Чего хотят дети бурута Манаса?

               ЧЕГО ХОТЯТ ДЕТИ БУРУТА  МАНАСА?      

Легенды о названии киргизского народа  скорее забавные, чем правдоподобные: аксакалы говорят , что их имя означает сорок девушек (кырк кыз), которые сопровождали дочь хана в её путешествиях. Однажды, возвратившись из такой поездки, они нашли свои аилы разорёнными, а  юрты  своих родителей и родни  - пустыми.
 От людей и  огромных стад не осталось и следа. Среди следов пожарищ  им встретилась лишь рыжая собака или волк, которую девушки взяли с собой. Какова роль этих животных в  этногенозе  нового народа – неизвестно! Потомки этих девушек в память о своих прародительницах назвались киргизами!  Ещё они иногда называют себя ак-калпаками,  в отличии от близкородственных им кара-калпаками из Узбекистана.      
В У-м веке они  обнаружились на берегах реки Енисея и в долинах Саянских гор.   Объединившись с хакасами,  в середине УП века кыргызы напали на уйгуров, но те заключив  союз с Цинским Китаем, отогнали захватчиков. В !Х веке кыргызы вновь напали на уйгуров и после 20-ти летней борьбы сломали их могущество и уничтожили семью их хана.  Во время всех этих войн китайцы вероломно выступали   друзьями той стороны, которая одерживала верх, и не переставая подстрекать воюющих к столкновениям – или посредством оказания помощи более слабому, или путём обмана  победившей  стороны. К месту сказать, что и сегодня Китай кыргызам а также и России, тоже не друг, а  коварный враг. Ожесточённую войну  ак-калпаки  вели телеутами. О последнем набеге их на Алтай рассказывают старики следующее: В  ночь выпал глубокий снег, а нападавшие не имели лыж. Поэтому осаждённые напали на осаждающих и почти всех перебили. Лишь немногим кыргызам  удалось спастись бегством , расстилая кошмы на пути, чтобы не  увязнуть в снегу. С тех пор этот народ окончательно исчез с Алтая, так как ушёл на Тянь-Шань. Однако  нет ни одного упоминания  в национальных преданиях   об этом переселении. В них большое внимание уделяется  югу и западу Кокандского ханства, хотя во времена его владычества над бурутами,  ни один из них  не имел права выйти к военно-почтовому тракту между городами Пишпек и Верный, если он не был женат на узбечке. В противном случае его ожидала мучительная казнь от ханских нукеров!  А при Мухаммеде-кыргызе  в 1537-м году могольский султан Абд-ар-Рашид приказал повесить на воротах Кашгара и Яркенда тысячи восставших  против него кыргызов и казахов, предварительно содрав с живых кожу, что должно было устрашить  и навсегда умирить кочевников. А в знаменитой на весь мир пирамиде человеческих черепов на картине В. Верещагина большая часть в ней были кыргызские! Ислам эта народность приняла неохотно. Существует легенда, что муллы всем людям, не желающим  принять новую религию, прибивали чалму к голове, а особенно непокорным, вместо крайней плоти на мужском половом органе, отрезали весь орган!
      Другие мусульманские страны  пренебрежительно относятся к потомкам развратных 40 девушек и не желают иметь никаких отношений с потомками собаки. Ни казахи, ни кокандские сарты, ни кашгарские татары-уйгуры (по-китайски - гузы) не считают их за братьев! Да и сами они, полагая своим странным предком грязное животное, не признают в  соседях   родню.               
        Важным этапом формирования кыргызской народности  стало объединение  их племён в два «крыла»  - вековое разделение всех тюркских кочевников, начиная с гуннов.  В «онг канат» («правое крыло») вошли такие крупные племена, как багыш, сарыбагыш, карабагыш, бугу, саяк, солто, желигер, тенымсеит, монголдор, баарын, черик, бёру, баргы и другие, проживающие в Западном и Центральном Тянь-Шане.   В «сол канат» («левое крыло») вошли племена кушчу, сару, мундуз, жетиген, кытай, чонбагыш, басыз и другие.   В третью группу «ичкилик» из южнокыргызских племён вошли племена адыгене, кыпчак, найман, тейит, кесек, жоокесек, кангы, бостон, нойгут, дёёлёс и другие. Всего более 40 наименований!             
         Не  мудрено, что в новый парламент Республики Кыргызстан (Курултая) не смогли попасть представители  всех племён! Вот не состоявшиеся депутаты и подняли сегодня бунт против правительства.       Интересны обстоятельства возникновения  пяти племён: мундуз, дёёлёс, сару, кутчу, торо. Все они       представляют собою остатки народа, который смешался  алтайскими народами. Это наименование встречается и кара – кыргызов Тянь=Шаня и у хакасов Алтая, что говорит об одном происхождении этих народов Х-м веке.   Упоминание  о дёёлёсах  встречается задолго до крушения калмыкской империи , вызвавшей многочисленные перемещения народов горной Азии. Но и после этого исторического события  между населением Алтая и кыргызами Тянь-Шаня поддерживались тесные связи   - на что указывает племенное название «бурут», встречающееся у телеутов, у которых его могли носить только калмыки!                В  одном из кыргызских  племён существует род «УЗЮК», по преданию  берущий своё начало от чабана Борубая, змеи Арзыгуль и их сына Аманата.  Злобные и мстительные «узюкчане» привечают в свои юрты и дома  ужей и гадюк, выставляют у порога жилья молоко в блюдцах   для гадов и считпют их покровителями рода!  Они тоже и не попали в депутаты. И видят Тенгри- хан и Умай-эне, что  они в первых рядах бунтовщиков в Бишкеке.   
      Чего хотят дети  легендарного бурута  Манаса? Быть рабами у  китайщев?  Чабанами у казахов или узбеков? Горнорабочими по открытой или шахтной добыче редких и драгоценных металлов у канадцев, арабов  или прочих иностранцев? Ведь маленькую, но богатую полезными ископаемыми Вашу страну  не оставят в покое ни близкие ни дальние соседи! Вот о чём думайте  кыргызы, если хотите сохранить  и в следующие века « коня, юрту и комуз»!
               
         


Рецензии