За что прокляли гетмана Мазепу?

          Через 30 лет после смерти Богдана Зиновия Хмельницкого, избранный гетманом Войска Запорожского Иван Степанович Мазепа был утвержден на должность Малороссийским приказом царской канцелярии и присягнул на верность малолетним царям Петру, Иоанну, а также их регентше царевне Софье.

          Двадцать один год Мазепа возглавлял Украину. Никто из украинских гетманов не сделал больше него для процветания родного края. Гетман был блестяще образован, умен и опытен. Повзрослевший царь Петр называл его своим другом и наставником.

          А еще, гетман был ревностным православным христианином. На его личные средства были построены: Братская Богоявленская церковь на Подоле в Киеве, Трапезная церковь Пустынно - Николаевского монастыря в Киеве, Колокольня Софийского собора в Киеве, Церковь всех Святых Киево-Печерской лавры, Ануфриевская башня - церковь Киево-Печерской лавры, Вознесенская церковь в Вознесенском женском монастыре в Киеве, Троицкий собор в Батурине, Воскресенская церковь в Батурине, Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Батурине, Вознесенский собор в Переяславе, Колокольня Борисоглебского монастыря в Чернигове, Церковь святителя Иоанна Предтечи в Борисоглебском монастыре в Чернигове, Церковь святителя Иоанна Евангелиста в Чернигове, Успенский собор Глуховского женского монастыря, Трапезная церковь Густинского монастыря, Трапезная церковь Мгарского монастыря в Лубнах, Церковь святителя Иоанна Крестителя в Рыльске (сегодня Рыльск – райцентр в Курской области РФ. Тогда это была Малороссия), Николаевская церковь в Макошинском монастыре, Покровская церковь в Дегтярях, Покровская церковь в Прачах, Свято-Троицкая церковь Бречицкого Андроникова монастыря, Соборный храм Рождества Христова и монастырские здания Думницкого мужского монастыря, Церковь Воскресения Христова и монастырские здания Любецкого Антоновского монастыря, Церковь Бахмачского монастыря, Церковь Успения Пресвятой Богородицы Каменского Успенского монастыря, Покровская церковь на Запорожской Сечи, Церковь Пресвятой Богородицы в Новобогородицкой крепости.

          Кроме того, Иван Мазепа отреставрировал Успенский храм и Троицкую надвратную церковь Киево-Печерской лавры, Троицкую соборную церковь Кирилловского монастыря, Софийский собор и Михайловский Златоверхий монастырь. Он также достроил Троицкий собор в Чернигове.

          Мазепа даровал церквям старинные Евангелия, литые серебряные врата с позолотой. Финансировал издание церковных книг. После того, как армия Петра потеряла всю свою артиллерию под Нарвой, царь приказал переливать церковные колокола Московии в пушки. Мазепа же в это время ухитрялся отливать церковные колокола для украинских православных церквей.

          Сколько же все это стоило?

          В 1709 году, после смерти Мазепы в Молдавии (на территории Османской империи), в Малороссии была создана, так называемая, «Бандерская комиссия» в которую вошли представители казацкой старшины, производившие ревизию финансовой деятельности гетмана. Они составили перечень его «фундаций» и «донаций». По данным комиссии, за 21 год своего гетманства Мазепа истратил на благотворительность 1110900 дукатов, 9243000 польских злотых и 186000 империалов из личных средств.

          Потерпев поражение под Полтавой в 1709 году, шведы бросились к Днепру. Туда же направился и гетман с остатками запорожцев и своей свитой. Существует предположение, что гетман, будучи богатейшим человеком Европы, пытался переправить через Днепр несметные сокровища, но в спешке и сумятице, челны перевернулись и золото утопло. В советское время в том месте построили Киевское водохранилище и искать стало уже нечего. Есть еще одна версия, что гетман спрятал золото в своей столице Батурине, вначале поголовно вырезанном, а затем дотла сожженном светлейшим князем Меньшиковым.

          Однако, изучая деяния гетмана и учитывая тот факт, что огромных сокровищ, приписываемых ему, так и не было найдено (Мазепа привез с собой в Молдавию относительно небольшую сумму), можно допустить, что большую часть своих богатств он, на протяжении жизни, отдавал Церкви.

