Грамматика. Часть 1

Это вопросы и ответы по грамматике  на современных форумах русского языка в 2021 году (16 вопросов)

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ
1. О "спряжении" причастий. А разве они спрягаются? 01.12.2021 г.
2. Возвратный залог, пассивный залог? Существуют ли в русском языке такие залоги? 26.11.2021 г.
3. О двойном союзе НЕ ТО ЧТО(БЫ)... А(НО). Как выбрать А или НО? 22.11.2021 г.
4. О предлоге В: полпервого или в полпервого 04.12.2021 г.
5. Правильность конструкции «нет другого выхода, как...» 22.11.2021 г.
6. О правильности  грамматики  в старом тексте (XIX  век)
«Существует класс людей весьма дурной, и на который я прошу вас обратить особенное внимание...»
7. Дополнение или обстоятельство? 16.12.2021 г.
8. Тире, дефис, косая черта, кавычки? Что выбрать для записи парных существительных? 
9. Согласование в падеже однородного ряда и обобщающего слова. Это обязательно? 02.12.2021 г.
10. Нужно ЛИ ставить запятую перед «и оттого» (о некорректной стилистике заданного предложения) 27.12.2021 г.
11. Об устойчивых выражениях «возьми да  купи», «текст не текст» 03.12.2021 г.
12. Сократить штат или штаты, как сказать правильно? 10.12.2021 г.
13. Об "электрической силе" частицы НЕ: не вижу (чего?) или не вижу (что?) 22.12.2021 г.
14.  Об  особенностях  употреблении союза  «не только, но и». Может ли союз НО присоединить перечислительный однородный ряд?
15. Есть ли в русском языке наречия «кряду и сряду»? Зачем они нам, если есть наречие "подряд"?
16. Как синонимы (скупой и жадный) могут стать антонимами?


ВОПРОС 1. О "СПРЯЖЕНИИ" ПРИЧАСТИЙ. А РАЗВЕ ОНИ СПРЯГАЮТСЯ? 22.11.2021 г.
Слова "несомый" и "уважаемый" какого спряжения?

Один из ответов (для сравнения): У прилагательных спряжений не бывает. Учи матчасть...

ОТВЕТ
Слова "несомый" и "уважаемый" ПО ФОРМЕ являются страдательными причастиями настоящего времени. Они не спрягаются, а склоняются по падежам, но суффиксы ОМ/ЕМ соответствуют глаголам 1-го спряжения (причастия и деепричастия считаются особыми формами глагола и тесно связаны с ними).

Из словаря: НЕСТИ, несу, несёшь, несущий; несомый; УВАЖАТЬ, уважаю, уважаешь; уважающий; уважаемый.

Эти формы образованы от переходных глаголов несовершенного вида – это грамматическое требование для таких причастий.
Но обычно слова на МЫЙ считаются прилагательными, а причастиями они будут при наличии зависимого слова в Т.п., обозначающего производителя реального действия (правило Розенталя).

Примеры причастий: Несомый КОНЕМ неизвестно куда. Запахи, несомые ВЕТРОМ с моря. Никита был староста деревни, уважаемый ВСЕМИ крестьянин.

Пример прилагательного (нет зависимых слов в Т.п.): А раз вы вышли на этот путь, помните, что уходить с него нельзя: бросать НЕСОМЫЙ крест и бежать от него нельзя… [В. П. Мещерский. Мои воспоминания (1897)]

ВОПРОС 2. ВОЗВРАТНЫЙ ЗАЛОГ, ПАССИВНЫЙ ЗАЛОГ?  26.11.2021 г.

Существуют ли в русском языке такие залоги?

(1) Девушка легко одевается. Девушка сама легко одевается. Девушка совершает действия с собой.
(2) Кнопка легко нажимается. На кнопку легко нажать. Мы совершаем действия с кнопкой.
В обоих случаях глагол заканчивается на ТСЯ. Но смысл немного отличается. Какое тут правило работает?

1. ОТВЕТ НА ВОПРОС
Кажется, что во втором случае мы имеем ПАССИВНЫЙ ЗАЛОГ, но это не так. Там мы используем возвратные глаголы (или глаголы ВОЗВРАТНОГО ЗАЛОГА).

Смысл приведенных предложений с такими глаголами действительно различен, хотя возвратность в обоих случаях обозначена частицей СЯ. Существует несколько разрядов возвратных глаголов, их характеристика дается в грамматических справочниках.

