Абан. Туровы. Дополнение 2021 и 2022 годов

Заинтересованные читатели помнят, конечно же, что в заключение основной работы
            «Абан. Туровы. Новый взгляд»,
            http://proza.ru/2020/11/10/51
я перечислил ещё оставшиеся важные вопросы по теме родословного древа Туровых, пообещав продолжить исследования с выражением уверенности, что открытия еще впереди и будут непременно.
И действительно, прошло не так уж много времени, как в моем распоряжении появились новые документы из Российского Государственного архива древних актов (РГАДА).
Благодаря этим документам, практически ПОЛНОСТЬЮ удалось воссоздать родословную Туровых первых поколений за период 1673-1719 годов и соединить незыблемо первых Туровых со всеми Туровыми из 3-й и 4-й Переписей 1763, 1782 годов. И теперь, на 100% с документальной достоверностью составлена родословная Туровых уже за период 1673-1919 годов.
Также выяснилось происхождение первого Турова на Усолке – Турова Михаила Антоновича.

Представляю документы РГАДА*, как опубликованные ранее в «…Новом взгляде», так и новые, полученные мной в 2021-м и 2022-м годах в хронологическом порядке от первого упоминания Туровых на Усолке в документе 1673 года до 1748 года. Так будет ясно представлена картина первых поколений Туровых последней четверти XVII века – 1-й половины XVIII века.
______________
*) Полная версия с фотокопиями всех документов-первоисточников представлена здесь:
http://terrasibiria.ru/articles/turovy/turovy-new.html


             1673 год
             РГАДА Ф.214 Оп.1 Д.580
             «Книга 7181 года города Енисейску о количестве пашенной крестьянами земли
             и о сборе с них оброчнаго хлеба». [т.н. Дозорная книга Енисейского уезда 1673 года]
            <…>
            Енисейского же присуду вверх по Тасееве реке
            на речке Усолке ссыльные люди <…>
            л.328об-л.329
            «Мишка Онтонов сын Туров с пасынки с Ондрюшкою с Стенкою после лготы
            пахать ему великих гдрей четь десятины в поле а в дву по тому ж
            а на себя ему Мишке указано пахать собинные пашни десятина с пол четью в поле а в дву по тому ж
            и в прошлом во РПм году*[180-м/1672] к нынешнему ко РПАму году [181-му/1673]
            и в нынешнем во РПАм году [181м/1673]
            в лишке у него на себя собинные пашни ржи и ярового не сеяно
            и выделу на великих государей у него Мишки описать не с чего
            и впредь ко РПВму году [182-му/1674] в лишке у него ржи не сеяно ж»
______
*) в РПм году – по славянской буквенной нумерации означает - в 180-м (7180-м году от Сотворения мира), т.е. в 1672-м году от Рождества Христова.

Из наименования Книги в описи архивного фонда №214, и из контекста самой записи ясно следует:
1. Туровы – государственные пашенные крестьяне, сосланные на Усолку.
2. Туровы пахали пашню на Усолке, по крайней мере, ещё в 1672 году.
3. И Андрей, и его брат Степан Турову Михаилу Антоновичу дети не родные.

ФАКТ. Туровы, с первого упоминания их на Усолке в книге 1673 года, весь последующий период 17-18-19 веков – неизменно крестьяне! Ни в какой период, даже краткосрочно они не являлись ни казаками, ни разночинцами, и не состояли ни в каком другом сословии.
Только в конце 19-го – начале 20-го веков среди Туровых появляются купцы (если точно - торгующие крестьяне, а конкретно Туров Митрофан Семёнович) и профессиональные военные (брат Митрофана – Туров Яков Семёнович, подполковник Русской императорской армии).


