Красота несовершенства

Красота несовершенства
В японской культуре есть интересный феномен эстетического мировоззрения – «Ваби-саби». Он посвящен красоте мимолетности, несовершенства и незаконченности. «Ваби-саби» – это, своего рода, способ воспринимать и восхищаться миром, моментами жизни, природой и произведениями искусства в естественных условиях, в своей неподдельности, непосредственности и неповторимости. Данная философия тесно перекликается и с моим мировосприятием.
Опишу подробнее, что я имею в виду. Несовершенства в людях: в их внешности, характере, суждениях, поступках и словах. В произведениях культуры: банальная мелодия, чуть фальшивый вокал, наивный текст, примитивные аккорды, «колхозная» аранжировка, видеоклипы сделанные будто на коленке в загаженном подъезде, глупые и смешные фотографии с заваленным горизонтом, дрожащий голос певца и неумелое перебирание струн гитары или клавиш рояля, картины, написанные на кусках потрескавшейся фанеры дешевыми красками, стихи с банальнейшим и наивным содержанием, неуклюжие попытки молодых писателей писать книги, полуразрушенные и заброшенные здания, деревенские домики, поросшие мхом и многое другое – всё это порой вызывает восхищение и неподдельные эмоции. Есть в подобном некая изюминка. В неуклюжих и странноватых людях, в дилетантском и полупрофессиональном творчестве… Конечно, я не говорю о том, что четко и гладко вылизанный шедевр  классического искусства хуже данного несовершенства – нет, я хочу показать, что и в несовершенствах есть своя красота. Пожалуй, совершенна только лишь природа. Всё что относится к человеку и тому, что он создает, думает, изрекает и мыслит – изначально несовершенно, так как всё это лишь плод субъективного восприятия мира.
Мутное изображение, неуместная музыка, неуклюжие актеры и глупые  декорации – далеко не всегда делают фильм плохим и «несмотрибельным». Убогая аранжировка, старомодные тембры и кривое исполнение – вовсе не означает то, что данная композиция не может стать хитом и не западёт в душу многим людям. Что есть «плохо» и «хорошо» в искусстве? Особенно, когда стиль не подразумевает конкретного текста и посыла, а оперирует лишь общими эмоциями и мыслями.  Конечно, если, например, поэт в своем стихе прямо пропагандирует убийства и геноцид, то логичным будет сказать, что он негативно и разрушительно влияет на общество и людей (естественно, что в этом вопросе со мной могут поспорить). А что тогда делать с инструментальной музыкой, пейзажной и сюрреалистической живописью и скульптурой, стихами о природе, а также с артхаусными фильмами и видеоклипами? Как решить, что имеет право на существование, а что нет? И имеем ли мы сами права на подобное судейство?
У меня почти не вызывают эмоций высококачественные, вылизанные до блеска коммерческие проекты, рассчитанные на мейнстримную сферу потребления. Да,  например, в подобных видеоклипах может быть гениальная цветокоррекция, стильные тембры, дорогущие декорации и до идеальности выдрессированные движения и повороты камеры. Но, лично для меня, в этом почти нет жизни и красоты. Конечно, всегда есть исключения! Но мы сейчас говорим о тенденциях.
Немного нелепые и наивные клипы, почти неизвестных групп и коллективов, всегда для меня смотрятся более натуральными и привлекательными. В плане музыки, о разных степенях несовершенства, я могу размышлять очень долго… Но поймите такую мысль: для великих композиторов и художников, некоторые произведения их коллег, так же вызывали испанский стыд и возмущение. Стоит хотя бы вспомнить, как отзывался о симфониях Рахманинова Цезарь Кюи в 1897 году или Чайковский о «Борисе Годунове» Мусоргского. В среде поэтов и писателей дела обстояли не менее беспокойно. Критиковали друг друга и оскорбляли: Маяковский и Булгаков, Брюсов и Бунин, Лев Толстой и Чехов, Тургенев и Достоевский – вообще различным конфликтам и критическим нападкам людей искусства можно было посвятить несколько толстенных томов, но не в этом заключается моя цель в данной статье.
Если сами мастера искусства далеко не всегда могут договориться и сойтись в едином мнении, то разве мы имеем право вычеркивать из жизни те или иные произведения человеческой мысли? К тому же, сегодня еще более остро стоит вопрос: что считать искусством, а что нет? Думаю, что в определенной ситуации и контексте, удачно поставленный кирпич или дорожный знак, тоже может быть искусством. Другое дело, что «искусство» – термин очень сложный и многоаспектный, и в современном мире есть немалое количество людей, которые не воспринимают искусство, как нечто важное и значимое в их жизни. Я часто наблюдаю у людей некое проявление «базаровщины», причем очень лютой и дикой – такие люди считают искусство бесполезным и дурным времяпрепровождением, а, если и например, слушают какую либо музыку, то лишь для фона. Они сосредоточены лишь на тех вещах, которые можно ощутить и применить к чему-либо; иногда они выбирают какой-то один стиль или жанр и следуют лишь ему… при этом, обливая обильно помоями всё остальное. Мне могут возразить, что такая заскорузлость и ограниченность проявляется только с приходом старческого маразма, но я спешу доложить, что это весьма не так: множество таких людей и среди молодежи. Я не утверждаю, что быть такими как они, бесчеловечно и глупо – вовсе нет: я лишь опасаюсь, что их станет слишком много. Надеюсь, что мои подозрения напрасны.
