Урок доброты

     - Он с лошадью пошел вперед, а разведчики поползли за ним в немецкий тыл.
     В классе стояла идеальная тишина. Даже муха не жужжала, возможно, потому, что стоял февраль  и все мухи пребывали в спячке. Надежда Федоровна, стоя лицом к доске в проходе между рядами парт, прикрыв глаза, с едва заметной одобрительной улыбкой слушала Авраменко Лешу.
     - Немцы схватили Ваню  и увели в свой штаб. Там его пытали, чтобы он предал своих, затем заперли в сарае.
     На дальнем от окна ряду отчетливо всхлипнула девочка. Леша запнулся.
     - Продолжай, мой хороший, – сказала Надежда Федоровна, - что же было потом?
     Лешу не надо было заставлять, он вошел в транс, и слова  лились из него непрерывным потоком. Остальные дети слушали рассказ  затаив дыхание.
     - Ваня не испугался  и не предал своих друзей, несмотря на угрозы немцев. И, пока он сидел в сарае, наши начали наступление, они прогнали немцев. Ваня снова встретился с разведчиками Горбуновым и Биденко.
     По классу пронесся вздох облегчения.
     «Какой я хороший педагог, -  подумала Надежда Федоровна - Как удачно я построила этот урок. Он несомненно принесет пользу юным умам». 
     Леша, живя в мире героев Катаева, продолжал:
     - Они оставили Ваню Солнцева в полку. Для него сшили военную форму.  Горбунов и Биденко сводили его в баню,  научили наматывать портянки, подстригли. Ваня стал сыном всего полка. Больше всего он нравился капитану Енакиеву. Капитан хотел усыновить Ваню после войны.
     По классу замелькали улыбки. Леша очень много читал и умело пересказывал прочитанные им истории. Он был наделен своеобразным талантом, который заключался в том, что, читая, он как бы воочию видел прочитанное. Остальные дети класса читать не любили. Им больше нравились мультики или кино. Но Лешу они слушали, позабыв обо всем на свете. Так  слушают рассказ путешественника, вернувшегося из дальних стран,  о всяких невероятных приключениях. Витька Ломакин,  слушал, нечаянно приоткрыв рот. Сергей Дорош привстал из-за своей последней парты.
     «Какие хорошие дети», - подумала Надежда Федоровна, и ее охватило особое чувство довольства собой, своим делом. Это был ее последний класс. Заслуженный учитель РСФСР, отличник народного просвещения, ориентир для молодых работников, учительница начальных классов Надежда Федоровна Медведева отдала этой профессии пятьдесят лет из своих семидесяти. Она родилась  в год Великой Революции и прошла  вместе с народным образованием долгий, непростой путь. В профессии для нее не осталось секретов. Одного взгляда на нее было достаточно, чтобы понять:  перед вами Учитель с большой буквы. Невысокая ростом, черноволосая в молодости, она очень следила за своей внешностью в старости, закрашивая седину  и продолжая пользоваться косметикой. Немного крючковатый нос не безобразил ее, но придавал добродушно-хищный вид. Учившиеся в других классах боялись ее как огня и злорадно говорили 2-му «А»: «Бедненькие, вам не позавидуешь!». 
     - Только мечтам капитана не суждено было сбыться, - продолжал Леша, а класс притих, как природа перед грозой, - он погиб в бою с фашистскими танками. Перед смертью он успел написать для Вани записку. Ваню отправили в суворовское военное училище.
     В классе повисла тишина. Урок мужества и доброты удался. Дети сидели потрясенные.
     - Кто еще читал это произведение ребята, кто может дополнить?
     Дети встрепенулись и защебетали. Какой хороший второй класс, какие они  чуткие, думающие. С другой стороны, это не удивительно, ведь каждый родитель города мечтает о том, чтобы его ребенок в начальной школе учился у Надежды Федоровны.  Пробивались далеко не все. В основном в ее класс попадали дети, родители которых имели высшее образование и занимали какой-нибудь важный пост. Такие дети в начальных классах всегда оказываются более смышлеными и интеллектуально раскованными. Надежда Федоровна пожинала плоды своего авторитета и работала в свое удовольствие.
    В ее нынешнем наборе были весьма непростые детки. Инночка Рубанова: ее папа начальник районной милиции. Светочка Зотова: папа заместитель первого секретаря райкома партии. Ларочка Файда: мама завуч этой школы. Это только так, например. Все дети были ухоженными, опрятными. Вот бойкая Инночка подняла руку.
     - Что ты желаешь сказать нам, Инночка?
     - Мой дедушка тоже воевал на фронте. У него много боевых наград!
     - Садись, умничка. А ты, Сережа, что хотел сказать?
     - А мой дед погиб при штурме самого Берлина.
     - Твой дедушка настоящий герой.
     - А мой …
     - А моя…
     Класс защебетал, как скворечник, во время кормежки птенцов.
     - Дети, давайте подведем итог нашего урока. Мы победили фашистов благодаря не только  героизму, но и человеколюбию советских людей. На борьбу с врагом встали все от мала до велика. Наш народ заслужил свое право на мирное небо, на нормальные человеческие отношения, заплатив за это право миллионами человеческих жизней, поломанных судеб. Ваня Солнцев, герой повести «Сын полка»,  потерял всех родных, которых убили фашисты. Но его спасли. Солдаты Красной Армии, беспощадные в бою, отнеслись с добротой к этому человечку, оказавшемуся в беде. И все советские люди должны делать добро. Давайте, дети, будем беречь мир, передавая в будущее эстафету поколений. Давайте относиться друг к другу с добротой и уважением.
