Я убит подо Ржевом...
Это эссе выросло из анализа рецензии на фильм «Ржев», вызвавшей оживлённую полемику. Нарастание спора и наличие множества часто противоположных точек зрения заставляет изложить свой взгляд на ситуацию более ёмко и конкретно.
Общее впечатление, производимое фильмом таково: в безграничном пространстве в неозначенную эпоху, даты не приводятся вообще, идёт какая-то Ржевская битва. Советские войска, неся немыслимые потери, штурмуют никому ненужные сопки и захватывают не имеющие никакого тактического значения деревни. Если бы не реки крови, всё зрелище крайне напоминает фэнтези. Какую информационную подпитку получает неискушённый в истории зритель? Бездарность, бестолковость, бессмысленность! И недоумение: как же в таких условиях хватило солдат и патронов дойти до Берлина, если на начало войны людской и экономический потенциал были не в нашу пользу!
Война, отметим сразу, шла долго, но не бесконечно: 1418 дней. И каждый из них несёт свой неизгладимый отпечаток. Не так уж сложно перепутать 19 октября и 19 ноября 1942 года. Но в первом случае на внешнем контуре мы видим истекающую кровью Красную Армию из последних сил сопротивляющуюся беспощадному натиску Вермахта. Исход войны явно предрешён. А через месяц явившиеся, словно ниоткуда новые миллионы красноармейцев и тысячи танков загоняют немцев в огромный «котёл». После 19 ноября 1942 года советские войска до самого конца войны не проиграли ни одной битвы! Поэтому каждый из 1418 дней мы должны рассматривать ответственно и щепетильно.
От того, как поставлен вопрос, зависят и ответы на него. Начнём сразу с выводов, которые, всё-таки придётся облечь в форму тезисов.
Любой взгляд на ситуацию субъективен.
Практически везде и всегда правду заменяет наиболее популярная на данный момент версия.
Красота в глазах смотрящего.
Бесконечно важно для выживания нации и даже цивилизации, чей субъективизм будет принят за истину!
Книги и фильмы создаются не для мёртвых, а для живых. Нельзя объять необъятное и мы вправе спросить: что мы сегодня хотим знать о себе?
Поясним мысль примером.
В битве на реке Сити, 1238 год, элитные войска Владимирской Руси (читай, России) были разгромлены и уничтожены разведотрядом лёгкой монгольской конницы. Ситуация крайне напоминает ошеломительный удар Красной Армии по японским войскам в августе сорок пятого. Ни один источник не даёт описания битвы, потому что битвы не было. Было побоище. Но народная память изрыгнула из себя эту страшную страницу истории, заменив её преданием о Евпатии Коловрате, историчность которого под большим сомнением. Продолжая Западный поход, монголы нанесли чудовищные поражения и полякам, и венграм, и чехам. Но нигде эти события не стали частью эпоса. Их предпочли забыть как страшный сон.
В истории каждого народа есть и тёмные, и светлые страницы. От того, какую часть правды предпочтёт ныне живущее поколение людей, зависит и прошлое, и будущее.
Возьмём классический образец убойной американской пропаганды фильм «Спасти рядового Райана». Никто не льёт слёзы и не пускает слюни о позорнейшем бегстве в Арденнах в декабре сорок четвёртого, когда у немцев не оставалось даже мифических шансов на победу. Американцы все дружно забыли этот факт, одновременно придумав кучу несуществующих подвигов.
В фильме все заняты крайне серьёзным делом, спасают одного - единственного рядового солдата, оказавшегося последним сыном в семье. От начала и до конца всё притянуто за уши, но с этой заведомой неправдой согласны все: и создатели фильма, и зрители, и историки. Фильм снят именно таким, потому что другой фильм никому не нужен!
Найдётся немало желающих снять кино не о Евпатии Коловрате, а о «доблестных подвигах монгольских батыров, с отчаянным бесстрашием сокрушающих встающие на их пути преграды»
Они не откажутся увидеть фильмы о «танковом падеже» в первые дни ВОВ, радость вызовут у них и советские самолёты, уничтоженные прямо на аэродромах. Приятны их слуху и разговоры о миллионах красноармейцев, сгинувших в «котлах» в первые месяцы войны.