          Я не видел этого документа, а читал лишь, часто встречаемые, ссылки на него. Удивляет в них упоминание империалов, которых в 1709 году просто не могло существовать. Они были введены в оборот в 1755 году царицей Елизаветой. Если предположить, что это были не империалы, а серебряные ефимки, которые изготавливали в России на основании талеров, то мы увидим интересную картину, позволяющую нам получить представление  о величине этих средств.

          Один дукат равнялся 3,5 граммам золота 980 пробы. Польский злотый, при общем весе 6,726 грамм, содержал 3,36 грамма чистого серебра. А одна ефимка содержала 28 граммов чистого серебра.

          Теперь произведем простые математические расчеты.

          3,5 грамма одного дуката умножаем на 1110900. Получаем 3,89 тонны золота 980 пробы. 3,36 грамма польского злотого умножаем на 9243000. Получаем 31 тонну чистого серебра. 28 грамма одной ефимки умножаем на 186000. Получаем 5,2 тонны чистого серебра.

          При этом следует учесть, что, со временем, золота и серебра добывают все больше и они дешевеют. В ту пору, чистое золото и серебро стоили дороже нежели теперь.

          И это были не казенные средства, а личные сбережения Мазепы!

          Любопытно, что из всей этой валюты, только ефимки были российского происхождения. Дукаты начала штамповать Венецианская республика еще в 13 в. и на протяжении почти 600 лет, они являлись общеевропейской валютой, наподобие сегодняшних Евро.

          Итак, мы увидели, что Мазепа дал церкви. Не всякий российский государь мог бы похвалиться тем же в масштабах всей России. Кто-то может заметить: наверное, гетман был большим грешником, если столько потратил во спасение души. Но если учесть его колоссальный личный вклад в развитие образования, торговли, ремесленничества, наук и искусств в Украине, станет понятно, что этот выдающийся человек занимался далеко не одной лишь благотворительностью.

          Гетман Мазепа изображен на десятигривенной купюре. Это одна из наиболее распространенных банкнот в Украине. Может быть я ошибаюсь, но мне кажется, что если изъять все эти купюры из оборота, а затем купить на них чистое золото и серебро по нынешним ценам, то вес покупки будет уступать пожертвованиям сделанным Мазепой Русской православной церкви.

          А теперь посмотрим, чем отплатила ему Церковь.

          После измены Мазепы, разгневанный царь дал распоряжение епископату Русской православной церкви предать Мазепу анафеме. То есть отлучению от Церкви через проклятие. Нет большего церковного наказания чем это. Царь знал как больнее всего ударить богобоязненного Мазепу, выскользнувшего из его рук. Духовенство покорно подчинилось и Мазепа был проклят.

          Но был ли этот акт законен?

          Чтобы ответить на этот вопрос требуется, прежде всего, посмотреть каким церковным органом была наложена анафема. Архиерейский собор по этому поводу не собирался. Патриарха уже не было, а Правительствующий Синод еще не назначался. То есть, анафема была наложена исключительно по распоряжению царя, которое архиереи слепо выполнили, провозгласив Мазепу отлученным.

          Так же, как и государство, Церковь живет по писанным правилам, содержащимся в Книге Правил. 82-е правило свт. Василия Великого предусматривает наказание за клятвопреступление в виде епитимьи.

          Самым строгим наказанием, которое полагается за клятвопреступление, согласно Святым Канонам Православной Церкви, является одиннадцатилетнее отлучение от причастия. (Для сравнения - за грех прелюбодеяния свт. Василий налагает пятнадцатилетнюю епитимью, за убийство - двадцать лет.)

          Анафематствование же за грех клятвопреступления ни одним каноном Книги Правил не предусмотрено.

          Однако, русские архиереи предпочли подчиниться не каноническим правилам Святой Церкви, а воле самодержца.

