Звезды Арцаха

Мы приехали в Арцах уже далеко за полночь. И первым, что я увидел в Арцахе, было звездное небо. Клянусь, за всю свою жизнь я ещё никогда не видел такого количества огромных, ярких звёзд!  Когда смотришь в ночное небо Арцаха, возникает ощущение, что звезд здесь можно коснуться руками. А ещё, звезды здесь настолько выразительные, что кажется, будто это человеческие глаза смотрят на тебя из далекого космоса.
Но романтику ночного неба грубо закрывает собою суровая реальность. Первая наша остановка - большое бомбоубежище. Раньше здесь была школа, теперь здесь прячутся от азербайджанских снарядов и ракет женщины с маленькими детьми. Точнее - они здесь теперь живут, потому что их дома разрушены. При виде детей сердце сжимается и у бывалых бойцов, ветеранов всех войн за Арцах. Глаза у детей большие и ясные, как звезды на небе, которыми я любовался всего несколько минут назад. В глазах детей нет страха, только отражение войны, ставшей здесь неотъемлемой частью жизни.
И глядя на этих маленьких арцахцев, каждый из нас понимает: наше место сейчас именно здесь - в Арцахе.
Раньше я не понимал, почему в любимых ещё с детства книгах о войне из советской классики, авторы - фронтовики столько места уделяют описанию природы и простых человеческих радостей и печалей в мирное время. Сейчас мне это становится понятным. На фоне совершенства природы и человеческого труда война особенно уродлива и отвратительна.
Ещё один сюжет из военных будней: бесхозное стадо коров между ними и нами. Жители близлежащей деревни ушли, спасаясь от постоянных бомбардировок врага, а свой скот выпустили из загонов, чтобы животные не умерли с голоду. Вот и бродят эти бесхозные коровы возле наших блиндажей, щиплют траву, а на ночь возвращаются в покинутую деревню… Несколько собак по привычке гавкают на коров, чтобы те не разбредались, но у тех и без того поразительная самоорганизация.   Коровы щиплют траву и кормят своих телят даже под обстрелами врага. Не то чтобы скотина не боялась вражеских мин и снарядов, у них просто другого выхода нет.
Гонять коров мне не хочется, но приходится. Погода стоит чудесная, враг затих и наш командир, расстелив спальный мешок прямо на земле, решил подремать поблизости от блиндажа. -”уходите”, объясняю я коровам по русски, “командир спит!”.
Наш командир - это легенда. Он участник ещё первой Арцахской войны, с первого и до последнего дня, офицер запаса. На эту войну он пошел рядовым, добровольцем. В мирной жизни наш командир сварщик высшей категории с сорокалетним стажем. Я поражаюсь той легкости и уверенности, которые характерны для походки этого почти шестидесятилетнего человека. Лицо у него суровое, такие лица часто встречаются у армян. И при этом, как и подавляющее большинство армян, он очень добрый человек. И не только добрый, но и тактичный.
Умению объяснять этого рабочего человека могут позавидовать опытные преподаватели. Говорит он всегда спокойно и никогда - ни единого лишнего слова.
-”Когда начнется обстрел, держи все время рот открытым, дабы не получить контузию”, - говорит Геворг. Слова его обращены ко мне, потому что остальные мои товарищи - все до тридцати, уже бывалые бойцы. Учить приходится только меня. -”Сейчас не думай о доме. Думай только о том, что необходимо сейчас и будет нужно завтра”. - Это тоже слова Геворга.
А вообще, меня опекают все и это очень искренняя и трогательная забота самых близких людей. Они мне стали как родные за это короткое время. Наверняка им со мной нелегко, ведь я не такой быстрый, как они и нет у меня такого боевого опыта. но никто не повышает на меня голоса и не смеется, если я что-то делаю не так, как нужно.
Напротив, учат меня самому необходимому мягко, очень тактично, учитывая мой возраст. Многое для меня впервые и парни очень чутко подмечают мое напряжение в сложной ситуации.
“Володя, а давай посчитаем звезды на небе”, - полушутя предлагает Арман. Он опять оказался старше. А Геворг молча раздобыл где-то для меня глоток тутовой арцахской водки.  Спокойно объясняет ситуацию и что нужно делать. Мне уже абсолютно не страшно. И вовсе не от глотка тутовой водки. Рядом с такими людьми просто по определению не может быть страшно. Они бывалые бойцы, но прежде всего - люди. Таки никогда не предадут, не бросят в беде. Такие ради товарища всегда жертвуют собой. Единственное, что сейчас волнует меня - это не подвести своих товарищей. 
В свободные минуты мы говорим о самом разном, но прежде всего, конечно же о войне. При этом у меня возникает такое ощущение, что это не я старший, а они, эти молодые ребята до тридцати. Как-то на мой вопрос о перспективах войны и мира, в свете последних событий, Арман, двадцатишестилетний парень, ответил мне: “это война, а на войне возможно всё.”  Это были не просто слова. Они так живут, мои молодые братья по оружию. Нареку тридцать. Дома у него остались маленький сын и беременная жена. И таких, как Нарек, здесь абсолютное большинство. Эти ребята показывают мне фотографии и видео своих детей, естественно, тоскуют по дому, но при этом они знают, почему сейчас находятся здесь.
-”Все начинается с границы”, - коротко объяснил мне Нарек. -”Дом, жизнь, всё!”
Ребята рвутся на передовую. “Мы не можем здесь сидеть, когда там, воюют восемнадцатилетние!” - буквально в один голос говорят эти парни.
И опять таки, это вовсе не слова. Они так живут.
Они рвутся на передовую, а меня отправляют… писать об этой войне. “Так ты принесешь гораздо больше пользы. Да и кто кроме тебя напишет о нас?”.
И вот я пишу. Прежде всего - о самом главном. 
Первое и самое главное, нет, не впечатление, а убеждение, причем  основанное на том, что я сам видел:
Воевать с армянами не стоит никому - себе дороже выйдет. Армяне - это люди из стали особого сплава. Таких людей не согнуть и не сломать. Кто не верит, пусть проверит. Но лично я этого делать не советую никому. Причем речь идет не о регулярной армии, а об обычных людях, которые в мирное время заняты своими повседневными делами. Но став солдатами, эти люди виртуозно обращаются с оружием и такое впечатление, что они вообще ничего не боятся. Кроме того, армянский солдат не только бесстрашен, но и умен.
Короче говоря, с армянами гораздо лучше дружить, чем воевать. Уж поверьте мне. Тем более, что более преданных друзей чем армяне, вы едва ли найдете.
Второе. Эта война не просто очередная эскалация перманентного конфликта между Арменией и Азербайджаном. Это война между христианской цивилизацией и исламскими фанатиками, которые жаждут ее уничтожить.
В-третьих, никому в этой войне не удастся остаться в стороне. Перед нами очень коварный, жестокий и ненасытный враг, который одним Арцахом сыт не будет. Если его сейчас не остановить, то следующей жертвой турецкой экспансии могут стать греки, сербы, русские и вообще кто угодно.
Чтобы в этом убедиться, достаточно приехать в Арцах и посмотреть на разрушенные города и деревни. Лично у меня увиденное сразу же ассоциируется с кадрами хроники Великой Отечественной. Именно так, как ведет себя сейчас Азербайджан в Арцахе, вели себя фашисты на оккупированной территории СССР.
И если история повторяется, то только потому, что люди остаются прежними, не желая понять: чужой беды не бывает.


Рецензии