За что сожгли протопопа Аввакума Петровича

За что сожгли протопопа Аввакума Петровича

По материалам статьи Шацкого О.Е. «Проблемы истории, филологии, культуры» - 2011. - № 2. - С. 258-267 Аввакум никогда не был противником обновления Церкви и лично принимал активное участие в «книжной справе» (редактирование переводов богослужебных книг), которую начал патриарх Иосиф. Никон же, после своего восшествия на патриарший престол, лишь продолжил дело своего предшественника, хотя в историю как великий церковный реформатор вошёл именно он.
С воцарения нового патриарха в 1652 году и начался активный конфликт Аввакума с действующей Церковью. Его суть заключалась в разных с патриархом взглядах на то, по какому образцу необходимо править богослужебные книги (при этом сам факт подобной необходимости протопопом никогда не отрицался). Никон собирался взять за образцы итальянские переиздания греческих книг, привлекая для их адаптации польских книжников. Аввакум же со своими сторонниками был уверен, что в данных книгах содержаться искажения, а значит, они не авторитетны.
Изложив свои взгляды в челобитной царю Алексею Михайловичу и начав распространять её текст среди простого народа, Аввакум вывел конфликт с патриархом в публичную плоскость, что привело к разделению верующих в стране на два лагеря. Царь же, желая, с одной стороны, предотвратить раскол Церкви, а с другой – не дать новому патриарху значительно усилить свой авторитет, принял «соломоново решение»: отправил протопопа в ссылку, то есть, как бы поддержал Никона, но и не позволил уничтожить его главного противника (а за ересь в те времена как минимум вырывали язык, а как максимум – отправляли на костёр).
В дальнейшем Аввакума то возвращали из ссылки, когда царю был нужен оппонент для жаждавшего всё большей власти патриарха, то отправляли туда вновь, когда нужда в нём исчезала. При этом стоит понимать, что истово верующий протопоп вёл настолько аскетичный образ жизни, что ссылка практически не ухудшала его быт.
В 1667 году его отправили уже не в ссылку, а в «земляную тюрьму» в Пустозёрске (то есть, фактически, в яму в земле за полярным кругом), где он и провёл следующие 14 лет своей жизни. Аввакум написал царю Фёдору Алексеевичу о посмертной участи его отца Алексея Михайловича: «В муках он сидит, слышал я от Спаса; то ему за свою правду» [Мякотин 1894, 155; Бороздин 1898, 346]. Опасаясь, что популярность Аввакума приведёт к народному бунту, царь Фёдор Алексеевич приказал расправиться с мятежным раскольником.
«Патриарх Иоаким, по предположению П. И. Мельникова, стал настоятельно требовать казни расколоучителей, из дальнего Пустоозёрска поддерживавших и распространявших раскол повсюду» [Бороздин 1898, IV].
Очевидно, что послание Аввакума, написанное после смерти Алексея Михайловича, могло вызвать недовольство нового царя. И, действительно, известно, что после 1676 года правительство приняло меры к ужесточению участи пустозерских узников. Впервые документы об этом обнаружила Л. Г. Заничева, а опубликовал В. И. Малышев. Рассматривался вопрос о переводе узников в монастырские тюрьмы. Если в 1676 охране предписывалось только никого не допускать к узникам, то в 1677 царь впервые приказал не позволять заключенным иметь чернила и бумагу [Малышев 1955, 328]. В. И. Малышев обоснованно полагал, что именно письмо 1676 года, написанное «в очень резком и неуважительном тоне» и «переполнившее чашу терпения», привело к «новому усилению режима» [Малышев 1955, 328-329].
В. И. Малышев полагал, что истинные причины казни изложены в Синодальном объявлении 1724 года. Основная тема – объяснение, почему Аввакум не заслужил почитания в качестве святого. «Лжемученики, паче же и злодеи и казненные, уподобляются мученикам Христовым, бессовестно похищают себе имя святого»; «церкви Христовой укорители; государств христианских возмутители, властей от Бога учиненных ругатели, душепагубные суеверы, раздирающие ризу Христову, всееретичествующие тати, разбойники и все по вине своей страждущие не венчаются» (т. е., не могут быть увенчаны венцами мучеников); «бывший протопоп Аввакум осуждён, наказан и казнён, аки злодей, суеверец, клеветник, ругатель и еретик непокаянный» [Малышёв 1965, 341].
