Кое-что о пчелах

Как-то летом меня пригласил двоюродный брат на свою пасеку в соседнюю деревню, уже вымершую и забытую Богом, потому как там даже церковь закрыли, разобрали и перевезли в другое место Епархии..
Конечно, я с детства знал, что такое укус пчелы – для меня сам факт нападения
призывал к бегству!..
Но меня предупредили: никаких запахов, спокойное поведение и… молчание..
Я взял кинокамеру и без всякой сетки следовал за братом, пока он доставал рамки с медом, что-то там бормотал – будто с кем-то разговаривал, а я всё снимал…
Всего было ок. 20 улей..
Кстати, место для пасеки было выбрано не случайно: оказывается, пчелам нужна вода, а здесь рядом был родник и  небольшая речка, кругом девственные травы разных сортов (разнотравье), склон всегда под солнцем, мелкие кустики…
Очень красивая природа – просто загляденье!
Камера жужжала, пчелы иногда на неё садились, потом улетали, но главное – на меня никто не обращал внимания!
Они все были заняты своим делом – сбором пыльцы с цветков!
Только дождь мог им помешать это делать: они прятались в свои домики – ульи!
Но в тот день была солнечная погода и они все трудились без перерыва…
Оказывается, внутри ульев была своя жизнь: там была целая иерархия – матки, трутни, рабочие, лентяи и т.д.
Но большинство все-таки были рабочие!.. Они собирали нектар, откладывали его в ячейки и опять улетали…
                *    *    * 
Все-таки МЕД – это не самый ценный продукт жизнедеятельности пчел – это побочный продует переработки нектара цветков различных растений!
Самое ценное, что производят пчелы – это мелиттин, доля которого составляет мизерную часть их жизнедеятельности!
Его собирают лезвием на специально подкладываемых пластиночках возле сот..
1 мг мелиттина на м/д рынке стоит несколько тыс. долларов – настолько это ценный продукт для микроэлектроники, фармацевтики и др. отраслей промышленности.
Но у нас, как я понял, этим никто специально не занимается..
Мы потребляем в основном только мед - по сути продукт жизнедеятельности пчел..
Конечно, для человека это биохимический и активный продукт с гликемическим индексом 100, равного которому не производит никто!
Есть масса его разновидностей в зависимости от условий и местности медосбора.
Есть масса рецептов народной медицины для его целебного использования.
МЕД – это уникальный натуральный продукт, но использовать его нужно все-таки дозировано!
Я даже не подозревал, что существует столько сортов меда:
- вересковый,
- горчичный,
- барбарисовый,
- васильковый,
- женьшеневый,
- акациевый,
- яблоневый,
- люцерновый,
- эвкалиптовый,
- рапсовый,
- подсолнечный,
- рябиновый,
- мелиссовый,
- мятный,
- луговой,
- майский,
- липовый,
- малиновый,
- донниковый,
- эспарцетовый,
- каштановый,
- клеверный,
- хвойный,
- гречишный,
- лопуховый…
Не знаю, как пчелы раскладывают эти сорта меда в разные ячейки, прилетая с гречишного поля или цветочной лужайки..
Моя попытка залезть в улей была неудачной!..
Они сообща набросились на меня и я еле унес ноги, хотя у меня была с собой маска (сетка с обручем)!
Конечно, перга, прополис, воск, маточное молочко – это очень ценные биопродукты, но применять их все-таки надо осторожно!..
  *    *    * 
Иногда пчелы болеют, улетают целыми семьями неизвестно куда, в голодное время их нужно подкармливать.. – в общем, это целое хозяйство, требующее
постоянного ухода, знания условий их содержания, методов лечения, иметь под рукой лекарства, оберегать их от «медвежатников»  ну и т.д.
Это – не только хобби, но и ответственность за их жизнь!
Они чувствуют, когда на пасеку приходит хозяин или чужак!
Известны случаи, когда на воришек нападали стаи пчел и жалили их до смерти!
Ведь пчелиный яд также опасен, как и яд осы или змеи!..
Вопрос в дозе!..
От укуса энцефалитного клеща человека может парализовать, от укуса одной пчелы – лишь небольшая опухоль, от укуса 20 пчел – можно умереть!..
                *   *   * 
Конечно, мой наивный опус может вызвать только улыбку у пчеловодов!
Но от общения с пчелами я для себя познал многое, например:
-  они умнее нас в части организации своего хозяйства (экономики),
-  у них существует какая-то структура управления («демократия»),
-  они трудолюбивые (!)
-  они постоянно в поиске, иногда летают за несколько километров в поисках
     медоносов,
-  они – умные (по сравнению с оводами или осами)…
Вот такие мои наблюдения с точки зрения инженера – потребителя меда, познавшего
технологию его добычи трудолюбивыми друзьями человека!..


Рецензии
Валдис, спасибо Вам. Мне было интересно читать. С пчёлами немного знакома: у деда была пасека. Помню, как он прислушивался к улью и говорил, что шумят пчёлки, делятся, скоро новая семья с новой маткой улетит из улья. Её надо караулить, чтобы тихонько, осторожно смести в решето новую семью, которая вылетев из улья, привьётся на ближайшем дереве. В решете дед рассматривал пчёл, чтобы там обязательно была матка и после заселял семью в новый улей. Всего доброго, Валдис. С уважением,

Людмила Алексеева 3   23.05.2020 18:30     Заявить о нарушении
Людмила, спасибо за внимание!
Пожалуй, Вы больше мне рассказали о жизни этих тружеников, чем я в своем опусе!..
Чтобы их содержать, надо иметь определенные знания и опыт, это я понял!..
Но для этого нужно их любить, работать ежедневно и заботиться - как о своей жене!
Вашему деду - уважение! Или просто - поклон!..
С уважением

Валдис Хефт   23.05.2020 20:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.