Свидетель эпох

       В горьковский период военной службы в 1978 году мой отец познакомился со старым военным дирижером Иосифом Афанасьевичем Агеевым. Свидетель царской и советской эпох, подполковник в отставке И.Агеев, находясь на пенсии, живо интересовался музыкальной жизнью города, внимательно следил за своими учениками, регулярно посещал все смотры и фестивали. Впервые Агеев с моим отцом, который служил дирижером оркестра Горьковского высшего военного  училища тыла, встретились в кулуарах филармонии. Представители двух поколений разговорились, в ходе беседы прониклись обоюдной симпатией и вскоре подружились. Иосиф Афанасьевич оказался интересным рассказчиком, некоторые его увлекательные   воспоминания приводятся в этой статье (отдельные детали, уточняющие повествование, добавлены самим автором).
      "Будучи воспитанником, я служил музыкантом в военном оркестре 37-го пехотного Екатеринбургского полка в Нижнем Новгороде. В апреле 1913 года  нам объявили о скором  прибытии государя-императора с семьей  в наш город (в 300-летний юбилей Дома Романовых царская семья совершала путешествие по России, посещая места, где три века назад происходили главные события, благодаря которым на опустевшем троне появилась новая династия). Началась подготовка города к достойному приему высоких гостей. Нам, музыкантам, предстояла большая  честь первым встретить венценосную семью на железнодорожном перроне, поэтому готовились в ускоренном режиме, оттачивали до совершенства свое музыкальное мастерство. Мы ждали с нетерпением и волнением этого дня, каждому из нас хотелось лицезреть государя. Накануне его приезда  город  принял необычайно праздничный вид,  железнодорожный вокзал утопал в зелени и декоративных растениях, прилегающая  местность была украшена флагами и портретами царской семьи.
      Император Николай II с членами семьи и многочисленной свитой прибыли в Нижний утром 17 мая поездом Московско-Нижегородской железной дороги. По выходе из вагона императора, облаченного в форму Астраханского 12-го гренадерского полка, встречал нижегородский губернатор. Приняв рапорт от командующего войсками Московского военного округа, Николай II прошел по фронту роты почетного караула от нашего полка, здороваясь с военнослужащими. Мы играем русский народный гимн "Боже, царя храни", и вот государь проходит мимо нас. Видимо, капельмейстер немного переволновался, увидев живьем самого императора, взмахом руки нечаянно задел трубу у одного музыканта, стоящего в первой шеренге. Она предательски покатилась на землю, окружающие замерли. Ситуацию разрядил сам император Николай II. Улыбнувшись, он кивком головы дал понять, что ничего страшного не произошло, можно поднять инструмент и продолжить музыканту играть дальше.  После окончания торжественной церемонии кто-то из свиты по случаю юбилея щедро одарил толпу  встречающих, бросив несколько горстей серебряных монет. Я, будучи шустрым 16-летним мальчишкой, сумел набрать три рубля. Они  стали хорошим подспорьем в хозяйстве моей матери, жившей без мужа. По всему пути следования высочайших особ сплошной стеной стоял народ, мостовые были усыпали цветами. Волна восторженных криков "ура" прошлась  от вокзала до Нижегородского кремля. Окна домов и балконов были открыты и заполнены людьми. Для жителей это был настоящий праздник, все хотели взглянуть на императора.
      После этого мы переместились в центр юбилейных торжеств на Благовещенскую площадь (ныне площадь Минина), также переполненную народом. Большое внимание было приковано к сооруженному деревянному помосту, где происходило главное событие этого дня – торжественная церемония закладки будущего памятника Минину и Пожарскому. Государь лично заложил в его фундамент первый камень (памятник так и не был возведен по причине начавшейся войны, а потом и революции в России, лишь спустя долгое время, в 2005 году, Ю.М.Лужков смог восстановить историческую справедливость, подарив городу копию московского монумента скульптора Мартоса). После окончании церемонии под звуки церемониального марша сводного оркестра прошли парадным строем перед императорской семьей войска Нижегородского гарнизона. К концу дня насыщенная программа пребывания царской семьи завершилась, этим же вечером они отплыли пароходом в Кострому.               
