Богиня Фрейя. Владычица

Печать Фрейи моего авторства, помещенная здесь в качестве иллюстрации, может использоваться исключительно в целях защиты, самозащиты и привлечения удачи и любви в жизнь. Сейчас она окончательно доработана и в нее входят все 24 руны Старшего Футарка. Любое использование печати не по назначению может причинить вред пользователю.


Приветствую тебя, Фрейя, владычица асов,
королева ванов, прекрасная госпожа Альвхейма.
Повелительница магии, мать Мидгарда;
высшей силой сейда и силой Брисингамена
прошу, одари меня своей мудростью.

Фрейя! Великая Богиня! Призываю тебя,
взываю к тебе!
Окутай меня своим плащом из перьев,
позволь проницать взором все девять миров,
от корней и ствола до вершины священного древа.

Фрейя, открой мне свои тайны!
Фрейя! Взываю к тебе, призываю тебя:
колесом колесницы и лапой кошки,
крыльями ястреба, темными струнами души,
золотым светом солнца и черным покровом ночи.

Приди, Владычица всего, в этот круг
и благослови прорицание.

(П.  Р.  Монфорд.  «Северные руны. Как понимать, использовать и толковать древний оракул викингов». Воззвание к Фрейе)


Богиня Фрейя – главное женское древнее божество североевропейской языческой традиции, которая по-английски называется Norse.
Это удивительно принять постольку, поскольку известно, что место жены верховного мужского божества занимает другая богиня северного пантеона – Фригг. Начало имени у этих божеств похоже, но окончания принципиально разные и значения имен тоже разные. Если «Фригг» переводится предположительно как «возлюбленная Игга» (Игг – первое имя Одина), то «Фрейя» означает «госпожа» или «владычица».
Фригг мощное и прекрасное божество, действительно воплощение Великой Матери в северо-европейской мифологии. Фригг часто путают с Фрейей. И Фрейю ошибочно называют «супругой Одина» вместо Фригг. Либо напрямую берутся утверждать, что это одна и та же богиня. Если рассуждать философски на тему «Единой Богини», то стоит сказать, что все богини северного и вообще любого иного пантеона – это разные лики одной Богини. И Идунн, и Сиф, и даже Синмара, все осколки одного алмаза. Однако я хочу напомнить о том, что боги и богини, так же как чудовища хаоса, это очеловеченные в мифологиях олицетворения объективных сил и законов Мироздания. И если говорить о разных силах и законах, то стоит говорить и о разных богах, богинях и хтонических чудовищах. Но можно использовать и понятие Единого Закона, несомненно, как понятие Богини или Бога. Или Великого Дьявола, если хотите.

Ф. Асвинн написала такое мнение (и я с ней совершенно согласна в этом вопросе):
«Фрейя наиболее известна из всех северных богинь, хотя ее зачастую путают с Фригг. Некоторые ученые, например Гримм, полагают, что эти две богини на самом деле сильно различаются по происхождению и функциям, и я поддерживаю эту точку зрения после того, как сама погрузилась в исследования».
Прежде всего, следует вспомнить о происхождении Фрейи. Когда я изучала историю войны асов с ванами, в которой победили ваны (!), мне стало ясно, что речь идет о столкновении не просто двух религий – старой и новой, а о столкновении матриархата с патриархатом. Фрейя пришла из древней матриархальной веры, в которой божеством солнца была богиня Сунна, а божеством земли – богиня Нерта. По сей день в языках романо-германской группы воскресение называется «днем Сунны» или «днем солнца». И даже в некоторых языках финно-угорской группы тоже. Например, по-фински «воскресение» звучит как «Sunnantai».

Предположительно Фрейя – дочь богини Нерты. Хотя с солнцем она тоже связана. У нее «солнечная» энергия и главный цвет Фрейи – золотой. Также Фрейя унаследовала вместе с братом-близнецом Фрейром владение своей матери – силу плодородия и изобилия Вселенной во всех смыслах. Поэтому Фрейю связывают с богатством (в частности с таким его проявлением, как золото), а Фрейра – с урожаем.
Примечательно, что в честь Фрейи тоже назван один из дней недели. И, хотя до сих пор есть разногласия между историками, в честь Фригг или в честь Фрейи и Фрейра назван этот день, в немецком, датском, шведском и норвежском языках корень слова «пятница" не «fri», a «fre»: соответственно «Freitag» (нем.) и  «Fredag» (дат., швед., норв.).

