». Сера, ртуть и соль ведут к получению четвертого вещества – алхимического золота.
В системе Юнга фигурируют 4 функции сознания: ощущение, интуиция, мышление и чувство. Юнг выделил 4 основных психических архетипа, которые соединяют сознательный ум и бессознательное - Эго, Персона, Анима/Анимус, Тень. Эти силы в психе могут проявляться через функции. Они помогают объяснить, почему некоторые функции управляются бессознательным, а другие используются сознательно.
Говоря о числе 4 в алхимии, помимо четырех элементов, необходимо отметить четыре стадии Великого Делания, во время которых материал (субъект) умирает и воскресает, прежде чем достигнуть совершенства.
Юнг соотнес эти четыре стадии стадиям процесса индивидуации, в ходе которого Эго подвергается деконструкции, а затем возрождается, интегрируясь с бессознательным.
 «Кватернион представляет собой один из самых широко распространенных архетипов; он также оказался одной из наиболее полезных схем упорядочивания функций, с помощью которых сознание осуществляет свою ориентацию. Это – нечто вроде перекрещивающихся нитей в телескопическом поле зрения нашего понимания» (К.Г.Юнг «Психология переноса», 2016 г., с. 101).

VI
 
О любви и не только…
Это может произойти в любой момент времени и жизни. Я имею ввиду не только чувства (влюбленность, любовь, страстное желание, влечение и т.д.), но и умение быть вместе. Речь идет о партнерстве в том числе. Возможно, кто-то так и не узнает, что это такое. Например кому-то важно просто любить или быть любимым, без взаимности, либо принимать или отдавать материальные ценности и считать это проявлением чувств и т.д.
Предполагается, что союз (супружество) строится на любви. Я ничуть не умаляю данного изречения. Просто хочется отметить, что каждый вкладывает свое понятие в слово любовь (Карта 6 – Любовь).
Традиционные символы любви всегда выражают некую двойственность, в которой участвуют два антагонистических начала, которые тем не менее сосуществуют. Роза, цветок лотоса, светящаяся точка, и конечно сердце – вот наиболее часто встречающиеся символы этого скрытого центра; скрытого – потому что он не существует в пространстве, хотя воображается таковым: он означает состояние, которое достигается посредством уничтожения разделения. Биологический акт любви, в особенности, и выражает это желание умереть в объекте желания, раствориться в том, что уже растворено.
"Эротическое желание и его удовлетворение являются ключом к происхождению мира. Разочарование в любви и следующая за ним по пятам разбуженная месть являются корнем эгоизма и всех зол в этом мире. Вся история является работой любви, смысл которой – искать и находить друг друга, разлучаться и причинять друг другу боль, а в конце испытать острое страдание, которое ведет к самоотречению». (Книга Варуха, цитата взята из Интернета)
Мы видим сердце в так называемом «очаге» - оно горит, но не сгорает. От костра греется чья-то рука. Это о той же двойственности. К примеру, в какой-то момент жизни один партнер распаляет чувства, а другой при этом греется.
 На Карте 25 – Столкновение изображено рукопожатие достаточно нестандартного характера. Это совсем не об искренности. Как будто каждый держит камень за пазухой. У одного плеть, у другого метла. Один действует жестко, хлестко. А другой – метет себе, выметает все то, что ему не нравится. Если одно действие – явное, агрессивное. То другое – исподтишка, но по своей программе. «Говорите, говорите, все равно все будет по-моему».
Конфликт в отношениях случаются. Ведь все мы разные, со своими жизненными устоями. Рано или поздно в паре может настать конфликт интересов. И здесь важна не столько сама борьба, а конструктивный выход из нее, без жертв. Это сложное испытание для пары. Но именно оно позволяет закалить союз, не разрушить его. Это могут быть и кризисы семейной жизни, в том числе в тот момент, когда, вырастив детей и выпустив их из гнезда, супруги - родители учатся вновь жить вместе, уже в новых, непривычных обстоятельствах.
25 – число, свидетельствующее о силе, обретенной через опыт, и выгоде, получаемой из наблюдения за людьми и вещами. Оно далеко не всегда считается удачным, и его успех связан с борьбой и ранними испытаниями.
