Реклама как двигатель разрушения

Мы отучаемся замечать очевидные несуразности нашей жизни. Политические кукловоды успешно манипулируют нашим сознанием, уверенные в том, что в потоке суетливо сменяющей друг друга, в принципе, однообразной, но с виду очень яркой информации, мы не помним того, что было с нами вчера, позавчера… Во многом им это удается. Многое мы действительно забываем. Просмотрим выпуск новостей, а назавтра уже не помним, о чем и, главное, как там говорилось.

В качестве верного средства для промывки наших с вами мозгов деятели PR-технологий используют рекламу. Изо дня в день одни и те же ролики вдалбливают в наши головы те или иные фразы, звуковые коды и видеоряды, которые, отпечатываясь глубоко в подсознании, становятся неотъемлемой частью нашей личности. Мы зачастую не отличаем, где заканчиваемся мы и начинается продукт потребления рекламы. Самое страшное, что спрятаться от нее невозможно.

Но страшно не только это. В одной статье о феномене рекламы был приведен такой пример. Представьте, что вы приходите в музей лицезреть полотна великих живописцев, а шедевры на четверть заклеены красочными этикетками жвачки, пива и прокладок. Каково бы было ваше восприятие картин? А ведь именно это происходит на телевидении! Ни одна кинокартина не демонстрируется целиком, а произвольно разрезается на кусочки рекламными вставками, суммарная продолжительность которых соперничает с продолжительностью всего фильма в целом. Андрей Тарковский в своих лекциях указывал на то, что материалом кино является не кадр, не сюжет, а само время, которое искусством монтажа превращается в живую материю, способную вызывать чувства у зрителя и существовать как важнейший компонент художественного целого. Любое вторжение в монтажный план режиссера не просто изменяет произведение, а затрагивает его суть и уничтожает его. Чувство катарсиса, которое должен испытывать зритель от просмотра настоящего искусства, убивается даже секундной врезкой чужеродного материала. А ведь метраж рекламных блоков измеряется минутами! В результате десятилетия рекламной агрессии против искусства кино мы получили поколение массового зрителя, которые в принципе не способен на переживание очистительного катарсиса, поскольку приучен исключительно к сюжетному восприятию. Прав был Ленин, говоря, что из всех искусств для нас важнейшим является кино. Кино, которое делают сегодня мастера сериалов и иже с ними, даже будучи формально нравственным или патриотическим по содержанию либо глубокомысленным по сценарным идеям, изначально не может оказывать воспитательного воздействия на аудиторию. Содержащиеся в нем фразы, мысли и сюжетные ходы зритель, в лучшем случае, просто принимает к сведению. Что касается образов, то, обрезанные рекламой, они просто не существуют в реальности телевизионного показа.

Кризис отечественного кинематографа, о котором только ленивый не говорит сегодня, это не только и не столько кризис экономический. Это системный кризис, порожденный, в первую очередь, вторжением в сферу духовной жизни меркантильных начал. Кому-то проблема рекламы на ТВ покажется частной и мелкой. Кто-то увидит в моих рассуждениях о ней перепевы с бесчисленных шуточек, отпускаемых записными петросянами, которым уже не о чем просто говорить. Но я полагаю, проблема эта гораздо глубже, поскольку затрагивает святая святых – жизнь человеческой души. Само по себе телевидение не несло бы того вреда, о котором задумывались в разных странах и в разное время очень многие мыслители, общественные деятели и художники, если бы не реклама, низводящая вещание на многомиллионную аудиторию до банального сеанса массового гипноза. Именно реклама, а не лукавые рассуждения политиков с экрана, глупые ток-шоу и нелепые «умные» игры «для дураков», проводит гипнотические операции с народом. Азы гипноза – многократное повторение кратких запоминаемых формул, яркая ассоциативность, ритмическое воздействие – все это обязательные компоненты всякого ролика. И не нужно никакого 25-го кадра, чтобы добиться результата. Люди же под гипнозом совершают не то, что им необходимо или чего хотят, а то, к чему их направила рука гипнотизёра. И неважно, что именно рекламируется – колготки, страховая компания или Хакамада! Завороженные рекламой в принципе не способны к совершению осознанных поступков.

Вот почему в предвыборное время резко активизируется реклама. И далеко не только политическая. Казалось бы, агитация важное дело, и без нее выборы не выборы. Но какова агитационная сила показа улыбающейся физиономии во весь экран под текст «такой-то – наш кандидат» или «Россия – за такого-то»? Это ж не теледебаты, не разъяснение позиций. Это, с нормальной точки зрения, просто бессмысленная трата денег, времени и электричества. Но вглядитесь в тех, кто чаще всех дает о себе именно такую рекламу. И вы увидите, что подавляющее большинство из них – люди, близкие к «пирогу власти». Многие из них снимут свои кандидатуры в пользу другого. Многие с самого начала без стеснения говорят, что не имеют задачи победить на выборах, а просто заявляют о себе. И хорошо заявляют: «Такой-то – это серьезно!» или «Голосуйте за такого-то!» Полный идиотизм, иначе не скажешь!