 Вместе с Аввакумом приняли мученическую смерть его ближайшие сподвижники старообрядцы Епифаний, Лазарь и Фёдор, которым в качестве дополнительного наказания ("добавочной казни") отрезали языки.
Переход к жестким мерам во время правления Софьи был подготовлен церковным собором 1666-1667 гг., который отлучил старообрядцев от церкви и объявил старые обряды и тексты еретическими, а также собором 1681-1682 гг., который принял постановление о предании раскольников светскому суду.
В 1675 году Алексей Михайлович издал указ о сожжении старообрядцев. «Раскольников, которые восточной апостольской церкви не повинуютца, говорить многажды, чтобы они от того расколства престали и покаяние принесли и на истину обратились. И буде которые росколники не покорятца и в познание не придут, и тех раскольников сжечь». «о церковных раскольщиках, которые объявятся в расколах, и тех людей велено расспрашивать и приводить трикратно. И буде не повинятся, и велено зжечь» [Выпись Новгородского приказа 1990, 81; ПСРЛ 1987, 211].
Накануне майского восстания (согласно старообрядческому преданию 14 апреля) лидер старообрядцев протопоп Аввакум и его «соузники» были заживо сожжены в каторжном поселении в Пустозерске.
«Таким образом, связь Аввакума с раскольниками в Москве, его активная роль в подготовке открытого выступления в январе 1681 года против феодальной церкви и самодержавия теперь получают документальное подтверждение, исходящее из неофициальных источников» [Румянцева 1970, 91]. Однако, в приведённом Афанасием слухе Аввакум никак не связывался с московским выступлением старообрядцев января 1681 года. О причастности Аввакума к событиям 1681 года говорится только в «Объявлении» Синода. И только из того же источника известно, что во время этих событий произошло осквернение царских гробов.
 В Новгороде – из арестованных в 1682 году старообрядцев около 15 были сожжены [Румянцева 1986, 237]. Во Пскове в 1682 году был арестован старообрядец И. Меркурьев, а в следующем году сожжен. Документы о сожжении Меркурьева сообщают: «в прошлом Государь во 191 [1682] году Августа в 27 день, во Пскове в Приказную избу присланы ко мне, холопу Вашему, из Митрополичья приказу с памятью и распросными речами к градскому суду роскольники псковичи посадские люди Ивашко Меркурьев да Мартинко Кузмин во многом церковном богохулном расколе… расколника Ивашку Меркурьева сжечь в костре» [Судные процессы… 1882, 14 - 15]. В 1683 году группу старообрядцев сожгли в Тобольске [ПСРЛ 1987, 219]. В том же году монаха Варлаама сожгли в Клину. Отписка о его казни сообщает: «И по указу де великих государей того раскольщика старца Варламка за противность и за раскол церкви божии, сказав ему вину, клинской приказнои Дмитрий Ярцов и новгородских стрелцов голова Афонасей Боранов при нем же Григорье сожгли в костре» [Румянцева 1986, 242]. Понятно, что в 1682 – 1683 годах массово сжигали старообрядцев «за раскол».
Итак, казнь духовного вождя старообрядчества происходит в одно время с казнями других староверов по религиозным обвинениям. На одном костре с Аввакумом сожгли ещё нескольких старообрядцев, которые никак не могли отвечать за гипотетическую «хулу» Аввакума на «царский дом». Ф. Е. Мельников в 1913 году: «объявляется, что протопоп Аввакум "был подвергнут казни как государственный преступник, за великие на царский дом хулы". Не клевета ли это? (…) «Откровенно говоря, протопопа Аввакума казнили совсем не за письмо его к царю; казнили же вместе с ним и священника Лазаря, и диакона Феодора, и инока Епифания, а они ведь не были причастны к письму Аввакума. Как они, так и протопоп Аввакум преданы огнесожжению только потому, что были непреклонными и стойкими защитниками старообрядчества и поэтому были неугодными и ненавистными для тогдашней церковной иерархии.» (Фита (Мельников) 1913, 86, 88). Хронологически казнь Аввакума последовала сразу после решения Собора об отсылке упорствующих старообрядцев к светскому суду. Решение Собора – ноябрь 1681 года. Казнь Аввакума – апрель 1682 года. По всем перечисленным соображениям Аввакум был казнён за распространение старообрядчества, возглавив список русских писателей, погибших за свои убеждения.


