C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Глава XII O том, как сбылась давняя мечта де шарон

ГЛАВА XII
О ТОМ, КАК СБЫЛАСЬ ДАВНЯЯ МЕЧТА   ДЕ ШАРОНА

Когда де Шарон и Глюм подплывали к берегам Этре, где как помнит наш читатель располагался французский лагерь, уже окончательно рассвело. Причалив лодку к берегу, они направились в сторону лагеря, но стоило им сделать лишь три шага, как их тут же обступили часовые.

— Кто вы такие? — спросил у них грубо командир береговой стражи.

— Я гвардеец роты дез Эссара шевалье де Шарон, — ответил тот. — А это мой слуга Глюм.

— Но, насколько мне известно, все гвардейцы роты дез Эссара находятся здесь. Что же вы, в такому случае, делали на Ла-Манше?

— Вы дурно осведомлены, милейший, ибо три недели назад, по приказу герцога  Ангулемского несколько добровольцев роты господина дез Эссара были отправлены на остров Ре. В их числе был и я. Теперь, когда маркиз де Туар отправил меня с посланием к его величеству королю, я прибыл сюда, чтобы исполнить его приказ.

  — В таком случае следуйте за мной, сударь, — произнес твердым тоном офицер, делая знак своим солдатам идти позади бургундца.

Де Шарону ничего не оставалась делать, как только слепо подчиниться.

Между тем король, несколько командующих и кардинал, стоя согнувшись над разложенной на столе картой, обсуждали   дальнейший ход войны.

В ту самую пору в кабинет вошел дежурный офицер и доложил, что: от маркиза де Туара, прибыл гонец с посланием.

— Я думаю, что этот гонец явился сюда как нельзя кстати, — проговорил кардинал обращаясь к монарху.

— Пригласите его сюда… — велел король офицеру.

И тот, кланяясь, исчез за портьерой.

Когда де Шарон переступил порог палатки, Людовик Тринадцатый, маршалы и кардинал Ришелье, некоторое время стояли в онемении, будто сомневаясь, не ошибаются ли они в своем опознании. В самом деле, трудно было узнать, в этом: усталом, угрюмом, истощенном человеке, прежнего дерзкого и веселого бургундца. Едва держась на ногах, он гордо встал перед ними, и отвесил слегка неуклюжий поклон.

— Что с вами, де Шарон? —   прервал молчание король, сделав два шага тому на встречу.  — Вы ранены?

Опрометчиво поглядев на перевязанную Глюмом плечо, де Шарон с почтением ответил:
— Не беспокойтесь, ваше величество, это сущие пустяки.

— В таком случае,  соблаговолите передать то послание с которым вас послал ко мне г-н Туар, — велел король, величественно протягивая свою облаченную в замшевую перчатку, руку.

— Охотно, ваше величество, — с той же учтивостью, проговорил   юноша. — Только принести его в письменном виде мне так и не удалось.  По дороге сюда, двое моих товарищей были убиты, а я арестован и захвачен в плен.   Разумеется, письмо осталось у наших врагов.

— И как же вы собираетесь его передать нам? — осведомился Ришелье.
— На словах, монсеньер.

— Вам известно содержимое письма? — удивился кардинал.

— Думаю, что да, монсеньер.

— В таком случае говорите.

— Скажу главное: если вы по-прежнему желаете, чтобы остров Ре оставался французским, то пришлите ему подкрепление не позднее 8-го октября.  В противном случае, после очередного вражеского приступа Сен-Марте-де-Ре - падет.
Волнение охватило всех собравшихся.

— Неужели дела де Туара действительно так плохи? — спросил король.

— Увы, ваше величество. В Иль-де-Ре царит голод, болезни. Из-за нехватки пороха  с каждым днем защитников острова становиться все меньше и по этой причине противостоять вражеским штурмам становится практически невозможно.

— Благодарю вас, де Шарон, — сказал король, — У вас все?

— Нет, ваше величество, — ответил бургундец. — Помимо послания г-на де Туара, я принес и другие бумаги.

С этими словами де Шарон вытащил из-за пазухи те самые бумаги, - которые передал ему де Рамис, - и с тоской вспомнив друга, передал их кардиналу.

