Три судьбы. Рассказ первый -Есть такие люди

    
   Воинственный бурьян был всюду. Он захватил: заброшенные поля, разрушенные постройки, пустыри. Люди дважды выжигали его, но он упорно тянулся к жизни. Уже третий раз зеленели  леса и сады с тех пор, как эта земля услышала первые взрывы завоевателей. ..

    Мир и тишина постепенно заполняли уютные земли Поволжья. Уцелевшие жители отыскивали свои семьи. Вдовы, вздыхая и плача свыкались со своей горькой судьбой, юная поросль подрастая,  училась жизни. На свои насиженные места возвращались уцелевшие семьи. Среди развалин и пожарищ появлялись населенные пункты, оживали деревни и города. Они словно после летаргического сна спешили жить.
 
   На дворе разгоралось прохладное весеннее утро. Медленно вставало яркое солнце, обливая синеву неба своими лучами. Где-то высоко вдали, ползли снегообразные облака. Ласточки и воробьи громким чириканьем встречали новый день. Районный центр  жил своей трудовой жизнью. Работа по восстановлению разрушенного жилого фонда кипела словно в муравейнике. По улицам звенели трамваи, толпы детворы висели на их подножках и завидев милиционера разбегались в разные стороны…

     Но жизнь была трудной. Пайка хлеба, получаемая по карточкам, не могла восстановить жизненные силы человека. У многих работающих появилась болезнь рожденная нуждой – дистрофия, а непосильная работа и трудности оставались с человеком.

    Однако, ни голод ни тяжелая работа не могли изгнать шутку. Среди тружеников, теперь уже тыла, не было такого, над чем бы они не могли не посмеяться. Люди смеялись над собой и окружающими, бесхитростно и от души…

   И только, привычно спокойно и несколько задумчиво, текла в своих берегах, заросшая островами, покрытая мелями, могучая река России. Вдали желтели песчаные бока берегов, а на них темнел лес. Чайки, плавно махая крыльями опускались на воду, едва касаясь ее, они кругами поднимались в верх. Река помнила казацкого атамана Ермака, бунтарей Емельяна Пугачева и Степана Разина. Помнила она и революционные события. Но то, что пережила река в течении последних истекших лет, трудно сравнить с чем-то подобным в прошлом...

    Так он размышлял, сидя на скамье грузовой машины. Дорога из областного центра в райцентр  была разбитая. Машину: трясло, подкидывало, болтало , а сзади, за бортом  стелился бесконечный густой, серый шлейф пыли. На поворотах, при торможении,  он часто опускался на головы и плечи плотно сидевших в кузове людей. Таков был транспорт в военные и после военные годы.

   Дорога не близкая,  изнурительная, часто отвлекала его от грустных дум и тогда он следил за изменяющимся пейзажем. Его бледное лицо было задумчивым, а глаза – напряженно наблюдавшие за всем происходившим, на первый взгляд, мало свидетельствовали о его воле и неподдельном мужестве.

   Глядя на дорогу, стелившуюся подчас недалеко от побережья реки, спокойно несущей свои воды; ее простор и нежную рябь поверхности, он вспоминал, как в недалеком прошлом, с напарником уходил от преследования противником.

   История человеческих нравов в истории мужества, проявившегося в период Отечественной войны, неразрывно связана с именами героев. В этом ряду стоят фамилии и его товарищей-ушедших добровольцами на фронт в первый день войны…
   
   На Лужском оборонительном рубеже завязались ожесточенные бои.  Командованию срочно требовалась информация о противнике. Несколько групп разведчиков пытались тайно, на лодках, переправится через реку Лугу, но успеха не достигли. Тогда, выбор пал на двух пловцов…

      Под прикрытием ночи, они переплыли быструю реку и пробрались в тыл врага.  На следующий день, добыв важные документы, отправились к своим. В ночное время . осторожно спускаясь по крутому берегу к реке, разведчики были обнаружены противником. Немецкие посты осветили побережье прожекторами  открыв ураганный огонь. Тяжело раненый напарник Леонида потерял сознание. Бросив все лишнее, в том числе и сапоги, вывернув наизнанку карманы, взвалив Сергея на плечи, Леонид вошел в воду. Страшный взрыв прогремел где-то поблизости. Он почувствовал сильный удар в области правого плеча и руки.