А приглядишься повнимательней, проанализируешь все последние голосования, и понимаешь: а в конечном итоге все эти Имярек, одноликие, как реклама, работают на упрочение режима, изо всех сил отучающего людей думать и чувствовать. Они и их команды усердно «промывают мозги» электорату ради превращения его в безликий скот. В этом и состоит их главная задача. И их приспешники с каналов ТВ подыгрывают им – де без рекламы невозможно существование такой дорогой вещи, как телевидение и кинематограф, мол «спасибо презервативам «Визит» за возможность увидеть «Войну и мир» Бондарчука»… Вранье это все. И задачи у них у всех другие. Тайные. И это надо понимать. И бороться.

Прежде всего, не потреблять киношедевры за чаем вперемежку с рекламной «клубничкой»! Во-вторых, добиваться принятия закона об исключении рекламы из внутренней ткани всякого показываемого фильма. В- третьих, бойкотировать товары и услуги, реклама которых нарушила право зрителя на общение с искусством.

Иначе скоро, уже очень скоро, когда нынешние двадцатилетние станут папами, разговаривать об искусстве станет практически не с кем, да и проводить выборы станет не для чего!

ПОСЛЕСЛОВИЕ 2020 ГОДА

Этой статье почти 15 лет. Она была опубликована впервые в газете "Новый Петербургъ", потом перепечатана в 9 периодических изданиях Москвы, Ростовской области, Урала и Поволжья, её цитировали, дважды в эфирах всероссийских радиоканалов её зачитывали с комментариями. Одним словом, у этого материала счастливая "прокатная" жизнь. Но, признаться, я был бы рад, если бы эта жизнь была поскромнее. Потому что резонанс, который статья вызвала, свидетельствует о проблеме, которая, как показывает опыт прошедших полутора десятилетий, не только никак не решается, но лишь усугубляется. Подросло поколение детишек, которые в обыденной жизни мыслят категориями рекламных клише, разговаривают на языке рекламистов и воспринимают окружающий их мир через рекламно-маркетинговую призму. Реклама, ставшая на порядок агрессивнее, чем тогда, когда статья была написана, разъела системы ценностей народов, стала диктовать стиль поведения политиков, превратилась из приспособления для продвижения человеческого продукта в самодостаточный человеческий продукт.

Особенно опасным стало применение алгоритмов рекламного мышления в политике. Политическая реклама практически полностью вытеснила реальное содержание из политической деятельности. Любые выборы на любом уровне из состязания политиков полностью превратились в состязание рекламных штабов. Причём создаваемая ими искусственная реальность получила все права не иметь ничего общего с естественной реальностью. Образ Путина важнее самого Путина. Образ Трампа вытеснил живого Трампа. Помножив свои возможности на возможности цифровых технологий, реклама вплотную подошла к той черте, за которой она становится самой страшной угрозой существованию реального мира.

Эпидемия (или... как тем её?.. пандемия?) коронавирусной инфекции - что это, как не великолепно проведённая глобальная рекламная акция, в которой были задействованы все уровни бизнеса, политики, самые разные технологии прямого и косвенного продвижения, разноплановые игры на человеческом сознании? В истории человечества произнесено новое слово. И слово это оказалось способным произвести такие разрушения, на какие не была способна ни одна самая длительная и кровопролитная война. Грандиозный эксперимент по перформатированию человечества триумфально начат, и первый его этап уже сегодня можно оценивать как чрезвычайно эффективный. И тут важно понимать, эффективен он ДЛЯ ЧЕГО? Каковы цели заказчиков этой рекламы? Кто эти заказчики? Пока идут разнообразные гадания на кофейной гуще с назначением врагами то Грефа, то Билла Гейтса, то фармацевтических гигантов, то "жидо-масонских заговорщиков", то чёрта в ступе, мы не продвинемся ни на шаг к выработке ответов на объявленные нам новые вызовы. А самое главное, если переболевший очередной заразой организм способен выработать антитела, оберегающие его от новых атак, то инфицирование рекламным ядом таких антител не порождает. Наоборот, возникает наркотическая зависимость.

Возможно, моё утопическое предложение покажется бредом сумасшедшего. Но я выскажу его. И именно в порядке утопического. И выскажу его как сам в прошлом специалист в области рекламы, разработавший не одну специальную технологию и отказавшийся от этой деятельности, когда увидел, как эти технологии работают. Суть моего предложения крайне проста. Если человечество хочет выжить, оно должно отказаться от рекламы. От любой рекламы. От всякой рекламы. Умножающая на порядки горы бессмысленной информации реклама способна погрести человеческий разум под собой, как горы мусора погребают мегаполисы. Реклама должна быть запрещена на законодательном уровне. Производящий продукт и оказывающий услуги предприниматель может лишь информировать общество о себе, а не рекламировать себя, прибегая к преувеличениям и подтасовкам, художественному вымыслу и прямой лжи, воздействуя на массовое сознание и подсознание. Только прямой запрет на рекламную деятельность сейчас сможет в отдалённой перспективе выправить повреждённую психику человеческого мира.


Рецензии
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.