Как не отравить своего читателя

Дорогой начинающий писатель!
Или нет, лучше так:
Дорогие мои, начинающие! Молодые и не очень.
Все, кто пишет, но не уверен в своем умении.
Разрешите дать вам несколько советов, как писать, чтобы не спугнуть своего читателя.

Для начала представим его, желающего получить удовольствие от чтения.
Вот он раскрывает книгу и впивается глазами в текст. Ваш текст. Он ждет от вас...

Итак, кто вы?
Вы — создатель текста, оформленного в виде рассказа, повести, романа, юморески, эссе, миниатюры, поэмы...
На что это похоже?
Да. На меню.
То есть, вы должны определить, какое блюдо вам ближе всего, и не замахиваться на то, на что у вас не хватает ингредиентов, рецептов, времени и умения.

У каждого есть свое фирменное — это может быть бутерброд с сыром, гамбургер, пицца, борщ, макароны по флотски, шарлотка, — которое вам по зубам.

Некоторые из вас, особо неугомонные или талантливые, способны на различные и одинаково успешные творения, например: бутерброд не только с сыром, но и с ветчиной; наваристый борщ, да с котлеткой и пюре, да еще и с компотом!
Но все же лучше не разбрасываться поначалу, а отрабатывать один элемент.

Вот вы попыхтели, приготовили, страшно довольны, а в результате — пересолено, переперчено, переслащено. И это чувствуют ваши читатели.
Но вам-то невдомек!
Потому что вы старались, а опыта нет.

Или напротив: вы пишете сдержанно, вам кажется, это стильно, немногословно, почти как Хэм, а по факту: бутерброд с пальмовым сыром, макароны с соевым мясом, борщ на воде.

Трудно, трудно нам, неопытным. Поэтому делюсь по пунктам:

1. Все время, пока пишете, вы не должны упускать из виду главное — основу, каркас: форму, логику и сюжет.
Следите, чтобы ничего не разваливалось и не крошилось.

2. Не оригинальничайте и не увлекайтесь словотворчеством. Не ломайте голову ни себе, ни людям. А если вы оригинал по сути — помните о мере. Ваше блюдо должно быть съедобным, от него не должно тошнить.
Не отбивайте у читателя аппетит.

3. Смело выкашивайте умилительно-уменьшительные суффиксы (если это не детский текст).
Сокращайте эпитеты, если они засорили вашу письменную речь.
Следите за местоимениями и именами, их повторяемостью в тексте.
Не злоупотребляйте многоточием и восклицательными знаками.
Не разводите диалоги на большой метраж и не оставляйте прямую речь без ремарок.

4. Следите за структурой текста — разделяйте его на  удобные смысловые абзацы. Текст и визуально должен быть складным.
Следите за логикой повествования. Не скачите зайцем — не теряйте сюжетную линию.

5. Не пишите слишком длинными или слишком куцыми предложениями. Проза должна быть ритмичной.

6. После завершения сочинения текста, принимайтесь за вырубку.
Читайте и нещадно выбрасывайте все лишнее. Текст должен быть внятным и доступным.

7. В любом повествовании важен конец сюжета. Хорошо, если он непредсказуем.
Придумывая сюжет, придумывайте интересный финал.

Готовьте от души, с азартом, с аппетитом — кормите досыта да с добавкой!

На этом заканчиваю свои сумбурные рекомендации.

А вот вам советы от писателя Дениса Драгунского, сына писателя Виктора Драгунского, автора книги «Денискины рассказы». Дениска вырос и стал писателем.
Прислушайтесь к нему.

ДЕНИС ДРАГУНСКИЙ. СТАРЫЕ СОВЕТЫ МОЛОДЫМ АВТОРАМ.

«Не пишите красиво, вот так: «Наступил судорожно-светлый вечер, эта короткая и безнадежная агония пустого дня, разыгранная на авансцене бессмысленно-длинных суток, и наконец прохладная ночь ласково укрыла Марью Николаевну непроглядным черным бархатом своих кулис».

Не пишите жестко, вот так: «До пятого класса ее держали в школе, потому что ее мамаша была школьной поварихой. Когда мать уволили, ее перевели в интернат для умственно отсталых, а потом – уборщицей на швейную фабрику. В первый же день она сперла восемь пуговиц. Мастер выгнал ее из цеха и велел подметать двор».

Не пишите смешно, вот так: «Во главе стола, накрытого на три персоны, восседал Петр Петрович Зайкин-Волков, крупный (120 кг утреннего веса), но не очень великий (рост 164 см) прозаик, уже выпустивший два полных собрания сочинений за свой счет тиражом 10 экземпляров, по числу родственников его жены».

Не пишите умно, вот так: «Он твердо знал, что не всякая фантазия сбывается и не всякий сценарий – реализуется; но при этом он был убежден, что сбывается только та мечта, на осуществление которой человек – или целый народ – бросает все свои силы, энергию и волю».

Не пишите авангардно, вот так: «В углу Диксон трахал Миру Блюм, а она, равнодушно прикуривая колумбийский косячок от какого-то покойника-индуса, тлеющего на краю ванны с водой из Ганга – спрашивала Диксона, а вдруг он случайно полярный остров? – и не оттого ли у него такие холодные яйца?»

Не пишите прозрачно-лирично, вот так: «Анна, ступая по схваченной утренним морозцем палой листве, подошла к забору и глянула на дорогу. Кругом была неоглядная туманная даль. Седая от инея родная земля грустно раскинулась почти до горизонта, вдали окаймленная растворенным в дымке далеким лесом».

Пишите просто.
Своими словами.
Без красот, жести, хихиканий, умствований, авангарда и лиризма. Это очень трудно. Но никто не обещал, что будет легко.»

ФБ, 30.10.2021


Рецензии
А вот Дениска как раз наоборот, дал отличный совет как НАДО писать :)
Всё зависит от цели.
Если хотите, чтобы вас читали (как желалось в начале статьи) - пишите смешно, авангардно, жёстко и умно. И тогда найдётся множество читателей, которые будут это с удовольствием читать.
Если хотите написать так, как никто никогда ещё не писал, так, как пишете только вы и больше никто в мире - пишите как советовал Дениска. Но будьте готовы, что читать вас мало кто будет. Есть один шанс из миллиона, что вас заметит какой-нибудь издатель и прославит, тогда вы станете основоположником нового жанра. Но скорее всего - нет, будете писать гениальные вещи "в стол".

Ондион   12.05.2023 22:11     Заявить о нарушении
На это произведение написано 30 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.