Голоса, которые должны быть услышаны
Автор музыки и либретто: Рустам Сагдиев.
Режиссер-постановщик: Дмитрий Отяковский.
Художник-постановщик: Егор Пшеничный.
В главной роли – Эвелина Агабалаева.
Инструментальный ансамбль:
Флейта – Анна Шабронова.
Альт – Анна Колобова.
Тромбон – Евгений Валовой.
Фортепиано – Рустам Сагдиев.
V Фестиваль современной академической музыки «Игры с классикой».
Мастерская М.К.Аникушина. 13 октября 2019.
https://youtu.be/MkomcGmN4_Y
Проект Рустама Сагдиева «Слышащая Голоса» открывает нам дверь в мир образов японской поэзии серебряного века, эти поэтические лики, покорившие весь мир, в его проекте обретают оперное звучание, созданной по канонам академического оперного произведения. В «Слышащая Голоса» Сагдиев с помощью богатства красок многовековой, японской культуры создаёт образ внутреннего мира женщины, в этом оперном произведении он создаёт галерею женских силуэтов. Они проявляются в оперном пространстве «Слышащая Голоса» и черпают жизнь из художественного наследия японской поэтессы Ёсано Акико (1878-1943), дошедших до нас прощальных поэтических строф женщин-самураев, сюжетов японского народного эпоса и древне-японской мифологии.
В опере «Слышащая Голоса» Сагдиев создаёт в сценическом пространстве проекцию сложного мира женщины, запечатленного в шедеврах японской поэзии серебренного века, эти поэтические образы позволяют ему приподнять вуаль скрывающую сложный мир женщин, сотканный филигранным сплетением эмоций и чувств. Сагдиев создаёт зеркальное отражение этого мира в сценическом пространстве с помощью богатства тонального диапазона меццо-сопрано и камерного ансамбля.
На музыкальном полотне «Слышащая Голоса» он воплощает японские мотивы, которым он придаёт музыкальную прорисовку по академическим оперным канонам. Сагдиев в его музыкальном материале достигается творческий тонкий тандем японского музыкального и академических оперных традиций. В его оперном произведении элемент аутентичного звучания создаётся с помощью сольных интермедий в исполнении блокфлейты, её звучание тонко имитирует тембровый диапазон японской бамбуковой флейты Shakuhachi.
Мир женщины в поэзии Ёсано Акико окружен трагической аурой, это особое видение определяет эмоциональный тон сюжетной линии оперы Сагдиева. В этом проекте он создаёт особую атмосферу человеческой драмы через представления поэтических образов женской судьбы и в опере они приобретают аудиовизуальный облик видений и голосов, возникающих и звучащих в подсознании смертельно-больной женщины. Для воплощения этого замысла Сагдиев создаёт в сценическом пространстве спектакля реплику больничной палаты, здесь он создаёт образ героини. Он фокусирует наше внимание на образе женщине на больничной койке, окруженной медицинским персоналом и здесь она узник суровой неизлечимой болезни, заточённая до конца её жизни в четырех больничных стенах.
Опера «Слышащая Голоса» с сюжетной точки зрения создана в виде разноликих эпизодов, рисующих образы женщин, проживающих различные этапы их жизней. Эти яркие драматические фрагменты очень сюрреалистичны и в них сливаются реалии времени с мистическими образами японских мифов и эпосов. В этом проекте Сагдиев создаёт сложную сюжетную линию через создание непрямой, ассоциативной взаимосвязи между этими эпизодами. В его авторской трактовке эти сюрреалистические картины визуализируют видения, возникающие в воспаленном болезнью мозгу женщины. В этих болезненных образах угадывается переживания и мучения, окружавшие её жизнь и здесь она человек в полусознательном состояние в мозгу, которого звучат голоса и возникают образы возникающие в её подсознании из-за скачкообразного ухудшения её состояния.
В этом проекте Сагдиев создаёт сложное, многомерное пространство человеческой драмы с помощью сценического решения воплотившего реплику больничного пространства, в котором его героиня живёт этими сюрреалистическими видениями воспалённого мозга человека, страдающего от неизлечимой болезни. Через это видение Сагдиев обращает наше внимание на мир страданий человека, балансирующего на грани жизни и смерти, между адской болью и бессознательным бытием на больничной койке. В этом проекта Сагдиев выходит за рамки традиционного понимания оперного спектакля, его моноопера «Слышащая Голоса» объединяет в своем воплощении две плоскости познания.
В одной плоскости его проекта открывает широкому кругу любителей оперного искусства богатство японской поэзии серебряного века и расширяет творческие горизонты новаторства и поиска академического оперного искусства. В другой плоскости познания этот проект создаёт уникальный прецедент фокусирования внимания современного общества на сложные научные и морально-этические проблемы двадцать первого века.
В этом спектакле Сагдиев кидает вызов современному обществу и науке двадцать первого века, с помощью образа его героини существующей в плоскости, где доминантой ежедневной реальности является существование в полусознательном состоянии и страданием от невыносимой боли. Это суровое проявление драмы человеческой жизни в сценическом пространстве создаётся в двух-плосткостном формате. В одной плоскости художественная палитра оперного искусства создаёт образ страданий, а в другой этот образ дополняется элементом научного и общественного видения существование человека страдающего от неизлечимых болезней. В «Слышащая Голоса» это биполярное видение создаётся с помощью серии аудио - визуальных интермеццо, доносящих до нас голоса известных учёных, размышляющих о полиативной помощи инкурабельным больным и по ряду других трудных морально-этических проблемам и вызовам современной медицины и общества.
Рустам Сагдиев в своей моноопере «Слышащая Голоса» обращает наше внимание на этом суровую проблему нашего времени, где звучат голоса боли и страданий людей и это внушает сдержанную надежду на то что эти голоса будут услышаны обществом и наукой.
Свидетельство о публикации №220051200192