(1) Девушка легко одевается (в легкую, нетеплую одежду). СОБСТВЕННО-ВОЗВРАТНОЕ ДЕЙСТВИЕ. Субъект и объект действия совпадают: здесь субъект, выраженный подлежащим (обычно это одушевл. сущ.), НАПРАВЛЯЕТ ДЕЙСТВИЕ НА САМОГО СЕБЯ.
 
(2) Кнопка легко нажимается. В этом случае глагол ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕ-КАЧЕСТВЕННОГО значения называет действие как характерную для субъекта СКЛОННОСТЬ ИЛИ СПОСОБНОСТЬ подвергаться какому-либо воздействию. Нитки плохие, рвутся; машина хорошо заводится; фарфор легко бьется; кофе плохо растворяется.

2. ГРАММАТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
АКТИВНЫЙ И ПАССИВНЫЙ ЗАЛОГ
Одна и та же ситуация, в которой участвуют субъект и прямой объект, описывается двумя способами, а именно: активный оборот: рабочие строят дом; пассивный оборот: дом строится рабочими. Активный и пассивный залоги имеют только личные п е р е х о д н ы е глаголы (безличные и непереходные глаголы стоят вне залога).

ВОЗВРАТНЫЙ ЗАЛОГ
В этом случае субъект совершает АКТИВНОЕ действие, направленное на себя, прямой объект при этом отсутствует. ЧАСТНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ возвратности указаны в грамматике.

О  ВОЗВРАТНЫХ ГЛАГОЛАХ 
Выпуск 8.  Правописание глаголов. Раздел 9, тема 4.
Материал из Грамматики-80  http://rusgram.narod.ru/1455-1489.html


ВОПРОС 3. О ДВОЙНОМ СОЮЗЕ НЕ ТО ЧТО(БЫ)... А(НО)  22.11.2021г.
Как выбрать А или НО?

В интернете встретил следующие предложения:
Я не то чтобы поесть, а поспать не смогу;
Мама не то чтобы сердилась, но все-таки была недовольна.

В обоих предложениях используется двойной союз  НЕ ТО ЧТО(БЫ)... А(НО). Предполагаю, что части этого союза А  и НО эквивалентны в своем значении.
Читаю определение этого союза:  Употребляются, когда в одной части предложения выражается НЕОПРЕДЕЛЕННОЕ ОТРИЦАНИЕ того, что более точно формулируется во второй части.
Не понимаю, где "неопределенное отрицание" и что "более точно формулируется."  Автор правильно использует эти двойные союзы?

ОТВЕТ НА ВОПРОС

1. Союзы НЕ ТО ЧТОБЫ...НО, НЕ ТО ЧТО... А – градационные союзы. Градация признака – это постепенность в переходе от одного признака к другому, например: близкий – недалекий – не очень близкий – далекий и т.д.
Это двойные союзы; во второй части используется союз А или НО, причем их нужно правильно выбрать.

2.Союз НО.  Даются две оценки ситуации, из которых вторая болеет точная и правильная, а первая не совсем верная или недостаточно точная. Например: До Ниццы от Йера не то чтобы далеко, но и не рукой подать (не очень близко). Один наблюдатель считает, что далеко, другой же частично ОТРИЦАЕТ это мнение и дает БОЛЕЕ ТОЧНУЮ ГРАДАЦИОННУЮ характеристику. Союз НО – ПРОТИВИТЕЛЬНЫЙ, поэтому он подходит к данному случаю.

3. Союз А – СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ, он как бы предлагает ДРУГОЕ ОПИСАНИЕ, например: До Ниццы от Йера не то чтобы далеко, а просто неудобно добираться на транспорте.
Другой пример с разными союзами:
Мама не то чтобы очень рассердилась, но была нами недовольна.
Мама не то чтобы расстроилась, а была не такой веселой, как всегда.

4. ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
(1) Не сказать, чтобы это выступление сломило лед, но конфронтацию несколько ослабило.
Позавчера поместили в больницу одного товарища, не сказать чтобы сумасшедшего, но был этот товарищ основательно не в себе.

(2) Голова не то что болела, а была какая-то совсем пустая, гремучая.
Она не то что пополнела, а как-то огрубела, обозначилась.

5. Иногда союзы ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫ, так как союз А может использоваться для выражения несоответствия, как и союз НО:
Я не то чтобы поесть, а (даже) поспать не смогу.
Я не то чтобы поесть, но и поспать не смогу.
Обычно пользователи различают эти союзы на слух, то есть знают, когда желательно подобрать союз, а когда они подходят оба.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Выпуск 16. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Раздел 1, тема 4.
Материалы из Русской корпусной грамматики http://rusgram.ru/Сочинительные_союзы#32

ВОПРОС 4. О ПРЕДЛОГЕ «В»: ПОЛПЕРВОГО  ИЛИ  В ПОЛПЕРВОГО?  04.12.2021 г.