             1676 год
             РГАДА ф.214.оп.1.д.605 Именные списки приводимым к вере разных чинов служилым людям
             (т.н. Крестоприводная книга Енисейского уезда).
             л.72
             Стенка Тимофеев
             л.75об.
             Андрюшка Тимофеев
             л.80об.
             Мишка Антонов

Крестоприводные книги содержат в максимальной полноте списки всех слоёв населения.
К кресту приводились, т.е. давали присягу на верность вновь венчанному на царство монарху дети боярские (это уездная верховная власть), служилые, посадские, крестьяне, промышленные и гулящие люди, захребетники, ясачные и т.д. В них записывали даже больных, беглых и бывших в отлучке по разным причинам.
В данной же книге, из огромного списка приведённых к присяге, редко кто записан был по фамилии. Поэтому, утверждать категорично, что «Стенка Тимофеев, Андрюшка Тимофеев и Мишка Антонов» это есть Туровы с Усолки, я не буду, хотя для себя и не сомневаюсь, что это именно Туровы). Впрочем, дополнительной, сколько-нибудь существенной информации о Туровых этот документ не дает, но и другим документам не противоречит.
Это последний документ, где упоминается второй пасынок Турова Михаила Антоновича – Степан Тимофеевич. Дальнейшая его судьба не известна.

            1682   РГАДА Ф.214 Оп.1 Д.817 лл.42-163 Крестоприводная книга 7191 года Енисейского уезда детям боярским и всякаго звания служилым людям, пашенным и оброчным крестьянам.

В этой книге так же есть упоминании Турова Михаила Антоновича (Мишка Туров) и Турова Андрея Тимофеевича (Ондрюшка Туров), но дополнительной информации эти записи не дают.

             1683 год РГАДА ф.214 оп.1 д.768 «Книга пашенным крестьянам с указанием, кто сколько пашет
             в деревнях государственной десятинной пашни».
             л.170об. <…>
             «вверх по Тасееве реке в Новой Слободе пашенные крестьяне
             л.171 <…>
             Мишка Онтонов Туров пашет четь десятины с получетью»

Здесь не вызывает сомнения, что Новая Слобода «вверх по Тасееве реке» - это в будущем село Тасеево.
Туровы живут в крестьянской Слободе, за стенами Тасеевского острога и по-прежнему занимаются хлебопашеством.

По факту этого документа, считаю необходимым для себя принести свои извинения читателям за свою, так и не подтвердившуюся версию о том, что Туровы были якобы сосланы на Троицкий солеваренный завод, который принадлежал Туруханскому (Мангазейскому) Троицкому монастырю.
Выдвигая такую версию, я основывался на рассказанной мне семейной легенде потомками одной из ветвей абанских Туровых, что их предки якобы были беглыми из Мангазеи/Туруханска.
И вот, я, теперь уже на своей ошибке, в n-ный раз убедился, что к семейным преданиям относиться надо чрезвычайно осторожно и не торопится с выводами, пока эти предания не подтвердятся из более надёжного источника.
Да, моя версия первожительства Туровых в Троицке оказалась ошибочной, но я одновременно доволен, что одна спорная проблема частично разрешилась.


ВНИМАНИЕ!!!
Разрешился и другой вопрос!
Документ, поступивший в моё распоряжение из РГАДА в 2022 году.

1687 год
РГАДА Ф.214 Оп.1 Д. 942 Книга монастырских, служилых, крестьянских и посадских дворов Енисейского уезда, 7195 [1687]г.
              «в Тасеевском остроге пашенные крестьяне во дворех живут <…>
              лл.157-157об.
              во дворе крестьянин Мишка Онтонов сын Туров
              у него пасынок Ондрюшка Тимофеев сын женат
              у Ондрюшки сын Гришка пяти лет
              сказался родом города Архангельского и был на Москве
              в выборном* полку в солдатах и с Москвы сослан в Енисейск
              в пашню и при столнике и воеводе Кириле Яковлеве
              поселен в Тасеевском остроге и пашет десятинной
              великих государей пашни четь с получетью десятины
              а на себя он спахал нынешного РЧД го [194-го/1686] году
              пол трети десятины ржи …»

Этот документ окончательно отправил легенду о «четырех братьях», «донских казаках» Туровых в разряд произведений замечательного народного фольклора.
Туров Михаил Антонович родом из Архангельска и служил в Москве в выборном полку нового строя. Откуда и был сослан в Сибирь за некую провинность, сначала в Енисейск, а из Енисейска в Тасеевскую слободу, «в пашню».
А что же его пасынки? Андрюшка да Стенька?
А пасынки Михаила Антоновича вообще-то не Туровы по родному отцу.
Кто их отец, Тимофей, по-прежнему не известно.
Но точно известно, что Андрей Тимофеевич давший начало родословному древу многочисленных поколений-ветвей Туровых был крестьянином, и все его потомки вплоть до 20 века – занимались хлебопашеством. Григорий является старшим сыном Андрея Тимофеевича, а вот Евтифей родится несколько позднее, по-видимому, в 1687 году.

