На грешной земле и на небесах или о фильме Небеса
Следя за событиями, происходящими в выдуманном посёлке «Закат коммунизма»), ещё и ещё раз с особой ясностью понимаешь, какая же судьба ждала всех нас, одержи путчисты победу.
...Президентский дворец – кузов троллейбуса, отдельные квартиры – контейнеры, коммуналки – вагонные купе.
Да, это, по сути дела, свалка «отбросов» общества. Почти реальность, которая заставляет задуматься о том, почему же в этом посёлке оказались и художница, и писатель, и старуха мать, брошенная своими детьми, и еврей музыкант, и свой национал-патриот, и рабочий, одурманенный квазибольшевистскими социалистическими лозунгами. И все они с первым снегом собираются улететь отсюда куда подальше.
А пока составляют списки отлетающих...
С режиссёром и автором фильма «Небеса обетованные» Эльдаром РЯЗАНОВЫМ беседует наш корреспондент Ида Смирнова:
– Эльдар Александрович, вы верите в то, что «небеса обетованные» где-то существуют?
– Я не знаю, существуют ли «небеса обетованные» и куда отправляются мои герои, остались они живы или нет, это каждый будет понимать в меру собственного желания. Я вам должен сказать, что я не отношусь к числу тех режиссёров, которые конструируют зрительскую реакцию, я режиссёр чувственного плана. И то, что я ощущаю, чувствую, переживаю, – это и вливается в картину. Поэтому то отчаяние, которое охватывает меня, когда я оглядываюсь вокруг, невольно перешло в этот фильм, хотя в нём немало вроде бы и смешного. «Небеса обетованные» – фильм-притча, и финал его совершенно нереалистичен. В нашем кино было так много лет всё понятно, что, я думаю, немного непонятного сейчас будет вполне ко времени. И пусть люди поломают себе голову над тем, что это такое и куда отправились наши герои.
– Это в фильме, допустим. А в реальной жизни?
– В реальной жизни я верю, что у нас будет нормальное правовое общество, но это, наверное, произойдёт тогда, когда меня не будет в живых. Может, моему внуку приведётся жить в счастливом государстве. Писал же Некрасов: «Жаль только жить в эту пору прекрасную уж не придётся ни мне, ни тебе». А пока в реальной жизни пожинаем плоды. Коммунистическая партия вела себя примерно так же, как повёл себя Саддам Хусейн. Когда потерпел поражение, он поджёг все нефтяные скважины. И мы объяты пламенем...
– Эльдар Александрович, в фильме у вас есть сочувствующие перестройке американцы, которые собираются сделать вроде бы доброе дело: построить завод противозачаточных средств. Но для этого по ходу фильма нужно снести свалку. А как же люди? Как вы относитесь к таким начинаниям?
– Я отношусь в принципе-то хорошо. Только всё дело заключается в том, что сейчас, к сожалению, очень много человеческой накипи и пены нанесло. Вот возникает, например, огромное количество совместных предприятий. Они лопаются, как мыльные пузыри, и не имеют отношения к подлинным, настоящим совместным предприятиям, которые, я надеюсь, в конечном итоге возникнут. Я не хочу бросать тень на все совместные предприятия, но очень много временных, спекулятивных: лишь бы сейчас, пока мутная вода, урвать побольше, нахватать и т. д., и т. д. У нас, к сожалению, всё принимает уродливые формы. Даже те демократические преобразования, которые в любой свободной стране приносили бы людям пользу, У нас приносят, увы, в основном вред. Они деформированы, они карикатурны, они уродливы, они пародийны.
– Всё большую известность приобретают ваша книга «Неподведённые итоги» и ваши лирические стихи. И вот сейчас выходит новая книга – «Предсказание»...
– Она будет напечатана в первом номере журнала «Юность». Это проза, это беллетристика, это сюжетная вещь. Сюжет там острый, но рассказывать сюжет дело неблагодарное...
Понимаете, у меня смешанное чувство. С одной стороны, сделал картину, вышло третье издание книги «Неподведённые итоги», новая повесть написана. Но я-то сам – часть народа и часть страны. И когда я смотрю по телевизору информационные программы, меня охватывает чувство отчаяния и ужаса. Горько, что так живут люди вокруг. Как можно было довести народ до такого состояния, не понимаю.
– Ну а в чём вы видите выход?
– Выход только в одном. Я не политэконом, не историк, но я довольно много ездил и видел, как живут в других странах. Все живут лучше нас. Все страны, идущие по капиталистическому пути, живут лучше нас. Простой естественный вывод: нам надо тоже ввести частную собственность, приватизацию, ибо тогда появляется чувство хозяина.
Четыре процента фермеров Америки кормят всю страну и ещё продают хлеб нам. Значит, эта система экономически более продуктивна. Значит, нам нужно как можно быстрее переходить к радикальным реформам, приватизировать, создавать частные предприятия, разгосударствление производить как можно скорее, потому что промедление смерти подобно.
...Гаснет экран, в кинозале зажигается свет, и зрители расходятся по домам к своим большим и малым проблемам, которые терзали их ежедневно и до фильма. Но таково уж искусство Эльдара Рязанова, что в душе большинства из них возникает какая-то необъяснимая надежда.
Да, на небеса обетованные можно попасть, увы, только в собственном воображении или в произведениях искусства, вот в кино, например.
Но надежда и вера в добро часто и на грешной земле приводят к осуществлению самых заветных мечтаний.
Кадры из фильма "Небеса обетованные».
На первой звуковой дорожке фрагменты фильма «Небеса обетованные» и беседа с его создателем Э.Рязановым.
КРУГОЗОР №1 1992
Свидетельство о публикации №220031501588