В ПАС приводятся примеры с предлогом (§ 136 п. 5 прим.): в полпервого (встретиться), в пол-одиннадцатого (прийти).
Тем не менее вроде бы привычны сочетания вида  «приходи полпервого, собираемся полседьмого».
Так когда всё-таки нужен предлог, а когда нет?

ОТВЕТ
В нейтральной речи мы обычно используем предлог В, что видно и в художественных текстах:
Винительный падеж: Отец Власий обыкновенно начинает прием в полпятого утра ровно.
Именительный падеж. Было уже полпятого.

Сравним два варианта.
(1) Сейчас пять часов. Встретимся в семь часов. Мы не можем пропустить предлог, иначе будет явное нарушение грамматики.

(2) Сейчас полпятого. Встретимся в полседьмого. А можно и так: Встретимся полседьмого.
Здесь грамматическая вольность практически незаметна, поэтому в разговорном варианте она сначала допускается, а потом и закрепляется в разговорной речи. Вариант ненормированный, но довольно частотный.

Это обычное явление в языке: мы заботимся правильной сочетаемости "на слух", то есть при непосредственном контакте слов. И допускаем отклонение в других случаях.

Или такое объяснение: – Встретимся полседьмого. – Почему вы пропускаете предлог, это же В. падеж? – А я имею в виду: когда на часах будет полседьмого, а это уже И. падеж.

А вот пример В. падежа без предлога из художественной литературы:
Иногда среди ночи, чаще всего полпятого утра, просыпался в холодном поту. [Василий Аксенов. Таинственная страсть (2007)]О


ВОПРОС 5. Правильность конструкции «нет другого выхода, как...»   22.11.2021 г.
 
«Уже четвертая волна прошла и еще неизвестно, сколько волн будет впереди и, конечно, выхода другого, как вакцинация, у нас нет».

Автор хотел сказать: выхода другого, кроме вакцинации, у нас нет?
Или имеется в виду: нет выхода другого, как вакцинация (такого же, как вакцинация, — и какого же, интересно знать)?

ОТВЕТ
1. С одной стороны, нельзя сказать, что это ГРАММАТИЧЕСКИ НЕВЕРНАЯ конструкция.. Конечно, у союза КАК нет значения исключения, указанного в словаре. Раньше использовались такие варианты: иного выхода, как только; иного выбора, кроме; иного выбора, кроме как.

2. Но грамматика стремится к УПРОЩЕНИЮ; к тому же союз КАК – многозначный, а изъяснительное значение у него точно есть. И в Нацкорпусе можно найти много таких примеров, как:

Теперь у нее просто нет другого выхода, как сказать правду. У них нет другого выхода, как мириться. у нас нет другого выхода, как принять его.

3. Но интересно обратить внимание на такую деталь: обычно в приведенных примерах союз КАК относится к ГЛАГОЛАМ, а предложений с существительными не так уж много (другого выхода, как вакцинация, у нас нет).

4. А вот почему? Я могу предположить следующее: в таких предложениях СРАВНИТЕЛЬНОЕ значение союза КАК проявляется слишком явно. А дословное прочтение конструкции , когда «выход» сравнивается с другим существительным, представляется пользователю некорректным и напрягает слух.

5. Поэтому я назвала бы это предложение СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕКОРРЕКТНЫМ (стилистически неточным, разговорным). Соответственно, по возможности в таких случаях лучше использовать глаголы, а не существительные, например:

Уже четвертая волна прошла и еще неизвестно, сколько волн будет впереди и, конечно, другого выхода, как ВАКЦИНИРОВАТЬ большую часть населения, у нас нет.


ВОПРОС 6. О ПРАВИЛЬНОСТИ  ГРАММАТИКИ  В СТАРОМ ТЕКСТЕ (XIX  ВЕК) 09.12.2021

Подскажите, верно ли построено предложение?
«Существует класс людей весьма дурной, и на который я прошу вас обратить особенное внимание...»

Текст старый, но интересно все равно. Такова пунктуация в оригинале. Как стоит построить предложение, если брать наше время? Да и вообще интересно, можно ли использовать обособленное определение (причастный оборот или просто прилагательное) вместе с придаточным определительным.

ОТВЕТ
Это цитата из речи императора Николая Павловича  к депутатам с.-петербургского дворянства, 21 марта 1848 г.

