Подвиг местного значения

   На меня не рассчитывали.
     Более того, смотрели как на балласт. Нужен был четвертый, а на весь завод
   только трое настоящих шахматистов - кандидат в мастера и два перворазрядника.
     Шахматный турнир общества " Буревестник " собрал даже команды из других
   городов и был настоящим событием.
       Меня взяли, чтобы заткнуть дыру на четвертой доске, ну и потому что я,
  все-таки, шахматный фанат и хороший знакомый нашего капитана.

  Обстановка во Дворце шахмат торжественная, задолго до начала собрались почти
  все участники. Масса старых знакомых, рукопожатия, встречи, улыбки и возгласы
  приветствия.
   Судьи деловито расставляют фигуры и настраивают часы.
    Вдруг наш капитан, он же кандидат в мастера спорта, отводит всех нас
  в сторонку и почти шепотом объявляет:
  - Есть идея ! Сажаем Володю на первую доску. Еще не факт, что я справлюсь
    со всеми, во втором и третьем турах там тоже звери. Садимся наоборот !
    Я на четвертую. Там я гарантированно наберу 100%, ну, а Володя, ты извини,
   проиграешь и там, и тут.
    Не обижайся, играй в свое удовольствие. Очки мы сами будем добывать.

  Я и не обижался. Со своим третьим разрядом я, понятное дело, никуда не годился.
   И первые три партии уверенно и оправданно проиграл.
   Меня не ругали, даже не обращали на меня внимание, не беря в расчет, и решали
   турнирные задачи сами.

       В четвертом туре мой соперник припозднился, судья пустил часы, и у меня
  закралась мысль - " Вот бы он не пришел вовсе ! Тогда бы я принес команде
  целое очко ! ".
  Минут двадцать я ходил между досками, делая вид, что интересуюсь игрой.
  А на самом деле считал каждую минуту.
  На опоздание давалось 30 минут, на всю партию полтора часа, прошло уже двадцать
  и я начал молиться...
  Еще 10 минут !
       Но вот в дверях показался мужчина, спешно прошел к моей доске, сделав
  ход, переключил часы и только потом начал усаживаться на стул.
  От него так и сквозило уверенностью, а я как-то неожиданно успокоился и даже
  обрадовался, что будем играть. Подошел, пожал руку и сел напротив.
  А чего волноваться ?!
  Тем более, я играл черными, а в то время для меня была большая разница -
  каким цветом играть.
   В отборочном цикле чемпионата мира, когда чемпионом стал Роберт Фишер,
  белые фигуры имели преимущество над черными просто сумасшедшее: 14 - 1 !
  Было, конечно, утешение, что минут двадцать у меня преимущество, но растерять
  его - пару раз плюнуть.

  В предыдущих турах, благополучно проигрывая раньше всех, у меня было время
  понаблюдать за игрой других мастеров.
  Запомнился мужчина средних лет с взлохмаченными волосами, который сознательно
  заводил себя в цейтнот. И когда у соперников на часах оставалось по 10-15
  минут, стрелка его часов почти касалась флажка ! Это значило, что у него
  не более двух минут...
     Первое, что приходит на ум сопернику - играть на время, то есть побыстрее
  сделать ход, чтобы переключить часы на цейтнотчика. Выиграть по времени !
  Тут уже не до качества ходов, главное, быстрее.
  Это крупнейшая ошибка !
  Как правило, тот кто допускает такую ситуацию, отлично играет блиц.
  Тут он чувствует себя как рыба в воде, это его стихия.
  Он мгновенно делает ходы, и снова надо торопиться, чтобы переключить часы
  и вернуть ему ход и время.
  А его ответ снова молниеносный, а главное сильный !
    Не готовый к такому повороту, противник начинает торопиться, нервничать,
  почти не думая, делать ходы, которые впопыхах оказываются не лучшими...
  Результат - проигрыш !
 
 Такую картину я наблюдал не раз и не два.
  Кто сказал, что шахматы скучная игра ?! Смотреть со стороны на такое зрелище
  еще более волнительно, чем играть самому !

 Я отвлекся.
   Мой соперник, словно и не смотрит на часы, ну да, в запасе еще больше часа.
   Не смотрю на них и я , даже не пытаясь применить пагубную тактику передачи
  хода ради передачи. Еще слишком много времени.
  Играю как играю.
     Но после десятого хода вдруг обнаруживаю, что дела идут хорошо, и хотя
  соперник не делает плохих ходов, позиция черных становится все сильнее
  и сильнее.
  Через час игры мы оба начали делать почти этюдные ходы, вся разница только
  в том, что у меня они были лучшие атакующие, а у него - единственные защитные.
  К тридцатому ходу мы почти сравнялись по времени, но позиция была уже такая,
  что я выиграл бы ее у любого !
     К этому моменту наши уже закончили свои партии и стояли около меня не дыша
  и не веря своим глазам...
  Правда, я никого не видел и не слышал, впервые я был там, в игре , весь без
   остатка.
    Знаете, когда что-то получается, вырастают крылья, открывается второе дыхание
  и мозг начинает работать по-другому.
  Я довел-таки эту партию до победы !
  И до сих пор считаю ее лучшей, по крайней мере, черными.

    Меня только что не качали на руках !
  Для нашей команды моя победа на первой доске была настоящее чудо.
  Для меня, честно говоря, тоже !


       *****
      


Рецензии
Такое запоминается на всю жизнь,
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   05.03.2021 11:23     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.