Музыкальная школа

Любовь к книгам в нашей семье была свята и прививалась с самого раннего возраста.
Среди большого количества разнообразных книг,- одна сыграет самую главную роль
в моей судьбе.Это старая потрёпанная книжка,совсем ветхая и без обложки.Корешок
этого древнего издания был отделан кожей и прошит толстой суровой ниткой.Никто
не помнит откуда она появилась в нашей домашней библиотеке и сколько ей лет.
Для большинства людей она не представляет какой-то особой ценности,и если бы эта
довольно большая книжонка где-то случайно затерялась,то так бы и осталась лежать
незамеченной.Для меня,уже в три моих годика,она представляла определённый интерес.
Эту книжонку я устанавливал на игрушечный маленький рояль и бренчал,судорожно
стуча детскими пальчиками по крохотным клавишам.Орал песни,сотрясая наш старый дом
децибелами.Когда мне исполнилось девять лет,родители решили отдать меня в
музыкальную школу.Пошли мы с отцом в борисовский универмаг,в отдел музыкальных
инструментов покупать баян.Пригласили в помощь моего двоюродного брата Валерика.
         Валерий Константинович Яскевич и Зоя Константиновна появились на свет
в один день- 9 сентября 1954 года.На семь лет опередив меня и вместе со своими
родителями и бабушкой Евдокией Артёмовной,жили в частном доме на улице Витебской,
недалеко от нас.Частенько я захаживал в их старенький,но аккуратный домик.Внутри
на крашеном полу лежали ковровые дорожки царила вокруг идеальная чистота и всё
в этом доме было "пропитано"необыкновенной любовью к музыке.
  В маленькой спальне на тумбочке стояла радиола"Латвия".В тумбочке на полочках
граммофонные пластинки аккуратной стопкой.В другой большой комнате - просторном
зале,на стене висели часы с мелодичным боем.Возле стены стояло пианино "Беларусь"
в коричневой полировке.Рядом с пианино,на маленьком столике,разместился магнитафон
"Чайка 66" - вещь по тем временам довольно редкая.В центре зала на трёх метал-
лических ножках стояли любимые Зойкины цимбалы,изготовленные на борисовской
фабрике музыкальных инструментов.На большом кресле у окна возлегал "его величест-
во"любимый баян "Полтава",укрытый бархатной тряпочкой,на котором мой брат Валерик
учился играть.Дядя Костя,старший брат моего отца,любил музыку,но человек был
довольно деспотичный и часто заставлял учиться музыкальному делу посредством
ремешка.Проверит Константин Антонович дневник по музыке у своего сына,а там
двойка и говорит ищи мол ремень,который Валерик сам же и спрятал.Сидит бедный
Валерик на стульчике,играет на баяне и слёзы ручьём из глаз текут,падая на меха
"Полтавы".Слезами и потом давалась учёба по музыке.Мой отец Павел Антонович играл
хорошо на трубе.Он был самоучка и в своё время после войны служил срочную службу
в Германии в духовом оркестре.Часто мой папа заходил к Валерику и объяснял,как
нужно правильно играть этюд автора Черни.Моё детское сознание с малых лет
проникновенно наполнялось музыкой через моих дорогих и близких сердцу родственни-
ков. Даже мечта появилась создать свой родственный ансамбль с цимбалами и
баянами.Таким образом толстая ветхая книжонка перекочевала из дома дяди Кости
в наш родительский дом и называлась "Самоучитель игры на баяне".Я её усердно
изучал.Приходил я к Валерику,и мне мой двоюродный брат давал первые уроки игры
на баяне.В конце концов было принято решение отдать меня в детскую музыкальную
школу по классу баяна.
     Детская музыкальная школа в городе Борисове одна единственная и поступить
в неё было не так просто.Многие ученики приезжали в школу из соседних деревень
и стоило обучение шесть советских рублей в месяц.В 1970 году мне исполнилось
девять лет.Баян в то время был самым популярным инструментом и конкурс при посту-
плении на этот инструмент оказался довольно большой.
      Предстал я перед строгой экзаменационной комиссией,возглавляемой директором
школы - Владимиром Ивановичем Севруком,-представительным человеком с лысиной на
голове,преподававшем кларнет.Пропел я "Во поле берёза стояла.." простучал
карандашиком ритмический рисунок по краю стола и достопочтенная комиссия меня
завалила.Посчитала,что нет у меня музыкального слуха и вокальных данных.Однако,
мои дорогие родители переговорили с директором школы,и я был принят учеником на
специальность - "баян".
      Борисовская музыкальная школа была создана 24 апреля 1939 года.Она пережила
тяжкие годы войны.Находилась в старой части города на улице Держинского.После
войны в 50-е годы было построено новое трёхэтажное здание на проспекте Революции
в центре города.В этом здании я впервые в жизни увидел,как выглядит паркетный
пол.Ученики приносили с собой в школу тапочки и по паркету ходили тихонько,чтобы
не мешать учебному процессу,проходящему за сдвоенными высокими дверями классных
аудиторий.Уличная обувь сдавалась в гардероб на первом этаже сразу же у входа.
Коридоры с высокими потолками имели особое значение для учеников.В коридорах
стояли большие овальные столы и мы,детки,за этими столами в перерывах между
занятиями переписывали ноты из музыкальных учебников,так как соответствующей
литературы на всех не хватало.Под сводами потолков на нас смотрели изображения
знаменитых композиторов,на которых мы равнялись в своей музыкальной учёбе.
Мы изучали биографии этих почтенных людей на уроке "Музыкальная литература".
Занятия по этому предмету у нас вела Елена Львовна Каган. Маленькая худощавая
брюнетка рассказывала нам биографию Бетховена,и мы все тщательно конспектировали
этот учебный материал.Диктовка шла в быстром темпе.Я,как самый младший в группе,
с трудом успевал конспектировать и когда приходил домой,не мог прочитать свои
каракули.Смешно!На следующем занятии спросят,а я не знаю о чём рассказывать.
Нажимала Елена Львовна кнопочку на дверном наличнике и в аудио колоночке звучит