«У нас существует класс людей весьма дурной, и на который я прошу вас обратить особенное внимание – это дворовые люди. Будучи взяты из крестьян, они отстали от них, не имея оседлости и не получив ни малейшего образования. Люди эти вообще развратны и опасны как для общества, так и для господ своих. Я вас прошу быть крайне осторожными в отношениях с ними».

1. Прежде всего,  я бы хотела обратить особое внимание на союзное слово КОТОРЫЙ. Оно используется в придаточных определительных предложениях разного вида, один из которых называется РАСПРОСТРАНИТЕЛЬНЫМ  (оно не допускает указательного слова и не имеет выделительного значения), например: Взошло солнце, которое осветило всё вокруг. Нельзя сказать: Взошло (то) солнце, которое осветило всё вокруг. Но здесь возможна замена ЛИЧНЫМ местоимением: Взошло солнце, и оно осветило все вокруг.
Сравним: Существует класс людей весьма дурной, и  НА НЕГО  я прошу вас обратить особенное внимание.

2. С первого взгляда кажется, что надо записать так:  «У нас существует класс людей весьма дурной, на который я прошу вас обратить особенное внимание».

Но тогда получится придаточное  ВЫДЕЛИТЕЛЬНОГО типа: такой… класс, на который…
Но в речи автора высказано две отдельные мысли, обозначены две ситуации: (1) существует класс людей, (2) на него надо обратить особенное внимание.  Поэтому лучше остановиться на варианте с личным местоимением (здесь более точная передача смысла): 
«Существует класс людей весьма дурной, и  на него  я прошу вас обратить особенное внимание».  В место запятой можно поставить тире (в комментариях было предложено такое решение).

А вот в приведенном виде (с использованием союзного слова)  авторская грамматика  современному пользователю кажется устаревшей, неясной.

3. Рассмотрим еще одно предложение из старых текстов: "Целесообразны (такие) подвесные покрытия, прикрепленные к винтам и которые позволяют перекрывать большие пролеты". Здесь придаточное предложение тоже выделительного типа (можно подставить указательное слово "такие"), поэтому оно кажется ошибочным.

Правильно:  Целесообразны (такие) подвесные покрытия, которые прикреплены к винтам и позволяют перекрывать большие пролеты. Предложения выделительного типа требуют наличия местоименной пары (указательное слово – союзное слово), а у одиночного определения указательного слова нет, то есть грамматика некорректна.

А это предложение распространительного вида и выглядит грамматически правильно, но по стилю оно кажется устаревшим; "По Пермской губернии идет превосходная широкая дорога, давно наезженная и которую я видел до этого времени всего только раз в моей жизни" (Герцен)

ВОПРОС 7. ДОПОЛНЕНИЕ ИЛИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО? 16.12.2021 г.

Крупный дождь в лесу зелёном прошумел по стройным кленам, по лесным цветам.
По кленам, по цветам — это дополнение или обстоятельство?
Ребенок обозначил как дополнение. Учитель исправил и снизил оценку.

ОТВЕТ
Из словаря:
ПРОШУМЕТЬ, св. 1. Издать, произвести шум (при движении). Вдали прошумел поезд. За окнами прошумел ливень.
ШУМЕТЬ, нсв. 1. Издавать, производить шум (1 зн.). Шумело море. Деревья шумят на ветру.

1. Как известно, шум создается движением воздушных масс при столкновении их с препятствием (так, к примеру, образуются согласные звуки). Поэтому при создании шума у нас были два обязательных участника – ветер и какой-то материальный объект.
Явным дополнением для «шумовых» глаголов является беспредложный Т.п. (с его инструментальным значением), например: шуршать (чем?) бумагой.

При наличии предлога дополнение становится маловероятным. Деревья шумят (как?) на ветру. Здесь обстоятельство образа действия.

2. Крупный дождь в лесу зеленом прошумел (где?) по стройным кленам, по лесным цветам...
Конечно, объект участвовал в создании шума, но в данном случае это неважно – здесь он скорее обозначает ПРОСТРАНСТВО, где был слышен шум. Поэтому это обстоятельство места.

3. Но снижать оценку в данном случае неверно – более подходящей формулировкой здесь будет «объектное обстоятельство» (все-таки именно объект обозначил «шумовое» пространство). Поэтому сомнения при выборе ответа можно считать вполне обоснованными. И я не думаю, что педагог так уж точно и развернуто объяснил своим ученикам эту сложную тему. Намного корректнее было бы вместе со школьником обсудить и обосновать свое решение.

