Любовь Ботвина Образ деда в рассказе Жаравина Беда

Любовь Ботвина. Образ  деда в рассказе Жаравина    «Беда»

Писать о Михаиле Жаравине  вроде бы легко, но и в то же время сложно. Кажется, вот он,  Миша Жаравин, наш земляк, из Еловина, учился в нашей  Югской школе в старших классах. Многие его одноклассники помнят Михаила, как обыкновенного деревенского паренька, но с мудринкой.  Прост, общителен, но в  то же время было в нем то, что отличало его от всех: некая взрослость суждений и  какой- то необыкновенный  взгляд тёмных его глаз. Вот эта его необычность и мудрость и проявятся  потом в его произведения: в стихах, в рассказах и повестях.
 Пусть ему суждено было прожить не так  уж  и много на земле, но его произведения, сверкнувшие как молния, оставили яркий, незабываемый след в нашей русской литературе,  именно как  произведения искусства слова.
 Если мы говорим о литературе как об искусстве слова, то произведения Михаила Жаравина  и являются ярким примером такого искусства.
 К сожалению (может, я и не права), я не могу сказать такого о современных книгах современных авторов. Такой пример. Совсем недавно я прочитала   книгу современной прозы уже довольно известного автора Анны Берсеневой (Сотникова Татьяна Александровна) «Глашенька».  Её книги издаются миллионными тиражами, по  её романам и сценариям сняты многосерийные фильмы.  Не могу назвать, что роман «Глашенька»  это произведение, причём это произведение изящной словесности, каким оно подано в начале книги. Книга.  Да, это книга с определённым сюжетом. Сюжет я запомнила, он довольно прост. Глашенька, семнадцатилетняя девушка – студентка  в поезде встречает мужчину по имени Лазарь. Он и становится её жизненной судьбой. Когда она влюбляется в него, и между ними начинаются взрослые отношения, Глаша  ещё не знает, что он женат, что у него сын Филипп, что он богатый человек. Об этом ей рассказывают родители.  Узнав об этом, она не рвёт с ним отношения, она  становится его любовницей. Эротические сцены  говорят об их страсти, об их любви.  Любовная линия развивается таким образом, что,  несмотря на трёхгодичное расставание (она  в Испании встретила Виталия), Глаша, узнав о том, что Лазаря посадили,  и он находится в колонии-поселении в Регде под Мурманском, она едет к нему и остаётся с ним.
 Какова идея  данного содержания?  Идея верности, автор проводит параллель с жёнами декабристов, неслучайно любимое произведение героини «Русские женщины» Некрасова.
 Чего мне не хватило в данной книге? Художественности. Того художественного своеобразия, которое  есть в классической литературе. Пусть меньше, да лучше. Я стала перечитывать отдельные фрагменты, чтобы убедить себя в том, что передо мной, действительно, произведение изящной словесности. Что я нашла?
- «Глаша и в этом смысле представляла собою вполне усреднённый человеческий тип».
 - «Глаша не зря любила живопись – она всегда замечала в жизни то, из чего потом получаются  картины».
-«То есть её волосы преотлично назвались просто русыми. Как у многих».
 Я хочу сказать, что в этих описаниях нет ни капли художественности. Где изобразительные средства языка: метафоры, сравнения, эпитеты и т. д.?
 Глубины психологической характеристики героев я тоже не увидела, действительно,  усредненный человеческий тип.
 А вот передо  мной лежат произведения Михаила Жаравина и  Галины Щекиной. Вот это, действительно, художественные произведения. Взять хотя бы «Графоманку» Щекиной. Произведение, заставляющее думать, спорить, любить, ненавидеть, произведение с такой глубиной психологической характеристики, прежде всего, героини Ларичевой, что просто тонешь в эмоциях.
 А произведения Михаила Жаравина?! Сколько лет они у меня под рукой. Сколько раз читаны, перечитаны. А вот берёшь книгу «Сердечная рана» и читаешь, как будто в первый раз.  Возьмём рассказы, где Жаравин пишет о детях. Это «Беда», «Тема для сочинения», «Две затяжки», «Манило».
  Максимка, Колька Спирин, Сенька Мекешин, Пашка, Венька – это герои данных рассказов. Все они разные по характеру, попадают в разные жизненные ситуации, но одинаково любимы автором, который  правдиво, деликатно  показывает их внутренний мир и их  детское мировосприятие.  Как раз в этом-то проявляется  талант Михаила Жаравина, писателя, тонко чувствующего душу маленького человека. Все рассказы интересны, каждый по-своему привлекателен, значим.