музыка и нужно определить автора и как называется произведение.Один раз я скон-
фузился,сказал,что Гайдн любил сочинять музыку на крыше,вместо"на чердаке" и меня
высмеяли.Об этом написали в школьной стенгазете в рубрике"Смешинки на занятиях".
    Особенно запомнились занятия по хору и преподаватель Нелли Ивановна Раткевич.
Иногда её заменял Александр Никифорович Лялеко. Зарплаты учителям не всегда
хватало для личных нужд,поэтому преподаватели подрабатывали кто как мог.
    Александр Никифорович возглавлял хоровой коллектив на заводе БАТЭ и оформлен
был как инженер.Однажды коллективу хора нужно было ехать выступать в Москву на
ВДНХ.Все собрались и ждут руководителя,ожидает водитель автобуса,а Александра
Никифоровича нет.Пол дня искали и нашли на колхозном рынке в Старом Борисове.
Лук продавал.Родственники с Украины прислали грузовую машину лука,нужно было
срочно продать,а хоровой коллектив ждёт хормейстера и волнуется.
     Умение хорошо владеть музыкальным инструментом всегда вызывает определённое
уважение.Для многих это результат самоутверждения своей личности среди человечес-
кого социума.
     Занятия по классу баяна у меня преподавал молодой педагог -Николай
Гаврилович Ильютик. Занятия по музыке тем и примечательны,что они по сути своей,
составляют некий диалог между учителем и учеником.В классной аудитории находилось
два музыкальных инструмента.Один баян по-меньше и по-проще назывался"Этюд"для
ученика,второй по-больше для учителя назывался "Рубин".Николай Гаврилович был
спокойным,очень добрым,человеком и весьма терпеливым.За всё время моей учёбы он
ни разу не повысил на меня голос.Хоть я и старался в учёбе своей,но далеко
не всегда у меня получались домашние задания.Однажды он увидел масляное пятно в
моём дневнике по музыке от пальца.Я подумал:будет меня он ругать,а он улыбнулся
и рассказал мне что-то про блины.Хорошим учителем он был,совсем нестрогим.
      На втором году учёбы у меня появилась новая дисциплина - ансамбль
баянистов.Проводил у нас занятия высокий худощавый темноволосый молодой мужчина.
Его особую интеллигентность подчёркивали очки с большими линзами на носу.Звали
его Борис Сломов. Чтобы зайти в его аудиторию нужно было обязательно постучать
в дверь.Если забыл постучать,- выходи и повторно заходи.Он был строгим препода-
вателем. На его занятии мы с Вовкой из Ухолоды играли "Флейту и барабан".
Вовка играл партию барабана однообразно и монотонно на низкой октаве,а мне
досталась более сложная партия флейты на высоких нотах.Начиналось занятие в
спокойном размеренном темпе и вдруг Вовка засмеялся.В ответ и я начал смеяться.
Потом смех перешёл в истерическую фазу и нас Борис Герасимович выставил за дверь.
Вышли мы с Вовкой отсмеялись в школьном коридоре.Спокойные и настроенные дальше
продолжать занятие,постучав в дверь,попросили прощения и взялись снова играть
"флейту и барабан".Опять мы с Вовкой рассмеялись- расхохотались.Весело со смехом
прошло занятие по ансамблю баянистов у строгого преподавателя Сломова.
    Совсем не до смеха было на занятиях по музыкальной грамоте,особенно на втором
году обучения.В первом классе сольфеджио представляло собой несложную дисциплину:
знаки альтерации,нотная грамота,размер такта.Вела эти занятия молодая учительница
Елена Бакун. На втором году обучения нашу группу приняла опытный педагог -
Дроздовская.
     Лариса Афанасьевна Дроздовская - высокая,худенькая и очень стройная женщина.
Входила она в помещение для занятий с гордо поднятой головой словно королева.
Подходила торопливым шагом к фортепиано и начинался музыкальный диктант.Вначале
мы определяли тональность и размер музыкальной темы.Затем Лариса Афанасьевна
прикрывала клавиатуру фортепьяно тетрадкой и восемь тактов песенки проигрывала.
Среди всей группы учеников,я был самым маленьким и тугодумом,поэтому хуже всех
справлялся с музыкальным диктантом.По окончании второго класса предстоял
переводной экзамен,который благодаря сольфеджио я не выдержал.Пришлось мне уйти
из музыкальной школы раньше положенного срока,но всё равно музыка осталась со
мной на всю оставшуюся жизнь.Я продолжал играть на баяне.По памяти знал много
песен и подбирал мелодии на слух.Учёба в музыкальной школе воспитала во мне
умение распределять своё внимание:контролировать ноты,длительности,знаки
альтерации.Инертность моего характера и врождённое тугодумие не позволяло мне
получить быстрый результат от учебного процесса.Через несколько лет я только
понял,что музыка и песня - это моё предназначение в жизни... У меня появились
свои постоянные слушатели.Вначале это были мои бабушки,которые завязывали шнуроч-
ком на моей спине ремни от баяна.Затем соседские ребята на скамеечке слушали мои
приблатнённые песенки.Группа туристов из энергоцеха завода БАТЭ ,тоже стали моими
постоянными поклонниками.Талант,он ведь меряется с одной стороны количеством
поклонников,а с другой стороны - количеством завистников.Мой баян помогал мне
достойно утверждаться в рядах Советской армии и в стенах мединститута.Благодаря
ему мне прощались многие минусы в моей медицинской учёбе и всегда,как активисту
самодеятельности платили стипендию.После окончания института,работая по
распределению врачом по диетпитанию в детском санатории Случь,я по
совместительству преподавал уроки пения и проводил конкурсы художественной
самодеятельности среди отдыхающих детей из чернобыльской зоны.
      В настоящее время мне уже почти шестьдесят лет и по- прежнему баян - мой
верный спутник.Шестнадцать лет работы в кафе "Сытый папа" ,в районе Комаровского
рынка города Минска и по-прежнему большое количество друзей и поклонников моего
таланта.
     Как сказал один православный священник - "Знал бы я в своём детстве,
     что владение вокалом мне понадобится в моей взрослой жизни,
     то никогда бы не прогуливал в школе уроки пения".