Всё это правда: и танки, и самолёты, и котлы. Так оно и было. Вопрос не в том будем ли мы огульно всё это отрицать или признаем факты. Суть проблемы в том, станем ли мы до мазохизма смаковать эти «котлы» или всё-таки обратим свою память к другим «котлам». Например, к тем, в которые попали сотни тысяч фашистов летом сорок четвёртого в результате блестяще проведённой Красной Армией операции «Багратион»!
Люди, муссирующие «танковый падёж» вовсе не хотят знать о контрнаступлении советских войск в декабре сорок первого. Это им неинтересно. Если только в контексте «героической обороны Вермахтом «Демянского котла». Хотя именно удовлетворительное снабжение окружённых войск с помощью транспортной авиации сыграло с руководством рейха злую шутку. Оно не усомнилось, что подобное удастся осуществить и в окружённом Сталинграде.
Ржев – это наша общая боль, незаживающая, саднящая рана.
Десятилетия для большинства населения страны эта тяжелейшая страница истории была неизвестна. Как и катастрофические «котлы» под Киевом и Вязьмой осенью 1941г., поражение под Харьковом в мае 1942г, гибель Второй Ударной армии весной 1942г. и многое другое.
Никто не спорит, что любой гражданин имеет право на доступ к информации. Получает же он её, за редким исключением, не из академических источников, а из СМИ. И здесь крайне важно, кто и как формирует повестку дня.
Что большинство населения знает об Иване Грозном? То, что сообщается в фильме «Иван Васильевич меняет профессию»! Мало кто сомневается, что Екатерина Вторая, почила в бозе в 1796году, продала Аляску, год оформления сделки 1867. Этот миф создан на наших глазах в результате широкой популярности песни, автор стихов которой не удосужился заглянуть в «Википедию». Её тогда ещё просто не было, а идти в библиотеку, ближний свет.
Создание любого фильма о Ржеве несёт заведомые риски. Здесь семь раз отмерь, не буди лихо, не заглядывай в бездну. Тема изначально проигрышная. Хвалиться нечем, а рефлексия по типу «бойцы вспоминали минувшие дни, и битвы, что вместе продули они» может довести самоочищение до такого уровня, что и очищать будет нечего. В принципе фильм на эту тему просто не нужен, никакой вообще.
Ржевской битвы как единого целого не было. Уж тем более «мясорубки», где злые генералы из человеконенавистнических побуждений занимались перекручиванием беззащитных людей в фарш.
В течение всего 1942года прошло несколько отдельных операций, каждая из которых имела свой стратегический замысел.
Они даже не связаны между собой.
И называть их «бойней» и «мясорубкой» объективно нечестно.
Зимой и весной сорок второго года Красная Армия громила врага на всём западном направлении, в том числе на дуге, опоясывающей Ржев. Летом и осенью была проведена ещё одна наступательная операция. Необходимо было связать наибольшее число войск противника, чтобы он не смог перебросить их на южное направление, где решалась судьба войны. Зимой сорок второго и сорок третьего годов удачно завершившаяся очередная операция стала развитием успехов, достигнутых под Сталинградом и на Кавказе.
Если человек интересуется историей, изучает её, у него вырабатывается комплексное мышление и ментальный иммунитет. И он чётко понимает «игра забудется, а счёт останется».
Война, на всякий случай, напомним, закончилась в Берлине!
Средний обыватель свято верит, что Пётр Первый, год кончины 1725, имел связь с Екатериной Второй, год рождения 1729. А Наполеон, в принципе, вполне мог оставить в наследство прогрессивному человечеству сразу два собственных черепа. Обваливать на психику «потребителя контента» ушаты информационной грязи, где пьяные мужики, гонимые безжалостными комиссарами, непонятно зачем гибнут за какую-то никому не нужную деревню, это политическая диверсия.
