Семья, или Христианская Вера

 Щепинские рассказы, или Яшкины были.
отрывки из глав повести "Холод Свободы"

                * МАТЬ и СЫН *

                - быль -

Вера лунными ночами
Проникает в Души к нам,
То, врачует просвещая
Жизнь в молитвах пресекла...
кн. Щепин-Ростовский Д.А.
1834г.


...И сказал Князь Святослав матушке своей Ольге: « — В презренье я, из-за Ваших и моего брата тайных поступках.Как Вы могли принять веру христианскую, веру у побеждённого врага? Как можно было сие матушка? Вера наша, древнее и справедливей христианской, у нас Бог отец не посылает на дикую смерть своего сына из-за прихоти добра или другой иной воли, что и мы должно так теперь поступать отдавая ближнего своего на смерть ради блага всевышнего? Принуждение к смерти, уже есть пример зла и ненависти их бога, тягчайший Грех, а наш Бог не палач. Бог един, веры разные. Небеса одни, но Солнца множества. На Руси,сыновья гибнут за веру отцов и предков, землю свою,часто вместе с детьми и жёнами, и никогда на показ или по прихоти богов. И никогда,ни перед кем народ русский не стоял на коленях, а эти обряды только и стоят на коленях. Что это за Бог ваш, которому нужно склонять свои очи и лица, а не потребу поднимать к небу, святотатство это. Душа… Душа наша, Душа русичей,она другая, ибо она бессмертна по вере нашей, народ русичи другой, наша вера другая, и хотя наш крест схож с вашим,но наш добр и Свят,как воды и реки, как солнце и леса могучие, непроходимые, русские. Придёт время, и они запрут невольников в своих монастырях. Своих безутешных рабов, работающих на монастырь до самой смерти безвылазно и бесправно, превращая их в бесправную скотину, работающую на владыку. Видел я, таких в Сирии, в Иерусалиме. Безликие и отрешённые лица глупцов, не признающие в этом мире никого кроме своего распятого Бога и молитв. Русский народ,как и дружины наши, вольный народ, как и Земля Руси, земля наша русская, завещанная нам предками нашими, и никогда Римский или Византийский крест не будет в нашем небе! Наши Боги свободны и естественны, как само небо и Солнце! Призови сына своего Глеба, брата моего младшего, послушного старшим и верного слову своему. Нет, боишься ссор и противодействия, а ведь я ему собственную дружину повелел собрать и вооружить для похода на Болгарские земли, чтобы и у него была своя воля, сила и Земля братская, вотчина своя... Ручательство слова рушится матушка, цель всеобщая разладилась, а во имя чего, Веры вашей? Мёртвый смерд не может возродиться, ибо он лишь тело тленное, а душа не умирает никогда, возрождение мёртвых это глупость и ложь, ибо вера наша, как и души наши бессмертны и святы в правде своей. Вот никто из них, епископов не возродил моих товарищей павших в сражениях, не возродил батюшку отца моего Игоря, и никого из моего народа мученика. Они покланяются костям умерщвлённым, мы же их почитаем, веруют идолам в досках, я такого не видел даже у варваров германцев и франков. Меня поразили матушка горы черепов и отдельно лежащих костей в одном христианском монастыре.Что и у нас тоже будет? И если твой епископ, посмеет прийти к нам ещё раз, то пеняйте на себя, живым от нас он не уйдёт! Не хотим мы чужих богов и милостей! Икон идолов… что на каждой из них разные лики Христа и Святых. И лживы лики их, как и вера их, ибо нет в них единства. Недостойно поклонявшимся Солнцу и водам, воле и памяти предков, русскому человече, быти среди византийских проповедников, римских посланников, смеющимися над верою русскою,над русичами,которые и в беде и в гибели древних богов,выше христианских!Я княгиня,завидую мёртвым,которые счастливы, не видя как христианский бог бьёт и разрушает древних Богов Киева, как льётся русская кровь моего народа!Хватит править от моего имени! Тебе полсотни лет матушка, пора и на отдых,как некогда наша любимая Малуша,ибо видно замаялась ныне в своих заботах о нас и государстве нашем.Ответьте мне княгиня,а как ты поступишь с нашими родными капищами? С нашими мёртвыми? С нашими древними обычаями хоронить землецов. Мы были в Сирии, видели там многое. Христиане зарывают упокоенных в святую землю, мы же сжигаем по кругу деревья, обсыпая их известью, окуривая их тела священным белым дымом, чтобы души умерших были светлы в уходе на небо, нашим русским небом. Кто и как будет очищать тела от гнёта земного мира? Всё измениться, и как это смирить с законами предков? Для греков, главное подчинить наш народ под своею пятою! Жить по их законам, если мы принимаем их веру из их рук, как теля, соску, то тогда мы становимся подвластны им, мы просто станем вассалами греческого императора! Пойми же ты это матушка, Русь перестанет существовать как могучее государство и станет полностью зависеть от греков, от Византии, их идолов и крестов, или я заблуждаюсь? Тогда просвети меня!