Природа Фрейи дуальна. Ее нельзя назвать однозначно «светлым» божеством. Для этого ее культ слишком древний. И Ф.Асвинн отлично отметила, что Фрейя дарит как жизнь, так и смерть. Фрейя – богиня-воин с мечом и щитом. Она «Ванадис» – диса ванов, защитница, оберегающая одних и несущая смерть другим. Это ее тяжелая ипостась. Это приближает ее к Одину, «богу воинов, колдунов, перекрестков и повешенных», и делает Великой Богиней. Также Фрейя – божество «магии ванов», и она не делит магию на «белую» и «черную». Она носит соколиное оперенье, которое не может ни отдать, ни одолжить («Песнь о Трюме» - «Старшая Эдда»): она владеет мощнейшими практиками шаманизма. И этим практикам никто не смог обучить Одина, кроме нее: ни Мимир, ни вельвы, ни жертва на древе Иггдрасиль. Таким образом, Фрейя – один из главных даже не советников, а наставников и учителей Одина. И она намного старше его. С приходом религии небесных богов асов, древний культ ванов, богов плодородия, шаманизма и природной магии отступил. Но почему же «ваны победили»? Потому что старая религия осталась, она отступила, но не умерла. Остались Фрейя, Фрейр и Ньерд. И как пишет П.Монфор: «В северных мифах существует множество значимых богинь, таких как Идунн, хранительница яблок бессмертия, и Фригг, жена Одина, однако именно Фрейе поклонялось большинство людей прошлого».
Тацит, который исследовал веру северогерманских племен, сравнивал Фрейю с египетской Исидой. Он говорил, что у северных германцев есть своя Исида и называл ее "Исидой Суэби" по названию одного из их племен - Суэби. Также Фрейю сравнивают с аккадской Иштар и шумерской Инанной.

Помимо магии Фрейя покровительствует войне и сексу. Она богиня сексуальности. Известна история о том, как однажды некий христианин-фанатик обозвал Фрейю богиней-шлюхой, из-за чего произошла битва. Восприятие богини плодородия как «шлюхи» глупо и неадекватно. Всегда нужно помнить, что боги олицетворяют силы и законы. Солнце светит всем одинаково. И мы не обвиняем его за это в предательстве. А солнце в древности олицетворяла богиня Сунна. Земля дает урожай не только на чьем-то конкретном огороде. И мы не обвиняем ее в проституции. А землю в древности олицетворяла богиня Нерта (в традиции асов это Ерд).
П. Монфор пишет:
«Ее (Фрейи) главное сокровище – золотой пояс Брисингамен (буквальный перевод слова "брисингамен" - вещь Брисингов). Чтобы заполучить его, она спустилась в Свартальфахейм (страну темных альвов) и провела ночь с четырьмя карликами Брисингами, так как сочла, что это честный обмен – ее тела на сверкающий металл. Затем, словно Венера, она поднялась в высшие миры. Эта история схожа с греческим мифом о Персефоне, богине цветов и плодов земли, которая должна половину года проводить в подземном царстве своего мужа Плутона. Ясно видно, что одна из ролей Фрейн – это роль богини земли, которая заключает союз с силами плодородия подземного мира и становится воплощением изобилия земли. Возможно, ее пояс Брисингамен символизирует поле золотой пшеницы, которая заново прорастает после многих месяцев темноты, когда жизненная сила земли пребывала в ледяных оковах зимы...
Боги-ваны – в особенности Фрейр и Фрейя – связаны с несколькими рунами, включая Феху, Йера и Эйваз. Их природной сути соответствуют образы первой коровы, сельскохозяйственного года и быстроногого коня, которые также присутствуют в Лагуз в ее аспекте дарующей жизнь воды и пронизывают все три атта. Боги-ваны похожи на эльфов (альвов), и название их земель, Льесальвхейм (Ljossalfheim), буквально означает «земля альвов света». Земные божества воплощают в себе плодотворную энергию земли, листьев, цветов, рыб, птиц и людей. Их владения – страна чувственных удовольствий и плотских страстей, земная обитель блаженства.
Но ваны не просто духи земли. В Voluspa (в «Прорицании вельвы») говорится о том, как в первой в мире войне между асами и ванами вторые победили силой магии и заключили перемирие. В «Младшей Эдде» Фрейр дружит с асами и часто отдыхает в Асгарде. Он столь же любвеобилен, как и его сестра, что особенно подчеркивается в For Skirnis («Поездка Скирнира», также известная под названием Skirnismal – «Песнь о Скирнире»).
Эта чувственность свойственна всем ванам. Можно сказать, что все языческие богини и боги – Хеймдалль, Ньерд, Фрейя и Один – получают удовольствие от плотской стороны жизни. Нам это говорит о том, что божества северного язычества не бесполы и не аскетичны. Сексуальность сама по себе божество, и ее красота, жизненная сила и сияющая слава видны на всех уровнях сотворенного мира. Ингуз – оргиастическая, необузданная руна; это став взрывной, выразительной и яркой сексуальности».