Источники:

1.Акты исторические: Собранные и изданные Археографической комиссиею. Т. 5. 1676-1700. – СПб., 1842. – С. 111 – 112;
2.Бороздин А. К. Протопоп Аввакум. – СПб., 1898. – С. IV, 346;
3.Выпись Новгородского приказа из отписок вятского воеводы А. П. Нарышкина о раскольниках, пойманных в Вятском уезде, 1675 г. // Народная культура Урала в период феодализма. – Свердловск, 1990. – С. 81;
4.Дворцовые разряды. Т. 3. – СПб., 1852. – Стб. 1528-1529;
5.Документы Разрядного, Посольского, Новгородского и Тайного приказов о раскольниках в городах России: 1654-1684 гг. - М., 1990. – С. 91;
6.Зеньковский С. А. История Старообрядчества. - М., 2005. - С. 399, 403;
7.Знаменский П. В. Руководство к русской церковной истории. - М., 2005. - С. 326;
8.Иловайский Д. И. Отец Петра Великого. – М., 1996. - С. 478;
9.Козлов В. П. Тайны фальсификации. Анализ подделок исторических источников XVIII-XIX вв. - М., 1996. – С. 22-44;
10.Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. – М., 1991. - С. 570;
11.Макарий (Булгаков). История русского раскола. – СПб., 1855. - С. 219 (прим. 400);
12.Малышев В. И. Новые материалы о протопопе Аввакуме // ТОДРЛ / В. И. Малышев (ред.). 21. – М., 1965. - С. 328, 329, 336 – 337, 340 – 342;
13.Матвеев А. А. Описание возмущения московских стрельцов // Рождение империи. – М., 1997. – С. 391, 425;
14.Мельников П. И. Аввакум Петрович // Энциклопедический словарь, составленный русскими учёными и литераторами. Т. 1. - СПб., 1861. – С. 153;
15.Мякотин В. А. Протопоп Аввакум: Его жизнь и деятельность. – СПб., 1894. – С. 154, 155, 156;
16.Новомбергский Н. Я. Колдовство в Московской Руси XVII-го столетия. – СПб., 1906. – С. IX, 78-79;
17.Опарина Т. Неизвестный указ 1653 года о запрещении колдовства // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. -2002. - № 3. – С. 88 – 91;
18.Память Сыскного приказа в Оружейный приказ об отписке на государя в Бронной слободе двора, принадлежавшего раскольнику и церковному противнику Оське Сабельнику, 1681 года, июля 30 // ЧОИДР. – 1847. – Кн. 5. – С. 71 – 72;
19.Повесть о боярыне Морозовой. – М., 1991. – С. 54, ПСРЛ. Т. 36. М., 1987. – С. 211
20.Робинсон А. Н. Аввакум (личность и творчество) // Житие Аввакума и другие его сочинения. – М., 1991. – С. 18;
21.Румянцева В. С. Народное антицерковное движение в России в XVII веке. – М., 1986. - С. 237;
22.Румянцева В. С. Неизвестные материалы о протопопе Аввакуме // Советские архивы. – 1970. - № 5. – С. 90 – 93;
23.Рыжов К. В., Рыжова Е. В. Сто великих пророков и вероучителей. – М: Вече, 2006. - С. 464;
24.Смирнов П. С. Внутренние вопросы в расколе в XVII в. - СПб., 1898. – С.VIII
25.Соборное Уложение 1649 года. – Л., 1987. – С. 19, 20, 131;
26.Судные процессы XVII-XVIII вв. по делам церкви // ЧОИДР. - 1882. - Кн. 3. - С. 14, 15
Фита. [Мельников Ф. Е.] Позорное дело XX века // Церковь. - 1913. - № 4. – С. 85, 86, 88
Хьюз Л. Царевна Софья. – Спб., 2001. - С. 161;
27.Энциклопедический словарь. Брокгауз и Ефрон: Биографии. Т. 1. – М., 1991. – С. 36;
28.The new Encyclopediya Britannica. V. 1. – Chicago, 1994. – P. 744;


Рецензии