Сказители. 5 часть

ГАМЗАТ ЦАДАСА

Рассказывая о советских народных поэтах-сказителях, невозможно не вспомнить о ещё одном сочинителе – Гамзате Цадаса (ударение на последнем слоге). Гамзат Магомаевич Юсупил родился в 1877 году в ауле Цада (с аварского – «в огне», «из огня»), Аварский округ, Дагестан. Будущий поэт Гамзат Цадаса рано остался сиротой, вместе с ним осиротели также и семь его сестёр. Ему пришлось заботиться о пропитании и содержании этой большой сиротской семьи. Гамзат Цадаса учился в медресе, куда определил его опекун. После окончания медресе был имамом и судьёй в Цада, но спустя три года отказался от этих званий и должностей. Работал на железной дороге, на лесосплаве. В течение двадцати лет скитался из аула в аул в поисках достойных учителей и состоятельных школ. За это время Гамзат Цадаса приобрёл обширные знания в самых разных областях: богословию, логике, этике, астрономии, литературе, арабскому языку и стихосложению. Гамзату Цадасе понравилось искусство сочинительства, он решил посвятить себя сочинению стихотворений. Первые сочинения Цадаса написал в возрасте 14 лет, это были едкие стихи о состоятельных соседях и их собаках: «Собака Алибека» и «Про гибель собаки Исина». По словам самого Цадасы, он не желал писать любовные стихи:

«Не лежит моя душа к песнопениям любовным,
Я хочу служить стране словом грозным, полнокровным»
(из поэмы «Моя жизнь)

В 1920-х годах Цадаса был членом, а затем председателем шариатского суда.
В начале 1920-х в газете «Красные горы», где Цадаса был редактором, были впервые напечатаны его стихи. Позднее он работал в редакции газеты «Горец», занимал разные должности в районном и окружном исполкомах, с 1925 года – депутат районного Совета депутатов трудящихся.
При Советской власти Цадаса продолжил сочинять сатирические стихи, а также обратился к острым политическим вопросам. В стихотворении «Горской бедноте» (1921) Цадаса обращается к трудящимся-горцам:

Эй, труженик, товарищ наш бедняк,
Зачем ты отвернулся от свободы?
Не для тебя ль бойцы в огне атак
Её завоевали в эти годы?!
Чтоб не был ты судьбою обойдён,
Чтобы в меджлисе подавал свой голос,
Большевики творили свой закон,
За это революция боролась.

Цадаса помогал землякам определиться с вопросом выбора достойных людей в новые органы власти – в Советы:

Тень от палки кривой
Не будет прямою, нет!
Лучших из лучших людей
Надо избрать в Совет!
Несправедлив старшина, -
Станут ли слушать его?
Самых достойных, друзья,
Ставьте главою всего!
Не избирайте за то,
Что лишь богатством велик, -
Дурней немало я знал
Средь богатеев таких.
Скажут: избрать Магому –
Конь у него хорошо.
Разве средь пеших, друзья,
Дельных людей не найдёшь?
Избранные в Совет
Работать должны головой, -
Иначе, как говорят,
Ноги забудут покой.
Горцы, друзья мои!
Лучших из лучших людей,
Преданных мы изберём,
Верных земле своей!
Я же дал клятву: стихом
Разоблачая мразь,
Строить новую жизнь,
Крепить Советскую власть!
(из стихотворения «Кого выбирать в Советы», 1921)

В начале 1930-х годов на творчество Гамзата Цадасы обратили внимание в Москве. Агитпропу нужен был такой правильный кавказский поэт, сочиняющий идеологические выдержанные произведения. В 1934 году Гамзат Цадаса становится членом Союза писателей СССР, делегатом Первого всесоюзного съезда писателей. Его избирают членом ЦИК Дагестанской АССР и присваивают звание народного поэта автономной республики. В 1930-40 годах Гамзат Цадаса пишет десятки стихотворений, посвящённых Советской власти, колхозному строю, Сталину, Октябрю, трудящимся: «Радиомачта на сакле соседа», «Октябрь», «Речь старухи в день 8 марта», «Письмо колхоза Сталин-аул» единоличнику Али», «В Москву, товарищу», «О рабочем классе», «Сталину», «У Мавзолея Ленина», «Двурушник», «Старое и новое», «Певец и радио», «Памяти Серго» и т.д.

В 1939 году Гамзата Цадасу наградили правительственной наградой. Поэта впечатлило это обстоятельство, он тут же написал по этому поводу стихотворение «Когда передали по радио о награждении Гамзата Орденом Трудового Красного Знамени»:
Сегодня, первого февраля,
В большое волнение я приведён:

Узнала по радио вся земля,
Что орденом я, Гамзат, награждён.
Очень велик этот светлый дар,
Орденоносцы у нас в чести,
Орден горит на груди, как жар,
Надо достойно его нести.
Песни мои – для людей труда,
Царская власть заглушала их,
Но слово свободы живее всегда,
Свободен и ясен советский стих.
Меня угнетал Николай Второй,
Теперь я выбран в Верховный Совет,
Не потому, что большой я герой,
А потому, что я честный поэт.
Я буду напорист в труде и смел,
Мне многое надо успеть.
Пока язык мой не онемел,
О новой жизни я буду петь.

