Отец Михаил и его время

     Человек, который не помнит своих предков, подобен  дереву без корней. Ведь все жизненные перипетии, которые происходили с ними, оставляют заметный отпечаток на всех последующих поколениях. От наших далеких пращуров мы получили те или иные качества, которые характеризуют нас как личность. Давайте же поднимем из забвения их имена, тем более если они этого заслуживают.
     Сложно переоценить роль сельского священника в духовной жизни русского крестьянина. Это были преданные пастыри, которые, мужественно переносили все  жизненные невзгоды и исполняли свой нравственный долг перед Богом и паствой. К сожалению, время безжалостно стирает память об этих малоизвестных священнослужителях, которые, возможно, и не оставили заметный след в истории Русской православной церкви, но сохранились в памяти своих потомков и прихожан. Так, имя Михаила Михайловича Кудрявцева, посвятившего 47 лет добросовестному служению Богу  в родной тульской глубинке, было незаслуженно забыто во времена лихолетья прошлого века.
     Впервые об этом человеке я узнал  совершенно случайно  из церковной метрической книги. А дело было так. В одном из  православных сельских храмов Архангельской волости Тульского уезда (ныне  Ясногорский район Тульской области) в 1853 году проходило крещение – самое первое таинство в жизни любого человека, вступающего в православие. В тот морозный зимний день в Архангело-Михайловской церкви села Киреевского крестили младенцев. Одним из крещаемых был мой прапрадед Трифон Егорович. Батюшка Михаил, проводивший священный ритуал, одновременно стал и восприемником младенца Трифона. Между ними на всю жизнь установилось отношение духовного родства. Столь ценная информация послужила для меня толчком для дальнейшего изучения жизни крестного отца Трифона Егоровича,  зародилась идея поведать о нем читателю. А может быть, кому-то будет интересно.
     Работа над этим очерком шла долго и медленно, мне пришлось перебрать множество архивных документов. Несмотря на трудности в поисках, была воссоздана картина жизни и деятельности приходского священника Михаила Кудрявцева. К сожалению, попытки отыскать фотографии Архангело-Михайловского храма дореволюционного и советского периодов потерпели неудачу. Но я не отчаиваюсь и сохраняю надежду, пусть и слабую, на то, что сохранившиеся неопубликованные снимки в конце-концов найдут пытливого исследователя.
     Раньше в 35 верстах от губернского города Тулы в селе Киреевском находился приходской Архангело-Михайловский храм. Молитвенный дом виднелся каждому и радовал глаз прихожан. Колокольный звон, слышимый по окрестностям, торжественно оповещал о начале службы и приглашал верующих в храм. Осенью и зимой, в  свободное от хозяйственных работ время и в праздники  его регулярно посещали крестьяне Вашаны, Тележенки и Киреевского. Не только в скорбях, но и в радости они обращались к Богу, воздавая ему хвалу за оказанные милости в хозяйственных делах.               
     В этом старинном селе 3 октября (20 сентября по старому стилю) 1796 года появился на свет будущий настоятель Михаил Михайлович  Кудрявцев. Совершал таинство крещения приходской священник Яков Данилович. А его восприемником (крестным отцом) от святой купели стал сын владельца с.Киреевского поручик Петр Герасимович Савин. Замечу, что его дед Никита Саввич, происходивший из рода московских церковников, принимал участие в составе гренадерской роты в государственном перевороте в пользу Елизаветы. Став императрицей, она щедро отблагодарила всех участников и наградила их землями и потомственным дворянством. Так, в силу сложившихся обстоятельств Никита Саввич возвысился до знатного рода. Так вот, его внук Петр после смерти отца унаследовал село Киреевское с деревнями. Мало сведений сохранились о другой восприемнице Михаила Михайловича, девице Анне Александровне. Известно лишь, что она была дочерью капитана А.И.Хотяинцева, владельца деревни Тайдаково, которая располагалась в нескольких верстах.
     Отец Михаила, Михаил Яковлевич, служил пономарем при местном храме. Казалось, ничто не предвещало беды, но за несколько месяцев до рождения сына Михаила ушел из жизни 22-летний Михаил-старший, оставив беременную молодую жену Ксению Алексеевну и малолетнего первенца Ивана. Овдовев в двадцать один год, пономариха Ксения сохраняла верность своему безвременно ушедшему мужу. Всю свою оставшуюся жизнь она  прожила в семье младшего сына Михаила, боготворившего мать и питавшего к ней нежные чувства. Она одна вырастила и воспитала двух  сыновей в духе православной веры, привила им высокую нравственность и добродетельный характер. Старший сын Иван, также, как и его отец, нес пономарское послушание в этом храме. После Ивана  рукоположили в диакона на новом месте службы к Троицкой церкви села Гритчино Каширской округи.  Ксения Алексеевна радовалась и гордилась, что ее повзрослевшие сыновья избрали путь действенного  служения Христу и Его Церкви.