Рим и Константинополь рвут друг друга как зверьё, жажда крови и никакой помощи друг-другу, а ведь арабы и тюрки, мамлюки, уже рядом. Развращённая Византия, враг наш, их религия неприемлема для Руси, Киева. Не может у грешников быти чистой Веры. Попомни! Они наших воинов станут использовать в своих мерзких целях. Да, мы все грешны,и они в этом правы, но ещё больший грех, это предать Богов своих и веру отцов наших. Ты ведь Княгиня, матушка моя любезная, дочь Великого Князя.Твой  отец и дед мой, князь Вещий Олег, бойся предать память его, предков и веру нашу. А не боятся они, что предав свою веру, наши потомки, видя их словоблудие и жадность, предадут и их Бога? Может я, что не понимаю? Объясните мне матушка мои видимые вами заблуждения...».
...Княгиня Ольга, как нам известно из Холмогорских и прочих летописей, и исходя из её поступков, всё же удивительно терпимо относилась к старшему сыну и его веским доводам, смиренно неся свой материнский крест и веру, веря в свой путь, предназначение своё. Но и доводы сына убеждали её, что во многом и он прав.
Он, не раз говорил ей:" - А, если мы придём к грекам со своей старой, древней верой Русичей и обзовём их Святых варварами и язычниками, Христа преступником и лжецом, как они ответят на наше предложение принять наших богов?" И всё-же, на все упрёки сына Святослава, она каплей за каплей внушала ему, как бы мимоходом, о величии и красоте христианских Храмов, Боге, отвечая:
«… - Ты посмотри на братьев дружинников, «челядь» свою, чтобы ты не делал, ты на всё вопрошаешь их согласие и решение, во всём ты вынужден принимать во внимание их советы и просьбы. Так господин не должен делать, ты князь, а не дружинник, над тобою только Боги. Решив, что либо, делай князь так, как сам решил, ты  господин, власть и закон над всеми. Они же лишь слуги твои, тебе не нужно бродить по пустыне сорок лет в поисках и спасении души народа, у тебя нет этих сорока лет, спеши! Лишь в христианстве спасение народа и Киева, их процветание. Веры наши воссоединяться, как луна и солнце, не могущие жить врозь, они как братья и сестры обнимутся и сольются в вере, благоухая духом создателя, единством. Мораль  же, есть инструмент глупцов для народа.Мораль у того,у кого сила. Пойми,есть понятие:   
 « - Разделяйте сын мой понятия, что в политике гуманно, а что необходимо.Князь, действия государя, не подкреплённые силой, преступны…». Объедини князь всех, брата своего Глеба, и богов в едином, русском Боге, Византийский слабеет, и его сгубят римляне. Нам же,необходимо извлечь и привлечь на свою сторону молодые силы твоих воинов, народа, только с ними, с молодыми отроками и подрастающими новым поколением мы сможем поднять государство и охранить его от внешних нападок соседей, а для этого нужна новая сильная вера, вера православного христианства и сила духа Византии, её древние обычаи и  знания. Сила христиан в том, что они установили власть  веры Христа и подчинили ей всех, от царя до смерда. Сделай так же и станешь великим правителем. Путём создания своей религии и Бога, они подчинили и поработили тех, за счёт кого они и церковь процветает, и я мой дорогой боюсь, да нет уверена, что это надолго, на века. Поверь, они  умней  и хитрее чем кажутся, поэтому они рождают и придумывают гадалок и предсказателей будущего,как они их прозывают, оракулов, обзывая со временем их святыми, чтобы свой доверчивый народ  держать в узде веры. Слышала я о  свинцовой книге, вот говорят где правда их.    
- Матушка! – вскричал  изумлённый князь, впервые открывая в матери истинную правительницу Руси – Мне ещё не приходилось видеть  чудо лекаря, так успешно лечащего мои душевные раны, как Вы. Но всё-таки, я не раб вашей души и поступков, ибо они приводят меня в смятение...

фото: Княгини Щепиной-Ростовской О.
2000г. Храм "Во Имя Иконы Казанской Божией Матери" с. Иванково (Иваньково)
Борисоглебский р-он. Ярославской обл. от Ростова Великого 24км.


Рецензии