Обречённость настоящей любви?! Гл. 5, завершение
Глава пятая «Ощущение приближающейся трагедии»?
Есть в творчестве А.И.Куприна сказка, наверное, уже вдали от Родины созданная и, к сожалению не столь известная, как эти три повести. Сказка о стране, что высоко в горах, в которой «никто не смеет лгать», в которой выбор супругов от сословия и богатства независим, в которой искренне любят своего короля и семью его и страха, злобы, зависти не ведают. И о прекрасной принцессе Эрне, красотой, умом, игрой на музыкальных инструментах и рукоделием всех превосходящей. Это её Синей Звездою величают – в честь неё и название.
И всяческих достоинств преисполнен супруг её – принц Шарль, высоко в горы поднявшийся и там будущую супругу встретивший...
А через год безмятежного счастья их брака на свет появляется сын – похожий на отца и мать – дай Бог, чтобы не только внешне...
Сказка, мечта среди скорбей реальной жизни. И одновременно то, к чему, наверное, должно стремиться в отношениях к людям, и что, увы, такая редкость…
Мы же возвратимся вновь к повестям – «Гранатовому браслету» прежде всего – и вспомним размышления генерала Аносова, воплощающего, как мы помним, мысли самого писателя.
При всём искреннем уважении к Герою Отечества не может не удивлять трагизм его суждений – довольно странное «перечисление причин», по которым вступают в брак без любви. А любовь, как он считает, должна быть «трагедией» прежде всего. Отчего же всё-таки? Дело только в личных обманутых надеждах?
Поделюсь своими мыслями – вернее, даже – ощущениями, без которых чтение русской классики невозможно.
Итак, перед нами произведения, в двадцатом веке созданные. (Или на самом «пороге» его).
Когда-то пытались «втолковать» нам, что всё «определяется» приближающейся революцией. Абсурд, конечно, в том контексте… А если в «сфере» души, духовности…
Предчувствие того, что двадцатый век перевернёт, разрушит столетиями устоявшееся, что случится духовный распад, витало в воздухе, в умах и душах – во всех сферах жизни витало - и по-иному быть, конечно, уже не могло. Как писали позже русские мыслители, например, знаменитый И.А.Ильин, любые кардинальные изменения в обществе «ударяют» прежде всего по семье как таковой. И, разумеется, по отношениям людей - мужчины и женщины в частности. (Потому и появлялись хамы и циники в тех малозначимых рассказах, что были упомянуты ранее).
Конечно, современники А.И.куприна показаны прежде всего в «Гранатовом браслете», в какой-то мере в «Олесе», но и трагедия Соломона и Суламифи была выбрана в качестве сюжета тоже в то самое время, которое можно назвать духовным распадом России.
Словно каким-то шестым чувством, в сфере «подсознания» ощущает писатель, что близится «к закату» всё чистое, высокое, прекрасное. Может быть, оттого и умирает любовь, умирают любить не разучившиеся, нет продолжения в детях самых прекрасных, благородных, возвышенных.
Возможно, оттого и утрачивается смысл жизни - и звучит «молитва трагической любви»…
Завершение.
Мы же, через столетие живущие, читая великие творения, какие «уроки» для себя «извлекаем», что переосмысливаем?! Ответ не слишком «радостным» будет…
А потому хочется просто сказать напоследок о том, что, конечно, ради любви можно и должно жертвовать собою. И всё же - не только ради жертвы единой, не ради «трагедии» дар сей Создателем даётся.
Дай людям Господь, чтобы дети в любви рождались - и любви достойными были. Чтобы не сводились счёты с жизнью – оттого что смысл её превратился в химеру.
И чтобы не утратили мы благоговения перед Истинной Любовью и перед Высоким Словом русской литературы.
Свидетельство о публикации №221060600018