Карта 10 – Сотрудничество как бы говорит нам о своего рода процессе ради процесса. То есть сначала работа. Долгая, совместная, не всегда идеальная (все же инструменты перед нами непростые), но явно плодотворная. Мы видим корону. Она как бы подтверждает, что все идет так, как задумано, как нужно и можно.
10 – символизирует общую идею изобилия, неограниченного количества, законченности.
«…десятка является совершенным числом» (К.Г.Юнг «Психология переноса», 2016 г., с. 215).
На Карте 2 - Союз - изображено рукопожатие. Два сердца объединены кольцом. Оно говорит о неразрывности, стойкости и крепости союза. Данный союз – уже на постаменте, и даже коронован. Его благословили, следовательно, совместная работа «зачтена».
«Настоящий секрет заключен в соединении правых рук…оно опосредовано даром святого духа, царственным искусством» (К.Г.Юнг «Психология переноса», 2016 г., с. 108).
Двойка способна объединять ради общей цели. В алхимии двойка – это противоположности (Солнце и Луна, царь и царица, сера и ртуть), сначала антагонистические, но в конечном счете растворяющиеся и объединяющиеся в андрогине (гермафродите).
 «В отличие от триады двойка выступает «женским началом», поглощающим, претерпевающим, patiens, тем материалом, который еще подлежит формированию и оплодотворению (informatio, impraegnatio). Двойка соответствует реакции психической системы как целого на импульс или решение, исходящие из сознания» (К.Г.Юнг «Психология переноса», 2016 г., с. 101).
«Главная цель психологического делания - осознание, и первый шаг в нем - заставить себя осознать содержания, до этого бывшие спроецированными. Такого рода усилие постепенно ведет к познанию своего партнера и самопознанию, тем самым - к разграничению между тем, что человек действительно представляет собой, и тем, что спроецировано на него или чем он сам себе представляется. В процессе этого, человек настолько поглощен собственными усилиями, что едва ли сознает, в какой мере "природа" ведет себя не только как движущая сила, но и как помощник - иными словами, в какой мере инстинкт настаивает на достижении высшего уровня сознания. Это стремление к высшему, более полному сознанию питает цивилизацию и культуру, но не достигает цели, если человек добровольно не поставит себя ему на службу» (К.Г.Юнг «Психология переноса», 2016 г., с. 164).
На фоне вполне мирной спокойной жизни расцветает необычный розовый куст (Карта 22 – Веселье). Он необычен тем, что вырос из двух соединенных сердец. Они глубоко проросли корнями в землю и, похоже, счастливы в своем союзе. Наполняют, питают друг друга. И даже уже дали свои красивые плоды.
Роза символизирует и небесное совершенство, и земную страсть, время и вечность, жизнь и смерть, плодородие и девственность. Это безукоризненный, образцовый цветок, символ сердца, центра мироздания, космического колеса, а также божественной, романтической и чувственной любви. Символизируя сердце, роза занимает положение в центре креста – точку единения. А как атрибут женских божеств роза означает любовь, творчество, плодородие.
В алхимии роза – это мудрость, а rosarium – это «работа»; кроме того, это символ возрождения духовного после смерти тленного. «Розовый сад» - символ рая и место мистического брака, единения противоположностей. Роза в алхимии еще и символ тайны.
На аромат роз слетелись пчелы. Пчела – чрезвычайно многоплановый символ. Она олицетворяет трудолюбие, усердие, организаторские и творческие способности, чистоплотность, общительность, скромность, одухотворенность, храбрость, мудрость, умеренность, сдержанность, самоотверженность, красноречие («медовые речи»).
В греческой, арийской, ближневосточной, исламской традициях пчела – аллегория души.
У древних славян пчела была символом любви, так как соединяла в себе «сладость меда и горечь жала». Пчелиная матка символизировала верховную власть, плодородие, богиню-мать.
На красивом розовом кусте выткал свою паутину паук, как бы подчеркивая созидающую мощь созданного союза.
22 - Число Прозерпины, возрождающейся весной, символ трансформации духа и тела.