— Откуда они у вас? — спросил Ришелье, с интересом перелистывая листы.

— Их мне отдал ваш покорный слуга – де Рамис, — начал с горечью юноша. — Именно благодаря ему я стою перед вами, а не по-прежнему остаюсь в тюрьме. Сам же де Рамис получил смертельную рану. Перед смертью он просил  передать эти бумаги вам.

 — Мне искренне жаль де Рамиса, — признался король.  — В свое время, он был не плохим мушкетером…

— Вам очень повезло с другом, де Шарон, —  неожиданно проговорил кардинал. — Помимо прочих важных  для Франции бумаг, он передал вам то самое послание де Туара.

— Как? — едва слышно спросил де Шарон и чтобы не заплакать, стиснул из-за всех сил зубы,

 — Теперь скажите, мой  друг, как я могу отблагодарить вас, за вашу верную службу? — спросил король.

— Мне ничего не нужно, ваше величество, — глухо ответил бургундец и опустил голову.

— Как! Совсем ничего? — удивился Людовик XIII.

На что де Шарон поднял глаза и уже пылко ответил:

— У меня только одно желание – служить Франции, и если нужно, пожертвовать ради нее жизнью!

«Молодец, бургундец!» — послышалось среди главнокомандующих.

— Похвально, кадет! — так же одобрительно проговорил король, похлопав юношу по плечам. — По-моему можно гордиться таким солдатом. Ни так ли, кардинал?

  — Да, государь, — ответил Ришелье. —  И мне кажется, что пришло время зачислить    г-на де Шарона в ряды мушкетеров вашего величества.

— Вы вправду так считаете? — спросил с гордостью король и, получив от кардинала удовлетворительный ответ, велел дежурному офицеру пригласить к себе г-на де Монтале.

Не прошло и четверти часа, как в палатку вошел капитан-лейтенант королевских мушкетеров. Отвесив глубокий поклон, он приблизился к Людовику XIII.

— Чем могу быть полезен, ваше величество? — спросил с учтивостью он.

— Сегодня этот юноша совершил поистине подвиг, — указал король на засмущавшегося де Шарона. — Перебравшись через Ла-Манш, он, рискуя собственной жизнью, передал с острова Рэ важные для Франции известия.  Признаться, мне по нраву этот юноша, и я решил зачислить его в вашу роту. Что вы можете сказать по этому поводу, господин де Монтале?

— Мне ничего не остается, как только согласиться с вами, ваше величество, — сказал де Монтале. — Я со смелостью могу уверить, что этот юноша, достоин зваться королевским мушкетером.

— Подойдите ко мне, мальчик мой, и приклоните ваше колено, — обратился король к де Шарону.

  Не веря в долгожданное счастье, де Шарон не смело   подошел к королю и встал на одно колено.

Людовик Справедливый достал из ножен покрытую золотом шпагу и приложил ее к плечу юноши:

— С этой минуты, вы мушкетёр военного дома короля Франции, — проговорил монарх и, подняв с колен бургундца, продолжил: — Служите мне верно, как служил когда то ваш отец, моему батюшке - Генриху IV.

— Отныне, вся моя жизнь, принадлежит вам! — произнес вдохновлено де Шарон, и прикоснулся устами к руке короля.

— Господа, — на этот раз монарх обратился к главнокомандующим, — господа, нам нужно серьезно обдумать множество важных вопросов. Сейчас мы закончим, но вечером соберемся опять. Итак, до вечера, господа.   Боже храни Францию!

— Да здравствует король! – воскликнули члены военного совета в один голос и разошлись.


Рецензии
Вечера доброго Вам, Марианна!

Что тут можно сказать?
Смелость и отвага берут не только города, но и... новые ступеньки карьерной лестницы. А кроме прочего еще и помогают реализовать заветные мечты.
Полагаю, что молодой бургундец по-настоящему счастлив, и будет с удвоенным рвением служить своей родине.

С наилучшими пожеланиями,

Сергей Макаров Юс   14.12.2020 21:34     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Сергей Юрьевич!

Да, де Шарон получил все что хотел и даже то, о чем уже перестал мечтать. И в то же время потерял дорого друга...

С уважением!

Марианна Супруненко   16.12.2020 03:39   Заявить о нарушении