ВОПРОС 8. ТИРЕ, ДЕФИС, КОСАЯ ЧЕРТА, КАВЫЧКИ? 02.12.2021 г.
Как оформить сочетание парных существительных в заданном предложении?
Работа будет оцениваться по системе «зачёт () незачёт».

ОТВЕТ
Наиболее приемлемой формой является запись:  Работа будет оцениваться по системе «зачёт — незачёт».
Например: О внедрении в школах системы «зачет — незачет»

В то же время  в этой теме встречаются и другие варианты: дефис, косая черта, запись без кавычек. Все они имеют определенное обоснование.

ТИРЕ  http://orthographia.ru/punctuatio.php?sid=108#pp108.

Тире ставится и между нарицательными именами существительными, сочетание которых выполняет ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНУЮ функцию при имени существительном: Система человек — машина; Отношения учитель — ученик; Проблема рыночные отношения — социальная справедливость. Число сочетающихся имен может быть и больше двух: Проблема производство — человек — природа; Статья В. А. Сухомлинского «Педагог — коллектив — личность».

КАВЫЧКИ
Использование кавычек более предпочтительно, так как это непросто определение при существительном, но и название системы.

ХАРАКТЕРИСТИКА ДРУГИХ ЗНАКОВ

КОСАЯ ЧЕРТА  http://orthographia.ru/orfografia.php?sid=60#pp60
§ 114. Сфера применения знака / (косая черта) — научная и деловая речь. Он употребляется в следующих функциях.

1. В функции, близкой к союзам и и или, как знак альтернативности понятий или обозначения единого сложного понятия, напр.: категория одушевлённости/неодушевлённости, проблема слитных/раздельных написаний (в лингвистических текстах);  В этой функции может употребляться не только косая черта, но и дефис (см. § 120, п. 1а).

ДЕФИС  http://orthographia.ru/orf.php?paragraph=pp120.ph

§ 120. Следующие разряды существительных и сочетания существительных пишутся через дефис:
1. Сочетания двух существительных, в которых первая часть обладает самостоятельным склонением:
а) сочетания-повторы разного типа, парные конструкции, сочетания соотносительных или близких по значению слов, дефисное написание которых определяется § 118, пп. 2, 3, 4 общих правил, напр.: умница-разумница, волк-волчище, горе-злосчастие, полусон-полуявь, друг-приятель, имя-отчество, купля продажа, марксизм-ленинизм;

ВОПРОС 9. СОГЛАСОВАНИЕ В ПАДЕЖЕ ОБОБЩАЮЩЕГО СЛОВА И ОДНОРОДНОГО РЯДА 02.12.2021 г.
Документ основывается на конкурентных преимуществах (П.п.) региона: приграничное географическое положение, запасы водных и рекреационных ресурсов (И.п.)
Согласование обязательно?

ОТВЕТ
По правилу Розенталя обобщающее слово должно быть СОГЛАСОВАНО в падеже с членами однородного ряда. В данном случае удобнее изменить падеж обобщающего слова.

Вариант редактирования:
В документе использованы  конкурентные преимущества региона: приграничное географическое положение, запасы водных и рекреационных ресурсов.

Материалы к ответу:

Розенталь: http://www.evartist.narod.ru/text1/67.htm#з_03  Пункт 9.
При наличии в предложении обобщающего слова однородные члены должны согласоваться с ним в падеже. Положение это иногда нарушается, например: «Фактические данные приводятся в различных газетно-публицистических жанрах: статья, корреспонденция, очерк» (однородные члены следовало поставить в предложном падеже).
Разговорный характер имеет смещенная конструкция типа: Шум, крики, смех – всей этой пестрой гаммой звуков была наполнена ярмарочная площадь (ср. вариант с согласованными однородными членами: Шумом, криками, смехом – всей этой пестрой гаммой звуков...)

ВОПРОС 10. Нужно ЛИ ставить запятую перед «и оттого» (о некорректной стилистике заданного предложения) 27.12.2021 г.

Тот вечер был любопытен для девочки только одним: она узнала, что когда папа спит, глаза его не закрываются полностью (,) и оттого создается впечатление, что добрая родительская слежка не имеет конца.
Здесь у нас сложноподчиненное предложение, «глаза его не закрываются полностью» и «оттого создается впечатление» – придаточные части, не требующие разделения запятой. Верно? Или я что-то не так понимаю. Помогите, пожалуйста, избавиться от сомнений.