     Ранний уход пономаря Михаила никого не оставил  равнодушным из тех, кто знал его семью. Так, руку помощи протянул крестный отец П.Савин, ставший еще и опекуном малолетнего Михаила. Настоятель Яков Данилович привил с детства восприимчивому к религиозной жизни Михаилу прилежание к молитве, обучал его чтению и пению,  смирению, кротости и послушанию. Благодаря этому доброму влиянию, Михаил уже в детстве решил посвятить себя служению Богу.  Будучи отроком, он уже прислуживал во время Богослужения, помогал священнослужителям в алтаре. А с его сыном Яковом, погодком и  другом детских забав, у Михаила сложились духовные и добрые  отношения. Повзрослев, они долгое время безропотно несли в этом храме послушание  во славу Божию: Михаил служил настоятелем, а Яков — пономарем. Видя такой порыв, отец Яков благословил Михаила на поступление в Тульскую духовную семинарию в 1815 году, которая дала молодому парню основные знания и нравственную закалку. В 1822 году отошел ко Господу отец Яков. Стремясь вновь оказаться в родном храме и продолжить дело своего духовного отца, Михаил Кудрявцев пишет прошение о назначении его в село Киреевское. Просьбу удовлетворили и по окончании пастырских курсов  рукоположили во священника к  церкви Архистратига Михаила.
      История этого ныне утраченного храма насчитывает несколько веков, документальные сведения о его первоначальном существовании не сохранились. В 1758 году владелец с.Киреевского  А.Н.Улучкин на собственные средства заложил каменную церковь  во имя Архистратига Божия Михаила на месте старой, обветшавшей. Одним из первых настоятелей этого храма был Данила Андреевич. Увы, ничто не подвластно времени, и этот храм стал медленно разрушаться. Тогда другой владелец Г.Н.Савин перестроил его, и простоял он еще пару веков, пока вновь не подвергся окончательному разрушению и забвению уже в советское время.
     Об этом храме гласит единственный сохранившийся  архивный документ за 1856 год: "Церковь зданием каменная во имя Архистратига Михаила с двумя приделами святого апостола Андрея Первозванного и преподобного Герасима Иорданского с таковой колокольней византийского стиля. Внутри и снаружи оштукатурены, на боковых крыльцах по четыре колонны и окрашена медянкой. Двери в оной все три окрашены зеленой краской с таковыми окнами решетками. Вокруг церкви каменная ограда с деревянными решетками искусной работы, впрочем уже ветхие. Кресты на церкви и колокольне деревянные обиты жестью. На колокольне повешены 7 колоколов, в большом весу 102 пуда, в прочих неизвестны, из них три разбиты". 
     Неотъемлемым атрибутом любого православного храма считалась икона. Созданная живыми и яркими красками, она трогала сердце любого прихожанина, проявляла животворную помощь, побуждала задуматься о духовных ценностях и смысле жизни. В Архангело-Михайловской церкви находилось около семидесяти святых образов с изображением Господа Бога, Матери Божией, ангелов и святых угодников.               
     Знаменательно, что первые дни служения отца Михаила совпали с  главным храмовым праздником — во имя Собора  Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Взоры молящихся, заполнивших храм в Михайлов день, были обращены к украшенной живыми цветами иконе, где на них лицезрел Святой воевода Архангел Михаил, облаченный в доспехи с мечом и щитом. Архистратиг, что в переводе с греческого означает «главнокомандующий», является главой святого воинства ангелов. Верный служитель Божия смог победить и низвергнуть с небес в преисподню самого дьявола — главного падшего ангела и прочих других взбунтовавшихся ангелов. Архангел Михаил почитается как небесный покровитель земли Русской, с древних времен он  известен своими чудесами. Но продолжим далее о праздновании. В церкви  Божественную литургию совершал его тезоименинник отец Михаил. После нее состоялся водосвятный молебен, праздничные песнопения исполнял хор. Верующие обошли Храм с иконой Архангела Михаила и с другими святынями троекратным крестным ходом, во время которого батюшка кропил собравшихся святой водой. И в дальнейшем прихожане имели возможность видеть и слушать в течение 47 лет проводимые им праздничные богослужения. А для всех верующих любой праздник считался божественным событием, каждый из них  принимал участие в нем и получал Божественную благодать.