Гамзат Цадаса действительно пел о новой жизни, воспевал новую жизнь и её строителей – рядовых тружеников и вождей.
Из стихотворения «О рабочем классе. Побывав в Москве на автомобильном заводе» (1935):

Довелось увидеть мне
В угле скулы, в саже губы.
Труд людской кипел на дне,
В небо дым клубили трубы.
Вот они, труда сыны, -
Подсказало сердце скоро, -
Сердце и лицо страны
И крестьянина опора.
А из заводских ворот,
Чтобы люди лучше жили,
Ежесуточно завод
Гонит сто автомобилей.
Все машины на ходу.
Граждане! Учтите это.
Есть шофёр? Забыв нужду,
Мчитесь по Земле Советов!

Стихотворение «Ленину» (1949):

Кто сказал, что Ленина нет?
Слуху ложному вопреки,
Всюду – ленинской мысли свет,
След его рабочей кирки.
Ленин жив, никуда не ушёл,
Он – в размахе больших работ.
Как стремящийся ввысь орёл,
Он в дерзаньях наших живёт.
Большелобая голова
И прищуренный зоркий взгляд.
Огневые его слова
Беспощадно врагов разят.
Весь он – словно в горах река,
Весь – кипение, весь – полёт.
Вдаль протянутая рука
Путь указывает, зовёт…
Славят Ленина все уста
На наречиях всех широт.
А святая его правота
В миллионах сердец живёт.

Узнав о смерти своего друга и коллеги Сулеймана Стальского, Цадаса пишет стихотворения в память поэта:

Хоть и познал он почести и славу,
До солнца нашей властью вознесён, -
Не изменил крестьянскому он нраву,
На туфли не сменил чарыков он.

Во время Второй мировой войны Гамзат Цадаса писал стихи о защите Родины, о Красной Армии, о тружениках тыла. Его снова награждают, вручают два Орден Ленина (в 1944 и 1947 г.г.), медали «За оборону Кавказа» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». В 1951 году Цадаса становится лауреатом Сталинской премии второй степени.
Он пишет поэмы и четверостишия, басни, стихи и детские сказки. По басням Цадасы сняли два мультфильма: «Слон и муравей», «Лев и заяц» (1948-49).
В 1949 году Гамзат Цадаса пишет пьесу «Поздравление товарищу Сталину в день его 70-летия».

В разгар Холодной войны Цадаса пишет стихотворения, обличающие западных милитаристов-людоедов, последователей Гитлера и Муссолини: «О врагах мира», «Сон американского миллиардера», «За мир!» и т.п.
Как и многие другие национальные поэты-сказители, Гамзат Цадаса творил на своём родном – аварском – языке. На русский язык его стихи переводили профессиональные переводчики: Владимир Державин, Семён Липкин, Яков Козловский, Константин Алтайский, Юлия Нейман и другие. Они же и «причёсывали», редактировали тексты Цадасы, чтобы их мог воспринимать русскоязычный советский читатель. По большому счёту, переводчики фактически создавали новые оригинальные произведения.
Гамзат Цадаса умер в 1951 году в возрасте 73 лет. Он был не только создателем своих многочисленных произведений, но и отцом двух сыновей, впоследствии ставших широко известными в Советском Союзе: поэта Расула Гамзатова и литературоведа Гаджи Гамзатова. Два других сына Цадасы – Магомед и Ахильчи погибли во время войны.

***

На этом я завершаю повествование о сказителях земли советской. Я рассказал о четырёх из них. Конечно же, их было намного больше: десятки известных, сотни или даже тысячи малоизвестных и безымянных. Из прославившихся назову таких советских сказителей: Фёкла Беззубова, Анна Гладкобородова, Фёдор Свиньин, Фазил Юлдаш-оглы, Фёкла Быкова, Фёдор Конашков, Ефимия Кривошеева, Михаил Рябинин…
Как можно убедиться, советское сказительство было специфическим явлением эпохи сталинского соцреализма. Оно появилось, расцвело и проявило себя во всех отношениях в 1930-1950 годах. Советские сказители (советский фольклор, псевдофольклор, фейклор) выполнили все задачи, которые ставили перед ними Партия, Правительство и Агитпроп. Был создан целый пласт псевдонародной литературы, отвечавшей всем требованиям социалистического реализма сталинского периода советской истории. Советская власть считалась народной, поэтому воспевать её и её достижения должны были представители народных масс – простые крестьяне, не заканчивавшие литературных вузов и филологических отделений. И сказители воспели народную власть, трудящихся и вождей. Многие из сказителей получили за свои произведения высокие награды, премии, всенародную славу и почёт. Некоторые сказители подверглись репрессиям и сгинули в ГУЛАГе.

После смерти Сталина надобность в советском сказительстве отпала, и оно исчезло как вид искусства. В стране выросло новое поколение, чьи мозги нуждались в иных средствах обработки. Сказительство, как идеологическое оружие, безнадёжно устарело. Некоторых поэтов-сказителей продолжают помнить и чествовать, большинство из них забыты.


Рецензии