КОММЕНТАРИЙ
1. Объяснение предложенного ответа также вызывает сомнение:

Тот вечер был любопытен для девочки только одним: она узнала, ЧТО, когда папа спит, глаза его не закрываются полностью и [ЧТО] оттого создается впечатление, что добрая родительская слежка не имеет конца.
В ответе было предложено не ставить запятую, так как здесь однородные придаточные отнесены к одному опорному слову: узнала что и (что). Но разве можно узнать, что создается впечатление?

2.Поэтому КОРРЕКТНАЯ ЗАПИСЬ предложения может выглядеть так:

Тот вечер был любопытен для девочки только одним: (1) она узнала, (2) что, (3) когда папа спит, глаза его не закрываются полностью,  (4) ОТЧЕГО создается впечатление, что добрая родительская слежка не имеет конца.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ РАЗБОР
После двоеточия у нас сложноподчиненное предложение (СПП)  с последовательным и параллельным подчинением. К  предложению (2) относится  придаточное времени (3) и присоединительное придаточное (4).

Соответственно, в исправленном  предложении нет никаких проблем с запятой перед союзом И, так как нет этого союза.

ВОПРОС 11. ОБ УСТОЙЧИВЫХ ВЫРАЖЕНИЯХ «ВОЗЬМИ ДА  КУПИ», «ТЕКСТ НЕ ТЕКСТ» 03.12.2021 г.
По какому правилу разрешается ставить тире в предложении: "Возьми, да купи запятые, без этого текст –  не текст"?

ОТВЕТ
Корректная запись: Возьми да купи запятые, без этого текст не текст.

КОММЕНТАРИЙ
1. Глагольная частица «возьми да» входит в состав  осложненного простого глагольного сказуемого "возьми да купи", например:  А он взял и уехал. Вот возьму и уйду.

2. http://old-rozental.ru/punctuatio.php?sid=104#pp104 § 16. Запятая при повторяющихся словах

Пункт 4. Запятая не ставится:
1) между двумя повторяющимися словами, из которых второе употреблено с отрицанием НЕ, если сочетание этих слов образует смысловое целое, выражающее неполное отрицание или неопределенность в обозначении чего-либо:  На нём надето что-то круглое: сюртук не сюртук, пальто не пальто, фрак не фрак, а что-то среднее (С. Щ.);

ВОПРОС 12. ШТАТ ИЛИ ШТАТЫ, КАК ПРАВИЛЬНО? 10.12.2021 г.

"Не хватает штата"?
Правильно же так, а не во множественном — штатов?

ОТВЕТ

1. Язык – вещь упрямая, так как он ориентируется на практические нужды пользователей. Поэтому в русском языке мирно существуют две формы – штат и штаты, причем по утверждениям словарей форма мн. числа может употребляться в значении ед. числа.

А что это значит? Мы можем говорить так, как нам больше нравится? В некоторых случаях формы взаимозаменяемы, а иногда можно допустить ошибку, выразиться неверно.

ШТАТ предприятия – это фактически СПИСОК всех подразделений и структур с указанием должностей работников и их количества в каждой структуре. Поэтому ОБЩИЙ СПИСОК (штат) составлен из ряда входящих в него СПИСКОВ, отсюда возникает противопоставление ед. и мн. числа. Поэтому нужную форму мы выбираем по смыслу, по ситуации.

2. Начнем с вопроса
Не хватает штата? Правильно же так, а не во множественном — штатов?
Да, правильно именно так. На предприятии недостаточное общее количество работников (каких конкретно – об этом не говорится). А общая численность – это именно штат (ед. число).

3. Рассмотрим другие фразы
Сокращение ШТАТОВ. В этом случае рассматриваются списки отдельных структур и определяется оптимальное количество работников для каждой структуры.

Утвердить ШТАТЫ, пересмотреть штаты – аналогичная ситуация, то есть утверждаются списки подразделений (проводится работа со списками).

Должности дизайнера нет В ШТАТЕ, то есть эта должность не предусмотрена на предприятии вообще. Пополнить штат, зачислить в штат, подобрать штат – здесь также говорится об общем количестве работников, то есть о штате.

Штатное расписание — это документ, фиксирующий структуру, должностной (профессиональный) состав и штатную численность организации.  В штатном расписании мы можем увидеть, какие структурные подразделения существуют, какие должности (профессии) и в каком количестве закреплены за каждой структурой.

ВОПРОС 13. ОБ "ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ СИЛЕ" ЧАСТИЦЫ НЕ: не вижу (чего?) или не вижу (что?) 22.12.2021 г.

Как правильно? "Не вижу ответов" или "Не вижу ответы".