      Когда стало уже темнеть, Нижний волшебным образом преобразился. Все центральные улицы, площади города засверкали иллюминацией. Суда и пристань залились  электричеством, а ночью горожане наслаждались этим  красочным зрелищем на  воде. На высоком берегу Волги в саду Кремля особенно ярко светилась возведенная аркада с двумя императорским орлами, размах их крыльев достигал почти полутора метров. Это чудо техники можно было видеть ночью  далеко за пределами города. Массовые гуляния  продолжились до самого утра. Музыка военных духовых оркестров разносилась по всему Нижнему Новгороду, создавая и поддерживая среди гуляющих праздничную атмосферу. Музыканты нашего оркестра исполняли популярные марши и старинные вальсы, так полюбившиеся широкой аудитории. Николай II лично объявил оркестру благодарность, что спасло дирижера от дисциплинарного взыскания. Время проходит, а эти незабываемые впечатления о пребывании императора  у меня остались на всю жизнь."
       "По ходу своей военной службы в бытность дирижером оркестра 49-го стрелкового  полка (это было в середине 1920-х гг.) мне приходилось общаться со многими военачальниками. Особенно запомнился будущий маршал Победы И.С.Конев, в ту пору комиссар и начальник политического отдела 17-ой Нижегородской стрелковой дивизии,  а затем командир и комиссар 50-го стрелкового полка той же дивизии. Когда дивизия выезжала в летние лагеря, ее быт и учебу обслуживали оркестры дивизии, не раз объединявшиеся вместе для особо важных мероприятий. Как-то по окончании торжественного прохождения, где я руководил сводным оркестром, ко мне подошел Конев, между нами завязалась беседа. От него я услышал  похвалу в свой адрес за хорошо сыгранные марши. Его человечность, простота в общении и неплохие познания в музыке мне импонировали. Пересекались мы с маршалом и  в конце 1940-х гг.  в Москве. Он, уже будучи главнокомандующим Сухопутными войсками, предложил мне перевод по службе в столичный оркестр, но я отказался от столь заманчивого предложения. Не мог же я оставить свой любимый город, своих музыкантов. Вот и остался служить в Горьком (с 1932.) до самой демобилизации в 1958г. Позже маршал Конев  напишет свои военные мемуары, в них он тепло отзовется о нашем городе и его жителях".
      И.Агеев  как талантливый дирижер на протяжении своей долгой трудовой деятельности являлся "визитной карточкой" многих творческих коллективов, которым руководил, он всегда определял  их лицо. В 1920-х гг.  капельмейстер И.А.Агеев со своим оркестром неизменно выступал перед бойцами, на ярмарке, а также на концертах, в которых участвовали лучшие нижегородские артисты.   В суровое военное время он продолжал активную патриотическую работу среди бойцов Красной Армии и жителей города. Агеев воспитал многих музыкантов, внес весомый вклад в развитие духовой музыки в Горьком.
      В 50-е годы он руководил народным духовым оркестром Центрального дворца культуры железнодорожников города. Многие из его участников стали профессиональными музыкантами. На первом фестивале молодежи Горьковской области в 1957 году духовой оркестр клуба «Спартак» был отмечен дипломом II степени.
И.А.Агеев – кавалер орденов Ленина, Красного Знамени (дважды), "Знака Почета" и медалей, удостоин высокого звания "Заслуженный артист РСФСР". Его имя занесено в Нижегородскую библиографическую энциклопедию. Иосиф Афанасьевич прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Скончался он в 1982 году в возрасте 85 лет. Похоронен на престижном Бугровском кладбище в Нижнем Новгороде.   
 


Рецензии
Спасибо, Андрей, за воспоминания И.А. Агеева о прошлой жизни г.Горького. Всё интересно и исторически достоверно!
С уважением - Галина.

Галина Калинина   18.10.2022 08:19     Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.