Будда и Бес

Баазед перенесся в разглядывание прошлого.
В тот самый момент когда он, случайно, досаждая одному нерадивому и нечестному купцу жившему недалеко от Сетавии, возле того места где раскинулась под палящим солнцем Индии роща шимшаповых деревьев, увидел множество наголо обритых людей в оранжевых одеяниях, сидящих полукругом перед человеком сидевшим спиной к  дереву.
 Человек этот что-то говорил и все присутствующие молча внимали.
Задорному бесу Баазеду стало интересно.

Уже не первый раз говорили ему о великом мудреце проповедующем нечто, что не укладывалось в головах философов пытавшихся найти определенность, утешение и истину. Не в первый раз бесы упоминали это имя.
И что сам повелитель ракшасов Равана беседовал с Буддой.

Столько мудрецов повидал Баазед на своем веку столько учителей разглагольствовавших о высоком, и почти все они были просто индюками напичканными маловразумительными отрывками из святых писаний.
Наверное и этот "Будда" был таким же.
Обманщиком, облапошивающим легковерных своей позой и показной святостью.
Вот сейчас мы это и проверим..
Очутившись над собранием Баазед надломил сухую ветку дерева и попытался сбросить ее на сидящего.

И.. ничего не произошло.

Ветка словно бы упала, но изображение реальности дернулось и смазалось и Баазед с удивлением увидел ветку падавшую в десяти тысячах параллельных миров и не достигавшую сидевшего внизу. Она падала и падала.. но никогда не оказывалась упавшей, но продолжала быть той же самой нетронутой веткой.
Ошеломленный и в недоумении он исчез.
 
В другой раз, он надоумил бандита Ангулималу догнать Шакьямуни гулявшего по лесу но Ангулималу ждала та же участь.
-Остановись, стой, - кричал он Будде, - ты трус, стой же. Но Будда продолжал медленно идти, а Ангулимала изнемогая от быстрого бега все так же не мог его догнать. Наконец Будда остановился и обернувшись посмотрел на преследователя.
-Давно уже я остановился, о достопочтенный Ангулимала. Почему бы и тебе не остановиться хоть на мгновение и не прислушаться к тому, что происходит с тобой?
И Ангулимала выскользнув из под власти Баазеда, встал как вкопанный.
А потом.. рухнув на колени попросил этого человека взять его в ученики.
И Будда согласился.

Однажды в полдень, вися чуть поодаль от собрания, озорной дух обдумывал как мог бы он добраться до этого существа и узнать секрет его странной силы защищавшей его, но сперва надо было узнать кто он и откуда он. И хитрый Баазед решил прикинуться искателем истины.
Он опустился вниз в образе монаха, выйдя из-за деревьев и пройдя мимо не обративших на него внимания людей подошел к Будде.
Будда улыбнулся и сложил ладони в приветственном жесте.
-Приветствую тебя странник,-сказал он, - Садись, беспокойный дух, и расскажи зачем ты пришел?
Баазед понял что его попытки скрыть себя тщетны. И что мудрец знал и о том, что бес пытался досадить ему..
Потрясенный он сел на землю..
Глубокие и добрые, раскосые глаза Гаутамы на смуглом скуластом лице смотрели на него прямо и словно бы насквозь.
И было в этом взгляде что-то одновременно пугающее и успокаивающее.
Внезапно стало ясно Баазеду что игра прекратилась.
Он понял, что не хочет врать и выкручиваться, да и не может, а может только спросить то, что возможно всегда хотело быть спрошенным.

Монахи сидящие в медитации не слышали и не видели Баазеда усевшегося перед Татхагатой. Они видели только безмолвного учителя, Будду в тени раскидистого дерева с толстым стволом сидящего с полуприкрытыми глазами и не смели нарушить его тишину но впитывали ее сами и раскрываясь навстречу безмолвию исходившему от него.

Их разговор был невидим и не слышен.
-Баазед, - сказал Будда негромко, -  дух нижнего мира, мне по нраву твое искреннее стремление узнать о себе больше чем тебе рассказывают. Поведай мне, что именно волнует тебя.
Баазед ощутил силу наподобие магической, непреодолимую, но мягкую и сострадательную и странно знакомую.
Он склонил голову в знак уважения и сложил руки в жест подобающий ищущему ответ.
-Так приходящий, скажи мне,  с твоей точки зрения, я-зло? - начал он глядя на мудреца из рода Шакьев и говоря правду.
Только сейчас он вспомнил что говорил ему ракшас Равана, о том, что Будде нельзя лгать. Он и не лгал. Он не мог.
Безмолвие ощущал он впереди себя и вокруг,безмолвие не терпящее лжи..
-Этот вопрос не дает мне покоя с тех пор, когда увидел я как люди и боги относятся к нам, обитателям нижних миров. Неужели я абсолютное зло? Неужели я то, что добру необходимо победить на пути к свету? Я делал что должен целую вечность, но никогда не задумывался над тем, кто я...