Было высказано мнение. Без отрицания глагол "видеть" обычно управляет В.п. (кого-что): вижу горы,  вижу огонь, вижу сон. Но при отрицании используется Р.п.: не вижу (чего?) ответов, не вижу снов, не вижу огня, не вижу смысла.

Но точно ли это так? Давайте подумаем вместе.

1. Об «электрической силе» частицы НЕ
Материалы по теме:
Розенталь http://www.evartist.narod.ru/text1/66.htm#з_04 §201. Падеж дополнения при переходных глаголах с отрицанием
Какой падеж нужен при отрицании? http://new.gramota.ru/spravka/letters?id=67

«Прежде при глаголах с отрицанием почти всегда употреблялся Р.п.. «Русская грамматика» пишет: «Единая старая норма обязательного родительного падежа при глаголах с отрицанием в современном языке под влиянием разговорной речи не выдерживается: во многих случаях употребление винительного падежа не только предпочитается, но и является единственно правильным».

Строгая обязательность Р.п. при глаголе с отрицанием подвергалась сомнениям уже в XIX веке. Пушкин иронически говорил об «электрической силе отрицательной частицы», которая пройдя через глагол (или даже глаголы) отзывается в существительном.

2. Рассмотрим пример:
(1) Я купил тетради. – Я не купил тетрадей. Частица НЕ относится к глаголу, который (под ее «электрическим влиянием») задает Р.п. (а не В.п.) существительному.
(2) Я купил тетради. – Я не (купил тетради). Частица НЕ относится к сочетанию глагола и сущ. в В.п. Другими словами, НЕ не влияет на падеж, а отрицает всё сочетание.
Из этих примеров понятно, что В.п. не всегда уступает место Р.п. , что вполне обоснованно. Но традиция есть традиция, и в результате мы имеем ДЛИННЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ФАКТОРОВ, влияющих на выбор падежа.

3. Но вернемся к нашей задаче
Как правильно: Не вижу ответов. Не вижу ответы. Оба варианта кажутся возможными, хотя Р.п. выглядит более предпочтительным.
Какие же факторы надо учитывать в этом примере? У нас конкретное, а не отвлеченное существительное. Этот довод в пользу В.п., но, видно, этого недостаточно.

4. Тогда обратимся к семантике глагола
ВИДЕТЬ, нсв. 1. Иметь зрение; обладать каким-л. зрением. Плохо, хорошо видеть. Совы видят ночью. 2. (св. увидеть). кого-что и с придат. дополн. Воспринимать зрением. В. горы вдали. Видишь огонёк?  Ты не видел очки (очков)?
Кстати, даже в словаре отмечено колебание при выборе падежа: Ты не видел очки (очков)?

5. В каком случае мы не видим предмет?
Возможны два варианта: (1) или его нет вообще, (2) или он есть, но мы его не замечаем (не можем увидеть, так как невнимательны или зрение плохое). А это разная семантика.
Близорукие люди не видят (не могут видеть) мелкие предметы – здесь только В.п. «Близорукость – это нарушение зрения, при котором человек не видит мелкие предметы на большом расстоянии, но хорошо видит то, что находится вблизи».
Таким образом, если предмета нет, то предпочтительнее Р.п. Если же это проблемы с его восприятием, то В.п. возможен.

6. Нужен контекст
Вероятно, для решения задачи нужен контекст, то есть обозначение ситуации.
(1) Было задано ответить на вопросы в учебнике, но я не вижу ответов. То есть задание опять не выполнено.
(2) У меня были где-то и вопросы, и ответы. Вопросы вот, но я не вижу ответы.
(3) – Что ты ищешь? – Очки не вижу. Вчера оставила их на столе, а сейчас их нет.

7. Об инверсии
Кстати, отметим что при инверсии (очки не вижу), а также при распространении сочетаний действие частицы НЕ ослабляется, и тогда В.п. выглядит более обоснованно.


ВОПРОС 14. ОБ  ОСОБЕННОСТЯХ  УПОТРЕБЛЕНИИ СОЮЗА  «НЕ ТОЛЬКО, НО И» (может ли за союзом НО следовать перечислительный ряд?)

Можно поставить запятую в   следующем предложении: Солнце блестело не только на распустившейся листве и молодой траве,  но и на всходах хлебов (,) и на ряби быстрой реки.

ОТВЕТ
1. Суть вопроса в том, какой ряд однородных членов мы можем расположить во второй части двойного союза после союза НО. Существует мнение, этот ряд должен быть закрытым: два однородных члена, связанных одиночным союзом И. Но на чем основано такое мнение? Только на том, что так чаще бывает, то есть на статистике?
В Грамматике -80, где говорится  о том, что вторая часть двойного союза может включать отрытый (перечислительный) ряд.