     Боль, нестерпимая боль и слабость, растекались по всему телу. Рука беспомощно повисла. Но он смог сконцентрироваться и не потерять сознание.  - Подожди!-со стоном вырвалось у пришедшего в сознание товарища. Леонид на мгновение остановился. - Оставь меня здесь. Все равно я не жилец. Спеши с донесением, тебя ждут... Он вновь потерял сознание.

    -Ничего!- Сквозь стиснутые зубы, процедил Леонид. -Как нибудь доберемся вода- это моя стихия. Неслучайно же я ношу звание чемпиона...  Он плыл на спине толкаясь ногами, левой рукой придерживая друга. Плыть тяжело, боль постепенно одолевала, невероятно тяжелым оказался пистолет висевший на поясе. А вокруг от взрывов кипела вода…  И река, всего-то, каких-то шестьдесят метров, показалась бесконечно широкой...

      Трудно представить, но они добрались до спасительного берега, несмотря на бесконечную стрельбу со стороны противника. Коснувшись долгожданного берега, Леонид потерял сознание. Резерва сил нет, они исчерпаны до последнего грамма. Последнее что он видел - задумчивое смятение в глазах мамы. Ма.. вырвалось еле слышное  из его груди... Жизнь товарища висела на волоске…  К ним бежали санитары и солдаты воинской части…

   Что было дальше? Сознание периодически приходило…  Данные разведки доставлены по назначению. За этот подвиг Леонид награжден орденом Отечественной войны первой степени.

    Ну, а дальше были госпитали и операции, следовавшие одна за другой. Посиневшую руку хирурги намерены были ампутировать, но в госпиталь  поступила команда, - у Вас, на излечении находится чемпион мира по плаванию Леонид Мешков. Сделайте все возможное и невозможное для восстановления его здоровья.

    И врачи сделали невероятное, они сохранили чемпиону руку. Лечение было длительным. За это время, где только не побывал Леонид. Его рука безжизненно висела как плеть. Однажды в палате появился, худой побледневший, трудно узнаваемый тренер. Только буденовские усы да горящие глаза жизнелюба, выдавали в нем прежнего неунывающего наставника. Он был счастлив: встрече, дню, весеннему цветению. А счастье – это особая штука и не со всеми оно дружит. Они, его, создавали собственными руками…  Это была встреча двух родственных душ…

  Они глядели друг на друга- тренер испытующее, Леонид с любопытством. -Ты почти не изменился.  Леонид усмехаясь покачал головой. -В этом «почти»  все и заключается. Легко сказать не изменился, рука слабая, висит как плеть. Война не щадит никого, ты это на себе ощущаешь. Твой вид далек от бравого буденовца…  Да, еще два года назад мы были совсем другими…

     Тренер предложил Леониду, после выписки из госпиталя, приступить к тренировкам. Настроение Леонида, после этих слов, крайне изменилось. -Какая тренировка?  Сухожилия нарушены, высохшая рука стала совсем худой…  Побеседовав какое-то время, они расстались...

     Машина резко затормозила, подняв клуб пыли. На землю соскочили два пассажира и она покатила дальше.   -Ну, наконец-то я могу спокойно сесть, -говорит  пассажир, сидевший на крайней от заднего борта скамейке. – Легче стало дышать, да и ноги можно куда-то поставить. Вот если бы сдвинуть чуток Ваш сундучок,  было бы совсем хорошо. Я пытался его отодвинуть, и представьте себе -не смог. Тяжелый. Нескромный вопрос, у Вас там хранятся какие-то семейные ценности?  -Почему Вы так решили?- спрашивает Леонид.  – Я часто Вас вижу, в городе на остановке, и обратил внимание, что Вы никогда не расстаетесь  со своим  чемоданчиком.  Леонид рассмеялся.  – Не поверите, в чемоданчике я ношу четыре кирпича, хотите убедится?  Пожалуйста. Он открывает чемодан для общего обозрения. Четыре кирпича смотрели на любопытных пассажиров.