 Особенно меня тронул рассказ «Беда». Тронул внутренним драматизмом, стремлением понять беду героев. Ведь Семён Мекешин  - положительный герой, все его уважают. Какая может быть у него беда? Беда оказывается в том, как трудно принять чужого ребёнка, полюбить его, как своего. Беда в том, как трудно переломить себя, понять и простить. Беда в том, как настроить семейную жизнь так, чтобы дети были счастливы.
Максимка - пятилетний внук Семёна Мекешина.  Беда в том, что не лежала душа у деда к внуку, неродной  внук. Валерка, сын Семёна, взял Верку с ребёнком, а она «завыпендривалась» и хоть разводись. Вот и сейчас привёз Валерка  Максимку в деревню на лето. Беда,  да и только  с нынешней молодёжью, не поймёшь, что им не хватает, не могут жить дружно да ладно. Взрослые пусть свои проблемы решают сами, на то они и взрослые.
 А  больше всего переживал Семён из – за внука. «Душа – то не лежит, хоть ты тресни!»
Понимал Семён, что ребёнок не виноват, и старался ничем не  выказывать своих чувств.
Но случилось такое, что Семён полюбил Максимку.  И стал  Максимка  роднее родного внука ему.
Автор показывает героя в трудной ситуации, когда  тот чуть не погиб  по вине  ребёнка.
 Максимке надоело с бабушкой, с дедом-то интереснее. Увязался Максимка за дедом. Как тот не прогонял его, не отстал от деда. И решил Семён «накатать» внука на тракторе. Всё бы хорошо, да случилась поломка  у «Кировца». Полез под трактор дед ослаблять гайку, а Максимка, сидевший в кабине, и отпусти рычаги – трактор всей тяжестью навалился на Семёна. Невероятными усилиями выбрался Семён  из-под  трактора.
  И вот тут-то и  произошло чудо. Тут-то мы и увидели саму суть характера деда, человеческое его лицо, его нежную душу. И ещё мастерство писателя, его умение  кратко, психологически верно передать обстановку действия и  состояние героев.
-Но вдруг он будто наткнулся взглядом на  исплаканное  детское личико, круглые огромные перепуганные глаза… Какая буря пронеслась в сердце деда, что он понял, чего захотел?
- Максимушка… Внучек… Ну что ты… Живой я… Видишь, живой дедко!
 Он протянул Максимку к себе и прижал, поглаживая трясущими грязными руками по спине, успокаивая…
Вот она,  краткость – сестра таланта! Мы переживаем вместе с героем, вместе с ним видим перепуганное лицо ребёнка, вместе с ним  повторяем ласковые слова, обращённые к мальчику. И ведь, что важно, дед понял и почувствовал состояние малыша, который стал для него настолько близким, что просто «беда», как и расстаться с ним. Мудрый Семён пережил и эту «беду», и,  прощаясь с Максимкой, он  повторял про себя,  будто заклиная: «Приезжайте чаще»…
  Рассказ небольшой. Имеет стройную композицию. Вначале мы знакомимся с главным героем, с Семёном  Мекешиным.  Затем видим  встречу с сыном и внуком. Диалоги героев краткие, но понятные. Читаем внутренние сомнения героя, его внутреннюю беду. Кульминацией в рассказе является сцена с трактором.  И завершает рассказ приезд сына с невесткой и прощание с внуком. Внешний композиционный  рисунок рассказа прост. Намного  сложнее с чувствами главного героя.  Попробуем проследить.
-Семён внука подхватил на руки, потёр его пухленькую щёчку, Максимка завизжал от  удовольствия.  -  Так принято, радушие -  прежде всего, когда приезжают гости.
- Да мне что, бабке  водиться. – Равнодушие, не он будет заниматься с ребёнком.
 -Горько Семёну. Жалко сына, своё, кровное.
 - Беда.  На внука Семёну смотреть тяжко. Из-за  мальчика все несчастья сына.
-Срамота.  Мало ли узнают соседи,  дедко на внука взъелся. – Как скрыть неприязнь к внуку от людей.
-Вылезу – убью!  - Ненависть,  что оказался под трактором.
- Щенок! Говорил – не  тронь рычагов! –  Гнев.
 - Максимушка… Внучек… -    Жалость, сострадание
-  Умаялся, наревелся, крошка. -  Понимание, сочувствие.
 - Ночами  Семён гладил спящего внука. - Нежность.
 - Беда, прямо беда. – Боязнь разлуки, ревность и нежелание отпускать внука в город.
- Что ты, Семён,? Молчи… Молчи…. Понимание, что ребёнок должен быть с родителями.
- Тяжесть, горечь, едва Семён почувствовал тельце внука, ушли. – Стало легко от тепла внука.
- Семёну было грустно, но не больно.
 Вот такова палитра чувств: от равнодушия, к неприятию, к ненависти – и к жалости, к пониманию, к нежности, заботе, ревности и любви, тихой радости.  Всю эту палитру чувств Михаил Жаравин показывает  просто и естественно, а не навязывает. Такое мог сделать только талантливый человек.
И герои у него живые  люди, а не надуманные. Говорят они своим, им свойственным языком: «Добре… Добре… Младшой пожаловал. Когда же большаки соберутся?» Речь  Семёна Мекешина  - речь простого крестьянина, который с семи годов всё на одном месте, в родном колхозе. Интонационная  окраска слов и выражений соответствует тем чувствам, которые испытывает герой в том или другом случае.  Вот он, разъярён, недоволен сыном: «Ах, вы раздумали! – Семён сплюнул. – Едри вас в корень! А завтра снова…»