     Открытию своего таланта я бесконечно благодарен двум годам учёбы
     в нашей родной музыкальной школе города Борисова.


Рецензии
Ой, Сергей, как я преклоняюсь перед теми, кто знает сольфеджио.
Я всегда хорошо пела, а мой сосед записывал мои песни нотами. Хороший был у него учитель, не чета Вашей Дроздовской. Играл на аккордеоне А.Ф., депутат нашей думы при Собчаке и Горби...
Мы записали полно моих песен (мне дай "хорошие" слова, и я любую запою).
Песни исполняли под аккордеон или пианино в библиотеках на ЛИТО.
Он умер и всё прекратилось...

Иванова Ольга Ивановна   19.04.2024 07:54     Заявить о нарушении
Я Вам буду давать сноски, чтобы не плавать Вам в моём потоке белиберды:
http://proza.ru/2009/10/24/93

Иванова Ольга Ивановна   19.04.2024 07:57   Заявить о нарушении
Спасибо Ольга Ивановна за рецензию, за понимание. На мои сочинения читатели мало рецензии пишут. Я пишу больше мемуары и рассказы связанные с естественными науками.
Люблю читать такие же у других авторов. Узнаю что-то всегда интересное. Кстати,
мой двоюродный брат Валерик ,о котором я упоминал в рассказе окончил музыкальную школу с отличием, минское музыкальное училище им. Глинки, музпед ,а музыкантом так и не стал. Ему сейчас 70 лет и я смотрю в его печальные глаза и понимаю
его ошибку жизни .что ушёл вместо музыки в торговлю в годы перестройки.
Перестроечное время закончилось денег на торговле не скопил ,наоборот ещё долги
появились а на музыкальное поприще хотел вернуться в преклонные года ,да не получилось.
Как сказал Леонид Борткевич :"Человека нельзя научить хорошо петь если он не пел с самого рождения." Всего Вам самого доброго!

Сергей Комаровский 2   19.04.2024 14:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.