          В русской княжеской традиции, еще со времен Киевской Руси, существовало понятие «вольного выхода». Еще говорили «вольному воля», имея в виду то, что боярин или князь, присягнувший своему сюзерену, имел право покинуть его и перейти на службу к другому господину. Хотя право такое было, но те, кто пользовались им, всегда находились на грани измены и клятвопреступления, либо переступали ее. Подобных примеров в русской истории множество. Но случай отлучения за это от Церкви - единичный. Ни до Мазепы, ни после него, никто не был отлучен за клятвопреступление. Несмотря на то, что Русская православная церковь была ранее и сегодня остается, фактически, придатком госаппарата, она, все же, осознавала различие между делами церковными и делами государевыми. А измена государю прямого отношения к делам церковным никогда не имела.

          В 1918 году Митрополит Киевский и Галицкий Антоний Храповицкий (выдающийся богослов и православный философ) обратился к РПЦ с предложением снять с Мазепы незаконно наложенную на него анафему. По некоторым сведениям, она и была снята Патриархом Тихоном. Но Русская православная церковь это отрицает.

          Глубоко верующий человек, сделавший для православия во сто крат больше других, остается проклятым Церковью за то, что он изменил не вере, а государю!

          Можно по-разному оценивать историческую роль гетмана Мазепы. В сегодняшней России даже находятся люди, которые сравнивают его с Гитлером, на том основании, что Гитлер тоже выделял средства для нужд Русской православной церкви на территории СССР оккупированной немцами.

          В российской традиции гетман Мазепа воспринимается и будет восприниматься так, как царь указал – гнусным и подлым изменником.

          В украинской же традиции он воспринимался и будет восприниматься, как выдающийся сын своего народа.

          Самыми ярыми противниками снятия анафемы с гетмана Мазепы сегодня являются архиереи Киево-Печерского монастыря (Украинская православная церковь Московского патриархата). Того самого монастыря, чей сегодняшний величественный облик, обязан усилиям и средствам проклинаемого ими гетмана. Причина такой ненависти объяснима. РПЦ не приемлет все что связано с украинской независимостью и всех, кто на протяжении веков стремился к ее достижению.

          Но рано или поздно справедливость в отношении Ивана Степановича Мазепы, восторжествует! А произойдет это тогда, когда русское православное духовенство перестанет заглядывать в рот светской власти и пресмыкаться перед нею.

          г.Киев
          05.09.2020г.

На снимке: І.С.М. - Іоанн Степанович Мазепа. Гетманский герб на церкви Всех Святых Свято-Успенской Киево-Печерской лавры.


Рецензии
Недавно попалось сообщение, о том, что депутат бундестага намерен поставить в своём парламенте вопрос о геноциде крымчан украинцами, перекрывшими подачу воды.

Он сравнивает ваших земляков со средневековыми варварами, которые отводили воду при осаде вражеских городов.

А вы, как относитесь к гуманитарноё войне вашего правительства? Чем скорее крымчане подохнут. тем лучше. Правда?
Территория освободится под американские базы.
А раз чего-то путного у вас сделать ума нет, то может похлёбки нальют?

Владимир Иноземцев   22.02.2021 14:42     Заявить о нарушении
Иноземцев, если бы вы жили в Киеве, я мог бы, из сострадания, порекомендовать вам хорошего психиатра.
А так, пусть о вас родственники заботятся.
Но предпринимать что-то нужно срочно. Я вижу, вам становится все хуже.))

Сергей Викторович Савченко   22.02.2021 17:19   Заявить о нарушении
Конечно хуже. Я не могу смотреть, как ваши подонки убивают в Донбассе людей.
Как им жалко стало стакана воды для крымчан.
В донецке ехали люди в автобусе. По ним стали стрелять. Мужчину убили, женщину сделали калекой.

По тому, как вы реагируете на мои замечания, вы человек бездушный. Вам и киевский врач не поможет.

Владимир Иноземцев   22.02.2021 17:35   Заявить о нарушении
Да, когда я встречаюсь на сайте с подобными вам, я становлюсь бездушным и наблюдаю за вами, как за предметами. Но когда мой народ называют обезъянами, я могу перестать буть бездушным и ответить дебилу так, как положено.)

Сергей Викторович Савченко   22.02.2021 17:51   Заявить о нарушении
Обезьяна не народ. Народ когда-нибудь разберётся.
А вот вы?

Владимир Иноземцев   22.02.2021 17:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.