2. У нас четыре однородных члена (кстати, в авторском тексте у они все были однородными и независимыми).  Два первых члена мы еще можем объединить одиночным союзом И,  но какие у нас основания для объединения таким же одиночным союзом третьего и четвертого члена – они по семантике совсем разные, они не образуют группу.
Для сравнения:  Он не любил не только супы, но и каши, и холодец, и сухофрукты. Здесь  открытый ряд после союза НО с перечислительной интонацией.  Разве это невозможно? Можно еще что-нибудь добавить из того, что не любил.

3.Примечание
«С утра был туман, но к завтраку погода разгулялась, и солнце блестело и на только что распустившейся листве, и на молодой девственной траве, и на всходах хлебов, и на ряби быстрой реки, видневшейся налево от дороги (Толстой Л. Н., 1904)
Здесь автор использует не двойной, а обычный повторяющийся союз И…И  для четырех однородных членов.

ВОПРОС 15. ЕСТЬ ЛИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ НАРЕЧИЯ «КРЯДУ И СРЯДУ»?

1. В словаре они указаны, но со специальными пометками
КРЯДУ, нареч. Разг. Подряд, без перерыва. Два лета к. мы проводим здесь. Три дня к. идёт дождь. СРЯДУ, нареч. Нар.-разг. =Подряд. Два дня с.

2. Как мы видим, это синонимы, они различаются только по стилю. В нейтральной же (правильной) речи мы используем слово «подряд».

3. Слова УСТАРЕВАЮЩИЕ и применяются не часто, так как они имеют то же значение, что и нейтральное слово «подряд». Но  все-таки их можно встретить даже в современной литературе – но уже с дополнительной художественной  авторской задачей – например, придать тексту элемент разговорности или народного стиля:
«Иногда по вечерам, просидев десять часов кряду за письменным столом, он чувствовал приятную мышечную усталость, какая бывает после горной или лыжной прогулки». [Людмила Улицкая, 2000]

4. Интересно ПРОИСХОЖДЕНИЕ слов – что означают предлоги  К и С? Пожалуй, примерно то же, что предлог ПОД в слове «подряд».  Существует   какой-то перечислительный ряд, например дни одного календарного периода. А два дня или три дня вписываются в этот НЕПРЕРЫВНЫЙ ряд: подходят под этот ряд (предлог/приставка ПОД), относятся к этому ряду (предлог/приставка К), взяты с этого же ряда (предлог/приставка С).

ВОПРОС 16. КАК СИНОНИМЫ (СКУПОЙ И ЖАДНЫЙ) МОГУТ СТАТЬ АНТОНИМАМИ?

Почему синонимы «жадный и скупой» становятся антонимами в выражениях «скуп до развлечений и жаден до развлечений»?

ОТВЕТ

Оба слова многозначные, можно посмотреть на Грамоте.ру. http://gramota.ru

Скупой человек и жадный человек – это одно и то же (у таких снега зимой не выпросишь).  Но «скупой»  и «жадный»  не всегда синонимы.

ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ значение слов проявляется в умеренности (скупой) или страстности (жадный) в желаниях и стремлениях.  Скупой (умеренный)  стремится  к минимальным РАСХОДАМ (он во всем скуп).

А жадный (страстный) до всего жаден: и до развлечений, и до накопления денег. Ему всего нужно много.

Соответственно, скупому по душе умеренные развлечения, а жадный очень любит развлечения.

ПРИЛОЖЕНИЕ (словарный материал)

СКУПОЙ,  1. Чрезмерно, до жадности бережливый, всячески избегающий расходов, трат (о человеке). С-ые родственники.  2. на что, в чём. Умеренный в чём-л., сдержанный в проявлении чего-л. С. на похвалы. С. на слова. С. на ласки. * Я теперь скупее стал в желаньях (Есенин).
Правильное управление:  Скуп на развлечения.

ЖАДНЫЙ,  1. Неудержимый в своих стремлениях, желаниях и т.п. Ж. к деньгам, к наживе (разг.; до денег, до наживы). Ж-ое стремление, желание, любопытство.  // С увлечением, безудержно отдающаяся какому-л. делу, занятию (о человеке). Ж. к знаниям. Ж. на работу. Ж. до чтения. 3. Скупой, корыстолюбивый (о человеке).
 Правильное управление:  Жаден  до  развлечений.


Рецензии