В тему происхождения Турова Михаила Антоновича.
На картах Архангельской губернии (области) нашлись:
Туровская деревня – Шенкурский уезд, Архангельская губерния;
Турово — деревня в Каргопольском районе Архангельской обл.;
Турово (Турова) — деревня в Коношском районе Архангельской обл.

Есть, где искать корни Турова М.А., но нужен ли это поиск уже?
Картина происхождения Турова Михаила Антоновича (Мишки Онтонова сына Турова) предельно ясна!
____________
*) Выборной полк - «Полки иноземного строя» («полки нового строя») — воинские части, формировавшиеся в России с XVII века из служилых, «охочих» вольных людей, иностранцев, казаков и др. категорий. (из Википедии).



1695 год
РГАДА ф.214 оп.1 д.1089 Крестьянская книга Енисейского уезда 7203 г.
              в Тасеевском остроге пашенные крестьяне <…>
              л.117об.
               «Андрюшка Тимофеев сын Туров пашет четь десятины с полчетью».

Из этого документа мы узнает, что главой семьи стал уже Андрей Тимофеевич, а отчим его – Михаил Антонович либо умер к 1695 году, либо отошёл от управления крестьянским хозяйством.



             1719 год
             РГАДА ф.214 оп.1 д.1614
             "Ревизские сказки о крестьянах мужеска пола города Енисейска и его уезда и деревень".

             «Тасеевского острогу пашенные крестьяне <…>
             л.495об.-л.496
             выборной Григорей Андреев сын ТУРОВ   М лет
             [т.е. 40* лет по славянской буквенной нумерации]
             у него отец Андрей Тимофеев сын восмидесят
             у него Григорья три брата родные
             Яков [и] Артемей по девятнатцати лет человеку
             Гаврило тринатцати
             у Григорья сын Елфим девяти лет
             <…>
             л.497<…>
             Евтифей Андреев сын Туров сорока* лет увечен хром
             у него детей
             Федот семнатцати
             Оксен двенатцати
             Афонасей девяти
             Василей шти
             Анисим трех лет
             Степан годовой»

По факту этого документа видно, что семья Туровых разделась. Отцовское тягло унаследовал старший сын Григорий Андреевич, а Евтифей Андреевич отделился и стал самостоятельным хозяином.

Этим же документом неоспоримо подтверждается прямая родственная связь ВСЕХ Туровых упомянутых в 4-й Ревизии 1782 года и проживавших в деревнях ведомства Тасеевского острога - Колонской, Борковской, Абанской и Хандальской не только между собой, но и с ПЕРВЫМИ ТУРОВЫМИ на Усолке, записанными в Дозорной книге 1673 года.

ВЫВОД: Туровы по крайней мере в период 1672-1719 годов жили и крестьянствовали в Тасеевской Слободе, откуда и начали расселяться вверх по Усолке и её притокам – Колонской и Абанской речкам и основавшие деревни Борковскую и Абанскую.

Далее предстоит поиск документов промежуточного периода, чтобы связать Тасеевскую Слободу с деревней Колонской, в которой в середине XVIII века 18 века жили Туровы (или же только часть из них).
____________
*) Здесь возраст Григория и Евтифея явно несколько завышен, да и их отца Андрея Тимофеевича очевидно тоже записан «на глазок». К указанным возрастам, как в этом документе, так и из других документах той эпохи нужно относиться с осторожностью.
Поскольку документ 1687 года более ранний, чем 1-я ревизия 1719 года, то за основу берутся данные 1687 года.



В заключение обзора документ, в качестве дополнительного доказательства выше приведенным выводам, и как источник определения приблизительного периода ухода из жизни некоторых Туровых между 1-й (1719-1722) и 2-й (1744-1747) ревизиями.