Ещё раз просмотрите. «Спасти рядового Райана»!
Единственно приемлемый сюжет для фильма о Ржеве.
Бойцы осознанно идут на гибель и зрителю все два часа вколачивают в мозги: да они все до одного полегли, но каждый убил своего немца. И этот немец не попал под Сталинград. И это главное в битве подо Ржевом! А голос за кадром говорит, что отступая с берегов Волги, немцы драпали так, что вскоре бесславно бежали и из-под Ржева, Трусливо, боясь окружения, оставив позиции.
Примерно так снят советский фильм «Батальоны просят огня». Десант на западном берегу Днепра осенью 1943года притягивает к себе все силы противника.
А настоящее наступление начнётся в другом месте. И мы понимаем замысел командования. Здесь погибнут сотни, а там будут спасены тысячи. И мы знаем: они с честью отдали жизнь за Родину!
Сложными вопросами войны пусть занимаются историки.
Выпячивая одни вопросы, мы автоматически, даже невольно, скрываем другие. Зрителю не так уж и важно посмотрит он высокохудожественный фильм о Висло-Одерской операции, признанной самой лучшей за всю войну или о катастрофическом разгроме под Вязьмой. Но «осадочек» или историческая память формируются принципиально отличные. Разные фильмы закладывают разные паттерны и формируют принципиально несхожие доминанты. А это уже вопрос выживания цивилизации в целом. Чью голову мы будем посыпать пеплом: собственную или соседа?!
Массовое сознание состоит из простых схем, чёрное-белое, к тому же, крайне мифологизировано. И жизненно важно, какая «правда» о войне станет мейнстримом.
Проще говоря, через какие «котлы» конкретный индивид будет оценивать войну: сорок первого или сорок четвёртого года!
Общепринятая версия войны не может быть сложной, тем более основываться на выпячивании поражений:
1. Враг напал вероломно. Тотальные неудачи не сломили дух народа. Начиная с героической обороны Брестской крепости и до великой битвы под Москвой, вера в победу вела советских людей на смертный бой. Титанические усилия позволили спасти и перебросить на Восток производственную базу и миллионы квалифицированных специалистов.
2. Используя ресурсы покорённой Европы, враг наносит второй удар немыслимой силы. Избегая окружений, Красная Армия растягивает коммуникации противника, разгромив его на подготовленных рубежах на Волге и у подножия Кавказа. Страна выходит победителем в количестве, а во многом и качестве, произведённого вооружения.
3. Перестроив экономику на военные рельсы, отмобилизованная Германией Европа в третий раз пытается перехватить инициативу. Враг разгромлен на Курской дуге.
4. Методично и неумолимо перемалывая вражеские дивизии, мы ещё почти два года идём до Берлина.
Кому не нравится такая история? Где здесь заведомая ложь?! Даже просто неправда!
Вся мировая история пишется только так. Народ, готовый самокопание переводить в самобичевание, обречён!
Наш кинематограф относится к теме ВОВ по принципу "обжегшись на молоке, на воду дует". И сценаристы, и режиссёры, и продюсеры всё никак не могут избавиться от давно насквозь прогнивших клише, вбитых в голову подонками и предателями вроде Резуна-Суворова и Солонина. Удобнее и привычнее долдонить о пьяных комиссарах, превративших всю Красную армию в один большой штрафбат, оглашая потери населения, превышающие всю его численность перед началом войны. Но дело идёт на поправку. Последний фильм "Подольские курсанты" снят в духе разумного патриотизма. Никто не скрывает от зрителя, что окружение под Вязьмой и Брянском многих сотен тысяч солдат обрушило фронт. В первых числах октября защищать Москву было просто некому. И курсанты бились до последнего, пока не подошли дивизии из глубины страны. Нам их жаль, мы скорбим. Но всех и каждого переполняет чувство гордости за великих предков. Это наша история и мы никому её не отдадим!
В завершение темы, хочется подкинуть пару свежих мыслей нашим кинематографистам.
