Возьми крест свой

О значении слов Христа «Возьми крест свой и следуй за Мною» (Мф. 16:24) традиционно говорится и пишется много. И всё-таки немало людей, услышав этот евангельский стих, живо представляют себе процессию иступлённых флагеллантов, которым возглавляющий их Создатель посылает «спасительные» страдания.
Первое о чём следует сказать: смысловое ударение в этом стихе делается не на слове «крест», а на слове «свой». Христос призывает, избрав Его путь, не судить и не оглядываться на других, а сосредоточить свои усилия на собственной судьбе, поскольку «крест» означает именно призвание, судьбу, участь.
Второе. Говоря «следуй за Мною», Господь просит здесь и сейчас делать то, что может каждый, а тревоги, сомнения и наше естественное стремление исправить всё мощным усилием оставить за спиной, возложив заботу о себе на плечи Спасителя. Он просит нас делать для себя и других всё, что в наших силах, освободив нас от нашего постоянного страха за нынешний и завтрашний день.
Прежде, чем призвать нас следовать за Ним, Христос просит: «отвергнись себя». Это просьба не о самоунижении и пренебрежении собой во имя ближнего или самого Христа. Скорее в ней содержится рекомендация перестать ставить в любом деле, помысле и побуждении во главу угла взлелеянное нами эго, которое заслоняет других людей, весь мир и даже самого Бога.
Кстати о рекомендациях и просьбах...
Согласно большинству (в том числе, святоотеческих) толкований Писания, эти, как и многие другие слова Христа представляют собой императив. Это верно. Но, на мой взгляд, они императивны не как высказывание почетаемого властителя, но как утверждение объективной и всеобъемлющей Истины, не имеющей «но», альтернатив и вариаций. Как мы говорим о том, что всякий, кто не ест, умирает от голода, так Христос говорит, что всякий, кто не следует за Ним, не будет жив. И это верно не потому что Христос покарает отступника гибелью за непослушание. Просто у бытия, каковым и является Христос, есть только одна альтернатива — тьма, небытие, смерть. И да, возможность и право Иисуса высказываться так подтверждает Его божественную природу. Никто, кроме Всевышнего так говорить не может.
Относительно «отвергнись себя» позволю предположить даже больше. Дело в том, что дословно, на арамейском эта часть стиха звучит как «не хватайся, не держись за себя». Бог, с одной стороны, напоминает о временности мирского, а с другой, о том, что Он всегда рядом и поэтому нам не стоит делать своё фундаментальное основание из себя самих. Словом, не держись за себя, ведь ты всецело и всегда в Моих руках.
Кроме того, решивший идти вслед за Христом ставит Его выше любого «приличного» правила и сложившейся традиции – социальной, родовой и любой другой. А Христос говорит о том, что Его путь обязательно приведёт нас к тому, что хорошо для нас.
И третье. Мы понимаем наше собственное «хорошо» как покой, комфорт и исполнение желаний. В глазах Творца для нас хорошо только то, что ведёт нас к росту, изменению, совершенствованию. Иными словами, то, что ведёт нас к Нему самому. Когда комфорт и покой препятствуют этому, Всевышний отнимает их, но не ради Себя, а ради нас самих.
Конечно, наша участь-крест – не только следствие наших помыслов и поступков. Крест как независящие от нашей воли обстоятельства даётся нам самим Богом. Но делается это не в наказание и не из желания наших страданий, а чтобы создать условия, в которых мы сможем меняться, учиться любить что-то и кого-то больше самих себя, двигаться и расти. Боль, которой сопровождается этот рост – не расплата за грехи и не выкуп, который мы якобы платим Богу за наше спасение, нет. Напротив, это Он своим воплощением, жизнью, страданием и гибелью выкупает нас у смерти. Боль в мире, однажды ставшем несовершенным по нашей вине – только следствие постоянного движения тех, кто добровольно выбрал идти за Христом к вечности, что часто кажется нам невозможной. Но на наше счастье, милость и благодать Божьего присутствия в нашей жизни, стоит нам только позволить Христу это присутствие, становится сильнее любой боли.
Призыв «Возьми крест свой и следуй за Мною» не требует от нас безропотно выносить страдание. Он требует силы и мужества, с каждым шагом делая всё возможное и необходимое для нас, идти туда, куда за собой ведёт нас Господь.


Рецензии