Смысл Троицы и христианского спасения

     Человек словно в зеркале мир многолик,
     Он ничтожен и всё же БЕЗМЕРНО велик.
               Омар Хайям


ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Это рассуждение- попытка логически осознать то, что дано людям в виде Божественного Откровения. Любое логическое толкование Высшего суть бестолковое, ибо опирается на низшее- человеческий разум. Глубину понимания надо искать на Божественной литургии. А тут только схема.

Вопрос о троичности христианского Бога разделим на три вопроса.
1. Почему Бог один, но Его несколько?
2. Почему Его именно три?
3. Чем "ипостась" отличается от "личности"?

1. ЕДИНСТВО=МНОЖЕСТВО
Христианство- это авраамическая религия. Монотеизм. БОГ ОДИН. Он- Вершина пирамиды под названием "мироздание". Кто с этим спорит, низвергается с вершины в преисподню.
НО ЛЮДЕЙ-ТО МНОГО. И все мы как-то связаны с Богом, даже атеисты. Благодаря этому каждый из нас ощущает себя богом с маленькой буквы. Каждый- это ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ бог, по сути являющийся ничтожеством. Все религии пытаются как-то реализовать этот потенциал. В христианстве это называется "СПАСЕНИЕ". Следующая ступень эволюции.
Но множество божков- это дурдом. Множество, сводящееся к Единству- это суть эволюции бытия. Но не муравейник, а "богомуравейник". Единство множества божков. Как это реализовать? Как совместить Единство Воли и множество воль?- Разные религии идут по пути отсечения одной из частей. Эзотерика и буддизм отказываются от Бога, уводя в нирвану, те в пустоту. Ислам и иудаизм отказываются от божественности людей, от свободной воли. Тоже уводят в ничто, растворяя людей в Боге.
Но должны же быть и волки сыты и овцы целы, потому что это ведь есть у меня во внутреннем мире: там у меня весь мир, а я -песчинка в этом мире. Христианская Троица- это и есть реализация этого Единства-множественности, ощущаемого нами в потенциале. Христианское спасение - это надпись на крестике: "Спаси (но) и сохрани!". Спасение, те слияние с Богом, но и сохранение своей личности, те свободы воли. Гугл спасшихся христиан в Царстве Божьем это будет Один Бог, и одновременно Ваня, Петя, Катя и тд.- каждый из них будет ипостасью Бога. ИПОСТАСЬ- ЭТО ЧАСТЬ=ВСЁ. Те каждый Петя будет Богом. Как это будет- нам не понять по определению. На то это и следующая, сверхразумная ступень эволюции.
А пока что главное...что?- НЕ ВОЗОМНИТЬ себя БОГОМ раньше срока. А для этого в христианстве культивируется чувство греховности. Это особый большой вопрос, а пока вернёмся к вопросу о Троице.
Троица ЕДИНОСУЩНАЯ- это ЯДРО такого эволюционно-нового Существа. Неделимый Бог выделил из Себя не часть (Он ведь неделимый), а ипостась (те всего Себя), чтоб люди смогли проникнуть в эту Его часть-не часть и спастись с помощью ипостасного соединения.
Евангелие от Иоанна 17:21. "Как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино."- это последние слова Христа перед Крёстными страданиями.  Совершить невозможное можно только, совершив жертвоприношение. Ну, это все религии, связанные с Богом, подтверждают.  Отличие христианского жертвоприношения в том, что оно совершается не человеком, а Богом. Неделимый Бог обретает состав, чтоб люди вошли в этот состав. Но этот состав не простой, а Божественный, единый.

2. СМЫСЛ СВЯТОГО ДУХА
Казалось бы, достаточно 2-х: Бог Отец и рожденный Бог Сын. Функция Святого Духа не очень понятна. Он не то чтобы Личность, а некая Божественная энергия.  Но вспомним, что Святой Дух снизошёл, когда Христос вознёсся. Почему Сам Христос не мог остаться среди людей?
- Христос внутри- это эзотерика, материализация духа (дьявол). А дб наоборот: одухотворение материи (Христос).
Людям влиться в Бога знамо дело, не просто. Бог Отец пребывает в трансцендентном мире, контролирует законы Ньютона. Христос- и там и тут, Но Он ведь не просто мост, а вектор -> туда. Поэтому Головой, так сказать, Он там. А Святой Дух проникает во внутренний мир человека и тут действует. Действует как личность, а не как скажем, тупая физическая сила гравитации. Потому что Он ОБЩАЕТСЯ со мной как с личностью, а не тупо притягивает меня к Богу, как кирпич к голове.  Нашему телесному  рассудку не понять, что сила может быть существом.
Поэтому тупое, но наглядное сравнение: деление клетки. Святой Дух типа молекула ДНК, переносчик генной информации.
В религиозной жизни об этой транзакции говорится несравненно более возвышенно: как помазание (на царство). Интересно, что над каждым христианином, не только над царём, совершается таинство миропомазания. Благодаря чему христиане получают благодать Духа Святаго. Так вот, Христос- это с греческого "помазанник". Ещё в Псалмах Давида (задолго до воплощения Христа!) есть стих (Псалом 44:8 =Евреям 1:9) "Помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих". Тут косвенно говорится о троичности Бога: Бог-Помазавший (Отец), Бог-Помазанник (Христос) и Тот, через Кого совершается Помазание- Святой Дух, УтЕшитель, Радостник. А "соучастники"- это вообще-то все мы. Первыми соучастниками Божественного помазания были апостолы в День Троицы-Пятидесятницы. А дальше- цепная реакция, которая происходит уже 2000 лет.

3. ЧТО ТАКОЕ СЧАСТЬЕ?
Обсуждая догмат Троицы, христиане ввели 2 новых понятия "личность" и "ипостась". До этого были понятия "персона" (маска) и "индивид" (атом).
Слово "личность" всем понравилось и широко распространилось. А вот понятие "ипостась" осталось сугубо христианским. Нигде больше нет ничего подобного. Хотя повторюсь, ипостасность присутствует в нашем сознании: я -всё, и я -ничто.
Порой для простоты говорят, что личность и ипостась- это одно и то же. НО В ИХ РАЗЛИЧИИ И КРОЕТСЯ СУТЬ ХРИСТИАНСКОГО СПАСЕНИЯ. Да, ипостась- это личность. Но не обязательно наоборот! Личность станет ипостасью на следующей ступени эволюции.
Пока мы не можем осознать, что это такое. Поэтому-то христиан обвиняют в политеизме. Три личности христианского Бога- это, да, многобожие. Но три ипостаси- это монотеизм (единобожие)!
Личность- это свобода воли, ипостась- это полное единство СВОБОДНЫХ воль. Нет такого в нынешнем мире, разве что в Троице.
И в этом христианская Истина. И из-за этого христианство нажило много врагов (как это Я откажусь от своей воли?!), но и много последователей. Ибо каждый, даже отпетый злодей, в глубине души понимает, что счастье- это "стать частью".
Великий и могучий русский язык помогает понять суть ипостаси. Возьмём 2 выражения:
"Я МОЛЮСЬ БОГУ" & "Я ВЕРЮ В БОГА". Если их объединить, то и получится суть ипостаси: я- Бог (молюСь, молю себя), но я не Бог, а внутри Бога (верю в..., то есть вхожу во внутрь ...). Так Бог я или не Бог??? Не понять, на то она и следующая ступень. Пока надо только ответить: "раб Божий"- это высокое звание или низкое? - Но выбирая вариант ответа, не забывайте, что мы рабы законов физики и биологии. А раб Божий свободен от них.


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.