  Но автор не всегда даёт герою высказаться вслух, он как бы приостанавливает душевный негативный  порыв, даёт время подумать, и герой произносит про себя (элемент внутреннего монолога): «Опять не то. Не то, Семён. Как же можно? К родителям  и не  пустить…».  Остановись, подумай, а потом  уж говори и делай.
 Моменты внутренних рассуждений героев у Жаравина не редки. Они показывают, что его герои  - это люди мыслящие, способные на  огромную душевную работу. Это мы уже видели, когда анализировали чувства  нашего героя.
 А какова роль ребёнка в этом рассказе?   Внешность  представлена очень кратко: «У Максимки пухленькие щёчки». Но и этого достаточно, чтобы мы могли увидеть малыша и почувствовать детское тепло. Максимка показан больше в действиях, и это неслучайно, ведь он ребёнок, вполне нормальный ребёнок, он должен, естественно, двигаться, развиваться.  Вот  «он визжит от удовольствия, серьёзно соглашается с дедом, увязывается за дедом». В кульминационной сцене, когда дед к нему обращается как к взрослому «Максим Валерьевич», он доволен и очень рад, что,  наконец-то, дед сдался и показывает ему трактор.  Эта удивительная машина – трактор- чуть не погубила деда. Максимка ревёт, воет, хрипит, когда видит беду. Маленькое сердце разрывалось от боли, от страха не столько за себя, сколько за деда. Ведь это надо передать, передать состояние перепуганного ребёнка! Причём очень кратко, точно  и так верно. Это мог сделать только талантливый человек, с огромным внутренним чутьём. Это внутреннее чутьё помогает писателю  в конце рассказа одним штрихом, как истинному художнику, нарисовать запоминающуюся картинку: «Семён спал и не спал, когда Максимка взобрался на кровать и сунулся под мышку».
 Ответ на вопрос, какова  роль ребёнка в этом рассказе, мы находим  в  следующей фразе: «Левая половина груди хранила  Максимкино тепло».
 Честное слово, не перестаю удивляться, даже затрудняюсь, как лучше сказать, таланту, гению, или просто замечательному писателю Михаилу Жаравину, самородку. В одной коротенькой фразе выразить такой огромный пласт народной нравственности. В левой половине у нас сердце, оно должно хранить тепло, добро не только к детям, (а к ним в первую очередь), но и ко всем людям. Когда в сердце живёт любовь, тепло, тогда, когда даже расставание, не больно, не беда, что сегодня нет с тобой рядом близкого человека.  Беда в том, если у человека левая половина груди не умеет и не может хранить тепла.
 Сердечным теплом наделены и герои рассказов «Две затяжки»,  «Тема для сочинения».
 Сенька Мекешин (скорей всего будущий Семён Мекешин) ждёт не дождётся отца с  войны. Выполняя наряд бригадира, он встречает солдата, который просит у него затянуться его чинариком, и даёт ему за это банку тушёнки. Тема войны раскрыта Михаилом Жаравиным, не знавшим, что такое война, так чувственно, тонко, через восприятие мальчишки, что  герой и его переживания остаются навсегда в памяти.
 Тема взаимоотношений в семье, роль отца в семье раскрывается в рассказе «Тема для сочинения». Автор проверяет своих героев на прочность их человеческих отношений в трудной ситуации, связанной опять с трактором. А как иначе, ведь трактор в деревне – главный помощник в труде колхозников. Колька получает от отца нравственные уроки: быть смелым, быть сдержанным и скромным, любить своего ребёнка и хранить тепло семейного очага.
 Мы рассмотрели лишь маленькую толику  части творческого наследия писателя Михаила Жаравина, которая связана  с жанровым своеобразием такой малой прозаической формы как рассказ, где действующими лицами являются дети. Эти рассказы реалистичны, в них нет  и   доли фантастики и мистики, которая преобладает в  других его произведениях. Но  они привлекают читателя нравственной чистотой и открытым эмоциональным внутренним миром души  ребёнка. За краткостью содержания кроется большой талант писателя  давать верную психологическую характеристику действующим лицам.   Авторская позиция  всегда сдержанна, скрыта, но его любовь к своим героям  всегда чувствуется, поэтому и мы, читатели, проникаемся к ним  уважением  и симпатией.

27 февраля 2020   г.                Ботвина Л. А.
п. Югский. 



***

Работа на конкурс критических статей на соискание премии «Эхо».
Номинация  «Родной край»
(по творчеству писателя М. Жаравина).
Автор – Ботвина Любовь Анфиногеновна.
Пос. Югский Кичменгско-Городецкого района Вологодской области.


Рецензии