Оправдание

   Была у меня его книжка. Как сейчас помню, в голубом переплете.
     Но я ее не читал.
     Купил и поставил в шкаф, в ряд с другими. Только на более видное место.
   С таким расчетом, что придет время, когда не надо будет ни учиться,
 ни работать... Чем тогда заниматься ?
   А тут как раз она, в голубом переплете, стоит-дожидается.
   Вот тогда и прочту !
       Надо сказать, тогда это было модно - коллекционировать книги.
 Может быть и читать тоже мода была. Не зря же говорили, что в СССР самый читающий народ в мире ! А коллекционировать всегда хочется то, чего трудно достать. К примеру, марки достать трудно, вот их и коллекционировали.
 Спичечные этикетки реже.
  Потому что спички были на каждом шагу. Зажигалок газовых не помню, не видел !
  Газ, видимо, был дорогой. А может и не дорогой, газовых счетчиков, как сейчас, тоже не видел.
  Получается, много чего я не видел...
  Но помню, книги даже по почте выписывали. И еще - было море технической литературы, на любой вкус !
       И я выписывал по почте. Получишь, бывало, первый том и полгода ждешь второй. А первый не читаешь ! Как же читать первый,
 если у тебя еще нет второго ?!

   Первый раз я оказался в Москве еще будучи студентом, и зайдя в первый попавшийся книжный магазин, обалдел от изобилия !
 К тому времени и у нас в магазинах кое-что было, но Москва...
 Это нечто !
   Нахватал я всего на те деньги, что были мне отпущены, так, что еле унести
   и выйдя с ними на улицу, подумал:
  - " Как же я с ними Москву смотреть буду ? "
 Книги толстые, переплеты солидные - как раз в шкаф на видное место поставить !
    Тут меня и осенило: нашел  почтовое отделение, упаковал все книги в две посылки, отдал еще денег за отправку, уже сверх отпущенной нормы, и с пустыми руками и чистой совестью отправился знакомиться со столицей.
   А приехали мы в Москву из Воскресенска, где проходили инженерную практику.
  Там езды-то на электричке... И на выходные рванули.
  Много чего мы успели посмотреть с товарищем тогда, а когда уже уставшие начали подумывать о заслуженном отдыхе, на глаза попалось объявление
 о Спартакиаде народов СССР по шахматам, проходившем там-то и там-то.
 Проезд автобусом таким-то  от такой-то остановки.
 Огляделись, а мы на этой остановке и стоим !
       Ну, сами понимаете, не воспользоваться такой возможностью был великий грех ! И мы как настоящие атеисты решили не грешить !
  Вот и автобус подали вовремя, чтобы мы не успели передумать ! Поехали !

     До начала соревнований оставалось еще время, мы стояли у входа и встречали приезжающих гроссмейстеров.
  Шахматы я любил всегда. Даже половина одной из отправленных посылок была набита шахматными книгами. Я еще в магазине обратил внимание на импозантного мужчину
 в джинсовом костюме с длиннющими волосами, покупавшего " Защиту Грюнфельда "
в трех экземплярах ! Позже, в игровом зале я увидел его за доской. На табличке было имя гроссмейстера...  Надо же !
     Вот подъезжает Газ-24, за рулем солидная дама. С пассажирского места выходит сам Тигран Вартанович Петросян ! Аплодисменты !
 У нас перехватывает дух.
  В тот вечер мы воочию увидели всю шахматную элиту СССР того времени...
  Шел тысяча девятьсот семьдесят восьмой год.
  А Анатолий Карпов, уже тогда бывший Чемпионом мира, опоздал на десять минут и вошел в зал, когда игра уже началась. Бурные аплодисменты, приветствия !
  Он не спеша проходит к своему столику, здороваясь с кем - кивком, с кем - за руку.
 Михаил Таль, Лев Полугаевский, Спасский в двух шагах от меня...
 Вот это зрелище !

   Возвращались мы в Воскресенск поздно вечером, уставшие, но счастливые !
  Словно побывавшие в сказке !

  Прошли годы. А потом еще прошли годы. И еще. Не все из того, что тогда переслал посылками из Москвы, я прочитал. Видимо, тогда просто из жадности нахватал всего...
   А вот вспомнил недавно про книжку в голубом переплете и понял - настало твое время ! Дождалась ! Сейчас самое то !
   
   Все это я пишу исключительно как оправдание. Потому что один товарищ, прочитав несколько моих рассказов, ухмыльнулся и сказал: - Так... отдаленно попахивает Зощенко...
     Смутился я... Ничего, мол, не попахивает ! Я его и не читал вовсе !
   Да, признаюсь, всю жизнь он стоял на видном месте в шкафу !
   И похоже, с укором поглядывал - что не читаешь меня ?!
       Не до этого было !
   Так что клянусь Вам, как перед присягой, что прочитал эту книгу много позже
 написанных рассказов.
  Стыдно конечно, что не читал его раньше...
  Зато алиби есть. Для себя.


       *****


Рецензии
Ну вот, не одна я к такому мнению пришла. У меня подобная ситуация была, когда работала над книгой "Лувр делает Одесса". Нужно было описание осенней природы, когда ювелир Ефим ехал с родителями в соседнее местечко свататься.
Ходила, думала несколько дней, писала, зачеркивала и снова писала, представляла осень с её красотами и даже великих Бунина с Паустовским для вдохновения почитала. Наконец-то получилось! Осталась работой довольна. Все красиво, душевно получилось и главное - нестандартно. Никто так до меня не писал! Знакомый автор прочитал отрывок и говорит, мол, молодец, Елена, на Гоголя похоже. Бросилась я Гоголя перечитывать и точно! Мама дорогая, схожесть немалая прослеживается. Сначала испугалась от такой каверзы судьбы, а потом обрадовалась. Стало быть, неплохой я писатель, ежели с Гоголем сравнивают:))) Так и у Вас с Зощенко:))

Елена Роговая   01.07.2021 23:40     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.