210. В Истамбуле, в Константинополе...

Недавно сидели с девчонками на работе, чай пили, о том, о сем трепались, и вот надо было вставить слово, характеризующее людей, двигающих ногами планету вокруг оси, пальцами щелкала, но - не вспомнила. А сегодня так - тыдыщь! - ПАССИОНАРИИ.

Слово это - пассионарии, вычитала я его у того Гумилева, что историк, про которого узнала из аннотации к многотомнику Балашова про государей Российских, и там еще были такие слова: теория пассионарного этногенеза.

Тот, кто более-менее системно вычитывает мои опусы, знает, что когда-то давно я выкинула на помойку книжку про "генетику сиречь племенное разведение собак", потому что решила заниматься этим в раю, когда кроме собак Господь подаст мне еще и лошадей (на смену которым тут, на земле, давно уже пришел трактор, а тракторов я вот уж совсем разводить не мечтаю). Выкинула, а нынче завела "племенную" суку алабая, и подумываю - а вдруг, если я на этом свете не научусь разводить собак, то и в Раю Господь не даст? Сначала же - научение, а потом только - практика? Кто ж мне даст тренироваться на райских животных? Расту, в общем, духовно, ога...

Вожусь, значит, со щенком племенной суки алабая и вспоминаю генетику собак, прикидывая это на пассионарную теорию этногенеза (очень "пассионарный" щенок, в четыре месяца уже руки отрывает вместе в поводком) - ПАССИОНАРИИ.

Люди, про которых сказано в назидательно-примерочном тоне "о, будь ты хотя бы холоден или горяч, но ты тепл еси, изблюю тебя из уст Моих!" - уж не помню кому и по какому поводу это было сказано, но видно, что пассионарий поставлен в пример для правильного и богоугодного подражания кому-то. Кому-то теплому, которое по-нашенски "ни то, ни сё". У Макаревича про это даже песенка есть, что-то... ммм... про человека, который все свои дрова, припасенные на зиму, спалил за одну ночь, чтобы было хоть чуть-чуть теплее от одинокой песни его.

При чем тут Константинополь?

Представим на минуточку, что мы - папа и мама десятерых детей. То есть, не училка, у которой тридцать подопечных, и каждому надо за сорок минут урока выдать по подзатыльнику, не гувернантка (гувернер), которому платят ахренистические евры за то, чтобы дети не ковырялись в носу на ланче с президентами, а именно - папа и мама, то есть, двадцать четыре часа в сутки, семь дней в неделю, без выходных, десять детей, которых надо кормить, поить, одевать и воспитывать (прежде это слово писалось через букву "з" - воЗпитание, приставка "воз-" прежде означала движение вверх, а и сейчас означает в слове "возрастание").

Десять детей. Ну, пусть даже в таком нехилом доме площадью 1000 квадратных метров, где есть и бассейн с сауной, и спортзал, и столовая с каминным залом, и спальни ну не у каждого, конечно, но пусть на двоих-троих одна. Библиотека - просторная, уроки учить удобно. В подвале - кладовая, как у Хоббита в норе.
То есть, не цыганская такая семья, да?

И вот в этой семье мальчики бьют девочек, старшие девочки по утрам окунают в унитаз "чтобы умывались" младших, и прочая прелесть, которую можно посмотреть в фильме "Свои дети" с Серебряковым.

Родителям - весело? При том, что они отнюдь не наркоманы - бизнес ведут умеренно, не разрываясь на "Я ради вас на работе подыхаю, а вы?!..", наемных работников не практикуют (дети-то не избалованные, не с жиру бесятся), нормальные такие папа и мама, а дети - как бесы вселились... С чего?!

И, главное, что с этим делать? Коуча звать?

Вот примерно как-то так должны бы чувствовать себя Бог Господь в Троице и Пречистая Дева при любом мало-мальском церковном расколе. Церковь же - это место пребывания Бога Отца. Как бы - Его дом (исторически - который Ему, как ни крути, навязали, а Он - смирился). И вот в этом доме - постоянные скандалы и драки. Да еще такие примерно: однажды девочки помирились между собой и захватили все домашние туалеты. Неделю их оккупировали, никого не пускали, даже маму и папу, а ведь всем надо в школу, на работу и так далее...

То есть, ситуация - неадекватная, как прошлогодний локдаун.