     -Странно,- удивился сосед, - зачем это Вам?  -Этот груз я ношу с тех пор как выписался из госпиталя, таким путем я наращиваю мышцы. Это моя метода.   Он рассказал о себе, о встрече с тренером, о своей цели в жизни…  -Вон оно что, - протяжно выдавил из себя пассажир, - желаю  удачи.

    -Спасибо,- Леонид со смехом рассказал сидящим в машине, что в городе за ним следили воришки. Надеясь что-то приобрести из ценностей чемоданчика, они однажды, украли его. Какого же было их разочарование…  Раскрытый чемоданчик был брошен поблизости…

    - Прыти у Вас, как я погляжу, на десятерых,- вступает в разговор сосед по скамейке, - ну, допустим рука -да, а спина?  С утра до поздней ночи таскаете такой груз. Загоняете себя такими задумками…  Думаете, люди что-то хорошее скажут?  Ждите,- загнулся,-только и скажут,- туда и дорога. -Ничего,- вмешался в разговор еще один из сидящих рядом,- мир не всегда без умных людей…  «Безумству храбрых поем мы славу! – так выразился наш пролетарский писатель,- вступает в разговор один из сидевших. - Красиво сказал, это в полной мере касается и Вас. Спортивной удачи и здоровья Вам.  -Спасибо, - только и сказал взволнованный неожиданным разговором Леонид.  Машина с подвизгиванием и скрипом остановилась. Пассажиры коротко перебрасываясь фразами прощались.

     На тополе, возле стоянки сидели воробьи. Взъерошенными комочками они бойко срывались вниз, падали на землю и быстро взлетали.  Глядя на окружающий мир, он с тоской подумал, - Черт возьми, ну почему такая безжалостная и скоротечная жизнь? Оглянуться не успеешь, а времени все меньше и меньше. Он задумался, - Ну почему у него в жизни так холодно и пусто? Была юность, был большой спорт, была Она. А сейчас он инвалид, да, да! Как  говорят, а рядом ни друга, ни союзника. Впереди пустота и одни неприятности. Взяв свой бессменный чемоданчик, тяжело вздохнув, он отправился в путь.

    Он с грустью вспоминал родительский дом в селе Калинка, под Царицыным, свою дружную семью, маму и друзей с которыми весь летний день проводил на Волге. Вспомнил поляну обрамленную старыми степенными березами- чуткие ветви которых падали до земли живым, зеленым ливнем. Они как живые шевелились при малейших  дуновениях ветра. Здесь, на поляне они гоняли мяч. А вот уже, он  ученик средней школы. Как-то с ребятами оказался в плавательном бассейне на тренировке…  Как давно это было, словно в какой-то другой жизни. -Ну что же, за жизнь надо сражаться…

    Горожане привыкли видеть каждое утро человека идущего по улицам города с чемоданчиком в руках, независимо от погодных условий...

              Природа- мать! Когда б таких людей
              Ты иногда не посылала миру
              Заглохла б Нива жизни на земле.
                Николай Некрасов
 
   В 1943 году Леонид Карпович Мешков становится призером страны на четырех дистанциях. Он- заслуженный мастер спорта, установил более 120 рекордов на чемпионате СССР, Европы и мира, Из них – 13 мировых. Специализация- брасс -100, 200, 400 и 500 метров; баттерфляй – 200,  300, 400м и вольным стилем.
Показатели: баттерфляй – 100 и 200м за- 1,051,1 и 2.33,1м  Зарубежная печать называла его – титаном баттерфляя.
    


Рецензии
Виктор, на таких людях и держится род человеческий! Ведь столько пережито, столько сумел человек преодолеть! Такими людьми нужно гордиться,ценить их. Очень понравилось произведение силой воли главного героя, его стремлением победить все трудности.

Виктория Романюк   03.04.2022 13:57     Заявить о нарушении
Да, Виктория, на таких и стояла наша страна.
Спасибо за прочтение, здоровья, удачи и творчества Вам.


Виктор Костылев   08.04.2022 11:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.