     Уроженец села Киреевского Михаил Михайлович Кудрявцев стал  для сельчан  близким человеком, многих  знал с детства и  полностью разделял с ними все невзгоды и лишения. С некоторыми он даже породнился, став восприемником при крещении крестьянских детей. Исполняя свой пастырский долг, он никогда не жалел себя, практически без замен исполнял различные требы (службы по заявке прихожан). В непроглядной темноте и лютый мороз, в снегопад и сильный ливень он разъезжал по близлежащим деревням, соборовал и  отпевал крестьян на дому. Любой прихожанин обращался к нему за мудрым советом или просто утешением, для них у отца Михаила всегда было припасено несколько доброжелательных слов. Общение с настоятелем оставляло у людей душевное тепло и радость. Один из них, крестьянский сын Гриша Мартынов, с большим усердием посещавший храм, спустя годы стал старостой и правой рукой настоятеля. При них храм достиг большего расцвета в своей истории (более подробно о Г.И.Мартынове можно прочитать в моем рассказе "Неугасимая свеча памяти"). За это прихожане любили и уважали своего батюшку. Иногда приходилось сталкиваться с недружелюбием и обидой со стороны прихожан, но  отец Михаил  достойно отвечал им кротостью и смирением, как и подобало настоящему пастырю.
      Помимо своих религиозных обязанностей отцу Михаилу  приходилось наравне с крестьянами сеять, пахать и заниматься хозяйством, чтобы содержать свою семью. На нем лежали не только обязанности пастырского руководства, но и государственные обязанности. Так, он педантично и аккуратно из года в год вел своим каллиграфическим почерком метрические и исповедные  книги (я лично  убедился в этом, просматривая их).   
      Эпидемия холеры в 1830-1831гг, затронувшая Тульскую губернию, была одной из самых тяжелых страниц в его биографии.  В условиях эпидемии  служение отца Михаила  стало настоящим героизмом, он не думал о себе, просто исполнял пастырский долг. В этот период отец Михаил непрерывно, как и все священнослужители, служил особый молебен и вместе со всеми прихожанами совершал крестные ходы, обходил и освящал  дома. Каждый верующий в  сердечном умилении обращался ко всем святым, которые на протяжении многих веков хранили Русь от всяких напастей. Где усиливалась молитва, там болезнь ослабевала и прекращалась, так произошло и с холерой.
      Надежным тылом и союзницей своего достопочтенного мужа  Михаила Михайловича была матушка Марья Кузьминична — хранительница очага и воспитательница детей. Чаще всего  матушкам доставалось воспитание детей, так как отцам, все время обремененным приходскими и хозяйственными заботами, не хватало на это времени. Будучи смиренной и покорной Воле Божией, она  безропотно переносила  все трудности.               
     Добросовестно отслужив свой век на приходе, в 1869 году батюшка Михаил удалился на покой в возрасте 73 лет. Согласно прошению, был уволен от должности настоятеля с выражением благодарности Тульского епархиального начальства за долголетнюю и полезную службу.
     Он крестил, венчал, отпевал, исповедовал, причащал  моих предков и в конечном итоге обрел вечный покой  вместе с ними около Архангело-Михайловского храма. Ныне прах Михаила Кудрявцева, всех священнослужителей и прихожан укрыт толстым слоем заросшего бурьяна на приходском кладбище. И церковь, и кладбище утрачены, но  память об этом человеке священна и как реликвия бережно  хранится в нашей семье.               
     Мне так и не удалось найти дату кончины Михаила Кудрявцева. Об этом могли сообщить некоторые метрические книги из Тульского архива, но, к сожалению, они по многим объективным причинам не сохранились. Предположительно, отец Михаил отошел к Господу Богу в глубокой старости.

     «Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Михаилу и сотвори ему вечную память».


Рецензии
ВОСРеволюция явилась огромным бедствием для народов Российской империи. Одним из величайших грехов большевиков явилось насаждение безбожия, преследование Священников и уничтожение храмов. Собственно говоря, был только один период благополучной жизни народа, это когда лидером страны стал Л.И. Брежнев, после его кончины 10.11. 1982 года, социализм посыпался... Р.Р.

Роман Рассветов   27.07.2023 20:36     Заявить о нарушении
На это произведение написано 38 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.