Беседы на скамейке. Кем быть?

- А как бы вы поступили на месте современного школьника? – спросил меня собеседник.
- Сложно сказать, ведь они не такие как мы, - ответил я, - наше поколение было уверено в трудоустройстве, поэтому выбирали профессию по плечу. А теперь можно получить диплом инженера и работать продавцом. Поэтому стараются выучиться на «высокозарплатную» профессию. Время такое.
- Допустим вы школьник, как бы вы поступили?
- Прежде всего, выучил бы английский.
- С прицелом на переезд в США?
- Не факт, программист без английского лишает себя перспективы. Фриланс или переезд. Инженеру он не помешает. Передовое оборудование импортное, потребуется спец по обслуживанию, со знанием не просто языка, а с уклоном. Мне однажды поручили написать письмо в Германию, с вопросами по датчикам. Я в немецком только «хенде хох!» знаю. Написал на русском и перевёл в инете. Послал и получил ответ, из которого следовало, что они ничего не поняли. Может за хулигана приняли. Видел объявления, что требуется инженер по автоматизации, со знанием немецкого или итальянского технического языка, достаточного для общения с центром техподдержки. И я понимаю работодателя. Пришлось однажды общаться с таким центром, правда российским. Подключили устройство, согласно схемы в паспорте, а оно глючит. Долго ломали голову, и нашли ошибку, в схеме. А проект самовольно изменить нельзя, вот и позвонил на завод изготовитель. Ответил ведущий специалист, девушка. Долго пытался объяснить чего хочу. Технические термины явно не понимала. Когда опустились до уровня «эту хреновину надо перебросить на соседнюю дырочку за номером восемь», был достигнут консенсус. А теперь представьте разговор с иностранцем. Я когда впервые увидел принципиальную электрическую схему, выполненную по французскому стандарту - ахнул. Знал бы французский – сразу бы его забыл.
- Так ведь в школе учат разговорный язык.
- Расскажу две истории. Ещё во времена СССР, на один завод пластмасс пришло оборудование из Италии. Приехали наладчики, тоже из Италии. Русского не знают. Выделили им переводчицу. А она технического языка не знала, а там сплошная химия. Поручили выпускнице химикотехнологического освоить итальянский язык, как разговорный, так и химический (прошу прощения, если напутал). Стимулировали соответственно и намекнули, что если получится, то её ждут командировки в Италию. И девушка справилась. А итальянцы пригласили её работать в свою фирму. Они начали широкомасштабную экспансию в СССР. Девушка согласилась, даже замуж за итальянца вышла. Вторая история тоже про итальянца. Он фирму в России открыл, а я у него работал. По-русски шпарил как на родном. Оказалось, что после окончания института, он знал пять языков, в том числе и русский. Им специально советовали учить языки стран, в которых востребованы инженеры из Италии. Так этот итальянец долго у арабов работал, они в инженеры не очень охотно идут.
- Хорошо, выучил школьник английский, и что дальше?
- Прежде всего, трезво оценить свои способности, а не поступать в вуз с самым низким конкурсом. Ведь уже в школе понятно, какие предметы вызывают интерес. Я обожал физику и был радиолюбителем. Поэтому учиться на экономиста или юриста не хотел, учился на инженера. Я встречал много инженеров по проектированию авиационных двигателей, но найти работу по специальности они не смогли. А уж толпы неприкаянных юристов и экономистов! В нашем отделе пол мыла уборщица, юрист по образованию.
- А конкретнее?
- Работу надо искать по месту учёбы. За четыре года можно устроиться на подработку на завод, например. Если парень токовый – обратят внимание. В начальники не позовут, но толковыми специалистами не бросаются. Я однажды начал электромонтёром, потом инженером, и лишь потом начальником участка.
- Ладно, выбрал парень специальность, поступил в вуз, нашёл подработку. Что дальше?
- Я могу смоделировать по инженерной линии. Наладчики технологического оборудования, всегда были элитой. А если оно импортное – особенно. Самому довелось ремонтировать три французских станка. Программисты – это клондайк. Одних контроллеров сейчас великое множество, а они на английском общаются. Программирование для ЧПУ. Наверняка и ещё направления есть. Довелось на Кати работать, так русифицированной версии не было. Как я доставал программистов! Они переводили сообщения об ошибках. А проектировщики! Это спецы, которых не заменить сходу. Им столько надо знать нормативной информации! И постоянно её пополнять.
- А проектировщикам зачем английский?
- Ещё одна история. Начали монтаж системы автоматики, а снабженцы не могут купить фирменное оборудование. Изменить проект – значит заказать заново, а кто будет платить? Решили, раз немцы отказываются продавать, купим в Англии. Нашёлся спец по английскому, позвонил в центр поддержки. И выяснилось, что оборудование снято с производства, на складах есть остатки, но они предназначены для замены по гарантии, и продавать его не будут. Этот косяк – проектировщика. Я когда проектами занимался, то обязательно звонил на завод - изготовитель, и наводил справки, выпускается ещё оборудование или нет. Иногда получал дельные советы. Правда только на отечественные. А сейчас в интернете полно информации, и не всегда на русском языке.
- Хорошо, окончен вуз и инженер работает на заводе. Так ему там и работать?
- Это смотря какой завод. Но надо работать на своё резюме. Если он просто напишет: «Работал мастером участка». Это почти ни о чём. Как работал? Что внедрил? Какую прошёл переподготовку? Однажды пришёл к нам паренёк, устраиваться на работу инженером. Из резюме следовало, что инженером ни дня не работал, зато трудился менеджером в салоне сотовой связи. За время его работы, объём продаж увеличился на сотни процентов, и конечно благодаря ему. Это прекрасно, но после окончания вуза прошло несколько лет. Начал задавать инженерные вопросы. Ответы корявые, а язык не инженерный. Желательно иметь рацпредложения, статьи в журналах. С ними можно ознакомиться, и сделать выводы. Склонность к анализу и синтезу не всем дано.
- А если нет у парня тяги к получению высшего образования?
- Я недавно заказал для дома шкаф. В магазине все стандартных размеров, а мне хотелось, чтобы шкаф весь свободный объём заполнял. Заказал у «самозанятого» мастера. Семь дней работы, и за вычетом стоимости материалов, мастер заработал двадцать тысяч рублей. Зачем ему диплом? Можно стать электромонтажником. Вечная профессия, и заработок приличный.
- А зачем им английский учить?
- Поедет в турпоездку за границу, там и пригодится.
- Да, сложно сейчас молодёжи!
- Да и в моё время было нелегко. Все барышни, которые учились со мной в институте, по специальности не работают. Зачем места занимали? – пожал я плечами, - не зря вуз расшифровывался так: «выйти удачно замуж».
- А если бы вам заново довелось выбирать вуз?
- Только Бауманка, и только автоматизация. За этим будущее…


Рецензии