Оставив в стороне выдуманную многодетную семью, постараюсь я сейчас свести воедино пассионарную теорию этногенеза, возрождение мечети в храме Святой Софии, и символ православной веры. Точнее - самое первое предложение символа: "верую во Единого  Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым" - Господь Всеблаг. Он многократно показывал, что для Него маловажно - еврей ты или эллин, первая заповедь на всех одна: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем, всей душой, всей жизнью, и - ухо человеческое не слышало, глаз не видел и на сердце не лежало то, что дает Бог любящим Его. Блажены миротворцы, яко тии сынами Божиими нарекутся - вот тут где-то зерно истины: зачем Господь попустил возрождение мечети в храме Святой Софии?

Вспоминая историю про Агарь и детей ее, становится очень и очень страшно - Сергий Радонежский один раз отмолил нас от татаро-монгольского ига на фоне церковной грызни в Константинополе.
Второй-то раз - будет отмаливать?

Теория пассионарного этногенеза сформулирована примерно так: закон сохранения любви Божией - это как физический закон сохранения энергий, если где-то убывает, то в другом месте прибывает, так рождается Самсон, например, так рождаются все великие божии люди (Библия нам в помощь, там они, выражаясь языком Марка Твена, "на каждой странице"). В период, когда "десять детей играют в десять негритят", Господь находит Себе место покоя - воздвигает пророка. Илию, например. И ходит вместе с ним - неотступно, потому что угодний Божий он тем и хорош для Бога, что полностью послушный, никого не бьет, туалеты не оккупирует, позволяет Богу и отдыхать, и чудотворить, и вообще - быть Самим Собой. Богом.

Восстает ПАССИОНАРИЙ.

В переводе на нашенский - в зоопарке появляется слон.

Пассионарий сгорает (на износ, отдает всего себя - так жили все пророки, и Сына Своего Господь тоже не пожалел), распадаясь на "углекислый газ и воду", выделяя тепло. От тепла отогреваются самые окоченевшие (те, которые оккупировали холодильники), водой поливают грядки, чтобы запастись на очередную зиму продуктами, а зачем нужен углекислый газ я не помню. Тоже зачем-то...

В переводе на нашенский - слона скормили тиграм, львам и даже орлам немного хватило, есть что показывать посетителям, а там, глядишь, локдаун закончится, и можно опять накопить на слона.

Отогревшись и отъевшись новым урожаем, выращенным на воде, полученной от добровольного сгорания пророка, замороженные и голодные ищут - кого бы побить камнями за те страдания, которые они вытерпели, пока одни голодали от того, что другие оккупировали холодильники, то есть - ОБЪЕДИНЯЮТСЯ в ОБЩЕСТВО (тавтология, но - нужная, как масло масляное).

А навоз (львиный, тигриный и даже птичий) - тоже можно продавать. А еще в нем живут дождевые червяки и мухи. Вторые, правда, надоедают львам, тиграм и даже орлам. И посетителям. Но те - терпят...

ОБЩЕСТВО очень быстро находит идейных противников, типа тех, кто сгоревшему пророку на сапог плюнул, и идет на идейных противников войной, чтобы запомнили надолго - пророкам на сапог плевать нельзя! - естественно, побеждает (потому что - упс! урожай-то съели, а будет ли дождь следующим летом - не фа-а-акт... Мы ж точно знаем - откуда берется вода).

И наступает очередная зима, которую надо потратить с пользой - одолеть идейных противников, которые плевали на сапог пророку. По весне трупы врагов сжечь, они тоже дают при распаде тепло, воду и углекислый газ (что-то в нем ведь тоже полезное есть... не помню). И, считай, на десять лет дождь обеспечен.

За десять лет ОБЩЕСТВО обрастает жирком, и уже соседи косятся - а не пойти ли войной, чтобы того-с... это... ммм... Ну, они тоже люди же. Хочется... Тем более, соседи точно помнят, что десять лет назад на этих землях жили совсем другие люди, значит, если ЭТИ смогли одолеть, значит, и ЭТИХ можно одолеть, в общем, теперь перед ОБЩЕСТВОМ вырастает как из под земли третья задача - удержать ресурсы, полученные (изначально) от сгорания пророка, (вторично) от сжигания врагов, (третично) обретенные своими трудами.

И это опять ОБЪЕДИНЯЕТ.

Это перевод на нашенский очень умных слов, которые я когда-то прочитала у Гумилева и Балашова. "Война и мир" в комиксах.

И вот к чему это многословие?

Видно, что в Богоспасаемой есть потребность в пассионарии, которого было бы неплохо заставить добровольно сгореть дотла, чтобы получить энергию объединения вокруг национальной идеи.

Не видно только перспектив этому, потому что каждый пророк знает пассионарную теорию этногенеза, а НЕ пророки при сгорании выделяют слишком мало тепла.

Отсюда и мысли какие-то невеселые в голову лезут - с чего бы вдруг Господь попустил возрождение мечети в Храме Святой Софии?


Рецензии