То, что сексуальность в период патриархата превратилась в «грязное свойство», секс стал «грязным делом» (которым, тем не менее, следует заниматься с самым близким человеком), а женщина превратилась в объект греховного желания и обесценилась, характеризует патриархальную идеологию самым дурным образом. Я бы даже сказала – гнусным образом. Когда женское божество отрицается вообще, а бог приобретает исключительно мужское лицо, обесценивается сама жизнь со всеми ее радостями, обесценивается земная природа человека и вообще природа земли. «Весь взор устремлен в небо», то есть в никуда. И лишь с возвращением Богини (а не женщины, возвышенной богом-отцом лишь по его произволению) как изначального божества, человек начинает адекватно относиться к физической природе и собственной земной жизни. И это вовсе не значит, что мужское божество не нужно. Это значит необходимость признания равенства между мужским и женским началами.
 
У Фрейи есть еще одно свойство: она, как и Фригг – богиня истинной любви. Только Фригг как более позднее божество покровительствует супругам. А Фрейя покровительствует влюбленным. «Я влюбленным поля постелю», – это про нее. И это кажется странным, если учесть ее практичную функцию богини плодородия и плотской любви. Однако, если задуматься, одно другому не противоречит. И здесь, в этой сфере своего влияния, Фрейя в некотором роде проявляется как трагический образ. Фрейя покровительствует влюбленным, особенно тем, которые по разным причинам не могут быть вместе. Так же как Один покровительствует брошенным и обездоленным детям. Фрейя сама по сути – влюбленная, которая вечно плачет золотыми слезами по своей несбывшейся мечте. И это дивный аспект не только этой богини, но и всей северо-европейской мифологии. Если сама богиня Фрейя находится в вечной тоске по своему утраченному возлюбленному, потерянно бродит временами по Мидгарду (миру людей) в его поисках и плачет золотыми слезами, что остается земным женщинам? Что делать простой женственности, если совершенная женственность не может найти равную себе совершенную мужественность? Или, как сказал Один,

Следует в меру быть умным,
не желать чрезмерной мудрости;
редко счастливо сердце, если мудрости много.

Этот миф схож с мифом о Бальдре, который был лучшим из богов, но даже в Асгарде ему не было места: он оказался слишком хорош и скрылся в корнях древа Иггдрасиль до начала Нового Века. Бальдра породил Один. Но Один не смог быть так же хорош, как Бальдр. И возлюбленный Фрейи, человек по имени Одр, – это предположительно земное воплощение Одина. Но в нем Один был слишком хорош для самого себя и удержался недолго. Будто есть нечто порочное в самом устройстве Мироздания. Будто нет в Нынешнем Веке места истинному вечному счастью, которое дает только Бальдр.

«В разгар Рагнарека великан Сурт, сразив Фрейра, увидит, насколько чудовищно происходящее и насколько жесток мир, созданный асами. Он соберет в своих руках всю силу Муспельхейма и испепелит Вселенную». Это сюжет из Младшей Эдды Снорри Стурлусона, рассказ «Гибель богов». После гибели богов следует возвращение Бальдра и построение нового мира. П. Монфор уверенно предполагает, что Фрейя выживет после Рагнарека, как и Идунн. И Фрейр, возможно, тоже. Сурт «сразит» Фрейра, но убьет ли он его? Всегда и в любом мире необходимы солнечный свет, изобилие, тепло, красота и любовь. Всегда и в любом мире нужны Фрейр и Фрейя.


Рецензии
Анастасия! Рада встрече с Вашим творчеством. Фрейя, действительно, Владычица,недаром все так домогались этой богини.
Прекрасно написано и со знанием материала Очень понравилось
С уважением,

Наталья Листикова   11.01.2021 20:27     Заявить о нарушении
Благодарю! Очень рада, что понравилось!

Анастасия Хаванская   12.01.2021 09:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.