В искусстве, да и в целом в народной памяти, крайне недооценена Битва за Кавказ. Сражения на Тереке, где вражеские танки встали, натолкнувшись на озёра горящей нефти, завораживают воображение.
А битва за Эльхотовские ворота являлась как вершиной героизма советских солдат, так и показателем полководческого мастерства.
Эта небольшая долина, десять километров в длину и два с половиной в ширину, рассекает Сунженский хребет.
Будто обезумев, германское командование бросало, раз за разом сотни танков на великолепно подготовленные рубежи обороны, не считаясь ни с какими потерями. И сотни вражеских танков, и тысячи солдат встретили свой последний час на этом залитом кровью клочке земли. Враг был разбит, победа осталась за нами. Этот достойный момент нашей героической истории просто обязан стать основой потрясающего сюжета для великолепного фильма!
С уважением и готовностью к диалогу, автор.
Свидетельство о публикации №221051001859
От того, как поставлен вопрос, зависят и ответы на него. Начнём сразу с выводов...
Любой взгляд на ситуацию субъективен.
Практически везде и всегда правду заменяет наиболее популярная на данный момент версия.
Красота в глазах смотрящего.
Бесконечно важно для выживания нации и даже цивилизации, чей субъективизм будет принят за истину! ...
Книги и фильмы создаются не для мёртвых, а для живых. Нельзя объять необъятное и мы вправе спросить: что мы сегодня хотим знать о себе?
Когда-то тоже собирала материал в интернете, чтобы написать про Ржев на примере 74 стрелковой бригады, которая прибыла на фронт в составе Сибирской добровольческой дивизии и участвовала в операции "Марс" с 25 ноября 1942 года вместе с мех. корпусом М.Д.Соломатина. О выходе корпуса из окружения из-под г. Белый (119км от Ржева) был снят фильм "Корпус Генерала Шубникова"(1980г). Мне показалось, что это была попытка рассказать про бои под Ржевом в художественном кино (там нет ни точных дат, ни географии). Свои материалы разместила в сборнике "Поиск" - всё ещё надеюсь переписать на чистовик.
Надо, чтобы помнили. Не забывали.
Любушка 2 21.02.2022 07:47 Заявить о нарушении
"Единственно приемлемый сюжет для фильма о Ржеве.
Бойцы осознанно идут на гибель и зрителю все два часа вколачивают в мозги: да они все до одного полегли, но каждый убил своего немца. И этот немец не попал под Сталинград. И это главное в битве подо Ржевом! А голос за кадром говорит, что отступая с берегов Волги, немцы драпали так, что вскоре бесславно бежали и из-под Ржева, Трусливо, боясь окружения, оставив позиции.
Выпячивая одни вопросы, мы автоматически, даже невольно, скрываем другие. Зрителю не так уж и важно посмотрит он высокохудожественный фильм о Висло-Одерской операции, признанной самой лучшей за всю войну или о катастрофическом разгроме под Вязьмой. Но «осадочек» или историческая память формируются принципиально отличные. Разные фильмы закладывают разные паттерны и формируют принципиально несхожие доминанты. А это уже вопрос выживания цивилизации в целом. Чью голову мы будем посыпать пеплом: собственную или соседа?!
Массовое сознание состоит из простых схем, чёрное-белое, к тому же, крайне мифологизировано. И жизненно важно, какая «правда» о войне станет мейнстримом.
Проще говоря, через какие «котлы» конкретный индивид будет оценивать войну: сорок первого или сорок четвёртого года!"
Прошлое это не просто подборка отложенных в памяти фактов. Прошлое внутри нас. И от того, каким ощущает его наше поколение, оно может быть и могучим стимулом, мобилизующим на великие деяния и страшными путами, не дающими сделать и шага.
Битва за прошлое есть неотъемлемая часть повестки дня нынешнего. Именно поэтому я и написал данную статьюС уважением Л.Х.
Лев Хазарский 21.02.2022 12:00 Заявить о нарушении