-Нет Баазед, - отвечал улыбаясь Будда глядя бесу в глаза, - ты не зло. Никто и ничто не зло. Выбрось это из своей головы. Всё что знаешь ты сейчас всего лишь часть истории.  Истории которую приводит в движение великая сила кармы.

-Тогда почему..
-Потому, что у каждого в этой истории есть свое предназначение, - предвосхитив его вопрос сказал Благословенный, -и свои собственные,присущие только ему страдания. Люди страдают, и демоны страдают и даже Боги и те подвержены страданиям. И ты Баазед страдаешь пытаясь примирить роль отведенную тебе с тем, что ты чувствуешь идет не так.

-А ты, ты сам, можешь ли ты сказать, о благословенный, что и ты страдаешь?
Будда внимательно посмотрел на него.
-Страдает ограничение, Баазед,-сказал он медленно и веско. - Страдает невежество. Страдает только то, что ты вынужден называть своим "я". Ты-не страдаешь.  Будда-не человек. Будда-это сама вечность пробудившаяся ото сна.. Ты спишь, Баазед и в этом сне видишь себя и других, наблюдаешь как сменяются бессмысленные эпохи наполненные страданиями, но не видишь того, кто спит..
 
-Я не понимаю Так Приходящий, поясни, что ты имеешь ввиду?
-Ты само бытие ищущее пробуждения.
-Но почему я не вижу этого! Почему я не могу этого найти?!
-Потому, что ты ищешь, Баазед.
И потому, что ты всё ещё "ты". И хочешь найти "для себя".

Какие странные слова, подумал Баазед. Они будто значат что-то очень глубокое, но их невозможно понять... Может быть Будда просто могущественный дух обмана?
Баазед попробовал прикоснуться к Татхагате мысленно, чтобы раскрыть его намерения но ничего не ощутил.

Так не бывает, подумал он ошеломленно. Каждая сущность познается через движение энергии и через деятельность сознания. Даже богов можно достать улучив момент сгущения этих энергий.. Почему же он не ощущает ничего кроме своих собственных намерений.. словно бы отраженных в непредставимом зеркале? Совершенная пустота...невозможна.

-Кто ты, - спросил Баазед, настораживаясь, - с каких планов бытия ты пришел? Не с тех ли, что недоступны ни бесам ни Богам?
Будда засмеялся.
Его искристый легкий смех был похож на летний бриз..
Баазеду на мгновение показалось, что где-то вокруг стали осыпаться с неба лепестки белых лотосов и серебряные струны задрожали издавая чарующие вибрирующие звуки... Все наполнилось теплым светом и ласковое прикосновение к своему разуму ощутил он изнутри...
-Я-это ты.. Баазед, - мягко сказал Будда со всех сторон..
И открыв глаза, он исчез из разговора...

...

Баазед понимал что столкнулся с тем, что было выше его понимания. Это значило только то, что пределы всех миров не были пределами на самом деле, но были ограничением, таким же как ограниченный мир людей.
Большее количество комнат, но та же самая тюрьма.
Сатана выслушав его повествование о странной встрече и сам повел себя в высшей степени странно.
Он засмеялся и сказал что Баазед на пути к разрушению собственного счастья. И несчастья.
И после этого дал понять что разговор окончен.

И Баазед остался наедине со своими размышениями и с ощущением нераскрытой тайны..
Он все так же восстанавливал справедливость, и все так же тряс колеблющихся, он все так же отбирал тех, чья дорога пролегала через адские миры, но теперь  стал он внимательнее к людям и через какое-то время увидел как некоторые из них исчезают из его поля зрения, как их карма исчерпывает себя и стирается оставляя после себя дорогу аромат которой давал слепцам странную надежду..
Надежду на что?
На исчезновение?
Разве это могло быть правдой?
Баазед не знал.
Он беседовал с философами, он спорил с теологами и все больше понимал то, что есть нечто большее чем доступное и видимое ему колесо огромного мироздания...


Рецензии