     Пронзительно зазвенел звонок. Урок окончен. Дисциплинированный класс как по команде встал.
     - Садитесь,  дети. Отдыхайте и готовьтесь к следующему уроку. Дежурные,  подготовьте доску, проветрите класс. Леша, ты как всегда у нас большой молодец. Ты снова получаешь пять. Дети, берите пример с Леши. Какой он у нас умный и начитанный.
Надежда Федоровна вышла из класса и направилась в учительскую. Она величественно прошествовала по лестнице на второй этаж, торжественно неся свою голову с волосами, собранными в большой пучок.  При ее появлении в учительской по мановению волшебной палочки возникла почтительная тишина, сродни той, которая возникала при каждом ее входе в свой класс. Это не было удивительным, ведь многие из нынешних учителей школы были ее прежними учениками  и до сих пор испытывали перед ней тот внутренний трепет, который нам способно внушить присутствие большого начальства и строгого учителя. Она прошла на свое место за шкафом, свое отдельное особенное место, которое было только у нее одной из всего коллектива  и, сосредоточенно посидев несколько минут в тишине, стала готовиться к уроку математики. Она всегда очень ответственно готовилась к предстоящим урокам. Поэтому попасть на ее урок стремились многие коллеги. Бывали даже зарубежные делегации.
     Когда Надежда Федоровна вышла за дверь, дети занялись своими делами. Кто-то остался на месте, кушая яблоко, некоторые сбились в стайки, которые сначала потихоньку, а потом все сильней стали шуметь.  К Леше подошел его недруг Витька Ломакин, и, кривляясь своим веснушчатым лицом, которое имело глуповатый вид из-за стекла очков, заклеенного бумагой из школьной тетради в клеточку,  ехидным голосом спросил:
     - Ну что, Букварь, получил свою пятерку?
Это была Лешина кличка с первого класса. Потому что на празднике прощания с Букварем ему  как лучшему ученику класса досталась главная роль, а заодно с ней кличка на всю оставшуюся школьную жизнь.
     - Отстань, Ломака, -  с долей обреченности ответил Леша. Он знал, что Ломака не отстанет, что за Ломакой тут же подскочит Дорош  и начнет тупо повторять какую - нибудь дразнилку. Они не трогали Инночку Рубанову, Светочку Зотову, даже его друга Сашку Киселева они не трогали, потому что мама Сашки была работником РайОНО, о чем Сашка не уставал упоминать. Никто не знал, что значит это слово, но оно звучало солидно, и у Киселя был иммунитет. Леша был из простой семьи, просто умный мальчик, которому предстояло добиваться всего самому.
     - Сын полка насрал до потолка!  - заорал подкравшийся сзади Дорош. Леша вздрогнул, а класс грохнул. Шутка понравилась всем
     - Сын полка насрал до потолка! - подхватил Ломака.
     - Сын полка насрал до потолка! - тут как тут оказалась Инка Рубанова.
     - Сын полка насрал до потолка! – неслось со всех сторон.
     Леша втянув голову в плечи, и сделал вид, что он не слышит этой дразнилки. Он пошел в другой конец класса, к своему другу Сашке Киселеву. Сашка сидел с ехидно поблескивающими глазками.
     - Привет, - сказал он и добавил, - Биденко!
     - Ты что? - опешил Леша.
     - Биденко, Биденко, - несколько раз повторил Сашка.
В это время Ломака, разочарованный тем, что Леша не отзывается на его дразнилку, подбежал и изо всех сил огрел Лешу по затылку учебником математики. Леша, ослепнув от злости, помчался за ним по классу под всеобщее улюлюканье. Ловкий Витька уворачивался от его неумелых кулаков, срывая овации девчонок. На своем месте тонко заливалась Ларочка Файда, девочка с кукольной внешностью, которой все время ставили в пример этого Авраменко. Резван и Окунцев пытались по очереди подставить Леше ножку, когда он пробегал мимо. Это удалось Анепкину, и Леша во весь рост растянулся в узком проходе. Раздался треск раздираемой о гвоздь штанины. Девочки дико завизжали. Мальчики, кто еще сидел, вскочили со своих мест. В одну секунду класс превратился в вольер с беснующимися павианами…
     Когда прозвенел звонок на урок  и Надежда Федоровна вернулась в класс, она обратила внимание на то, что дети сидят раскрасневшиеся. Из глаз Леши капали слезы. Еще несколько мальчиков шмыгали носами. «Какие они чуткие, добрые, - подумала Надежда Федоровна - Прошла большая перемена, а они до сих пор переживают».


Рецензии
Огромное Вам спасибо, уважаемый Олег, за проблемный рассказ. Что происходит с детскими душами, в чем заключается педагогическое мастерство, какое значение имеет такт учителя? Вы дали читателям наглядный пример, и это заставляет нас искать ответ на вопрос: что же оказывает влияние на душу ребенка? Становится жаль родителей, которые отдали детей к такой" заслуженной" учительнице, и думают, что задачу свою по воспитанию сына или дочери выполнили в полной мере. А духовная слепота Надежды Федоровны вызывает не жалость к ней, а боль за детей, души которых уже повреждаются, к большому нашему сожалению. Хочу напомнить всем, что у Макаренко не было любимчиков. Этот замечательный педагог любил каждого ребенка, о каждом болела его душа. Кроме того Антон Семенович никогда не считал себя великим. Желаю Вам, уважаемый Олег, отличного здоровья, благополучия, радости, мира и добра.

Ирина Карпова 4   04.09.2020 14:31     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.