Возвратимся к теме многогранности искусства. Сегодня уже никто из здравомыслящих людей не будет отрицать, что новый вид искусства 21 века – это, безусловно, виртуальные интерактивные миры, иначе говоря, компьютерные игры. Самые известные классические представители синтетических видов искусства – это балет, опера  и кино. Но стоит отметить, что виртуальные интерактивные миры являются вместилищем гораздо большего количества разных видов творческой деятельности. Иногда над крупными проектами в игровой индустрии работает даже больше людей, чем над фильмами. Это и художники и поэты, дизайнеры, сценаристы, программисты, актеры озвучения, постановщики боевых и танцевальных сцен, композиторы  и аранжировщики, саунд-дизайнеры и звукорежиссеры, костюмеры, архитекторы и даже историки и скульпторы. Я привел лишь небольшой список профессий, которые задействованы в производстве виртуальных интерактивных миров.
Вообще понятие «компьютерные игры» вызывают у людей слишком узкие и поверхностные ассоциации. Особенно это касается тех, кто включает их только ради того, чтобы убить время или написать кому-нибудь оскорбления в чат и самоутвердится. Ну конечно, также это и люди пожилого поколения и те, кто очень далек от современной интернет-индустрии. Для них – это нечто глупое и непонятное, странное и бесполезное. Это вполне естественно, что, как и любое искусство, виртуальные миры не имеют никакой прикладной материальной пользы. Интересно, что по большому счету любое искусство произошло от игры: ритуалы, мистическое мышление, игры, исследование мира и общение – всё это взаимосвязано с появлением творческого мышления у первобытных людей. Так что, безусловно, и музыка и живопись, и поэзия – это, в какой-то степени, игра. Я применяю термин «виртуальные интерактивные  миры» именно потому что слово «игры» у людей могут вызвать другие ассоциации, даже никак не связанные с предметом обсуждения.
Важно упомянуть и подчеркнуть! Далеко не все игры созданы лишь с целью развлечь. Очень многие из них заставляют задуматься и вдохновиться  ничем не хуже, чем увлекательная книга или фильм. Искусство также позволяет нам прожить много жизней в теле разных персонажей. Виртуальные миры делают это погружение особо глубоким и эмоциональным. В них естественно тоже присутствуют несовершенства, которые могут привнести свой шарм и красоту.
 Вредно ли это? Отвечу. Не более вредно, чем книги, фильмы или стихи. Любое  произведение искусства, которое запало человеку в душу, может изменить его в ту или иную сторону, и это может быть, что угодно: книга, фильм, игра или короткое четверостишье. Обвинения в сторону того или иного вида искусства, что дескать оно может испортить тонкую психику ребенка, выглядят нелепо и глупо. В таком случае нужно вообще закрыть детям глаза и уши, дабы сам этот мир не попортил им нервы.
Такая «педоистерия» может быть обусловлена тем, что с появлением интернета и больших массивов данных, родителям всё сложнее контролировать детей. Теперь любой школьник со смартфоном может загуглить что угодно в считанные секунды и посадить любого учителя в лужу каверзными вопросами. У многих родителей просто не хватает сил и времени на воспитание, поэтому, естественно, что самым простым оправданием для них будет спихнуть все беды на стихи, романы, игры, аниме и даже на  шоколадные батончики. Взрослым гораздо проще обвинить, кого угодно, в чем угодно, чем честно признать свою некомпетентность в таком непростом деле, как воспитание. По большому счету, конечно, виновата экономическая система, в рамках которой им приходится работать, зачастую по 12 часов каждый день. И да… я опять прихожу к тому, что экономика – корень очень многих бед, что на самом деле – это очевидно. Думаю, многие из вас даже смогли бы написать целую книгу про то, как свести все проблемы человечества к несовершенству экономической системы. Вы и так всё знаете, но не хотите ничего менять, ибо вы привыкли уже… вам лень и, по большому счету, наплевать. Ну а новым поколениям приходится отдуваться за всё это. Взрослые построили во многом циничный, жестокий, несправедливый, кривой и уродливый мир, а потом обвиняют юные поколения в том, что они сходят с ума. Всегда проще обвинить слабого и беззащитного, чем признать свои ошибки и искать пути решения.