             1748 год [год составления книги]
             РГАДА ф.350 оп.2 д.957
             Книга переписная выбывших после 1 ревизии посадских людей, разночинцев и
             государственных крестьян <…> острогов со слободами и деревнями Енисейского уезда.

             л.109
             Тасеевского острогу [умершие крестьяне] <…>
             Андрей Тимофеев
             у него дети Яков*
             л.109об.
             Артемей*
             у него внук Елфим
             <…>
             л.110<…>
             Остафей** Андреев сын Туровых
             у него сын Федот

_____________
*) о детях Андрея Тимофеевича Якове и Артеме, умерших в период 1722-1748 гг., т.е. между 1-й и 2-й Ревизиями, сведений нет. Были ли они женаты, имели ли детей неизвестно.

**) Остафей – сейчас уже совершенно очевидно, что здесь описка писаря и правильно, в соответствие с Переписью 1719 года и 4-й Ревизией 1782 года - Евтифей.

Подведём итог всего обзора.
1! Прародителем всех Туровых является - Андрей – пасынок Турова Михаила Антоновича, первого Турова на Усолке, который был родом из далёкого поморского города Архангельска.
2! Туровы в период 1672-1719 проживали в Тасеевской крестьянской слободе.
3! Туровы начиная с Андрея Тимофеевича – крестьяне.

Неизвестно кем был отец Андрея и Степана – Тимофей, где его прародина, какова была его фамилия (да и была ли она, фамилия, т.к. далеко не у всех в то время они были).
Сын его, Андрей Тимофеевич, принял и передал многовековой череде своих потомков вплоть до наших дней фамилию отчима - Туров. Впрочем, как я писал ранее, по прошествии веков, это уже не имеет существенного значения.

И наконец, приведу документально установленные первые поколения Туровых как незыблемое основание для родового древа всех Туровых.

             Туров Михаил Антонович, отчим Андрея и Степана.
             Андрей Тимофеев (~1660) – прародитель всех Туровых на Усолке – из деревень Колонской, Борковской, Абанской, Онской (Хандальской).

дети Андрея Тимофеевича:
        Григорий (1681)
        Евтифей (~1687)
        Яков (1700)
        Артём (1700)
        Гавриил (1706)

       Григорьевичи:
             Елфим (1710)
             Иван болш. (1722)
             Григорий (1727)
             Яков (1739)
             Иван менш. (1742)

       Евтифеевичи:
             Федот (1702)
             Аксён (1707)
             Афанасий (1710)
             Василий (1713)
             Анисим (1716)
             Степан (1718)
             Илья (1722)
             Яков (1724)

       Гавриил Андреевич - основатель «Колонской» ветви и сын его
             Афанасий Гаврилов (1725) – с 1785 года он и его потомки живут в Абане.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Перечислю оставшиеся вопросы, требующие дальнейшего тщательного исследования:
1. Реальная дата основания Абана?
2. Кто конкретно из Туровых, потомков Андрея Тимофеевича был основателем Абана?
3. Андрей Тимофеевич и его брат Степан – кто их отец, где их прародина, какому сословию они принадлежали?


Источники - Российский Государственный архив древних актов, РГАДА – фонды: 214, 350.

эл.почта      troshchenko2009@yandex.ru

НАВИГАЦИЯ
Абан. Туровы. Новый взгляд
http://proza.ru/2020/11/10/51

Линия Турова Афанасия Евтифеевича
http://proza.ru/2020/11/10/108

Линия Турова Якова Евтифеевича
http://proza.ru/2020/11/10/111

Линия Турова Аксёна Евтифеевича
http://proza.ru/2021/06/04/1227

Линия Турова Григория Андреевича
http://proza.ru/2021/08/10/805

Линия Турова Афанасия Гавриловича
http://proza.ru/2021/08/10/815


Трощенко Н.Е., Абан, 2019-2022.
Все права защищены.
В соответствие с Законом о защите интеллектуальной собственности
при использовании в публичной сфере данных родословной Туровых
из настоящего исследования указание автора и ссылка на сайт обязательны.


Рецензии