О Боливии

По роду своей работы мне приходилось посещать разные страны – но в отделе кадров всегда были какие-то виды на долгосрочные командировки – с семьей ты или без…
Потому как у меня уже было двое детей и два языка, сначала мне предлагали Аргентину, потом Кубу, но я согласился только на ГДР, где была средняя школа и мой отец воевал на 3-м Белорусском фронте..
Про нашу жизнь в ГДР я уже писал (см. «про ГДР») – и ничуть об этом не жалею!
Дети там имели всё:  школу, внеклассные занятия, бассейн, возможность учить язык (Frau Muller), экскурсии по памятным местам (даже в Голландии), дискотеки, озеро на даче Торгпредства в Кёнигс-Вустерхаузен, etc.
Но из-за своей загруженности работой я почти не видел семьи..
Всем занималась жена (царство ей небесное!)..
                *   *   *
Но всё это было потом, - до того мне предлагали отправиться работать в Боливию…
Для справки: 
Боливия — одна из беднейших стран мира.
Население  - ок. 10 млн.человек в основном - инки.. Промышленности нет, только горно-рудные разработки, основное место в экономике занимает сельское хозяйство..
Боливия занимает 205 экосистем, включая Амазонию, Юнгу, Гран Чако, лес Чикитано, в которых обитает около 3 тысяч видов животных и птиц, большинство из них — эндемики. В реках Боливии живут дельфины и нутрии, в тропических лесах — анаконды, обезьяны, капибары, на склонах Анд — ламы и очковые медведи, единственные представители семейства медвежьих, живущие в Южной Америки. Флора Боливии не менее разнообразна — здесь растут 40 тыс. видов растений, включая каучуконосы, какао, киноа.
ВЫ БЫ ПОЕХАЛИ В ТАКУЮ СТРАНУ?..
Или все-таки в Париж?..
                *   *   *
Но моя задача была вполне конкретной: получить деньги за поставленное оборудование!.. Никаких решений арбитражных судов они не признавали!..
Не знаю,кто подписывал такие контракты!..
Конечно, командировочное задание ты пишешь сам, собираешь визы у начальников отделов, потом идешь утверждать его у зам. директора - а он смотрит на тебя с сочувствием!..
Как будто прощается…
Он ведь лучше тебя знает, что в Ирак, Зимбабве, Боливию и такие же страны лучше не ехать!             
  Но я же не могу отказаться!.. Я – просто подчиненный!..
Раньше ведь не думали: что дешевле - списать наши потери от невыполненных контрактов или выплачивать семье пособие на погребение?..
Все-таки Советский Союз тогда имел солидный вес в мире!..
Его уважали в т.н. "третьем мире"! Он был надеждой для обездоленных!..
А я был членом партии и блатных у меня в этой системе не было!..
И я полетел… Через Португалию, Кубу - в Ла-Пас...
Хорошо, что я знал классический испанский, хотя там столько диалектов, что они сами друг друга не понимают!..
Хорошо, что моими учителями были настоящие испанки (фактически – потомки конкистадоров): Кармен и Солидад, написавшие учебники для нас – русских!..
Но когда ты на улице в любом городе Боливии разговариваешь с местными жителями,  они тебя плохо понимают, здесь налицо местный диалекты..
Главное - они очень неодобрительно высказывались об американцах, и мало что знали об СССР..
                *   *   *
Природа Боливии – очень красивая, просто девственная, но народ – нищий, в основном – индейцы, транспорт ходит, когда ему надо.. 
Про «sovietico» знают, про Ленина знают, но лучшие друзья – все же кубинцы! Фиделя, Хосе Марти и Че Геваро они боготворят!
В Боливию мы поставляли горнорудные (шахтные) комбайны, которые нужно было обслуживать…
Все наше представительство (посольство + торгпредство) – 16 человек!
Там нет никакой школы!
И в эту страну меня хотели "запихнуть" с двумя детьми!
Конечно, я отказался..
В результате я оказался в ГДР (Unter den Linden, 55)
Которую исколесил вдоль и поперек.. потому как здесь воевал мой отец в 18 лет! 
Но я никогда не напоминал немцам о той страшной войне…
Там и так достаточно памятников, за которыми они ухаживают, чувствуя свою вину…  В отличие от поляков, например!
Это очень дисциплинированная нация!..
А что бы я делал в Боливии?..
Но Боливия у меня тоже осталась в памяти – как же так бедно можно жить
при такой богатой природе!
А может не всё зависит от природы? 
Почему англосаксы завоевали полмира, а испанцы – только Южную Америку?..
Это же видно по языкам: Бразилия – португальский, Аргентина – испанский, т.д.
Но когда ты перелетаешь через Атлантику, невольно чувствуешь себя заложником стихии и свою беспомощность…
Я дважды летал на Кубу и всегда встречал улыбки кубинцев... 
Фидель для них - символ Свободы и независимости!..
Операция "Анадырь" во время Карибского кризиса в 1962-63 гг. отрезвила американцев, которые по плану должны были уничтожить СССР за 2 дня!..
А оказалось - у них под боком уже были наши ракеты Р-12 и Р-14 с ядерными боеголовками! А до Вашингтона - лишь 90 миль!..
Это была беспримерная в истории скрытная от разведки операция "Анадырь", о трудностях которой стало известно только спустя годы: ведь это были тропические условия и далеко от Родины! Несколько военнослужащих просто умерли от удушья в трюмах кораблей, перевозивших ракеты!..
Есть книга: "Стратегическая операция "Анадырь" 2000 г.издания.
                *   *   *   
Латинская Америка во многом изменилась, но народ остался тем же - каким то
далеким от нас, европейцев, не верящих шаманам, призракам и неким Богам!..
Может поэтому я начал больше полагаться на судьбу..
И не хочу больше летать через океан!..


Рецензии
Летайте через пустыни!

Михаил Стихоплётов   27.02.2020 22:15     Заявить о нарушении