Ленин о Лермонтове

В последнее время бросается в глаза, сколь большое, прямо-таки исключительное значение приобретает для общества мнение Николая I о творчестве Лермонтова (в частности, о его романе "Герой нашего времени"). Это мнение мы слышим в передачах, посвященных поэту, с экрана телевизора, читаем на различных интернет сайтах, в современных статьях, в том числе статьях на Прозе.ру.

Но есть и другая личность, ни образованностью своей, ни свойствами своего ума, ни исторической значительностью, во всяком случае, никак не уступающая русскому самодержцу. Так отчего же мнения о поэте вождя мирового пролетариата не прозвучат для современной молодежи с телеэкрана, отчего же современный школьник, студент не "встретится" с ними, только лишь забив в поисковик "Лермонтов"? Нам представляется, что это досадное упущение современного общества, которое следует хотя бы постараться исправить. Вашему вниманию - суждения Владимира Ильича о Лермонтове, роль поэта в жизни его самого и его семьи.
 

ЛЕНИН В. И. о Лермонтове. Отношение Ленина к Лермонтову - проявление его постоянного интереса к русской классической литературе. Произведения Лермонтова сопутствовали Ленину всегда: они были в домашней библиотеке Ульяновых, в небольших библиотеках Ленина в периоды его политических ссылок и в эмиграции; одним из последних поступлений в его кремлевской библиотеке была книга С. В. Шувалова «М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников и его письмах» (М., 1923).

Ленин знал произведения Лермонтова с детства: Илья Николаевич и Мария Александровна Ульяновы были почитателями таланта поэта, много стихов знали наизусть, их дети знакомились с Лермонтовым в средних классах, до изучения гимназического курса русской литературы (включавшего по программе его стихи для заучивания); в семье был двухтомник сочинений поэта (1882), хрестоматия Н. В. Гербеля «Русские поэты в биографиях и образцах» (1873). Об интересе Ленина к Лермонтову, оценках его творчества известно из воспоминаний Н. К. Крупской, которая сама хорошо знала поэта; в письме к М. Ф. Николевой, научному сотруднику музея Лермонтова в Пятигорске (1938), она писала: «Владимир Ильич <...> любил Лермонтова, но <...> как-то «стихийно». Привлекала <...> должно быть, смелость и сила чувства, которые так ярки у Лермонтова» (Ленин В. И., О литературе и искусстве, 1967, с. 636). В 1898, приехав к Ленину в ссылку, Крупская привезла с собой в село Шушенское томики А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова; «Владимир Ильич положил их около своей кровати... и перечитывал их по вечерам вновь и вновь».

В своей публицистике Ленин часто использовал строки или образные выражения Лермонтова в полемике с идейными противниками партии и рабочего класса. В работе «Что делать?» (1902) он цитирует лермонтовские слова из произведения «Молитва» (1839), «И скучно и грустно», «Демон». Выражение «минута жизни трудная» («Молитва») соотнесено с эволюцией деятельности членов партии на политической арене; используя строку из «Демона» «без руля и без ветрил» для характеристики политической ситуации в России, Ленин обнажает аморфность идейных позиций «критиков марксизма». Строки из стихотворения «Журналист, читатель и писатель» Ленин цитирует в разных работах, по разным поводам. Например, в книге «Шаг вперед, два шага назад» (1904), где критикуется новая «Искра»: «С кого они портреты пишут? где разговоры эти слышат?». В статье «Рабочая группа в Государственной думе» (1906), разоблачая политику кадетов, их политическое фразерство, Ленин напоминает об их будущей участи финальной строкой лермонтовской «Думы»: «Смотрите, господа кадеты,... придет день и не далекий день, когда народ помянет вас «насмешкой горькою обманутого сына над изболтавшимся отцом»» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 13, с. 88). Замена слова «промотавшимся» на «изболтавшимся» усиливает сатирический эффект. Строки «жалкий лепет оправданья» (из стихотворения «Смерть поэта»), «намеки тонкие на то, чего не ведает никто» (из стихотворения «Журналист, читатель и писатель»), «все это было бы смешно, когда бы не было так грустно» (в некоторых статьях с заменой последнего слова на «серьезно» или «позорно» - из стихотворения «А. О. Смирновой»), многократно использованные в разных работах, - яркие примеры публицистического переосмысления Лениным лермонтовской афористичности выражений.

После Октябрьской революции в подписанном Лениным постановлении Совета Народных Комиссаров о сооружении памятников «великим деятелям социализма, революции и прочее» (1918) в разделе «Писатели и поэты» третьим в списке после Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского названо имя Лермонтова. С 1917 по 1920 было осуществлено 19 изданий сочинений поэта. Получило одобрение и поддержку Ленина задуманное Горьким «сокращенное издание русских классиков», куда вошли и избранные сочинения Л. в одном томе (редакция, вступительная статья и примечание. А. Блока, Берлин, 1921; издательство З. И. Гржебина).

В последний год жизни в Горках во время тяжелой болезни Ленин обращался к поэзии Лермонтова, в том числе к стихотворению «Сон»; близкие «...слышали у него напев «Долины Дагестана».


Лермонтовская энциклопедия, 1981.


Рецензии
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.