Замело тебя снегом Россия... фильм Союз спасения

Сходил на фильм "Союз спасения".
Сразу скажу фильм понравился, фильм снят хорошо. Шероховатости есть, но в целом он держит в напряжении и цепляет. Не советский римейк и не плагиат Голливуда.
Безусловно фильм снят в соответствии с "линией партии и правительства" - это очевидно. Совершенно не показаны черные страницы императорской России на тот момент которые заставили выступить декабристов - ни одной продажи крепостного (их вообще нет в фильме), ни военных поселений и "аракчеевщины" (Аракчеев тоже в фильме не показан). Не показан героизм будущих декабристов под Бородино,показан вход русских войск в Париж, где все ограничивается анекдотической историей с шампанским. Между тем именно приход во Францию и дал толчок к будущему движению декабристов - простое сравнение уровня жизни и личных прав и свобод приводило некоторых рядовых к дезертирству, а некоторых офицеров к созданию тайных обществ. Об этом ничего не сказано в фильме. Усугубило ситуацию дарование многих вольностей Александром 1 нелояльным финнам, и откровенно враждебным полякам - и те и другие совсем недавно стреляли в русских военнослужащих, финские партизаны партизанили в тылу российской императорской армии, поляки были вернейшими солдатами Наполеона - и в результате стали привилегированными народами Империи, а русские так и остались пушечным мясом и рабской силой. Об этом тоже молчание, а дискуссия офицеров подана как развлечение с шампанским.
Но...но ведь так работал и советский кинематограф - он тоже скрывал преступления большевиков - например попробуйте найти в советских фильмах про Гражданскую сцены расстрела заложников, в том числе и женщин чекистами. Попробуйте найти сцены смерти раскулаченных украинских детей в северных спецпоселках в фильмах про 30 -е, или средневековые пытки крестьян коммунистическими начальниками в те же годы, 
сцены расстрелов советских военнослужащих по ложным обвинениям до войны, во время войны и после войны. Вместо этого мы видим замечательный фильм "Кубанские казаки" (без иронии) - и как то забываем что на Украине в это время в послевоенный голод вдова фронтовика ела своего ребенка - как раз когда целые эшелоны с продуктами шли из СССР в страны Восточной Европы для поддержки польских, венгерских, восточногерманских и иных трудящяхся из "братских" стран. Ситуация повторялась - враждебные народы Восточной Европы жили лучше и имели больше прав чем русские - народ победитель. В результате на Запад стали перебегать некоторые советские фоеннослужащие - в том числе фронтовики. Были в Советской армии и свои декабристы - как например, прошедшие всю войну генералы Гордов и Рыбальченко - "Нам нужно было иметь настоящую демократию", Подлости буду честно служить, дикости?! Инквизиция сплошная, люди же просто гибнут!" - под этими фразами Гордова подписались бы и Трубецкой и Муравьев - Апостол. Только в отличие от Николая первого Сталин работал на опережение - вождь отлично знал русскую историю, поэтому Солженицына и других потенциальных бунтовщиков изымали из рядов РККА - СА поодиночке.
Но все это не ставит под сомнение высокие художественные качества советских фильмов - от Волги - Волги до Неуловимых мстителей. Кстати у американцев и англичан то же самое. Вы попробуйте найти среди изделий Голливуда фильмы про покровительство нацистским преступникам, зверства американских и английских солдат в странах третьего мира в 20 веке, подавление англичанами греческих партизан Элас и т.д.
Исторические неточности не обсуждаю - потому что один из лучших исторических советских фильмов "Александр Невский" - это набор исторических ошибок или сознательных искажений. А сколько ошибок мы видим в "Гладиаторе". Но  фильмы - это не конспекты по истории и кинематограф - не учебник правды и истины, у него другие задачи: развлечение,пропаганда и эмоции.
  И здесь  "Союз спасения" сумел выделиться, стать оригинальным.  Конечно сыграла свою роль и отличная операторская работа, и игра многих актеров, и хорошо подобранный реквизит, и музыка - особенно "апостол Андрей". Впечатляет сцена атаки конногвардейцев на Сенатской. Есть кровавые сцены, но нет смакование жестокостями, упоения убийством. Эмоции вызывает сильные - во время просмотра многие прослезились, после фильма не торопились вставать, уходили задумчивые, фильм осмысливали.Да чтобы понять нюансы фильма нужно хорошо знать этот период - но по моему это плюс. Полностью понятный фильм для современной аудитории - это банальный скучный набор. Но не это главное. В отличие от многих поделок на историческую тему, того же "Викинга" - в фильме поставлен вопрос о противостоянии Власти и общества в России. Да, он поднят со стороны Власти - но он поднят. Где окончательное зло, а где добро для России? С кем ты? Можно ли пойти по другому пути, найти копромисс, избегнуть пролития братской крови?   Окончательного ответа в фильме нет - потому что Россия на него не ответила до сих пор. И когда ответит - неведомо. Среди кучи фильмов ни о чем, развлекаловок и комедий, чернухи и эротики "Союз спасения" прошел как полк декабристов мимо ресторанов, карточных притонов и борделей Петербурга.

       


Рецензии