VII
   
Карта 9 - Просвещение привлекает внимание своим светом. Свет является проявлением нравственности, интеллекта и семи добродетелей. В психологическом смысле «озариться сиянием» - значит проникнуться пониманием источника света и, следовательно, осознать его духовную силу.
9 как бы говорит о полноте, исполнении, достижении, начале и конце.
Это умение всматриваться в глубь вещей, порой нестандартно. Навык распоряжаться своими ресурсами и чужими бережно и обдуманно.
И создается ощущение того, что ты находишься под присмотром, оберегом. И от опаляющего солнца (Карта 32 – Защита) тебя будет защищать то самое крыло, появившееся из облаков.
Облако (светлое) в библейской традиции означало присутствие Бога. Белые облака – один из символов Второго пришествия: «Он придет в облаках. Он придет подобно тому, как облако появляется на небе».
В тибетской традиции «путь белых облаков» - однозначный символ духовного развития и совершенства. Облако ассоциируется с воздухом, небом и ангелами. Часто ангел изображается стоящим или сидящим на облаке. Рука Господа, появляющаяся из облака – популярный геральдический символ власти, дарованный от Бога.
Крылья в самом общем смысле символизируют духовность, воображение, мысль. В христианском символизме крылья –свет солнца правосудия, всегда освещающего разум правых. Поскольку крылья также означают подвижность, это их значение, комбинируясь со значением просветления, выражает возможность «прогресса в просветлении», или духовной эволюции.
Хотя крылья обычно связывают с идеей возвышения или перехода с земли на небеса, они могут также символизировать защиту («взять под крыло»), что мы и видим на карте. Крылья часто связаны с солнечными божествами. Лишь достойный человек может обладать крыльями. Крылья тщеславных подрезаны или опалены огнем, как крылья сатаны.
Случаются в жизни прекрасные дни – они как награда (Карта 37 – Награда).
Ласково пригревает солнце, освещая близлежащий город. А сердце нашло пристанище под гроздьями винограда.
Виноград одновременно символизирует плодородие (происходит от его качества плода) и жертву (потому что из него делается вино и, в частности, вино цвета крови). Виноградная лоза – один из самых распространенных символов христианства. Она символизирует Христа, сказавшего: «Я есмь виноградная Лоза, а вы ветви». Ветви (побеги) – ученики, а лоза и виноградные гроздья – вино и хлеб причастия, тело и кровь Христа.
По всей видимости, это о том, что порой стоит пройти через многое, чтобы насладиться подобным моментом.
Из облаков, сопровождаемый теплым светом с небес, показался ангел (Карта 20 – Триумф). В его руках венок и корона. Он как будто величает и  награждает сердце. Оно в движении, легко, невесомо. И кажется, так сложно его остановить в полете. Сердце долетело до некоторой точки и, видимо, решило немного передохнуть.
Это свобода. Это торжество. Двумя внешними атрибутами победы служат венец как выражение свершения и пальма в значении возвышения и превознесения. Персонификация Победы в качестве крылатой фигуры представляет собой аллюзию на ее духовную значимость.
«Теперь камень обрел форму, эликсир жизни готов, любовное дитя, или дитя любви, родилось, новое рождение свершилось и делание сделалось целостным и совершенным. Прощайте, падение, ад, проклятие, смерть, дракон, зверь, змея! Покойной ночи вам, смертность, страх, горе и несчастья! Ибо теперь спасение, искупление и обретение вновь всего, что было утрачено, явят себя вовнутрь и вовне, так как теперь ты обладаешь великим секретом и тайной всего мира; ты располагаешь Жемчужиной Любви; у тебя есть неизменная вечная сущность Божественного. От этой радости исходят все целительные свойства и многообразные силы, от нее в своем действии исходит действенная сила Святого Духа» (К.Г.Юнг «Психология переноса», 2016 г., с. 202).


Мое повествование подошло к концу. Порой было нелегко подобрать слова из большой плеяды чувств, которые охватывают меня в моменты работы с этой колодой.
Пожалуй, у меня получился своего рода рассказ. О том, каким может быть личный путь.
Безусловно, карты можно расположить в ином порядке. И тогда это будет совсем другая история… И совсем иной личный путь. Это могут быть иные ассоциации. И практические примеры это проиллюстрировали.
И в завершение работы мне хотелось бы привести слова К.Г.Юнга :
«…opus завершается идеей в высшей степени парадоксального существа, бросающего вызов всякому рациональному анализу. Делание вряд ли могло бы заканчиваться по-другому, поскольку сплетение противоположностей ведет ни к чему, кроме озадачивающего парадокса» (К.Г.Юнг «Психология переноса», 2016 г., с. 221).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Карл Густав Юнг. Психология переноса. Интерпретация на основе алхимических изображений. – Москва, Медков С.Б., 2016. – 240 с.
2.Карл Густав Юнг. Психология и алхимия. (электронная книга)
3.Карл Густав Юнг. Символы Трансформации. Москва, Академический проект, 2017. – 529 с.
4.Карл Густав Юнг. Символическая жизнь. – Москва, Когито – центр, 2013. – 326 с.
5.Мария – Луиза фон Франц. Алхимическое активное воображение. – Москва, Касталия, 2016. – 236 с.
6.Роберт Джонсон и Джерри М.Рул. Удовлетворенность. Путь к истинному счастью. – Москва, Институт общегуманитарных исследований, 2017. – 144 с.
7.Роберт Джонсон. Как овладеть своей тенью. – Москва, Институт общегуманитарных исследований, 2015. – 96с.
8.Эдвард Эдингер. Анатомия души. – Москва, Касталия, 2011. – 299 с.
9.Журнал «Юнгианский анализ» №2/2017 – Алхимия.
10.Хуан Эдуардо Керлот. Словарь символов. – Москва, REFL-book, 1994. – 608 с.
11.Энциклопедия символов, знаков, эмблем. – Москва, Астрель, 2001. – 576 с.
12.Роберт Плейс. Алхимия и Таро. – Москва, Силуэт, 2018. – 280 с.
13.Салли Никольс. Юнг и Таро. Архетипическое путешествие. – Москва, Касталия, 2018. – 330 с.
14.Библия.
15.Даниель Крамер. Сакральная эмблемата. (электронная книга).
16. Джордано Берти. Дьявол в колоде Пророчица Сердца. – Журнал Хроники Таро 2/2016. – Москва, Силуэт, 2016. – 105 c.
17.Иоганн Валентин Андреэ. Химическая свадьба Христиана Розенкрейца в году 1459. – Москва, Энигма, 2011. – 288 с.
18. Числа Судьбы: пифагорейская, индийская и китайская нумерология / Составитель Андрей Костенко. — М.: ООО Издательство «София», 2008. – 240 с.
19. http://www.levity.com/alchemy/
20. http://mllenormand.ru/prorochitsa-serdtsa
21. http://sibylheart.ru


Рецензии