Но вы знаете… даже в несовершенстве мира я нахожу красоту. Да-да, именно в самом несовершенстве – это трудно как-либо объяснить и обосновать.  Мир людей чудовищно жесток и бестолков, но в нём есть место и для гармонии, дружбы, искусства, любви и нежности. Данный контраст всегда даёт почву для вдохновения и мыслей.
Что для меня есть красота искусства? Это некое погружение в неведомые мне ранее сферы эмоционального состояния… своего рода, путешествие в другие миры. Вообще, прикосновение к трансцендентному через искусство, по-моему, необычный и важный опыт. При чем, лично у меня, зачастую, именно народные фольклорные мотивы дают такой эффект. Особенно меня цепляет в этом плане творчество В. А. Гаврилина.  Личность композитора умело преобразует народные интонации и мотивы сквозь призму собственного музыкального мышления. В итоге, слушая народные напевы, я будто начинаю видеть некую связь древних городов, первобытных наскальных рисунков, античных верований, современный религий, войн, гипотез и теорий, культуры и науки, искусства и философии. Связь всего этого воедино, как некий путь человечества и мой путь тоже.
И чем глубже я погружаюсь в те времена, когда у первобытных людей стало зарождаться сознание, тем величественнее и многообразнее мне представляется весь калейдоскоп человеческих и животных эмоций. Будто бы  музыка отсылает меня к тем временам, когда искусство, ритуалы, игра, верования, танцы, музыка – всё было переплетено и составляло единый синкретизм первобытного общества. В тот момент, когда сотни тысяч лет назад наш далекий предок вместо обычной палки копалки создал дудочку и определил будущее культуры…  Первый на планете, кто сотворил музыку, наделил звуки смыслом. Животное, что вдруг сошло с ума и стало иным, и люди сотнями лет спорят, что это было: божий дар, естественный ход изменений мозговых структур, влияние галлюциногенных веществ и грибов, инопланетное влияние или еще что либо.
Национальная музыка бывает очень сложной и многообразной. Её даже на нотном стане трудно записать порой. И есть в ней какая-то... первобытная дикость и, в тоже время, глубина… несовершенство, которое прекрасно в своей необузданности. Академическая же музыка создается уже в готовой унифицированной системе мажора\минора, но она, разумеется, не лучше и не хуже. Тут можно наблюдать некий дуализм,  баланс двух сфер. Академическая музыка (рационализм, систематика, наука) и народная (необузданность, хтоничность, обрядовость, первобытность, иррационализм) и нельзя сказать, что из этого важнее, лучше, хуже, выше, ниже – это единые части человеческой сущности и нельзя убрать что-то из этого. Уберешь рационализм – получишь животное. Заглушишь первобытную животную необузданность – получишь холодного робота. Самое страшное и, в то же время, трепетное, это когда задумываешься и прикасаешься к той грани, которая разделяет еще животного от уже человека.
Думаю, лишь когда оба начала присутствуют в существе, возможно извлечь из них проблески божественности/трансцендентности. Когда два камня ударяются друг об друга, они могут образовать  искры. Искусство, возможно, является той силой, что заставляет внутри нас соприкасаться рациональному и иррациональному, что, в свою очередь, высекает искры трансцендентности, но они неуловимы и неописуемы…
Несовершенство и стремление к некоему задуманному художественному идеалу, тоже, по сути, составляют два взаимосвязанных феномена искусства. Можно и дальше проводить множество отсылок, параллелей и метафор, но пора уже переходить к заключительной части статьи.
Для человека творческого, ищущего себя в искусстве, очень важно испытывать эмоции, чувства, учится находить новые грани человечности и поэтичности бытия. Пусть это будет гнев, разочарование, радость, умиление, смех, ненависть или страх… только бы лишь не равнодушие – только не холодное безразличие и бесстрастие. Равнодушием убивают искусство, истязают души и умы, творят бесчеловечные вещи. Отсутствие милосердия и сочувствия, неспособность воспринимать любовь и дарить её, жестокосердие, высокомерие и гордыня – вот список самых тяжких пороков человека, на мой взгляд. Выражаясь религиозным языком, мы все порочны  и грешны в той или иной степени. И если есть ад и рай, то я очень удивлюсь, если попаду именно в рай, скорее, я наоборот добровольно пойду в ад, зная, что так будет честнее по отношению к самому себе. Творил ли я зло? Думаю, что не больше, чем все остальные, но и добрых поступков за мной мало.
Я очень далек от совершенства, как и все вы и весь мир, что построили люди. Но в этом есть своя красота,  течение жизни, некая, почти неуловимая, вселенская эстетика.
2021 май-июнь


Рецензии