Почему существование Бога есть бытие

Начнем с двух цитат:

1. Summa theologiae — фундаментальный философско-богословский трактат Фомы Аквинского. Был начат в 1265 году и к моменту смерти автора (1274) не был завершён.

"Бытие имеет два значения. Во-первых, оно обозначает синтез различных существований; во-вторых, обозначает связь в высказывании, которое устанавливает [мыслящая] душа, соединяя предикат с субъектом. Принимая первое значение еsse, мы не можем знать ни бытия Бога, ни Его сущности. Но [мы можем что-то знать об этом, принимая esse] во втором значении. В самом деле, мы знаем, что высказывание, которое мы формулируем в отношении Бога, когда мы говорим "Бог есть" - истинное. И это мы знаем из Его действий".

 В оригинале (Summa Theologiae, Prima pars, Quaestio 3, Articulus 4):

    esse dupliciter dicitur, uno modo, significat actum essendi; alio modo, significat compositionem propositionis, quam anima adinvenit coniungens praedicatum subiecto. Primo igitur modo accipiendo esse, non possumus scire esse Dei, sicut nec eius essentiam, sed solum secundo modo. Scimus enim quod haec propositio quam formamus de Deo, cum dicimus Deus est, vera est. Et hoc scimus ex eius effectibus

2. Франк С.Л. "Онтологическое доказательство бытия Бога"

"Основной мыслью всего мировоззрения Николая Кузанского является учение, что Бог, с одной стороны, в своей неизреченной сущности превосходит всякое человеческое понятие и в этом смысле непостижим, и, с другой стороны, что эта непостижимая сущность Бога именно в своей непостижимости, в своей запредельности всякой отвлеченной, рациональной мысли, дана с абсолютной самоочевидностью человеческому сознанию, уяснившему себе ограниченное значение отвлеченного знания. В этом сверхрациональном знании, в этом знании именно через посредство своего опознанного незнания заключается существо проповедуемой Николаем Кузанским «docta ignorantia» – «умудренного» или «просвещенного» неведения. Непостижимое для нас существо Бога есть для нас не внешний предмет, на который бы направлялся наш умственный взор (при этом условии непостижимость была бы просто равнозначна незнанию, т. е. отсутствию для нас Бога), а самораскрывающаяся в нас и для нас первооснова, вне которой немыслимо ни наше бытие, ни знание, – первооснова, обладающая абсолютной онтологической (кантианство сказало бы здесь: «трансцендентальной») самодостоверностью, как условие возможности всяческой истины и даже всяческого сомнения и отрицания".

Итак, есть Бог и есть бытие.

Бог - предельное сущее (максимально допустимое большое). Оно одно такого масштаба. Одно без наблюдателя не наблюдаемо.

Бытие - это СО-существование, как минимум, двух разных существований.
Относительно чего можно говорить о трансцендентном существовании Бога? Ведь нет ничего другого, относительно чего можно произвести акт сравнения, существует Бог или нет (проверка наличия Движения). Но мы говорим о трансцендентном Боге, факт существования которого определяется имманентно, что для трансцендентного относительно сущего означает автоматический ввод наблюдателя над Богом, как сущим.  Вводим абстрактного обезличенного наблюдателя - получаем два отдельных существования э-приори: существование Бога и существование наблюдателя, повествующего о Боге. Появляется предельное бытие предельного сущего, как СО-существование двух разных существований (сущее здесь применено в рамках сущностно-сущей терминологии, которое существует благодаря существованию составных сущностей). Работает логика оперирования предельными понятиями. Метафизика.

Из-за того, что есть только одно сущее, то реальное бытие является неопределенным (не с чем сравнивать и нечем регистрировать). Поэтому Бог просто "есть".


Рецензии
Собственно говоря, на вопрос Моисея, горящему кусту, "кто ты?", ответ был дан, я есть то, что было, есть, и будет, то есть я реальность, действительность, бытие ... :)

Владимир Ус-Ненько   27.07.2021 11:26     Заявить о нарушении